Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno; |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno). |
Дата и место рождения: | 11 сентября 1903 года. Франкфурт-на-Майне, Германская империя. |
Дата и место смерти: | 6 августа 1969 года. Висп, Швейцария. |
Гражданство: | Германия |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: |
Философия Культурология Социология |
Область интересов: |
Общество Культура Искусство |
Текст статьи: © Ф. Н. Голдберг. П. С. Александров. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно — немецкий социальный философ, социолог, теоретик искусства (главным образом музыки) и литературы. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, влиятельного направления неомарксизма в немецкой социальной философии Теоретическая деятельность Теодора Адорно как философа и социолога происходит в русле идей Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса и З. Фрейда. Начинал он её как авангардистски ориентированный музыкальный критик, теоретик и социолог музыки, углублённо интересующийся процессами «овеществления» и «фетишизации» в современной музыке и её восприятия слушателями. Постепенно перешёл к анализу под этим углом зрения и других областей искусства, литературы и философии, культуры вообще. Одна из наиболее важных работ Адорно — «Диалектика просвещения», написанная им в соавторстве с Максом Хоркхаймером, представляет собой программное изложение социальной философии неомарксизма и её своеобразную философию истории, в свете которой эволюция человечества предстаёт как история «неудавшейся цивилизации»: усугубляющегося «отчуждения», вызванного «буржуазным» разумом, противопоставившим себя природе. Сознательно пародируя Г. В. Ф. Гегеля, рассматривавшего мировую историю под углом зрения развития разума и свободы, Адорно трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия (разум, сошедший с ума в силу противостояния природе) и утраты индивидуальной свободы («фашизоидный» капитализм и откровенно бесчеловечный фашизм). В духе этих идей, развившихся на почве авангардистски-модернистских эстетических пристрастий, Адорно подвергает социально-философскому анализу современную западную музыку («Философия новой музыки», 1949), которая выступает у него как моделирование процесса тотального «отчуждения» человека (то есть его «расчеловечивания», «обесчеловечивания» вообще), происходящего в условиях «позднего капитализма». В том же — «культурно-критическом» — духе выдержаны и другие его музыкально-социологические работы («Призмы. Критика культуры и общество», 1955; «Диссонансы, Музыка в управляемом мире», 1956), а также литературно-социологические («Заметки о литературе», т. На протяжении |
|
Библиография |
|
Избранные труды: |
|
|
|
Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно
Тексты |
---|
Теодор Адорно:
Негативная диалектика 29.05.2012 Theodor Adorno. Negative dialektik, 1966. / Теодор Адорно: Негативная диалектика. Перевод на русский язык: Е. Л. Петренко. — М., 2003. |
Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер:
Диалектика просвещения. Философские фрагменты 21.03.2011 Max Horkheimer, Theodor W. Adomo Dialektik der Aufklaerung Philosophische Fragmente, 1969. / Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер: Диалектика просвещения. Философские фрагменты. Перевод на русский язык: М. Кузнецова. — СПб., 1997 |
Философия техники в ФРГ.
Сборник статей 28.08.2010 Философия техники в ФРГ. Сборник статей. — Перевод с немецкого и английского. Составители: Ц. Г. Арзаканян, В. Г. Горохов. — М., «Прогресс», 1989. |
Теодор Адорно:
О технике и гуманизме 28.08.2010 Философия техники в ФРГ. Сборник статей. — Перевод с немецкого и английского. Составители: Ц. Г. Арзаканян, В. Г. Горохов. — М., «Прогресс», 1989. С. |