Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно

Биография • деятельность • произведения

Теодор Адорно Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno; 1903–1969) — немецкий социальный философ, социолог искусства и литературы, один из ведущих представителей Франкфуртской школы, влиятельного направления неомарксизма в немецкой социальной философии 1930–1960-х годов, которое сложилось вокруг созданного в 1923 году Франкфуртского института социальных исследований при Университете имени И. В. Гёте во Франкфурте-на-Майне.

Биография и деятельность

Имя: Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno).
Дата и место рождения: 11 сентября 1903 года. Франкфурт-на-Майне, Германская империя.
Дата и место смерти: 6 августа 1969 года. Висп, Швейцария.
Деятель­ность: Учёный.
Научная сфера: Философия, Культурология, Социология.
Область интересов: Общество, Культура, Искусство.

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно — немецкий социальный философ, социолог, теоретик искусства (главным образом музыки) и литературы. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, влиятельного направления неомарксизма в немецкой социальной философии 1930–1960-х годов, которое сложилось вокруг созданного в 1923 году Франкфуртского института социальных исследований при Университете имени И. В. Гёте во Франкфурте-на-Майне. Сотрудник, а затем и соруководитель (совместно с Максом Хоркхаймером) Франкфуртского института.

Теоретическая деятельность Теодора Адорно как философа и социолога происходит в русле идей Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса и З. Фрейда. Начинал он её как авангардистски ориентрованный музыкальный критик, теоретик и социолог музыки, углублённо интересующийся процессами «овеществления» и «фетишизации» в современной музыке и её восприятия слушателями. Постепенно перешёл к анализу под этим углом зрения и других областей искусства, литературы и философии, культуры вообще. Одна из наиболее важных работ Адорно — «Диалектика просвещения», написанная им в соавторстве с Максом Хоркхаймером, представляет собой программное изложение социальной философии неомарксизма и её своеобразную философию истории, в свете которой эволюция человечества предстаёт как история «неудавшейся цивилизации»: усугубляющегося «отчуждения», вызванного «буржуазным» разумом, противопоставившим себя природе.

Сознательно пародируя Г. В. Ф. Гегеля, рассматривавшего мировую историю под углом зрения развития разума и свободы, Адорно трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия (разум, сошедший с ума в силу противостояния природе) и утраты индивидуальной свободы («фашизоидный» капитализм и откровенно бесчеловечный фашизм). В духе этих идей, развившихся на почве авангардистски-модернистских эстетических пристрастий, Адорно подвергает социально-философскому анализу современную западную музыку («Философия новой музыки», 1949), которая выступает у него как моделирование процесса «отчуждения» человека (то есть его «обесчеловечивания» вообще), происходящего в условиях «позднего капитализма». В том же — «культурно-критическом» — духе выдержаны и другие его музыкально-социологические работы («Призмы. Критика культуры и общество», 1955; «Диссонансы, Музыка в управляемом мире», 1956), а также литературно-социологические («Заметки о литературе», т. I–III, 1958, 1961, 1965) и эстетико-социологические труды (прежде всего изданная уже посмертно «Эстетическая теория»). В них концепция Адорно предстаёт как леворадикальный вариант элитарной концепции искусства. Неомарксистски-авангардистский метод «критики культуры» применяется Адорно также и при анализе современной западной философии и гносеологии в книге «Штудии о Гуссерле и феноменологических антиномиях» (1956), где предлагается социологическая «метакритика» теории познания, разоблачающая процессы «фетишизации» на самых глубоких уровнях современного теоретического знания. Специально социологическая проблематика представлена у Адорно прежде всего в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Двигаясь в русле идеи «авторитарной личности», предложенной Э. Фроммом и конкретизированной М. Хоркхаймером, Адорно вместе со своими сотрудниками пытается подтвердить её на основании конкретно-социологического исследования. Но хотя эта работа получила широкую известность среди западных социологов, общая её оценка с точки зрения как концепции, положенной в её основу, так и применённой в ней методики и техники оказалась в итоге скорее негативной.

