Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно

Теодор Адорно (Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno)

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno; 1903–1969) — немецкий социальный философ, социолог искусства и литературы, один из ведущих представителей Франкфуртской школы, влиятельного направления неомарксизма в немецкой социальной философии 1930–1960-х годов, которое сложилось вокруг созданного в 1923 году Франкфуртского института социальных исследований при Университете имени И. В. Гёте во Франкфурте-на-Майне.

Содержание

Биография и деятельность

Имя:Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno).
Дата и место рождения:11 сентября 1903 года. Франкфурт-на-Майне, Германская империя.
Дата и место смерти:6 августа 1969 года. Висп, Швейцария.
Текст статьи: © Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Главный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 22.09.2025.

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно — немецкий социальный философ, социолог, теоретик искусства (главным образом музыки) и литературы. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, влиятельного направления неомарксизма в немецкой социальной философии 1930–1960-х годов, которое сложилось вокруг созданного в 1923 году Франкфуртского института социальных исследований (Frankfurter Institut für Sozialforschung) при Университете имени И. В. Гёте во Франкфурте-на-Майне (Goethe-Universität Frankfurt am Main). Сотрудник, а затем и соруководитель (совместно с Максом Хоркхаймером) Франкфуртского института социальных исследований.

Теоретическая деятельность Теодора Адорно как философа и социолога происходит в русле идей Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса и З. Фрейда. Начинал он её как авангардистски ориентированный музыкальный критик, теоретик и социолог музыки, углублённо интересующийся процессами «овеществления» и «фетишизации» в современной музыке и её восприятия слушателями. Постепенно перешёл к анализу под этим углом зрения и других областей искусства, литературы и философии, культуры вообще. Одна из наиболее важных работ Адорно — «Диалектика просвещения», написанная им в соавторстве с Максом Хоркхаймером, представляет собой программное изложение социальной философии неомарксизма и её своеобразную философию истории, в свете которой эволюция человечества предстаёт как история «неудавшейся цивилизации»: усугубляющегося «отчуждения», вызванного «буржуазным» разумом, противопоставившим себя природе.

Сознательно пародируя Г. В. Ф. Гегеля, рассматривавшего мировую историю под углом зрения развития разума и свободы, Адорно трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия (разум, сошедший с ума в силу противостояния природе) и утраты индивидуальной свободы («фашизоидный» капитализм и откровенно бесчеловечный фашизм). В духе этих идей, развившихся на почве авангардистски-модернистских эстетических пристрастий, Адорно подвергает социально-философскому анализу современную западную музыку («Философия новой музыки», 1949), которая выступает у него как моделирование процесса тотального «отчуждения» человека (то есть его «расчеловечивания», «обесчеловечивания» вообще), происходящего в условиях «позднего капитализма». В том же — «культурно-критическом» — духе выдержаны и другие его музыкально-социологические работы («Призмы. Критика культуры и общество», 1955; «Диссонансы, Музыка в управляемом мире», 1956), а также литературно-социологические («Заметки о литературе», тома I–III, 1958, 1961, 1965) и эстетико-социологические труды (прежде всего изданная уже посмертно «Эстетическая теория»). В них концепция Адорно предстаёт как леворадикальный вариант элитарной концепции искусства. Неомарксистски-авангардистский метод «критики культуры» применяется Адорно также и при анализе современной западной философии и гносеологии в книге «Штудии о Гуссерле и феноменологических антиномиях» (1956), где предлагается социологическая «метакритика» теории познания, разоблачающая процессы «фетишизации» на самых глубоких уровнях современного теоретического знания. Специально социологическая проблематика представлена у Адорно прежде всего в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Двигаясь в русле идеи «авторитарной личности», предложенной Э. Фроммом и конкретизированной М. Хоркхаймером, Адорно вместе со своими сотрудниками пытается подтвердить её на основании конкретно-социологического исследования. Но хотя эта работа получила широкую известность среди западных социологов, общая её оценка с точки зрения как концепции, положенной в её основу, так и применённой в ней методики и техники оказалась в итоге скорее негативной.

На протяжении 1950-х годов Адорно неоднократно выступает с докладами и статьями, посвящёнными критике методологии социологии в духе неомарксистской «критической теории»; в том же духе был выдержан и его доклад «О логике социальных наук», произнесённый на съезде западногерманских социологов в 1961 году. Альтернативу критикуемой им методологии он предлагает в книге «Введение в социологию музыки». Адорно исходит из предположения о том, что всякое «систематическое» теоретическое построение, базирующееся на логическом приёме подведения индивидуального под всеобщее (приём генерализации), есть повторение и, следовательно, «апологетика» реального процесса подавления уникального индивида «общественной тотальностью» в позднем капиталистическом обществе. Утверждая в противоположность Гегелю, что целое «неистинно», Адорно подвергает критике системо-образующую функцию теоретического понятия, противопоставляя ему в качестве «органона истины» эстетическое выражение. Вульгарно-социологические концепции Адорно были заимствованы в 1960-е годы «новыми левыми» с характерным для них «тотально» разоблачительным критицизмом. Хотя сам Адорно и поддержал это движение на первом его этапе, впоследствии он отмежевался от него как от нигилистического и экстремистского. Однако в леворадикальной западной социологии авторитет Адорно оставался высоким и после осуждения им политического экстремизма.

Библиография

Издания и публикации:

  • Adorno T. W. Kierkegaard. Konstruktion des Ästhetischen. — Tübingen, 1933.
  • Adorno T. W. Reich W. (Hrsg.): Alban Berg. Mit Bergs eigenen Schriften und Beiträgen von Theodor Wiesengrund-Adorno und Ernst Krenek. — Wien, Leipzig, Zürich, 1937.
  • Adorno T. W., Horkheimer M. Dialektik der Aufklärung. Philosophische Fragmente. — Amsterdam, 1944.
  • Adorno T. W. Philosophie der neuen Musik. — Tübingen, 1949.
  • Adorno T. W., Frenkel-Brunswik E., Levinson J. D., Sanford R. N.: The Authoritarian Personality. — New York, 1950. In Deutschland posthum erschienen unter dem Titel Studien zum autoritären Charakter. — Frankfurt am Main, 1973.
  • Adorno T. W. Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschädigten Leben. — Berlin, Frankfurt am Main, 1951.
  • Adorno T. W. Versuch über Wagner. — Berlin, Frankfurt am Main, 1952.
  • Adorno T. W. Prismen. Kulturkritik und Gesellschaft. — Berlin, Frankfurt am Main, 1955.
  • Adorno T. W. Zur Metakritik der Erkenntnistheorie. Studien über Husserl und die phänomenologischen Antinomien. — Stuttgart, 1956.
  • Adorno T. W. Dissonanzen. Musik in der verwalteten Welt. — Göttingen, 1956.
  • Adorno T. W. Aspekte der Hegelschen Philosophie. — Berlin, Frankfurt am Main, 1957.
  • Adorno T. W. Noten zur Literatur I. — Berlin, Frankfurt am Main, 1958.
  • Adorno T. W. Klangfiguren. Musikalische Schriften I. — Berlin, Frankfurt am Main, 1959.
  • Adorno T. W. Mahler. Eine musikalische Physiognomie. — Frankfurt am Main, 1960.
  • Adorno T. W. Noten zur Literatur II. — Frankfurt am Main, 1961.
  • Adorno T. W. Einleitung in die Musiksoziologie. Zwölf theoretische Vorlesungen. — Frankfurt am Main, 1962.
  • Adorno T. W., Horkheimer M. Sociologica II. Reden und Vorträge. — Frankfurt am Main, 1962.
  • Adorno T. W. Drei Studien zu Hegel. — Frankfurt am Main, 1963.
  • Adorno T. W. Eingriffe. Neun kritische Modelle. — Frankfurt am Main, 1963.
  • Adorno T. W. Der getreue Korrepetitor. Lehrschriften zur musikalischen Praxis. — Frankfurt am Main, 1963.
  • Adorno T. W. Quasi una fantasia. Musikalische Schriften II. — Frankfurt am Main, 1963.
  • Adorno T. W. Moments musicaux. Neu gedruckte Aufsätze 1928–1962. — Frankfurt am Main, 1964.
  • Adorno T. W. Jargon der Eigentlichkeit. Zur deutschen Ideologie. — Frankfurt am Main, 1965.
  • Adorno T. W. Noten zur Literatur III. — Frankfurt am Main, 1965.
  • Adorno T. W. Negative Dialektik. — Frankfurt am Main, 1966.
  • Adorno T. W. Ohne Leitbild. Parva Aesthetica. — Frankfurt am Main, 1967.
  • Adorno T. W. Berg. Der Meister des kleinsten Übergangs. — Wien, 1968.
  • Adorno T. W. Impromptus. Zweite Folge neu gedruckter musikalischer Aufsätze. — Frankfurt am Main, 1968.
  • Adorno T. W. Sechs kurze Orchesterstücke op. 4, 1929. — Milano, 1968.
  • Adorno T. W., Hanns Eisler H.: Komposition für den Film. — München, 1969.
  • Adorno T. W. Stichworte. Kritische Modelle 2. — Frankfurt am Main, 1969.
  • Adorno T. W. Ästhetische Theorie. Hrsg. von Gretel Adorno und Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main, 1970; 13. Auflage, 1995.
  • Adorno T. W. Über Walter Benjamin. Hrsg. und mit Anmerkungen versehen von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main, 1970. [Revidierte und erweiterte Ausg.]: Frankfurt am Main, 1990.
  • Adorno T. W. Noten zur Literatur IV. Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main, 1974.
  • Adorno T. W. Der Schatz des Indianer-Joe. Singspiel nach Mark Twain. Hrsg. und mit einem Nachwort versehen von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main, 1979.
  • Adorno T. W. Beethoven. Philosophie der Musik. Fragmente und Texte. Hrsg. von Rolf Tiedemann. (Nachgelassene Schriften. Hrsg. vom Theodor W. Adorno Archiv. Abt. I, Band 1.) — Frankfurt am Main, 1993. 2. Auflage, 1994. [Taschenbuch-Ausg.] Frankfurt am Main, 2004.
  • Adorno T. W. Probleme der Moralphilosophie 1963. Hrsg. von Thomas Schröder. — Frankfurt am Main, 1996. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 10.)
  • Adorno T. W. Metaphysik. Begriff und Probleme 1965. Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main, 1998. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 14.)
  • Adorno T. W. Zur Lehre von der Geschichte und von der Freiheit 1964–1965. Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main, 2001. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 13.)
  • Adorno T. W. Ontologie und Dialektik 1960–1961. Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main, 2002. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 7.)
  • Adorno T. W. Vorlesung über Negative Dialektik. Fragmente zur Vorlesung 1965–1966. Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main, 2003. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 16.)
  • Adorno T. W. Zu einer Theorie der musikalischen Reproduktion. Aufzeichnungen, ein Entwurf und zwei Schemata. Hrsg. von Henri Lonitz. — Frankfurt am Main, 2001. (Nachgel. Schr., Abt. I, Band 2.)
  • Adorno T. W. Traumprotokolle. Hrsg. von Christoph Gödde und Henri Lonitz. Nachwort von Jan Philipp Reemtsma. — Frankfurt am Main, 2005.
  • Adorno T. W. Current of Music. Elements of a Radio Theory, hrsg. von Robert Hullot-Kentor. — Frankfurt am Main, 2006.
Выходные сведения Ф. Н. Голдберг. П. С. Александров. — Теодор Адорно / Гума­нитар­ный портал: [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2006–2025 (после­дняя редак­ция: 22.09.2025). URL: https://gtmarket.ru/personnels/teodor-adorno

Новые персоналии

Популярные персоналии

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.