![]() |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno). |
Дата и место рождения: | 11 сентября 1903 года. Франкфурт-на-Майне, Германская империя. |
Дата и место смерти: | 6 августа 1969 года. Висп, Швейцария. |
Гражданство: | Германия |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: | Философия • Культурология • Социология |
Область интересов: | Общество • Культура • Искусство |
Текст статьи: © Ф. Н. Голдберг. П. С. Александров. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 18.11.2022. | |
Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно — немецкий социальный философ, социолог, теоретик искусства (главным образом музыки) и литературы. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, влиятельного направления неомарксизма в немецкой социальной философии Теоретическая деятельность Теодора Адорно как философа и социолога происходит в русле идей Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса и З. Фрейда. Начинал он её как авангардистски ориентированный музыкальный критик, теоретик и социолог музыки, углублённо интересующийся процессами «овеществления» и «фетишизации» в современной музыке и её восприятия слушателями. Постепенно перешёл к анализу под этим углом зрения и других областей искусства, литературы и философии, культуры вообще. Одна из наиболее важных работ Адорно — «Диалектика просвещения», написанная им в соавторстве с Максом Хоркхаймером, представляет собой программное изложение социальной философии неомарксизма и её своеобразную философию истории, в свете которой эволюция человечества предстаёт как история «неудавшейся цивилизации»: усугубляющегося «отчуждения», вызванного «буржуазным» разумом, противопоставившим себя природе. Сознательно пародируя Г. В. Ф. Гегеля, рассматривавшего мировую историю под углом зрения развития разума и свободы, Адорно трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия (разум, сошедший с ума в силу противостояния природе) и утраты индивидуальной свободы («фашизоидный» капитализм и откровенно бесчеловечный фашизм). В духе этих идей, развившихся на почве авангардистски-модернистских эстетических пристрастий, Адорно подвергает социально-философскому анализу современную западную музыку («Философия новой музыки», 1949), которая выступает у него как моделирование процесса тотального «отчуждения» человека (то есть его «расчеловечивания», «обесчеловечивания» вообще), происходящего в условиях «позднего капитализма». В том же — «культурно-критическом» — духе выдержаны и другие его музыкально-социологические работы («Призмы. Критика культуры и общество», 1955; «Диссонансы, Музыка в управляемом мире», 1956), а также литературно-социологические («Заметки о литературе», т. На протяжении |
|
Библиография |
|
Избранные труды: |
|
|
|
Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно
Тексты |
---|
Теодор Адорно:
29.05.2012
|
Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер:
21.03.2011
|
Философия техники в ФРГ.
28.08.2010
|
Теодор Адорно:
28.08.2010
|