На протяжении 1950-х годов Адорно неоднократно выступает с докладами и статьями, посвящёнными критике методологии социологии в духе неомарксистской «критической теории»; в том же духе был выдержан и его доклад «О логике социальных наук», произнесённый на съезде западногерманских социологов в 1961 году. Альтернативу критикуемой им методологии он предлагает в книге «Введение в социологию музыки». Адорно исходит из предположения о том, что всякое «систематическое» теоретическое построение, базирующееся на логическом приёме подведения индивидуального под всеобщее (приём генерализации), есть повторение и, следовательно, «апологетика» реального процесса подавления уникального индивида «общественной тотальностью» в позднем капиталистическом обществе. Утверждая в противоположность Гегелю, что целое «неистинно», Адорно подвергает критике системо-образующую функцию теоретического понятия, противопоставляя ему в качестве «органона истины» эстетическое выражение. Вульгарно-социологические концепции Адорно были заимствованы в 1960-е годы «новыми левыми» с характерным для них «тотально» разоблачительным критицизмом. Хотя сам Адорно и поддержал это движение на первом его этапе, впоследствии он отмежевался от него как от нигилистического и экстремистского. Однако в леворадикальной западной социологии авторитет Адорно оставался высоким и после осуждения им политического экстремизма.

Библиография

Избранные труды:

  • Theodor W. Adorno: Kierkegaard. Konstruktion des Ästhetischen. — Tübingen 1933.
  • Theodor W. Adorno: Willi Reich (Hrsg.): Alban Berg. Mit Bergs eigenen Schriften und Beiträgen von Theodor Wiesengrund-Adorno und Ernst Krenek. — Wien, Leipzig, Zürich 1937.
  • Theodor W. Adorno: Max Horkheimer: Dialektik der Aufklärung. Philosophische Fragmente. — Amsterdam 1947
  • Theodor W. Adorno: Philosophie der neuen Musik. — Tübingen 1949.
  • Theodor W. Adorno, Else Frenkel-Brunswik, Daniel J. Levinson, R. Nevitt Sanford: The Authoritarian Personality. — New York 1950. In Deutschland posthum erschienen unter dem Titel Studien zum autoritären Charakter. — Frankfurt am Main 1973.
  • Theodor W. Adorno: Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschädigten Leben. — Berlin, Frankfurt am Main 1951
  • Theodor W. Adorno: Versuch über Wagner. — Berlin, Frankfurt am Main 1952.
  • Theodor W. Adorno: Prismen. Kulturkritik und Gesellschaft. — Berlin, Frankfurt am Main 1955.
  • Theodor W. Adorno: Zur Metakritik der Erkenntnistheorie. Studien über Husserl und die phänomenologischen Antinomien. — Stuttgart 1956.
  • Theodor W. Adorno: Dissonanzen. Musik in der verwalteten Welt. — Göttingen 1956.
  • Theodor W. Adorno: Aspekte der Hegelschen Philosophie. — Berlin, Frankfurt am Main. 1957.
  • Theodor W. Adorno: Noten zur Literatur I. — Berlin, Frankfurt am Main 1958.
  • Theodor W. Adorno: Klangfiguren. Musikalische Schriften I. — Berlin, Frankfurt am Main 1959.
  • Theodor W. Adorno: Mahler. Eine musikalische Physiognomie. — Frankfurt am Main 1960.
  • Theodor W. Adorno: Noten zur Literatur II. — Frankfurt am Main 1961.
  • Theodor W. Adorno: Einleitung in die Musiksoziologie. Zwölf theoretische Vorlesungen. — Frankfurt am Main 1962.
  • Theodor W. Adorno, Max Horkheimer: Sociologica II. Reden und Vorträge. — Frankfurt am Main 1962.
  • Theodor W. Adorno: Drei Studien zu Hegel. — Frankfurt am Main 1963.
  • Theodor W. Adorno: Eingriffe. Neun kritische Modelle. — Frankfurt am Main 1963.
  • Theodor W. Adorno: Der getreue Korrepetitor. Lehrschriften zur musikalischen Praxis. — Frankfurt am Main 1963.
  • Theodor W. Adorno: Quasi una fantasia. Musikalische Schriften II. — Frankfurt am Main 1963.
  • Theodor W. Adorno: Moments musicaux. Neu gedruckte Aufsätze 1928–1962. — Frankfurt am Main 1964.
  • Theodor W. Adorno: Jargon der Eigentlichkeit. Zur deutschen Ideologie. — Frankfurt am Main 1964
  • Theodor W. Adorno: Noten zur Literatur III. — Frankfurt am Main 1965.
  • Theodor W. Adorno: Negative Dialektik. — Frankfurt am Main 1966
  • Theodor W. Adorno: Ohne Leitbild. Parva Aesthetica. — Frankfurt am Main 1967.
  • Theodor W. Adorno: Berg. Der Meister des kleinsten Übergangs. — Wien 1968.
  • Theodor W. Adorno: Impromptus. Zweite Folge neu gedruckter musikalischer Aufsätze. — Frankfurt am Main 1968.
  • Theodor W. Adorno: Sechs kurze Orchesterstücke op. 4, 1929. — Milano 1968.
  • Theodor W. Adorno: Theodor W. Adorno, Hanns Eisler: Komposition für den Film. — München 1969.
  • Theodor W. Adorno: Stichworte. Kritische Modelle 2. — Frankfurt am Main 1969.
  • Theodor W. Adorno: Ästhetische Theorie. Hrsg. von Gretel Adorno und Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1970; 13. Auflage. 1995.
  • Theodor W. Adorno: Über Walter Benjamin. Hrsg. und mit Anmerkungen versehen von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1970. [Revidierte und erweiterte Ausg.]: Frankfurt am Main 1990.
  • Theodor W. Adorno: Noten zur Literatur IV. Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1974.
  • Theodor W. Adorno: Der Schatz des Indianer-Joe. Singspiel nach Mark Twain. Hrsg. und mit einem Nachwort versehen von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1979.
  • Theodor W. Adorno: Beethoven. Philosophie der Musik. Fragmente und Texte. Hrsg. von Rolf Tiedemann. (Nachgelassene Schriften. Hrsg. vom Theodor W. Adorno Archiv. Abt. I, Band 1.) — Frankfurt am Main 1993. 2. Auflage. 1994. [Taschenbuch-Ausg.] Frankfurt am Main 2004.
  • Theodor W. Adorno: Probleme der Moralphilosophie 1963. Hrsg. von Thomas Schröder. — Frankfurt am Main 1996. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 10.)
  • Theodor W. Adorno: Metaphysik. Begriff und Probleme 1965. Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1998. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 14.)
  • Theodor W. Adorno: Zur Lehre von der Geschichte und von der Freiheit 1964–1965. Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 2001. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 13.)
  • Theodor W. Adorno: Ontologie und Dialektik 1960–1961. Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 2002. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 7.)
  • Theodor W. Adorno: Vorlesung über Negative Dialektik. Fragmente zur Vorlesung 1965–1966. Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 2003. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 16.)
  • Theodor W. Adorno: Zu einer Theorie der musikalischen Reproduktion. Aufzeichnungen, ein Entwurf und zwei Schemata. Hrsg. von Henri Lonitz. — Frankfurt am Main 2001. (Nachgel. Schr., Abt. I, Band 2.)
  • Theodor W. Adorno: Traumprotokolle. Hrsg. von Christoph Gödde und Henri Lonitz. Nachwort von Jan Philipp Reemtsma. — Frankfurt am Main 2005.
  • Theodor W. Adorno: Current of Music. Elements of a Radio Theory, hrsg. von Robert Hullot-Kentor. — Frankfurt am Main 2006.
Выходные сведения:  — Теодор Адорно. / Гуманитарная энциклопедия: [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2019 (последняя редакция: 23.04.2019). URL: https://gtmarket.ru/personnels/teodor-adorno
Текст статьи: © Ф. И. Голдберг. А. В. Александров. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев.