Мераб Константинович Мамардашвили ( |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Мераб Константинович Мамардашвили. |
Дата и место рождения: | 15 сентября 1930 года. Гори, Грузия. |
Дата и место смерти: | 25 ноября 1990 года. Москва, Россия. |
Гражданство: | Грузия Россия |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: | Философия |
Специализация: |
Философия сознания Философия языка Философия истории |
Текст статьи: © А. Ю. Бабайцев. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.11.2023. | |
Мераб Константинович Мамардашвили родился в 1930 году в городе Гори (Грузия) в семье военнослужащего. Детство до начала Второй мировой войны провёл в Винницкой области (Украина), где служил отец. После начала войны семья была эвакуирована в Тбилиси. Учился в Научную деятельность начинал в начале Философская и публично-просветительская деятельность Мамардашвили сыграли важную роль в становлении независимой философской мысли в Советском Союзе. Большое духовное и образовательное значение имели курсы лекций по философии, прочитанные им в Сквозная тема философии Мамардашвили — феномен сознания и его значение для становления человека, культуры, познания. Сознание Мамардашвили рассматривал как космологическое явление, связанное с самими основаниями бытия, а онтологию сознания он считал неустранимой структурой современной парадигмы рациональности (онтология рассматривалась Мамардашвили конструктивно — как предельная форма мыслимости и практикования, а не репрезентативно). Ранние работы Мамардашвили связаны с деятельностью Московского логического (позднее методологического) кружка, который сложился в начале Однако вскоре логический кружок вплотную столкнулся с проблемой онтологии мышления, то есть с проблемой выбора предельных объяснительных категорий по отношению к феноменам мышления. Результатом осознания этого стала формулировка участниками кружка различных подходов и исследовательских программ. Мамардашвили занял последовательную картезианскую позицию, положив в основание трактовки мышления представление о нём как состоянии сознания. Эта позиция во многом определила стиль и направление его последующих исследований, а категория сознания стала центральной в его философии. Построение позитивной теории сознания Мамардашвили полагал невозможным, поскольку сознание как таковое в силу своей интенциональности не может быть схвачено в категориях «предмета» или «вещи». Возможным решением он считал разработку метатеории, направленной на наличные языковые и символические формы, посредством которых могут схватываться те или иные структуры сознания. Эту задачу можно обозначить как задачу экспликации и вычленения фундаментальных философских допущений относительно структуры сознания или задачу историко-философского метаописания сознания. Таким образом, историко-философское самоопределение становится другой отличительной чертой подхода Мамардашвили. Саму философию он полагал принципиально открытой культурной формой, в которой происходит экспериментирование с самими предельными формами и условиями мыслимости. Результатом этого экспериметирования, производимого с наличным языком и мыслительным материалом, является изобретение форм, открывающих новые возможности мышления, человеческой самореализации, культуры. Реальное поле философии Мамардашвили полагал единым как некоторый континуум философских актов, реализующих определённую мысленную неизбежность. Также считал, что различия в философских системах возникают лишь на этапе языковой экспликации этих актов и их интерпретации. Таким образом, Мамардашвили различал «реальную философию», которая едина, и «философии учений и систем», предметом которых является «реальная философия». Принципиальной чертой реальной философии как онтологической основы философии является предельная персоналистичность, экземплифицированность и индивидуальность. Мамардашвили полагал, что только в точках индивидуации и экземплификации актов сознания как реальных философских актов происходит онтологическое «доопределение мира». За счёт понятия реальной философии и принципа индивидуации осуществлял выход за рамки гносеологической трактовки сознания к онтологической постановке проблемы. Разработка метода истории философии как метатеории сознания осуществлялась Мамардашвили на различном материале. Так, работа «Формы и содержание мышления» посвящена критике гегелевской теории познания и гегелевского метода истории (оппозиция гегельянству являлась общей установкой участников логического кружка). Вместе с тем, кантовская априорная форма, гегелевская содержательная форма рассматриваются Мамардашвили в ней как методологические структуры мышления, посредством которых разрешались реальные гносеологические проблемы классической философии. Эта книга особенно важна в плане понимания последующих работ философа, поскольку категория «формы» занимает в них фактически одно из центральных мест. В дальнейшем под «формой» вообще Мамардашвили понимал некоторую генеративную структуру или «орган» мысли, познания, культуры. Имея некоторое обобщённое, но вместе с тем до конца аналитически не прослеживаемое содержание, «форма» всегда предполагает некоторую неопределённость, преодолеваемую только в экземплифицированных актах сознания. Доопределяемое в актах сознания конкретное содержание формы всегда исторично и в этом смысле случайно, однако сама форма не сводима к этим содержаниям, поскольку обладает по отношению к ним порождающей функцией. Форма, по Мамардашвили, — это порождающая конструкция мыслей, смыслов, переживаний, человеческих состояний вообще. Это своеобразная искусственная приставка к естественным способностям человека и «машина», производящая предельные человеческие состояния. В В своих лекциях по античной философии, лекциях о Р. Декарте («Картезианские размышления») и И. Канте («Кантианские вариации») Мамардашвили анализирует аппарат философской мысли как язык «реальной философии», за которым стоят определённые феномены сознания и структуры мышления. С одной стороны, это всегда экземплифицированные акты сознания тех или иных мыслителей и философов, а с другой — акты, в которых выкристаллизовывались порождающие структуры европейского мышления. Теория припоминания Платона и его абстракция рациональной структуры вещи («идея»), принцип cogito и теория непрерывного творения Декарта, априорные формы и принцип интеллигибельности Канта, Марксова концепция превращённых форм сознания и понятие «практики» — эти философские парадигмы, с точки зрения Мамардашвили, являясь определённой трактовкой феномена сознания, в значительной степени конституировали онтологическое поле философии и европейский тип рациональности. Отличия классического и неклассического типов рациональности становятся темой специальной работы философа. Область философских интересов Мамардашвили не ограничивалась историей философии. Возможности исследования феномена сознания обсуждались им в рамках гносеологии, социальной философии, методологии психологии, на материале психоанализа и, наконец, на материале искусства. В лекциях о Прусте и его романе «В поисках утраченного времени» Мамардашвили анализирует художественное произведение как «производящее произведение», в котором смыслы не предзаданы в авторском замысле, а устанавливаются по ходу создания самого произведения. Сама форма романа выступает здесь своеобразной «машиной», или «органом», сознания, позволяющей человеку отдать себе отчёт в собственных чувствах и переживаниях, довести эти состояния до формы сознания. Исходную бытийную структуру сознания Мамардашвили полагал символичной. Символ, в отличие от знака, не предполагает непосредственного референта, он указывает на бытийную структуру, а не на предметное содержание сознания. Символы — это своего рода «органы», или «орудия», сознания, структуры, изменяющие режимы сознательной жизни, то, с помощью чего организуются предельно когерированные состояния (например, символ смерти). Другим выделенным им принципом организации сознания является его иерархичность или полиструктурность. Сознание не гомогенно, его невозможно редуцировать к Другой опасностью, которую обсуждал Мамардашвили в последние годы жизни, является антропологическая катастрофа, порождаемая разрушением интеллигибельных форм цивилизации, культуры, языка, онтологических структур сознания. Мамардашвили рассматривал человека как некоторую возможность или потенциальность самоосуществления. Становление и самоосуществление человека в таком смысле невозможно вне интеллигибельного пространства, допускающего самореализацию, и вместе с тем, вне усилия самого человека по восстановлению достоверности сознания и усилия мысли на собственных основаниях. Ситуация антропологической катастрофы была описана Мамардашвили с помощью принципа «трёх К». Первые два «К»: Картезий (установление достоверности знания и соразмерности человека миру в актах «Я есть», «Я могу»), Кант (принцип формальной интеллигибельности) задают онтологическую основу рациональности, а третье «К» (Кафка) — неописуемую ситуацию абсурда, когда при всех тех же знаках и предметных номинациях и наблюдаемости их натуральных референтов не выполняется всё то, что задаётся первыми двумя принципами. Третье «К» порождает «зомби-ситуации», вполне человекоподобные, но в действительности для человека потусторонние, лишь имитирующие то, что на деле мертво. Продуктом их, в отличие от Homo sapiens, то есть от человека, знающего добро и зло, является «человек странный», «человек неописуемый». Проблема человеческого бытия, с точки зрения Как философские идеи, так и политические взгляды Мамардашвили (например, «если народ пойдёт за Гамсахурдия, я пойду против народа») не утратили своей остроты в современной культуре и общественной жизни, — не случайно открытие в 2001 году в Тбилиси памятника Мамардашвили (работа Эрнста Неизвестного) вызвало идеологически окрашенные уличные столкновения. В 2010 году при въезде в Гори была установлена стела с скульптурным портретом Мамардашвили. |
|
Библиография |
|
Издания и публикации: |
|
|
|
Мераб Константинович Мамардашвили
Тексты |
---|
Мераб Константинович Мамардашвили:
02.07.2012
|
Мераб Константинович Мамардашвили:
10.03.2012
|
Мераб Константинович Мамардашвили:
03.03.2012
|
Мераб Константинович Мамардашвили:
21.01.2012
|
Мераб Константинович Мамардашвили:
21.01.2012
|
Мераб Константинович Мамардашвили:
21.01.2012
|
Мераб Константинович Мамардашвили:
30.10.2010
|
Коллектив авторов: Классика и современность. Две эпохи в развитии буржуазной философии12.03.2008М. К. Мамардашвили, Э. Ю. Соловьёв, В. С. Швырёв. Классика и современность. Две эпохи в развитии буржуазной философии. // В сборнике: Философия в современном мире. — М., 1972, с. |
Мераб Константинович Мамардашвили:
21.01.2008
|
Мераб Константинович Мамардашвили:
21.10.2007
|
Мераб Константинович Мамардашвили:
21.10.2007
|
Мераб Константинович Мамардашвили:
21.10.2007
|
Мераб Константинович Мамардашвили:
21.10.2007
|
Мераб Константинович Мамардашвили:
21.10.2007
|
Мераб Константинович Мамардашвили:
21.10.2007
|
Мераб Константинович Мамардашвили:
21.10.2007
|
Мераб Константинович Мамардашвили, Александр Моисеевич Пятигорский:
09.09.2007
|
Мераб Константинович Мамардашвили, Александр Моисеевич Пятигорский:
01.09.2007
|
Владимир Петрович Зинченко, Мераб Константинович Мамардашвили:
13.09.2006
|