Николай Онуфриевич Лосский ( |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Николай Онуфриевич Лосский. |
Дата и место рождения: | 24 ноября (6 декабря) 1870 года. Креславка, Витебская губерния, Российская империя. |
Дата и место смерти: | 24 января 1965 года. Париж, Франция. |
Гражданство: | Россия Франция |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: | Философия |
Область интересов: |
Гносеология Онтология Аксиология Этика |
Основные идеи и концепции: | Интуитивизм. |
Текст статьи: © Н. В. Мотрошилова. П. С. Александров. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.11.2023. | |
Николай Онуфриевич Лосский ( БиографияНиколай Онуфриевич Лосский родился 24 ноября (6 декабря) 1870 года в местечке Креславка Динабургского уезда Витебской губернии (ныне город Краслава в Латвии). С 1881 года учился в гимназии в Витебске, где увлёкся социалистическими идеями, за что в 1887 году был исключён из учебного заведения. Продолжил образование в Швейцарии, где посещал лекции на философском факультете Бернского университета ( В 1905 году вступил в Конституционно-демократическую партию России (партию кадетов) и некоторое время принимал участие в работе кадетских организаций. Октябрьскую революцию 1917 года не принял, после чего был лишён университетской кафедры и в 1922 году был выслан в Германию в составе большой группы российской интеллигенции, не принявшей марксистской идеологии. Вскоре, по приглашению чешского философа и общественного деятеля Томаша Масарика, перебрался в Прагу, где преподавал в Русском университете, а также в университетах Брно и Братиславы. В 1945 году переехал во Францию, где читал лекции по философии в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. С 1946 по 1961 год жил в Соединённых Штатах Америки, где преподавал богословие в Свято-Владимирской духовной академии в Основные труды: «Обоснование интуитивизма» (1906), «Введение в философию» (1911), «Интуитивная философия Бергсона» (1914), «Мир как органическое целое» (1917), «Основные вопросы гносеологии» (1918), «Свобода воли» (1927), «Ценность и бытие» (1931), «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938) и «Условия абсолютного добра. Основы этики» (1949), «История русской философии», (1951). «Достоевский и христианское миропонимание» (1951), «Характер русского народа» (1957). Творчество и деятельностьФилософское учение Лосского представляет собой единую сложно выстроенную систему, в основу которой положен ряд фундаментальных принципов, главный из которых — специфически истолкованный принцип интуитивизма. Первооснованием этой системы стала «пропедевтическая гносеология» интуитивизма — на её фундаменте предполагалось выстраивать онтологию и метафизику, философскую психологию, антропологию, логику, этику, эстетику, социальную философию. Завершением её должно было стать учение о Царстве духа как Царстве Божием. Наиболее разработаны в философии Лосского гносеологические, онтологические, религиозно-теологические, этические, аксиологические аспекты. Гносеологическое учение Николая Лосского, в тенденции объединяемое с онтологией, получило название интуитивизма. Из сравнительно-типологического анализа, изложенного, прежде всего, в работе «Обоснование интуитивизма» (1906), эмпиризма и рационализма их достоинств и их недостатков, он делает вывод: новая гносеология «должна отказаться от предпосылки рационализма и эмпиризма, согласно которой субъект и объект обособлены друг от друга…» Необходимо «снять перегородки между субъектом и объектом, признать их первоначальное единство…» (Н. О. Лосский: Избранное. — М., 1991, с. Свою онтологическую концепцию, построенную на фундаменте гносеологии, Лосский назвал «органическим конкретным идеал-реализмом» и изложил в работе «Мир как органическое целое» (1917). В ней Далее Лосский органично переходит к принципу персонализма. На каждой ступени развития мира утверждается наличие «субстанциального деятеля» более высокого порядка, поэтому концепция именуется также иерархическим персонализмом. На этой сложной метафизическо-онтологической основе затем воздвигается учение о свободе, в котором рассматривается сначала отрицательное, а потом положительное понятие свободы. Отрицательное определение свободы — свобода человека «от…» (от внешнего мира, своего тела, своего характера, от своего прошлого, от Бога). Правда, уже на ступени отрицательной свободы человека совершается переход к свободе положительной: «человек оказался свободным от всего, что есть в мире, и даже от Того, Кто выше мира» (там же, с. 576). Формальная свобода человека перерастает в содержательную материальную свободу при условии, что в распоряжении людей находится «бесконечная творческая сила для осуществления бесконечного разнообразия красоты, добра и обретения совершенной истины» (там же, с. 583). В «Условиях абсолютного добра» и других этических работах Лосский сосредоточился на обосновании Добра как абсолютной ценности, на критике релятивизации ценностей, на религиозном обосновании высших, или абсолютных, ценностей Добра, Истины, Красоты, Любви, Всесовершенства, на противопоставлении им эгоистических и животных склонностей людей, приводящих к «отпадению», отчуждению личности от Бога. Индивид должен добровольно отречься от использования безграничной формальной свободы и сделать бесповоротный выбор в пользу Добра, а значит и в пользу «благодатного всемогущества положительной материальной свободы в Боге и Царстве Божием» (там же, с. 597). |
|
Библиография |
|
Справочная и биографическая информация: |
|
|
|
Издания и публикации: |
|
|
|