Георгий Петрович Щедровицкий ( |
|
Предварительные замечанияТема, объявленная в заголовке моего доклада, очень сложна и объёмна. И хотя я выделил в ней достаточно узкий вопрос, он всё равно настолько обширен, что это исключает всякую возможность систематического и строгого изложения. Поэтому сегодня я буду пользоваться естественным методом Эйнштейна: я буду рисовать перед вами разорванный башмак, потом небритую физиономию, а связи и необходимые переводы между одним и другим вам придётся устанавливать самим. После этой краткой характеристики метода изложения постараюсь изложить цели и задачи моего доклада. Хотя знаки и знаковые системы, взятые в их частных видах как речь — язык, музыка, картины и скульптура, личные знаки, и так далее, уже давно, во всяком случае с Гераклита, стали предметом философского и научного анализа, а Платон уже вводил или пытался ввести первое понятие о знаке, до сих пор мы испытывает затруднения при определении понятий знака и знаковой системы. Наверное можно сказать даже резче — что у нас до сих пор, по сути дела, нет этих понятий. Я думаю, что это общепринятое мнение. В частности, я могу сослаться здесь на мнение А. Ш. Шаффа, автора весьма широкой компилятивной работы по этой проблеме. «Как в разговорном языке, так и в попытках научного уточнения понятий поражает огромная многозначность термина «знак». Поражает одновременно необычайная неустойчивость и даже просто произвольность в терминологических различиях между «знаком», «признаком», «символом» и так далее (Введение в семантику. — М., 1963. — С. 175–176). Для обоснования справедливости этого мнения — А. Ш. Шаффа и моего собственного — можно было приводить различные определения и точки зрения, сопоставлять их друг с другом, фиксировать различия их в содержании и смысле и так далее. Но я не буду этого делать, полагая, что в указанной выше работе А. Ш. Шаффа вы сможете, если пожелаете, найти весь необходимый материал размышлений. Я буду исходить из этого, как из факта, и постараюсь выделить на этом материале один момент, кажущийся мне наиболее существенным с точки зрения общих целей и задач моего доклада. При анализе разных определений знака и знаковой системы поражает не только их разнообразие, но также и различие тех категорий, с точки зрения которых эти определения вводятся. Группируя различные определения знака по их категориальному признаку, мы можем выделить пять основных категорий. Это — вещь, свойство, отношение, употребление и понимание. Два последних обычно связываются с процессуальностью в существовании знака, с теми или иными кинетическими моментами, и поэтому мы можем говорить об определении знака как процесса, рассматривать характеристики его как употребление или как понимания в качестве вариантов трактовки его как процесса. Но это последнее относится уже к последним четырём десятилетиям, и наиболее распространёнными и шире всего принятыми являются три первых трактовки. Вместе с тем, опыт теоретических исследований знака, все попытки построения его понятий, убеждают нас в том, что как знак, так и знаковые системы не могут рассматриваться ни как вещи, ни как свойства, ни как отношения. Я опять-таки не могу и не буду останавливаться на подробном обосновании этого тезиса, предполагая, что соответствующий материал по истории науки достаточно хорошо известен собравшимся. Тех, кто заинтересуется этим вопросом, отсылаю к нескольким своим работам, посвящённым этой теме 1, и опять буду считать указанные выше обстоятельства установленными. Таким образом, анализируя различные попытки определения понятия знака, я хочу выделить не столько разнообразие их и многозначность соответствующих терминов, сколько, во-первых, неадекватность их, во всяком случае тех, которые наиболее распространены, во-вторых, различие категорий, используемых при этом. Именно в этом я вижу причину наших главных затруднений, причину того, что до сих пор не удалось выработать удовлетворительные понятия знака. Критическое отношение к понятиям, с одной стороны, и критическое отношение к категориям, с другой, существенно и принципиально различны. В первом случае нас не удовлетворяют результаты наших исследовательских процедур, во втором случае нас не удовлетворяют сами процедуры и методы анализа, накопленные человечеством. В первом случае мы говорим, что у нас плохи знания о знаке и знаковой системе. Во втором случае мы говорим, что не умеем исследовать знаки и знаковые системы, что мы не знаем, как это делать, что мы не знаем, как получить удовлетворительные знания. Именно в этом я вижу основную и принципиальную характеристику нынешней познавательной ситуации в семиотике и других научных дисциплинах, связанных с исследованием знака и знаковой системы. И это, естественно, приводит меня к первой формулировке целей и задач работы: они, как представляется, состоят не в том, чтобы искать Эта цель может быть обоснована ещё с одной стороны. Зафиксировав разнообразие понятий знака и многозначность соответствующих терминов, А. Шафф делает из этого вывод, что пытаться объединить существующие представления и понятия бессмысленно именно Я хочу здесь заметить, что этот путь, конечно, весьма прост и выгоден в практическом отношении. Он позволяет каждому исследователю крепко держаться за своё собственное представление и отвергать чужие представления и понятия как неправильные и ложные. Но когда эту точку зрения принимают все исследователи, то общение между ними становится невозможным, а вместе с тем становится невозможным совместное кооперирование и развитие науки. Поэтому я хочу занять принципиально иную позицию. Я хочу считать и утверждаю это, что во всех или почти во всех выработанных к настоящему времени понятий знака и знаковой системы зафиксирован Эта принципиальная методологическая установка вновь возвращает нас к проблеме адекватного категориального определения знака. Если мы предполагает, что все или почти все существующие понятия знака фиксируют какую-то реальную сторону объекта и если, вместе с тем, нам приходится говорить, что эти определения и понятия крайне разнородны, трудно совместимы друг с другом или даже исключают друг друга, то, наверное, причина этого заключена в неадекватности наших категорий: с точки зрения их структуры и их возможностей существующие понятия и определения несовместимы, а если мы введём какую-то новую категорию или новые категории, то объединение их становится возможным. Таким путём мы приходим ко второй и более детальной формулировке наших целей и задач. Мы не можем отбросить существующие понятия знака, мы должны совместить и объединить их друг с другом, но для этого нужно создать, выработать какую-то новую категорию, на основе которой или с помощью которой это можно было бы сделать. Таким образом, я почти закончил формулировку целей и задач моего доклада, но хотел бы пояснить их ещё с одной стороны, собственно, с методологической стороны. Современные исследования по методологии показали, что наука не может быть сведена только к знаниям или, выражаясь более точно, к одной единственной логической единице, которую раньше было принято называть знанием. Сегодня мы знаем по крайней мере восемь типов таких логических единиц и ещё несколько более сложных инфра- или суперединиц, объединяющих единицы первого уровня. Обычно принято, изображая эти единицы в рамках одного целого, зарисовывать их в виде блок-схемы, особым образом изображающей состав, а иногда и структуру науки, или точнее того, что называется научным предметом. В число этих логических единиц входят:
Проблемы и задачи занимают в блок-схеме особое место, так как они носят рефлективный характер по отношению к другим логическим единицам: они фиксируют отношение между наполнением разных блоков системы науки и определяют процессы научно-исследовательской работы, перестраивающей это наполнение 2. Создание новой категории, адекватной таким объектам исследования, какими являются знаки и знаковые системы, отражается на всех перечисленных выше блоках научного предмета. Я думаю, вы понимаете, насколько сложной и объёмной может быть задача введения новой категории по всем блокам научной системы. Поэтому я решил ограничить свою работу одним лишь блоком — блоком онтологии, задающим общее представление той действительности, которая создаётся данной наукой и изучается в ней. Такое ограничение вполне допустимо, так как блок онтологии занимает в системе научного предмета с одной стороны центральное, а с другой стороны весьма обособленное место. Все другие блоки с одной стороны отображают своё содержание на онтологические картины, а с другой стороны зависят от онтологии и часто строятся на её основе или во всяком случае обосновываются ей. Поэтому онтологические картины науки можно рассматривать во многом независимо от всех других блоков и, вместе с тем, считать, что все другие блоки нами при этом На основе сказанного я могу ещё раз уточнить цель и задачи моего доклада: нужно построить такое онтологическое представление, которое дало бы нам основание для создания модели знака, объединяющей непротиворечивым образом все, или почти все, из того, что нам сейчас известно о знаках и знаковых системах. Эта последняя формулировка окончательно уточняет цели моего сегодняшнего доклада, ограничивает их от всех других близких им. На этом я могу остановиться и перейти непосредственно к основному содержанию, намеченному заголовком темы. Здесь мне придётся говорить о двух принципиальных позициях в онтологии и космологии, существующих в современной философии. «Натуралистическая» и «деятельностная» онтологияХотя проблема и специфика, и соотношения двух названных выше философских подходов является крайне сложной и имеет за собой весьма большую литературу, я рискну охарактеризовать эти подходы довольно коротко, хотя вместе с тем неизбежно, грубо и схематично. Натуралистическая позиция может быть охарактеризована прежде всего как предположение и убеждение, что человеку противостоят вещи природного мира, объекты природы, существующие до и независимо от человеческой деятельности. Хотя человек, как это всегда признается, тоже является лишь одним из объектов природы, он выделяется как особый объект, а всё остальное рассматривается, как противостоящее ему, взаимодействующее с ним, влияющее на него. Это предположение и убеждение хорошо согласуется с распространёнными обыденными представлениями нашего сознания, которое фиксирует разнообразные объекты природы в качестве вещей окружающего нас мира, как совершеннейшую очевидность. Данные нашего восприятия, организованные в форме всеобщих категорий: пространство, время, вещь и так далее — прямо и непосредственно переводят в утверждение о существовании вещей или объектов природы. И точно также сама очевидность считается убеждение в том, что существует и может рассматриваться в качестве элемента с вещами природы. Многие мыслители, в том числе и К. Маркс, с помощью сложных философских рассуждений показывали и доказывали, что человека нельзя считать элементом философской картины мира, элементом, который мог бы взаимодействовать с тем, что мы называем объектом природы. Многие мыслители называли традиционные формы человеческого сознания, связанные с категорией вещи или объекта природы, «превращёнными» формами, и это выражение, естественно, ассоциируется с выражением «превратные формы». Несмотря на всю эту критику, натуралистический подход и натуралистическая онтология остаются основными в современной научной деятельности и лежат в основании почти всех современных наук, не только естественных, но в значительной степени также гуманитарных и социальных. Деятельностная или теоретико-деятельностная позиция, выступающая в качестве альтернативы натуралистической позиции, может быть охарактеризована прежде всего, как предположение и убеждение, что вещи или объекты природы даны лишь в качестве явлений, что их существование обусловлено характером человеческой социальной деятельности, определяющей формы человеческого сознания, а на уровне деятельности и действительного существования мы имеем право говорить лишь о человеческой социальной деятельности. Согласно этой точке зрения на уровне философии и философской онтологии мы можем и должны говорить только об универсуме деятельности, лишь временные сгустки, создаваемые ей внутри себя. Хотя натуралистическое и деятельностное представление существенно различаются, хотя они не только словесно, но и по существу дела противостоят друг другу, тем не менее неправильно было бы думать, что они друг друга исключают. Мы можем и должны говорить, что эти два представления, существенно различающие и противостоящие друг другу, скорее дополняют друг друга. Они не равнозначны с точки зрения общности, ниже я постараюсь показать, что деятельностное представление является более широким, что оно включает и объединяет натуралистическое представление, но вместе с тем, натуралистическое представление не может быть сведено к деятельностному и является его необходимым дополнением. Большая широта и общность деятельностного представления позволяет нам считать его исходным и необходимым в философии, при построении собственно философской онтологии, а натуралистическое представление, по тем же основаниям, выносится за рамки философии и полагается онтологическим основанием естественных наук. При этом придаётся ему вторичная подчинённая роль (во всяком случае в рамках философии или в рамках гносеологии). Первые очерки деятельностного подхода и деятельностной онтологии появились сравнительно давно, по сути дела с ними связано само появление философии. У Платона и Аристотеля мы находим уже такие понятия деятельности и её различных элементов и соотношений, которые прошли через последнюю историю философии почти без всяких изменений. В XIV и ХIХ столетия понятие деятельности разрабатывалось Фихте, Шеллингом, Гегелем и Марксом. Первый тезис Маркса и Фейербаха представляет собой очень резкую формулировку деятельностного подхода в философии: «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в форме объекта или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно». Отсюда и произошло, что деятельностная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительности и чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самое человеческую деятельность он берёт не как предметную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рассматривает как истинно человеческую только теоретическую деятельность, тогда как практика берётся и фиксируется в крайне торгашеской форме её проявления. Он не понимает поэтому значения «революционной», «практически-критической» деятельности 3. Другая, не менее резкая формулировка деятельностного подхода, берущая его с несколько иной стороны, должна быть хорошо известна лингвистам, так как она принадлежит одному из создателей и корифеев языковедческой науки — В. Гумбольду. Рассматривая взаимоотношения между индивидом и языком, а язык Гумбольд трактовал как один из видов деятельности, он говорил: «не человек овладевает языком, а язык овладевает человеком». Здесь налицо представления о языке как об особой субстанции и подчинённое положение человека относительно этой субстанции. Сопоставляя между собой натуралистический и деятельностный подходы, используя при этом нарисованные мною выше схемы, можно сказать, что натуралистический и деятельностный подходы могут быть охарактеризованы соответственно как внутренний для деятельности и внешний. Натуралистический подход является внутренним в том смысле, что деятельность не противостоит ему в качестве объекта преобразования или изучения. Будучи включённым в деятельность, натуралистический