Мераб Константинович Мамардашвили ( |
|
Предисловие автораОдной из наиболее актуальных проблем диалектики является изучение тех мыслительных форм, которые сложились в современной науке на основе отражения ей объективной диалектичности процессов и связей действительности и которые это отражение обеспечивают логически. Ф. Энгельс определял в этом плане диалектику как «единственно правильную форму развития мысли» 1. Необходимым и, плодотворным подходом в таком изучении является рассмотрение истории самой концепции диалектики как особой логической структуры познающей мысли, рассмотрение истории складывания её специфических проблем и понятий о мышлении. Этой задаче — в связи с центральной для неё проблемой «формы мышления» (или «формы познания») — и посвящена данная работа. В качестве необходимого исторического материала в ней берутся определённые стороны гегелевской философской концепции. Но следует заранее оговорится, что мы ни в коей мере не ставим перед собой задачи воссоздать конкретную историю диалектики (даже на таком ограниченном её этапе, как учение Гегеля), воссоздать всю сложность и многообразие исторических обстоятельств её становления. Речь идёт лишь о том, чтобы в исторической форме проделать исследование некоторых сторон диалектики как «единственно правильной формы развития мысли», имея в виду, прежде всего, выработку этим путём дальнейших знаний и представлений о современном содержании диалектики. Это исследование предмета диалектики как науки в форме исследования истории знаний о нём. Приводимый исторический материал служит лишь этой цели. Выбор логической теории Гегеля в качестве материала для решения такой задачи не случаен. Гегелевская философия явилась наиболее развитой из первых исторических попыток теоретически разработать диалектику и практически использовать её в постижении действительности. В домарксистской философии именно у Гегеля наиболее остро и широко поставлена интересующая нас проблема диалектики как особой формы познания. И, соответственно, в развитой им логической теории на первый план выступала задача |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|