Николай Онуфриевич Лосский

Биография • деятельность • произведения

Николай Онуфриевич Лосский Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965) — русский философ, представитель религиозной философской мысли, один из основоположников интуитивизма в философии.

Биография и деятельность

Имя: Николай Онуфриевич Лосский.
Дата и место рождения: 24 ноября (6 декабря) 1870 года. Креславка, Витебская губерния, Российская империя.
Дата и место смерти: 24 января 1965 года. Париж, Франция.
Деятель­ность: Учёный.
Область интересов: Интуитивизм, Персонализм, Гносеология, Онтология, Аксиология, Этика.

Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965) — русский философ, представитель религиозной философской мысли, один из основоположников интуитивизма в философии.

Биография

Николай Онуфриевич Лосский родился 24 ноября (6 декабря) 1870 года в местечке Креславка Динабургского уезда Витебской губернии (ныне город Краслава в Латвии). С 1881 года учился в гимназии в Витебске, где увлёкся социалистическими идеями, за что в 1887 году был исключён из учебного заведения. Продолжил образование в Швейцарии, где посещал лекции на философском факультете Бернского университета (1888–1889). Вернувшись в 1889 году в Россию поступил в Санкт-Петербургский университет. В 1895 году окончил с дипломом I степени естественное отделение физико-математического факультета; с 1894 года посещал лекции на историко-филологическом факультете, который также окончил с дипломом I степени в 1898 году. Учился, в частности, у Александра Ивановича Введенского и Алексея Александровича Козлова. Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре философии. В 1901–1903-х годах учился в Германии у Вильгельма Виндельбанда в Страсбурге и у Вильгельма Вундта в Лейпциге. В 1903 году получил степень магистра философии за диссертацию «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма»; в 1907 году — степень доктора философии за диссертацию «Обоснование интуитивизма». С 1900 года стал приват-доцентом, а с 1916 — профессором Санкт-Петербургского университета. Был активным участником, затем членом правления Философского общества при Санкт-Петербургском университете.

В 1905 году вступил в Конституционно-демократическую партию России (партию кадетов) и некоторое время принимал участие в работе кадетских организаций. Октябрьскую революцию 1917 года не принял, после чего был лишён университетской кафедры и в 1922 году был выслан в Германию в составе большой группы российской интеллигенции, не принявшей марксистской идеологии. Вскоре, по приглашению чешского философа и общественного деятеля Томаша Масарика, перебрался в Прагу, где преподавал в Русском университете, а также в университетах Брно и Братиславы. В 1945 году переехал во Францию, где читал лекции по философии в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. С 1946 по 1961 год жил в Соединённых Штатах Америки, где преподавал богословие в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. В 1961 году вернулся во Францию, где провёл последние четыре года своей жизни. Ушёл из жизни 24 января 1965 года в Париже.

Основные труды: «Обоснование интуитивизма» (1906), «Введение в философию» (1911), «Интуитивная философия Бергсона» (1914), «Мир как органическое целое» (1917), «Основные вопросы гносеологии» (1918), «Свобода воли» (1927), «Ценность и бытие» (1931), «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938) и «Условия абсолютного добра. Основы этики» (1949), «История русской философии», (1951). «Достоевский и христианское миропонимание» (1951), «Характер русского народа» (1957).

Творчество и деятельность

Философское учение Лосского представляет собой единую сложно выстроенную систему, в основу которой положен ряд фундаментальных принципов, главный из которых — специфически истолкованный принцип интуитивизма. Первооснованием этой системы стала «пропедевтическая гносеология» интуитивизма — на её фундаменте предполагалось выстраивать онтологию и метафизику, философскую психологию, антропологию, логику, этику, эстетику, социальную философию. Завершением её должно было стать учение о Царстве духа как Царстве Божием. Наиболее разработаны в философии Лосского гносеологические, онтологические, религиозно-теологические, этические, аксиологические аспекты.