подход охватывает лишь то внутреннее, что противостоит человеку как элементу деятельности. Хотя все, фиксируемое натуралистическим сознанием, является лишь моментами и элементами деятельности, но он не фиксируется в этой своей функции и не трактуется, и не объясняется в качестве моментов и элементов деятельности, а выступает само по себе как вещи, свойства, отношения вещей, природные процессы и так далее. Деятельностный подход является внешним в том смысле, что для него объектом изучения и преобразования является сама деятельность, деятельность как целое, схваченная в тех или иных её характеристиках. Чтобы изобразить этот специфический момент деятельностного подхода, мы представили всё дело так, будто человек, принимающий его, пространственно механически выходит за границы деятельности. Такое противопоставление, во многих отношениях удобно своей наглядностью, вместе с тем, создаёт иллюзию вообще, встать в позицию знающего объекты и созерцающего их без деятельности. Такое, конечно, не может быть. Выходя за пределы Но таковы, наверное, без всякого исключения изображения: число выражает количество в формах порядка, система связи в формах отношений и так далее. Принципиальное отличие деятельностной позиции от натуралистической состоит прежде всего в специфике её средств и в особом «видении» объекта, представленного на табло деятеля. Меняя свои средства и своё «видение» объекта, человек остаётся в пределах деятельности, продолжает существовать внутри неё. Но, чтобы изобразить это изменение средств и видения объекта, то есть по сути дела, изменение самого объекта деятельности и отношения к нему человека, мы рисуем схемы, в которой человек, а он выступает в качестве активного, деятельного начала, меняет своё отношение к объекту, выходит за границы уже очерченной сферы деятельности и становится в оппозицию к ней. Смену средств и содержания знания мы изображаем как изменение объекта знания и отношения к нему человека. Конечно, такой способ изображения не является единственным. По сути дела, он все ещё несёт на себе неизгладимую печать натурализма. Мы могли бы попытаться изобразить переход от натуралистической позиции к деятельностной непосредственным образом — как изменение средств и образа объекта на табло у деятеля. Точно также мы могли бы «остановить» деятеля внутри прежних сфер деятельности и зафиксировать их изменения к объективности, введя новое по своему типу и характеру отношение. Собственно так и было сделано, когда в философии стали говорить о рефлективных отношениях. Сейчас мы уже имеем специальные изображения этого отношения, свободные от той иллюзии выхода деятеля за пределы деятельности, о которой мы говорили выше 4. Эти изображения фиксируют не только и даже не столько изменение средств и видения, но также и в первую очередь изменение объекта деятельности, но при этом сохраняя неизменной позицию деятеля внутри деятельности. Образно это отношение можно охарактеризовать как «внешнее» видение деятельности «внутри». Хотя мы всё время говорили об отношении рефлексии как новом отношении, но по сути дела, оно не является столь уж новым. Как я уже говорил выше, философия родилась вместе с выявлением и фиксацией этого отношения. Как говорил известный английский философ Райл: «С момента своего возникновения философия напоминает человека, который высунувши голову в окошко, хочет увидеть себя проходящим по улице». Таким образом, деятельностный подход имеет длительную историю и весьма мощную традицию, о нём нельзя говорить как о чём-то принципиально новом и характерном лишь для нашего столетия, но вместе с тем, мы не можем говорить, что уже он достаточно развился и что чётко выделил свои основные принципы и понятия. До сих пор деятельностный подход остаётся скорее замыслом и мечтою, нежели свершением, и, наверное, пройдёт ещё много времени и много усилий будет затрачено на поиски, прежде чем мы сумеем выделить основное ядро характерных для него представлений, принципов и понятий. Поэтому до сих пор, характеризуя деятельностный подход, приходится говорить больше о поисках и ошибках, характеризовать деятельность не строго понятийно, а в последовательности весьма приближённых и неточных представлений. Деятельность и основные представления о деятельностиВырабатывая первое общее представление о деятельности, мы можем воспользоваться образом живого океана «Солярис», созданного польским фантастом Станиславом Лемом. Такой океан — единое, динамическое, непрерывно изменяющееся целое. Он всё время движется, но в отдельных своих частях всё время застывает на большее или меньшее время, создаёт сгустки материи, которые, застывая, фиксируют себя и это непрерывное движение океана. В нём ничего нет, кроме движения и материи, захваченной им. Но если мы начнём рассматривать сгустки материи, создаваемой этим движением, то увидим огромное разнообразие явлений, по сути дела, всё, что существует или может существовать в мире. Несмотря на всю свою фантастичность, это представление о едином живом океане подходит к миру человеческой социальной жизни и деятельности. Откажитесь на минуту от своего антропоморфического и эгоцентрического взгляда, перестаньте глядеть на всё происходящее с точки зрения короткого промежутка своей собственной жизни, попробуйте изменить время восприятия так, чтобы увидеть непрерывность смены поколений, людей, городов, машин, и так далее. Тогда перед вашим мысленным взором предстанет в едином потоке возникновение тех или иных сгустков материи, зарождение как будто бы из ничего, развитие и оформление завершённых индивидов, людей, машин или знаковых систем, а потом неизбежные разрушения и смерть, превращение опять в ничто, материю и движение, дающее начало новым сгусткам, новым индивидам, проходящим тот же цикл становления и уничтожения. Вы увидите тогда непрерывное движение и смену, проходящее через разнородный материал, сама разнородность которого создана этим движением, а на Это первое и весьма общее и, конечно, не столько строго научное, сколько художественное и образное изображение даёт, вместе с тем, как мне кажется, то представление о деятельности, которое может и должно быть положено нами дальше в основание строго аналитических, научных представлений. Во всяком случае оно задаёт направление научных исследований, обрисовывая в общих чертах тот объект, который должен быть проанализирован и понят нами. Вместе с тем, это представление задаёт нам основание, с точки зрения которого мы должны оценивать все остальные, уже существующие у нас представления и понятия о вещах, свойствах, отношения, процессах, и так далее. Сказать, что объект нашей деятельности познания представляет собой единый динамический универсум, океан движения и захваченной им материи, это значит взять на себя подряд рассматривать всё, что существует и может быть выделено в качестве отдельных относительно самостоятельных объектов изучения, как моменты самой деятельности, это не значит, что вещам, явлениям, отношениям и тому подобному должно быть отказано в существовании; нет, но всё это должно быть объяснено через деятельность, как существующее в деятельности и, следовательно, как вторично существующее. В какой мере всё существующее понятия будут изменены и перестроены — это вопрос дальнейшего обсуждения и анализа. Но важно, что такая переоценка и перестройка должна быть проведена, причём с позиций указанного выше целостного представления деятельности. Поставленная таким образом задача наталкивается на целый ряд трудностей в своём осуществлении. Представив деятельность в виде динамического окна, мы должны применить в анализе и описании его средства, в частности, какими категориями можно анализировать и описывать подобные динамические объекты; как и какими методами это можно и нужно делать; каким образом можно и нужно будет выходить из схем и описаний деятельности в уже существующие в натуралистические представления и понятия. Третью группу вопросов я хочу подчеркнуть особо, ибо как уже говорилось выше, принимая в качестве основания деятельностный подход, мы не отказываемся от использования натуралистических представлений и понятий, наоборот, мы ставим перед собой специальную задачу, уточнить их с позиций деятельности, сделать более глубокими и богатыми. То обстоятельство, что мы соединяем три группы перечисленных выше вопросов, то, что мы включаем в свою исходную задачу введение и объяснение всех уже существующих ныне натуралистических понятий о природе и составляющих её объектах, о человеке, о машинах и знаковых системах, с самого начала накладывает определённый отпечаток на средства и методы анализа деятельности. Коротко говоря, мы должны ввести для описания деятельности такие средства, в частности, такие категории, и применять такие методы анализа, чтобы они позволили нам выделить и объяснить все, данное натуралистическому сознанию, в частности, знаки и знаковые системы, особенно интересующие нас в контексте данного обсуждения. Категориальные средства представления о деятельностиВ разных науках, как в естественных, так и в гуманитарных, а также в методологии в последнее время на передний план всё больше и больше выдвигаются категории и методы системно-структурного исследования. Не обсуждая подробно и детально проблемы системно-структурной методологии, я хочу лишь перечислить её основные категории и дать вам самые общие представления о средствах и методах своей работы 6. Среди многих категорий системно-структурного исследования я выделяю и назову две группы их, или, как обычно, принято говорить: два пол парадигм. Первое поле, так как оно представлено достаточно большим числом иерархированных категорий, удобно изобразить в виде схемы: -------------------------------------система----------------------------------------------- процесс______________структура______________организованность ______________механизм_______________конструкция_____________ В дальнейшем мы будем обсуждать все категории, хотя и с разной степенью подробности. Второе поле может быть представлено в оппозиции двух категорий: Форма ----- Материал Своё начало эта оппозиция ведёт по крайней мере от Аристотеля. Общепринятая и весьма эффективная в его время и затем на протяжении ещё нескольких веков, она была затем существенно трансформирована средневековыми схоластами, получила совершенно новый смысл в дискуссиях рационализма и эмпиризма XVII и XVIII столетий, выделила из себя ряд новых категорий и категориальных оппозиций, оформленных в XVIII и ХIХ столетиях 7, а сейчас всё больше возвращается к своему первоначальному смыслу (исходному), благодаря исследованиям деятельности и её специфических структур 8. Аристотелевы категории и формы и материала были тесным образом связаны с анализом деятельности, именно это определило их характер и отличие от всех последующих, употребления и смысловых наполнений. Вводя эти категории, Аристотель, как правило, обращался к примерам деятельности, а перенос самих категорий на чисто природные явления (если такое представление было возможно во времена Аристотеля) был уже вторичным актом. Рассматривая происхождение статуи, Аристотель называл медь, из которой она изготавливается, материалом, а само образование статуи трактовал как наложение на материал формы. Ещё более ярким является пример с воском и печатью на перстне. Перстень вдавливается в воск и создаёт в нём отпечаток; при этом форма переносится с перстня на воск. Сейчас мы пользуемся категориями формы и материала для того, чтобы объяснить такие явления, как, например, движение букв сообщения на световом табло: то тухнут, то зажигаются в определённом месте в определённом порядке, составляют материал, а само сообщение, живущее на этом материале, — подчиняется совсем другим знаком, нежели законы электрического тока, образуют форму. Этот пример хорошо поясняет, почему мы связываем друг с другом два названных выше поля категорий: без труда можно заметить, что форма в этом беге светящихся букв представляет собой определённую структуру, объединяющую отдельные элементы — лампочка на табло и загорание их или, наоборот, что они гаснут, определяется законом развёртывания и движение этой структуры. История исследования деятельности, в первую очередь история тех неудач, которые нам пришлось испытать, все более наталкивает разных исследователей на мысль, что выход из многих затруднений и удовлетворительное решение тех неудач, с которыми человечество сейчас столкнулось в исследовании деятельности, лежит на пути привлечения в качестве основных и определяющих средств двух названных выше групп. Здесь, таким образом, выявляются два пункта, которые мы должны специально обсудить: 1) какая история привела к этому убеждению и 2) что значит исследовать и описать деятельность с помощью названных выше категорий. Схема построения аналитического изображения деятельностиПеречисленные выше группы категорий позволяют перейти от первого, преимущественно образного, представления универсума деятельности к аналитическому изображению его систем и отдельных элементов в онтологических картинах, моделях и теоретических знаниях. Не имея возможности в рамках данной статьи подробно разбирать процедуру и методы представления деятельности с помощью этих категорий, я всё же должен, чтобы обеспечить понимание последующих тезисов, изложить здесь, пусть в самых общих чертах, общий порядок построения собственно научного изображения действительности, начина от самых абстрактных представлений и двигаясь к все более конкретным представлениям. При этом вы увидите, что перечисленные выше категории буду включаться в игру постепенно, в определённом порядке, и ходом самого анализа деятельности между ними будут устанавливаться определённые отношения и связи. Частично эти отношения и связи будут характеризовать специфику деятельности как объекта особого типа, частично же они будут порождаться специфическими особенностями выбранных нами категорий. На первом этапе (которым я здесь ограничусь) порядок анализа деятельности будет представлен в виде последовательности этапов, и эта последовательность будет трактоваться как необходимая.
Примечание. Второй ряд здесь является самым сложным, так как именно он представляет уровень оперативных единиц. Он сам раскладывается как бы на два подслоя: в одном лежат структуры, фиксирующие характер и строение независимых друг от друга процессов, в другом — структуры, соответствующие организованности и полученные из сопоставления организованностей друг с другом. Рассматривая второй подслой в сопоставлении с первым, мы получаем обоснование метода восхождения от абстрактного к конкретному. По сути дела, этот метод тогда выступает как средство перевести анализ взаимодействий процессов в анализ изменений, сопоставлений следующих друг за другом организованностей. Существенным моментом здесь является также то, что структуры, изображаемые нами во втором ряду, не только соотносятся нами в сопоставлениях, но кроме того связаны друг с другом через организованности. Именно эти связи мы часто называем «регулированиями», «управлениями» и так далее. Воспроизводство — основной процесс, задающий целостность деятельностиПринцип воспроизводства не раз уже формулировался нами в различных статьях. Общие характеристики процессов воспроизводства деятельности и фиксирующие его структурные схемы описаны в них довольно подробно и здесь не имеет смысла повторять это снова. Поэтому я ограничусь лишь констатацией того, что анализ и описание всех этих процессов достаточно точно соответствует общей схеме, приведённой выше. В дополнение тому, что там уже описано, можно отметить лишь несколько методологически важных моментов.
Первое определение семиотических элементовЗадав в качестве основного и исходного процесса, характеризующего деятельность, процесс воспроизводства, построив структуру, фиксирующего в самом общем виде механизм этого процесса, изобразив в ней отношения между социальными системами и системами норм культуры, мы получим возможность дать первое, с нашей точки зрения, предельно общее и лежащее в основании всех последующих различений и классификаций определение знака или, что то же самое, семиотического элемента деятельности. Это определение отличается от всех других известных нам, в том числе и от определения, приведённого в книге А. Шаффа, тем, что в основании его лежит не процесс коммуникации между индивидами, из которого обычно исходят исследователи, а значительно более широкий и фундаментальный процесс трансляции культуры. Это определение соответствует также новейшим тенденциям, которые включают в число знаков не только речь, язык, картины, музыку и тому подобное, но любую вещь, искусственно созданную человеком. Этот тезис был очень чётко и резко выражен в докладе Бермана и, как мне кажется, правильно суммирует опыт теоретических и эмпирических исследований, проведённых в последнее время. 9 С этой точки зрения любая вещь является не только объектом нашего оперирования (это лишь одна её сторона), но также всегда и знаком. Мы не только действуем с вещами окружающего нас мира, преобразуя их к одному или иному виду, но также понимаем их, находим в них определённый смысл, приписываем разнообразные значения и содержания. Чтобы Однако, такое представление знака является лишь самым первым. Оно опирается на такую модель деятельности, в которой отсутствуют почти все определения. Эта модель настолько абстрактна, что её бессмысленно прикладывать к реальности: любое фиксируемое нами явление, любая вещь оказывается также и знаком. Но это не отвергает значение и смысл приведённого выше определения. Его смысл и назначение состоит в том, чтобы выделить первый процесс и, соответственно, первую структуру, в рамках которой будут развёртываться все дальнейшие определения знака. Но эти определения должны быть развёрнуты на основе развёртывания самих моделей, прежде чем мы получим возможность и право прикладывать эти модели и определения к реальности. Иначе можно сказать, что сформулированное выше определение задаёт необходимые, но пока это отнюдь недостаточные признаки знака. Дальнейшее развёртывание схем деятельности, происходящее по схеме категорий «процесс — механизм», вносит в исходные структуры воспроизводства все новые элементы и связи. Как следует уже из первоначальных схем, это развёртывание идёт параллельно по двум сферам — социальным системам или ситуациям и нормам культуры. Раньше или позже все нововведения, возникшие в социальных системах, отображаются в системах культуры в виде определённых норм, то есть переходят в процесс трансляции. Обе сферы как бы замкнуты друг на друге и объединяются непрерывно развёртывающимися структурами деятельности. В других работах мы специально обсуждали возможные направления и способы развёртывания систем деятельности и давали образцы тех структур, которые при этом получаются. 10 Сейчас нам важно подчеркнуть, что каждое из этих направлений развёртывания даёт особую структуру, которая может рассматриваться нами, во-первых, как особа связка социальной системы с системой трансляции норм культуры, а, во-вторых, как особая связка или кооперация деятельностей разных индивидов. Все эти типы связей (или связи кооперации) должны быть специально исследованы. Поэтому мы предполагаем или можем предположить, что уже существует или должна существовать типологи основных видов кооперативных связей, равнозначная, по сути дела, типологии основных, относительно замкнутых и ограниченных структур деятельности. Если пользоваться аналогиями из других наук, то можно назвать эти структуры «оперативными единицами деятельности». Вместе с данным шагом развёртывание схем деятельности происходит перестройка того элемента исходной структуры, который мы назвали семиотическим. И дело здесь не только в том, что в схеме появляются новые дополнительные элементы, наоборот, весь этот процесс напоминает скорее разложение некоторого исходного материального элемента на все более сложные системы связей. Внешне дело выглядит так, что материальный элемент как бы испаряется, а вместо него остаются как бы иерархические структуры, то есть чистые решётки. Это впечатление возникает потому, что мы выбрали такую процедуру анализа: от предельно широких и абстрактных функциональных систем объекта к внутреннему строению функциональных элементов. Если бы мы выбрали обратное, чисто конструктивное направление движения — от исходно заданных элементов конструктора к все более усложняющимся композициям, то такое впечатление на возникло бы. Когда в конце XIX и начале XX века эти особенности движения от широких функциональных схем к их внутреннему строению были отчётливо выявлены и стали предметом специального анализа, то сразу же обнаружилась неадекватность традиционных категорий материи или материала: представление о материи связывалось с доатомистическими представлениями непрерывной и плотной массы вещества, эти представления интересно сравнить с рассуждениями Галилея о законах существования пустот в материи: именно здесь в деталях обсуждалась логика работ с объектами корпускулярного строения; однако, в то время не было достаточно данных для принципиального изменения категорий, ибо были утеряны исходные оппозиции, в которых она впервые вводилась. Как известно, делались попытки определить её, исходя из отношения между познающим субъектом и объектами его познания. При всех своих недостатках это определение привело к пониманию того, что связи и отношения тоже являются компонентами материала. Поэтому сейчас нас не должна пугать проблема интерпретации результатов нашего анализа, идущего от широко функциональных схем к определению строению их элементов. Если мы рассмотрим с точки зрения сформулированных выше принципов исходное представление знака, то следует отметить, что по мере развёртывания внутренних структур элементов, исходные функциональные противопоставления будут всегда сохраняться, а, следовательно, будет сохраняться основание исходного определения, но в дополнение к нему будут фиксироваться все новые и новые функциональные отношения, которые в связках и пересечениях друг с другом, то есть фактически в своей структуре, будут задавать новые, более полные и более конкретные основания или новых определений знака, двигаясь таким образом, мы будем получать, с одной стороны, все более конкретные модели и определения знака вообще, а с другой стороны, типологию знаков, полученную не формальным путём, а на основе специальных онтологических моделей. Не обсуждая конкретных шагов подобного развёртывания модели знака, хочу, в соответствии с общим методологическим замыслом доклада, обсудить некоторые принципиальные проблемы, связанные с различием натуралистического и деятельностного представления знака. Исходная ситуация и задача этого обсуждения могут быть воспроизведены указанием на один парадокс (или подобие парадокса), с которым мы сталкиваемся при обсуждении форм существования знака. Этот парадокс возникает в силу того, что мы начинаем употреблять обычные натуралистические представления о существовании моделей применения к деятельности, и там эти представления сразу же разрушаются. Мы воспроизводим этот парадокс, но не в канонической форме противоречащих друг другу высказываний, а в форме несколько более сложных описаний, фиксирующих определённые стороны наших моделей и отношение друг к другу. Обращаясь к истории науки, можно сказать, что все классические апории, антимонии и парадоксы получались именно на модели, фиксировали несовместимость разных моделей и разрешались путём создания таких моделей, которые соединяли в себе стороны, казавшиеся раньше несовместимыми; связь двух противоречащих друг другу суждений была лишь внешней формой.
