![]() Мераб Константинович Мамардашвили ( |
|
В отличие от лекций (например, о Декарте или Прусте), на которых присутствовали слушатели и с содержанием которых можно было познакомиться затем на основе магнитофонных записей (в настоящее время изданных), текст этой книги, посвящённой философии науки, существующий в двух машинописных экземплярах, практически никому не известен и публикуется впервые. Он был написан в середине Но поскольку Мамардашвили интересовала наука XX века, и он отнюдь не был склонен рассматривать её в медицинских терминах (выражаясь его словами, он видел в науке «событие жизни»), его исследовательская стилистика и пафос — нейтральны и ориентированы при этом на естественно-историческое описание сознательных явлении. Говоря коротко, я бы выразил его подход к анализу науки в этой книге следующим образом. С одной стороны, он предполагает восприятие природного мира как космического чуда порядка, непостижимого для человека, а с другой — такое отношение к нему, когда не меньшим чудом может стать его постижимость, опосредованная научным (или художественным) познанием. Но в любом случае (как, например, в случае Эйнштейна, который считал, что никакая научная теория «не приближает нас к тайне Самого», так и в случае Бора — известного оппонента Эйнштейна), обе эти традиции, свидетельствующие, по мнению М. К., о духовной связи человека с миром, в равной степени позволяют учёному пережить в Судя по всему, это было вызвано двумя немаловажными вещами. Во-первых, явным желанием внести большую ясность и подчеркнуть, уже на уровне заглавия, что его книга посвящена проблеме необратимости акта познания (в духе идей Ильи Пригожина, известного Нобелевского лауреата по физике). А во-вторых, самой выразительностью нового названия, перекликающегося с поэтической фразой О. Мандельштама: «Мысли живая стрела», — которую он собирался (как об этом свидетельствует карандашная пометка на заглавном листе первого экземпляра рукописи) взять в качестве эпиграфа к книге. Я же, чтобы облегчить читателю восприятие содержания книги, решил включить в неё при издании один из неопубликованных докладов М. К. на близкую тему, отредактированный им, в виде Введения, а также упомянутую статью — «К пространственно-временной феноменологии событий знания», которая была напечатана в журнале «Вопросы философии» (№ 1, 1994). Текст книги издаётся по первому экземпляру рукописи (хранящейся у сестры философа, Изы Константиновны Мамардашвили) с сохранением авторского синтаксиса, знаков препинания, и с включением более поздних, небольших авторских вставок (как правило, карандашом), которые были, видимо, внесены при её просмотре в Ю. П. Сенокосов. |
|
Примечания: |
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. |
Выходные сведения: |
Мамардашвили, М. К. Стрела познания. Набросок естественно-исторической гносеологии. — М., 1996. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 02.07.2012. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/6385 |
Раздел: |