Гносеологическое учение Николая Лосского, в тенденции объединяемое с онтологией, получило название интуитивизма. Из сравнительно-типологического анализа, изложенного, прежде всего, в работе «Обоснование интуитивизма» (1906), эмпиризма и рационализма их достоинств и их недостатков, он делает вывод: новая гносеология «должна отказаться от предпосылки рационализма и эмпиризма, согласно которой субъект и объект обособлены друг от друга…» Необходимо «снять перегородки между субъектом и объектом, признать их первоначальное единство…» (Н. О. Лосский: Избранное. — М., 1991, с. 67–68). От анализа знания, характерного для традиционной логики и гносеологии, Лосский переходит к исследованию переживания. «Согласно нашей точке зрения, — пишет он, — сравниваемое переживание и есть объект знания…» (там же, с. 76). Свой интуитивизм он также именует эмпиризмом, но в отличие от «индивидуалистического» классического эмпиризма подчёркивает его всеобщие моменты, благодаря чему он становится «универсалистским эмпиризмом», ибо предмет его — также и сверхчувственное, которое, однако, не есть сверхопытное. Лосский стремится включить в интуитивистскую концепцию «мистические» элементы: речь в данном случае идёт о таких сторонах религиозного опыта, благодаря которым человек способен переживать Бога так же непосредственно, как своё Я; так же непосредственно он может переживать любое не-Я. Специфику своего интуитивизма философ усматривает в новом решении вопроса об отношении знания и бытия: во-первых, знание само есть бытие в том смысле, что оно действительно существует; во-вторых, «знание содержит в себе как элемент бытие, которое само по себе, то есть помимо процесса сравнения, вовсе не есть знание» (там же, с. 327). Так интуинтивистская теория познания превращается в новую онтологию.

Свою онтологическую концепцию, построенную на фундаменте гносеологии, Лосский назвал «органическим конкретным идеал-реализмом» и изложил в работе «Мир как органическое целое» (1917). В ней по-новому ставятся и решаются традиционные проблемы метафизики — вопросы о соотношении целого и частей, об органической целостности мира, о реальном и идеальном бытии, о субстанции, об абсолютном. В органическом миропонимании утверждается относительность бытия любого вида, то есть его несамостоятельность и связь — как члена мирового целого — с системой всего мира. Когда речь заходит о ценностях, то, напротив, утверждается их абсолютность. Согласно концепции идеал-реализма Лосского, в состав мира входит прежде всего реальное бытие, то есть пространственно-временны́е или временны́е процессы. В основе же реального бытия — идеальное бытие. Оно стоит выше пространственно-временны́х событий. Математические формы, число, законы отношений — примеры отвлечённо-идеального бытия. «Выше их стоит конкретно-идеальное бытие, например, Я человека» (там же, с. 525). Конкретно-идеальное бытие Лосский уподобляет монаде Г. В. Лейбница и называет его «субстанциальным деятелем». Лейбницевское учение о монадах он мыслит необходимым сочетать с «учением об идеальных началах в духе платонизма… В этой системе всякий субстанциальный деятель есть индивидуум, то есть единственный, своеобразный, незаменимый элемент мира, имеющий своё особое место и значение для всего мира; своеобразие индивидуума выражено в идее Бога о нём и составляет его идеальное назначение» (там же, с. 526–527).

Далее Лосский органично переходит к принципу персонализма. На каждой ступени развития мира утверждается наличие «субстанциального деятеля» более высокого порядка, поэтому концепция именуется также иерархическим персонализмом. На этой сложной метафизическо-онтологической основе затем воздвигается учение о свободе, в котором рассматривается сначала отрицательное, а потом положительное понятие свободы. Отрицательное определение свободы — свобода человека «от…» (от внешнего мира, своего тела, своего характера, от своего прошлого, от Бога). Правда, уже на ступени отрицательной свободы человека совершается переход к свободе положительной: «человек оказался свободным от всего, что есть в мире, и даже от Того, Кто выше мира» (там же, с. 576). Формальная свобода человека перерастает в содержательную материальную свободу при условии, что в распоряжении людей находится «бесконечная творческая сила для осуществления бесконечного разнообразия красоты, добра и обретения совершенной истины» (там же, с. 583). В «Условиях абсолютного добра» и других этических работах Лосский сосредоточился на обосновании Добра как абсолютной ценности, на критике релятивизации ценностей, на религиозном обосновании высших, или абсолютных, ценностей Добра, Истины, Красоты, Любви, Всесовершенства, на противопоставлении им эгоистических и животных склонностей людей, приводящих к «отпадению», отчуждению личности от Бога. Индивид должен добровольно отречься от использования безграничной формальной свободы и сделать бесповоротный выбор в пользу Добра, а значит и в пользу «благодатного всемогущества положительной материальной свободы в Боге и Царстве Божием» (там же, с. 597).

Библиография

Издания и публикации:

  • Н. О. Лосский: Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. — СПб., 1903.
  • Н. О. Лосский: Обоснование интуитивизма. — СПб., 1906; издание 3-е. — Берлин, 1924.
  • Н. О. Лосский: Нравственная личность Толстого. — М., 1911.
  • Н. О. Лосский: Введение в философию. Ч. 1. — СПб., 1911; издание 2-е. — Пг., 1918.
  • Н. О. Лосский: Недостатки гносеологии Бергсона и влияние их на его метафизику. // Вопросы философии и психологии, 1913.
  • Н. О. Лосский: Интуитивная философия Бергсона. — М., 1914; издание 3-е. — Пг., 1922.
  • Н. О. Лосский: Материя в системе органического мировоззрения. — М., 1916; издание 3-е. — Пг., 1922.
  • Н. О. Лосский: Мир как органическое целое. — М., 1917.
  • Н. О. Лосский: Основные вопросы гносеологии. — Пг., 1919.
  • Н. О. Лосский: Конкретный и отвлечённый идеал-реализм. // Мысль, 1922, № 1, 2.
  • Н. О. Лосский: Современный витализм. — Пг., 1922.
  • Н. О. Лосский: Логика. Ч. 1–2; издание 2-е. — Берлин, 1923.
  • Н. О. Лосский: О единстве Церкви. Проблемы русского религиозного сознания. — Берлин, 1924.
  • Н. О. Лосский: Сборник задач по логике. — Прага, 1924.
  • Н. О. Лосский: Органическое строение общества и демократия. // Современные записки. Книга 25. — Париж, 1925.
  • Н. О. Лосский: Свобода воли. — Париж, 1927.
  • Н. О. Лосский: Принцип наибольшей полноты бытия. // Научные труды Русского народного университета в Праге. Т. 1. — Прага, 1928.
  • Н. О. Лосский: Русская философия в ХХ веке. // Записки русского научного института в Белграде. Выпуск 3. — Белград, 1931.
  • Н. О. Лосский: Интуитивизм и учение о транссубъективности чувственных качеств. // Записки русского научного института в Белграде. Выпуск 5. — Париж, 1931.
  • Н. О. Лосский: Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. — Париж, 1931.
  • Н. О. Лосский: Типы мировоззрений. Введение в метафизику. — Париж, 1931.
  • Н. О. Лосский: Диалектический материализм в СССР. — Париж, 1934.
  • Н. О. Лосский: Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. — Париж, 1938.
  • Н. О. Лосский: Условия абсолютного добра (основы этики). — Париж, 1949.
  • N. O. Lossky: History of Russian philosophy. — NY, 1951 (издание на русском языке: Н. О. Лосский: История русской философии. — М., 1991).
  • Н. О. Лосский: Достоевский и его христианское миропонимание. — Нью-Йорк, 1953.
  • Н. О. Лосский: О борьбе с грехом. // Вестник РСХД, № 39. — Нью-Йорк, 1955.
  • Н. О. Лосский: Общедоступное введение в философию. — Франкфурт-на-Майне, 1956.
  • Н. О. Лосский: Характер русского народа. — Франкфурт-на-Майне, 1957.
  • Н. О. Лосский: Воспоминания. Жизнь и философский путь. — Мюнхен, 1968.
  • Н. О. Лосский: Сочинения. — М., 1990.
  • Н. О. Лосский: Условия абсолютного добра (в книгу вошла также работа «Характер русского народа»). — М., 1991.
  • Н. О. Лосский: Избранное («Обоснование интуитивизма», «Мир как органическое целое», «Свобода воли»). — М., 1991.
  • Н. О. Лосский: Учение о перевоплощении. Интуитивизм. — М., 1992.
  • Н. О. Лосский: Бог и мировое зло («Достоевский и его христианское миропонимание», «Ценность и бытие», «Бог и мировое зло»). — М., 1994.
Выходные сведения:  — Николай Онуфриевич Лосский. / Гуманитарная энциклопедия: [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2019 (последняя редакция: 23.04.2019). URL: https://gtmarket.ru/personnels/nikolay-lossky
Текст статьи: © Н. В. Мотрошилова. А. В. Александров. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев.