![]() Толкотт Парсонс (Talcott Parsons; | |
Биография и деятельность | |
---|---|
Имя: | Толкотт Парсонс (Talcott Parsons). |
Дата и место рождения: | 13 декабря 1902 года. Колорадо-Спрингс, США. |
Дата и место смерти: | 6 мая 1979 года. Мюнхен, Германия. |
Гражданство: | |
Деятельность: |
|
Научная сфера: |
|
Область интересов: | |
Связанные организации: | |
Текст статьи: © Г. С. Батыгин. Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.07.2025. | |
Толкотт Парсонс родился в 1902 году в Колорадо Спрингс (штат Колорадо, США), в семье протестантского проповедника. Его отец, Эдвард Парсонс, придерживался либеральных взглядов и интересовался наукой, которую рассматривал как важное дополнение к социально-евангелическому вероисповеданию. Мать Толкотта, Мэри Парсонс, была известна как сторонница суфражизма — движения за политические права женщин. В конце В 1924–1925 годах Парсонс получил возможность учиться в Лондонской школе экономики. Его научные интересы формировались под влиянием преподававших в школе экономистов Г. Ласки, Р. Туни, Э. Кеннана, Л. Гобхауза, М. Гинзберга. Эволюционизм и либерализм были преобладающими воззрениями в Лондонской школе экономики, и континентальный спекулятивный идеализм расценивался здесь как причуда. Наиболее значительное влияние на Парсонса в Лондоне оказал антрополог-функционалист Б. Малиновский. Именно на семинаре Малиновского была подготовлена одна из первых опубликованных работ Парсонса «Магия, наука и религия» (1925). Парсонс провёл критический анализ распространённого взгляда на экономику и социальные порядки «примитивных сообществ» как на «нерациональные» и «малоразвитые» и указал на неадекватность позитивистских «научных» объяснений такого неизбежного события человеческой жизни как смерть. Отсюда вытекает необходимость в функциональном религиозном элементе примитивных культур, которые поддерживают саморегуляцию поведения. Функциональная интерпретация культуры как системы взаимодействующих элементов, соответствующих биологическим потребностям и выражающихся в социальной дифференциации, значительно повлияла на формирование парсонсовского понимания социальной системы. В 1925 году Парсонс продолжил своё образование в Германии, в Гейдельбергском университете. Дух немецкой спекулятивной философии, традиции И. Канта и На философском факультете Гейдельбергского университета Парсонс учился под руководством А. Вебера. Значительное влияние на Парсонса оказал К. Ясперс, который вёл курс по критической философии. Ясперс открыл для Парсонса не только трансцендентальный идеализм И. Канта, но и методологические возможности учения Э. Дюркгейма. В Гейдельберге Парсонс познакомился с К. Мангеймом, развивавшим социологию знания. Это имело исключительно важное значение, поскольку в Лондонской школе экономики к высоким абстракциям тогда относились пренебрежительно, например, Э. Дюркгейм не признавался Углублённое чтение трудов. — М. Вебера и В. Зомбарта по истории хозяйства, сотрудничество со специалистом по экономической теории марксизма Э. Ледерером побудили Парсонса к интенсивной работе по изучению современного капитализма. Диссертация Парсонса в Гейдельбергском университете была посвящена сопоставлению методологических подходов К. Маркса, М. Вебера и В. Зомбарта. В 1926 году Парсонс вернулся в Гарвардский университет. В своих публикациях конца В 1931 году в Гарвардском университете был создан факультет социологии, который возглавил П. Сорокин. Отношения Сорокина и Парсонса оставались достаточно сложными на всём протяжении их работы в Гарварде. Однако уже к началу В 1940-е годы Парсонс придерживался структурно-функциональной методологии. Впоследствии он не использовал этот термин, но школа Парсонса получила наименование структурного функционализма, категориальный аппарат которого стал широко использоваться не только в социологии, но В центре социологической теории Парсонса находится вопрос о том, как возможно общество, то есть социальный порядок, нормативная регуляция поведения. «Я всегда предполагал, что социальный порядок, хотя и несовершенный, существует реально, а вслед за этим задавался вопросом о том, при каких условиях можно объяснить факт его существования», — писал Парсонс. Понятие общества соотносится не с совокупностью индивидов, Социологическая концепция Парсонса отличается выраженной «надындивидуальной» системной направленностью и безразличием к так называемой проблеме человека. Обычно под человеком, «личностью», понимают некоторую уникальную индивидуальность, скрытую от внешнего контроля и непонятную не только посторонним, но и самому/самой себе. Парсонс рассматривает «личность» как системный феномен, отдельно от индивида, и тем самым преодолевая двусмысленности, связанные с романтическим противостоянием субъективного и объективного миров. «Личность» становится специфическим языком описания, обособленным от языка социальной системы, культуры и поведения. Действительно, по Парсонсу, «личность» не человек, а система действия, совокупность ролей и ожиданий. Сама дифференциация «личности» от других систем позволяет обществу решать проблемы адаптации. Таким образом, парсонсовский «новый синтез» — попытка объединить традиции социологического номинализма и социологического реализма в общей теории действия — представляет собой развёрнутую версию аналитического реализма. Распространение структурного функционализма в Изучение в конце Опубликованные в После того, как Парсонс в 1973 году оставил Гарвардский университет, он преподавал в Университете штата Пенсильвания, Университете Брауна, Университете Ратгерса, Калифорнийском университете в Беркли, Университете Куансей Гакин в Токио, читал лекции в Европе. До своей кончины он работал над книгой «Интеграция современных обществ». В 1979 году Гейдельбергский университет проводил конференцию, посвящённую пятидесятилетию со дня присуждения Парсонсу степен Dr. Philadelphia На конференции читали доклады Парсонс и ведущие немецкие социологи. 8 мая 1979 года, через день после конференции, в Мюнхене, Толкотт Парсонс скоропостижно скончался. | |
Библиография | |
Издания и публикации: | |
| |
Толкотт Парсонс
Тексты |
---|
Толкотт Парсонс: Система современных обществ09.09.2012 Talcott Parsons. The System of Modern Societies, 1971. / Толкотт Парсонс: Система современных обществ. // Перевод на русский язык: |
Толкотт Парсонс: Функциональная теория изменения12.02.2009 Talcott Parsons. Social Change. / Edited by A. Etzioni. — New York, 1966. / Толкотт Парсонс. Функциональная теория изменения. // Перевод на русский язык: Г. Беляева, Л. Седов. Структурно-функциональный анализ современной социологии. |
Толкотт Парсонс: Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения10.02.2009 Talcott Parsons. The Concept of Society: The Components and Their Interrelations. In: T.Parsons. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall, 1966. — |