Макс Хоркхаймер (Max Horkheimer; 1895–1973) — немецкий философ и социолог, один из основателей Франкфуртской школы социальных исследований. Родился в состоятельной еврейской семье текстильного фабриканта в Штутгарте. После Первой мировой войны поступил в Мюнхенский университет, где изучал философию и психологию, затем переехал во Франкфурт-на-Майне, где учился у Г. Корнелиуса. Первые свои работы Хоркхаймер посвящал И. Канту и философии раннего Нового времени, затем предметом его критического анализа была социология знания К. Мангейма. С избранием на пост профессора социальной философии во Франкфуртском университете (1931), Хоркхаймер стал также директором Института социальных исследований, его признанным организационным лидером и главой складывающейся Франкфуртской школы. После прихода к власти в Германии национал-социалистов покинул страну и с 1934 по 1949 год находился в эмиграции в США, где был профессором Колумбийского университета. Период эмиграции стал временем расцвета творчества Хоркхаймера. Его программа критической социальной теории, противостоящей традиционной (и неопозитивизму, и созерцательной метафизике, включая антропологию М. Шелера и неотомизм), опиралась на философскую ревизию традиционного марксизма у Д. Лукача и К. Корша и ряд положений психоанализа З. Фрейда, а также этики А. Шопенгауэра. Вместе с тем Хоркхаймер был далёк от идеи тотальности; в центре его творчества оставались счастье и судьба индивида, трагически разъединённого с «природным» в себе и в окружающем мире. В основе его главной философской работы «Диалектика Просвещения» (1947), написанной совместно с Т. Адорно, лежало переосмысление просветительского замысла покорения природы во имя прогресса. Написанию этого труда предшествовала многосторонняя критика современных ему философских доктрин в журнальных статьях конца 1930-х годов (позднее они вошли в сборник «Традиционная и критическая теория», 1970) и работа над «проектом по диалектике» (к которому он пытался в разное время привлечь В. Беньямина, К. Корша и Т. Адорно). Инструментализацию рациональности и инверсию освободительных идей XVIII–XIX веков Хоркхаймер обнаруживал не только в фашистской идеологии, но и в мировоззрении либеральных реформаторов-технократов, и в бюрократизированном сталинском марксизме («Затмение разума. К критике инструментального разума», 1947). Пессимизм Хоркхаймера связан с утратой разумом в современной цивилизации его освободительной роли, вопреки восходящим к Г. В. Ф. Гегелю рационалистическим надеждам зрелого Д. Лукача (с середины 1930-х годов). После возвращения в Германию и Франкфурт-на-Майне, где Хоркхаймер становится вполне признанной фигурой и избирается ректором университета (1951–1953), социально-критическая компонента его мировоззрения в реставрационной атмосфере эпохи К. Аденауэра становится всё более имплицитной и иносказательной. В 1960-е годы в редких работах Хоркхаймера, уже отошедшего от преподавания, заметнее становится интерес к моральной и теологической проблематике. Реализация идеалов человеческой эмансипации признавалась им теперь лишь в модусе утопической надежды по ту сторону наличной социальности, чему соответствовали и дистанцирование его от студенческого движения протеста и его фактический отказ от марксизма.
Max Horkheimer, Theodor W. Adomo Dialektik der Aufklaerung Philosophische Fragmente, 1969. Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер: Диалектика просвещения. Философские фрагменты. Перевод на русский язык: М. Кузнецова. — СПб., 1997