Основная гипотеза состоит в том, что указанные выше представления знака можно соединить в единую картину существования его за счёт связей кооперации: относительно каждого места внутри этой кооперации знака будет иметь своё особое существование, а взятые вместе в рамках единой структуры деятельности эти места дадут ему весь набор возможных существований, связанных друг с другом структурно. В одной позиции знак будет выступать как момент деятельности, не противостоящий самой деятельности в качестве предмета или объекта, в другой позиции он будет выступать как предмет деятельности, в третьей — как объект мышления, и при этом в целом он всё время будет оставаться во всех этих формах внутри деятельности и все его формы существования, благодаря механизмам деятельности, будут замыкаться в одну целостную структуру. Одним из возможных примеров подобной кооперации деятельности может служить связка из семи весьма общих позиций. Первые две позиции мы получим, изображая двух индивидов, осуществляющих совместную деятельности и обменивающихся при этом какими-то сообщениями, помогающими им добиваться нужного результата. Сами сообщения, также как и парадигма языка, с помощью которых они строятся, не являются ни предметами, ни объектами деятельности этих индивидов; предметы и объекты их деятельности лежат в плоскости самой их практической деятельности, а речевые сообщения просто сопровождают эту практическую деятельность, являясь по отношению к ней эпифеноменами; вместе с тем, эти сообщения весьма существенны для деятельности — без них она просто не может осуществляться, — и в ещё большей мере они существенны для воспроизводства деятельности, ибо фиксируют отрицательный и положительный опыт первой ситуации. Поэтому сообщения, возникающие в процессе деятельности, вместе с их содержанием и смыслом включаются в процесс трансляции; нередко, как мы уже сказали, деятельности, подобная той, какая была осуществлена в исходной ситуации, просто невозможна; в силу этого речевые сообщения становятся необходимыми средствами для третьего индивида, желающего воспроизвести подобную же деятельность, или, если говорить в ещё более сложной форме, решить аналогичные задачи. Специально следует отметить, что подключение третьего индивида в общую связку деятельности с первым и вторым позволяет объединить в рамках одной структуры процессы коммуникации и трансляции. Для характеристики заданной таким образом структурной деятельности, в принципе, безотносительно к задачам трансляции, без учёта той ситуации, в которой придётся действовать третьему индивиду, часто оказывается малоподходящим и малодейственным для этой ситуации. Третий индивид, конечно, использует эти сообщения в качестве средств, ибо у него, как правило, нет других, но это нередко приводит к неудачам, разрывам в деятельности. Поэтому оптимальной будет такая структура деятельности и естественно такая кооперация деятелей, при которой тексты сообщения не только создаются в процессе коммуникации, но также ещё и перестраиваются, перерабатываются особым образом, с учётом самого процесса трансляции и тех ситуаций, в которых эти сообщения будут использоваться в качестве средств деятельности. По сути дела, это пожелание равносильно утверждению, что в связи с обрисованной выше структурой деятельности, по поводу неё и даже в каком-то смысле над ней, создаётся, пристраивается или надстраивается другая структура деятельности, целью которой является преобразование тех сообщений, которые родились в процессе коммуникации. Нетрудно заметить, что эта деятельности должны быть практической или конструктивно технической и должна быть направлена на речевое сообщение как на свой предмет, должны сделать речевое сообщение вместе с его содержаниями, значениями и смыслом, своим предметом. Но для того, чтобы перестраивать тексты сообщений, созданных в коммуникации с учётом определённой целевой установки, с учётом будущих употреблений этих текстов в определённых целях, нужно достаточно хорошо знать и представлять себе:
Мы можем сделать подобное утверждение в чисто функциональном плане, если отвлечемся от всех проблем генезиса деятельности и знаний, то есть если оставим в стороне тот бесспорный факт, что сначала практическая и конструктивно-техническая перестройка различных, по сути дела, всех объектов производится на ощупь, то есть без необходимого знаниевого обслуживания. Так как анализ и фиксация, с одной стороны, того, что есть и должно перестраиваться, а, с другой стороны, того, что должно быть и должно соответствовать определённой, более широкой системе, обычно разделяются и осуществляются в разных деятельностях, мы можем и должны, наряду с позицией инженера-конструктора, осуществляющего перестройку речевых сообщений, ввести ещё, по крайней мере, две позиции исследователей — позиции 5 и 6. В одной из них осуществляется анализ и описание исходной ситуации деятельности и появившихся в ней речевых сообщений, во второй позиции осуществляется анализ тех ситуаций, в которые может попасть третий индивид и устанавливаются функциональные требования к необходимым ему знаковым средствам. Если добавить в нарисованную таким образом картину нашу собственную позицию, то есть позицию исследователя, описывающего структуру деятельности и основные кооперативные связи в ней, то мы получим ещё седьмую позицию, характеризующую как и все остальные, одно из основных мест в кооперативных структурах деятельности. Специально отмечу, что образованная таким образом схема не может и не должна рассматриваться в качестве некоторого теоретического изображения определённых структур деятельности. Для этого она все ещё слишком неопределённа. Я вводил её совсем с другими целями: мне важно было ввести эту схему в контексте чисто методологического рассуждения, поясняющего каким образом за счёт специфических структур деятельности и кооперации разных деятельностных позиций мы можем объединить казалось бы исключающие друг друга представления и определения знака. Если мы будем рассматривать те формы, в которых выступают знаки во всех выведенных нами позициях, то увидим, как большое разнообразие самих форм, так и обязательное присутствие в них трёх основных форм существования, заданных нами в исходной парадоксальной ситуации. Теперь, чтобы ответить на вопрос, как существуют знаки в деятельности, мы должны как бы пройти по всем названным нами позициям, охарактеризовать специфику каждой из них в плане самой деятельности и показать, как специфика деятельности отражается на форме существования знаков и знака. При этом мы, конечно, не можем это сделать строго и систематически, и поэтому лишь наметим основную канву рассуждений и в самом общем виде охарактеризуем то, что получается.
Уже из этого весьма беглого и, наверное, неточного определения, следует, что знак в деятельности имеет множественное существование. Ни одно из перечисленных нами существований его не является более важным, более существенным или более реальным, чем другие. Существование практической чувственной деятельности ничуть не менее реально, нежели существование его в качестве нормы трансляции или момента деятельности в ситуации общения между действующими индивидами. Но точно так же и наоборот: хотя знак как таковой, как нечто определённое и отчеканенное в своей определённости, начинает существовать лишь благодаря своим предметным и объективным формам, мы не можем говорить, что его существование в виде научной или практической конструкции является более реальным, нежели существование в виде весьма неопределённых и расплывчатых моментов деятельности и коммуникации в ней. Знак в деятельности имеет множественное, многоликое существование, и этим все сказано. Если мы будем пытаться представить это существование, исходя из близких и привычных нам представлений существования вещей, то нам придётся сказать, что знак как бы размазан в своём существовании по всем структурам кооперированной деятельности. Но такое утверждение — прямой результат неадекватного натуралистического подхода, опирающегося на традиционные категории вещи и процесса. В рамках деятельностного подхода знак имеет строгую определённость для каждой позиции в системе социальной кооперации, но это придаёт ему множественное существование. Вывод о множественности существования знаков деятельности, точно так же, как и утверждение о неприменимости к знаку привычных категорий вещи и процесса, не исключает возможности существования единого и целостного натуралистического представления знака. Более того, сами потребности развития деятельности делают необходимым единое натуралистическое представление, ибо жёсткая локализация разных представлений и форм существования знака в соответствии с разными позициями внутри структур кооперации приводит, во-первых, к консервации структур деятельности, а, во-вторых, к закреплению индивидов на определённых местах этих структур. Профессионально-техническое разделение труда в условиях жёсткой стратификации знаний превращается в социальное разделение людей. Наоборот, наличие единого представления, объединяющего и снимавшего в себе всё представления о знаках, выработанные в разных позициях, и все формы их существования, создаёт условия для перестройки и развития существующих структур деятельности и связей кооперации, а людям, овладевшим этим общим представлением, даёт свободу относительно разных мест в структуре деятельности. Поэтому можно сказать, что единое натуралистическое представление знака как предмета и объекта, как вынутого из систем деятельности и противостоящего им, необходимо для успешного развития самой деятельности и, кроме того, имеет ещё определённую социальную и этическую ценность. Однако, как показывает опыт научных исследований последних трёх столетий, натуралистическое представление знака не может быть простроено на основе традиционных категорий и традиционными методами. И не могу обсуждать здесь основные итоги предшествующего поиска и остановлюсь лишь на самых важных и принципиальных моментах, имеющих непосредственное методологическое значение в контексте нашего рассуждения. Странность существования знака была отмечена уже античными философами, какую бы часть из обрисованной нами структуры деятельности мы не взяли, всюду знак выступает как нечто движущееся, передающееся от одного индивида к другому; в ситуациях совместной деятельности первого и второго индивида эта передача происходит в коммуникации, третий индивид получает знаки в трансляции, инженер-конструктор должен перестроить знаки, сохраняя их специфику и определённость, исследователи, независимо от того, что они сделают предметом изучения, должны охватывать это движение знака. При любом перемещении и переходе знак должен сохранить и сохраняет свою определённость; поэтому внутри любой ситуации он выделен из деятельности и из самой ситуации. Это обстоятельство приводит к мысли, что он имеет особую субстанцию, отличную от субстанции деятельности. После того, как это понятие предположено, возникает вопрос о характере этой субстанции, появляется необходимость определить её дальше. Категория субстанции тесным образом связана с другими категориями, в частности, с категорией процесса. Наверное, можно даже сказать, что характеристика Если бы знаки были кусочками, сгустками или порциями вещества, то передача и переход их внутри деятельности могли бы быть чисто механическими, то есть перенос вещи из одного места в другое. Но уже в античный период было понятно, что хотя знаки и включают в себя обычно кусочки вещества, не оно образует их суть и специфическую природу. Значительно более важным и существенным для знака являются из значения и связанным с ним смыслы и содержания. Поэтому объяснить природу знаков как особой субстанции и возможные для них процессы, это значит объяснить способы существования значений, содержаний, смыслов. Здесь опять-таки главным исходным должно быть представление о процессе; в зависимости от него и в точном соответствии с ним затем будет вводится представление о специфической субстанции знаков. Но что происходит и может происходить со значениями, содержаниями и смыслами? Могут ли они передаваться с одного места в другое наподобие кусочков вещества? Может быть логичнее предположить, что они не передаются, не переносятся с одного места на другое, наподобие вещей, а как бы индуцируются или находятся в определённом месте благодаря движению вещества в знаках. В таком случае знак будет иметь очень сложное, многоликое существование и будет существовать как бы из нескольких разных субстанций. Сегодня мы уже достаточно хорошо освоились с объектами такого типа. Распространение волн в воде или в воздухе не сводится лишь к одному перемещению частиц; мы представляем это движение с помощью ещё одной дополнительной компоненты — самой воды или «поля», движение которого отличается от движения частиц. Собственно на этом и построено представление об индуцировании или «наведении» полевых потенциалов в определённых точках пространствах. Может быть значения содержания и смысла точно также индуцируется или находятся в сознании людей благодаря перемещению и передаче вещества знаков. Я рассматриваю этот случай не для того, чтобы сказать, что знаки живут именно таким образом и должны рассматриваться в дуалистических корпускулярно полевых картинках. Из этих онтологий мне нужно сделать лишь этот вывод, что вопрос о субстанции знаков и процессах, в которых эта субстанция существует, достаточно сложен и решение его может не ограничиваться обычными представлениями о веществе и передачи вещества. Между тем подавляющее большинство попыток решения этой проблемы с самого начала ограничивает себя вещественными представлениями. Здесь не так уж важно, к какому именно веществу всё сводится, важнее, что оно всегда понимается именно как вещество, механически переносимое из одного места в другое. Мы можем, к примеру, говорить об информации, считая, что с помощью знаковых сообщений передаётся именно она, но всё равно, хотя информация не есть вещество в прямом и точном смысле этого слова, она рассматривается и описывается в логических формах, описывающих передачу и существования вещества. Именно это, а не что-либо другое, имеет принципиальное значение. Попытки рассматривать реальный механизм передачи информации, как течения двух субстанций, одна из которых образует содержание, а другая является формой, не вносит пока принципиальных и существенных изменений. Между этими двумя субстанциями устанавливаются отношения, соответствующее схемам передачи чего-либо, изменяющегося в ходе передачи. Подобно тому, как в процессе изменения какой-либо вещи мы должны, чтобы иметь возможность говорить о самом процессе изменения, внести с одной стороны, изменяющиеся параметры, а с другой — параметры, остающиеся неизменными, так и здесь, в процессе течения двух субстанций, мы рассматриваем одну субстанцию остающейся неизменной (в том смысле, что она должна оставаться неизменной, а если она меняется, то это уже непорядок в самом процессе, непорядок, который должен быть устранен), а другую — как меняющуюся. Тогда основная проблема сводится к установлению таких отношений между этими двумя субстанциями и к таким ограничениям возможных изменений меняющейся субстанции, которые обеспечивали бы неизменность второй субстанции. Надо сказать, что рассматриваю сейчас наиболее общий и наиболее сложный случай из всех, которые рассматриваются сейчас в теории связи. Таким образом появляется или, точнее, вводится в эту область понятие об инвариантах. Содержание определяется как то, что остаётся инвариантным, а форма как то, что варьируется. В этом плане сопоставление разных сообщений с точки зрения тождества или различи их содержания, проводится исследователем-логиком с незапамятных времён, лишь имитировало обычную работу человека, получающего, перерабатывающего и отправляющего дальше сообщение. Задание отношений такого типа, как мы обсуждали выше, предопределяло принцип связывания инвариантных и вариантных характеристик рассматриваемого объекта; первые должны были быть отделены от вторых и должны были противостоять и как субстанция особого рода типа. Этот принцип, затем был осознан и получил специальное теоретическое выражение; до сих пор он во многом определяет подход ко всем логическим и языковедческим проблемам. Однако уже Аристотелем было осознана недостаточность такого рода разделений для многих конкретных случаев. Поэтому он пытался найти или сконструировать, кроме того, ещё такое отношение, которое могло бы определять зависимость или связь между ядром инвариантных признаков и возможными для данного объекта вариациями. В определении этого отношения возможны две стратегии, которые приближённо могут быть охарактеризованы как «синтетическая» и «аналитическая». В первом случае варианты и инварианты задаются независимо друг от друга, а затем связываются, по сути дела, внешним образом. Во втором случае варианты выводятся из инвариантов, но для этого, очевидно, уже заранее должны быть включены в инварианты. К пониманию преимуществ и даже логической необходимости второго пути решения проблемы пришли уже сравнительно давно. В науках для объектов разного типа строились соответствующие логические формы. В начале ХХ столетия Фрис Кассирер дал логическое обоснование этим двум типам связи, рассмотрев формы абстракции, из которых они исходят. Все эти попытки, явно или неявно, содержали критику традиционных натуралистических категорий вида и рода, вещи и субстанции, изменения и процесса и так далее. Однако при всём этом так и не было найдено новых способов связи и новых категорий, пригодных для анализа, описания и объяснения таких странных объектов, как деятельность и знаки. Весь этот опыт позволил нам сделать вывод не только о том, что традиционно натуралистические категории не срабатывают в этих областях, и также, наверное, и в том, что в рамках натуралистического подхода само по себе нельзя выработать новых категорий, адекватных новым объектам. Поэтому задача формулируется как построение натуралистического представления знака, исходя из онтологических изображений деятельности и теоретико-деятельностных представлений как множественного и многоликого объекта. Это значит, что мы должны будем работать и двигаться сразу в двух онтологических картинах — деятельностной и натуралистической, — анализировать и описывать знак как момент деятельности, выявлять все те характерные черты точки зрения деятельностной онтологии, а затем конструировать такое натуралистическое представление, которое учитывало и отображало бы все основные моменты существования знака в деятельности, но, конечно, в формах, специфических для натуралистического подхода. Такая постановка задачи заставляет нас строить новый набор категорий. Они должны быть устроены таким образом, чтобы с их помощью можно было бы изобразить знак как объект, существующий по естественным законам, но таким, чтобы жизнь знака по этим законам соответствовала его жизни в системах деятельности, его жизни как момента и элемента деятельности. Опыт исследований такого рода (хотя пока всё же весьма ограниченный) показывает, что такими категориями будут категории машины, организма и популяции. Совместное и особым образом организованное употребление этих категорий при описании деятельности и знаков, как кажется, даёт возможность построить весьма правдоподобное и перспективное изображение знаков и знаковых систем. Согласно первому, «машинному» представлению, кооперация мест в деятельности рассматривается как машина, перерабатывающая определённый материал. Материал, в принципе, может быть разнородный, то есть содержать элементы самого разного типа, и организованный в любые системы. Протекая через машину материал, преобразуется или перерабатывается в ней, принимая все новые и новые системные формы. Рассматривая машину как статистическую систему, мы приписываем момент движения и изменения материалу и, вместе с тем, что уже заключено в самом понятии машины, трактуем эти изменения и движения материала как бы вынужденные, производимые в нём действием машины. Таким образом, с этой точки зрения, материал представляется как искусственное образование, изменяемое и преобразуемое внешними для него силами. Чтобы теперь перейти к естественнонаучному представлению всех изменений, происходящих с материалом, мы должны как бы вынуть его из машины и представить все изменения как самостоятельный и имманентный процесс, развёртывающийся в силу внутренних для материала причин и факторов. После этого мы можем ставить вопрос о законе, которому должно подчиняться это изменение. Но, как известно, представление изменяющегося объекта всегда соотносится относительно с представлениями об изменении и законом, управляющим этим изменением. Чтобы найти достаточно прочные законы изменения какого-либо объекта, нужно сам объект представить соответствующим образом. Можно даже сказать, что нам удастся найти «удобный» закон только в том случае, если мы построим подходящее или соответствующее ему изображение самого объекта. Рассуждая таким образом, мы, по сути дела, уже перевели проблему — проблему соотношения структурных представлений того или иного объекта и возможных процедур или механизмов правилообразования правилообразного изменения этих структур. Среди всех мыслимых изменений структур один тип занимает совершенно особое, можно даже сказать, исключительное место, поэтому уже сравнительно давно он стал предметом специальных исследований учёных в философии. Речь идёт о таком изменении структур, при котором каждое следующее из состояний как бы снимает в себе предыдущее. В немецкой классической философии этот тип изменений получил название «развёртывания», а в русской литературе переводится чаще всего как «развитие» (с ориентировкой на немецкую традицию). Простейшим случаем развёртывания является случай механического накопления элементов, входящих в новые связи с прежними элементами и перестраивающие уже существующие связи и системы связей; обычно появление новых связей определяется каким-либо достаточно простым принципом или правилом (примером могут служить схемы развёртывания предложений речи и так далее). Однако этот вариант не исчерпывает все возможные виды развёртывания. Могут быть и другие, более сложные случаи, при которых часть из уже существующих элементов структуры теряется, но при этом сама структура сохраняет все их содержание за счёт отображения его в других, более емких элементах; в таком случае, очевидно, мы можем говорить о снятии последующими состояниями системы её предшествующих состояний, несмотря на потерю некоторых элементов. Понятие развития, как оно употребляется сейчас, по целому ряду параметров отличается от понятия развёртывания. В частности, развитие предполагает, Более того, продолжая эту линию рассуждений, мы можем воспользоваться принципом относительности всякого движения и, представив деятельность не как одну машину, а как последовательность машин, как бы поменять материал и машину местами; тогда материал, из которого или в котором строится знак, выступает как совокупность из начала данных, вневременных условий всё время как бы покоящихся в одном месте, а деятельность или последовательность машин будет тем внешним фактором, который будет привносить структуры и последовательно накладывать их одну за другой на исходный данный материал. И аналогичным образом будет представлен и естественный вариант такой трактовки. Изменение или развёртывание знака трактуется как процесс особого рода, будет отделено от представлений о пространственном перемещении с одного места на другое даже относительно машин (в искусственном варианте); движущимся и как бы непрерывно пробегающим элементом в данном случае будет лишь деятельность, а структура знака будет покоится как бы вне времени и деятельности и вне пространства. При этом, конечно, остаётся вопрос, каким мы должны представить материал или субстанцию знака, чтобы в структурном представлении её удовлетворить всему тому, что мы знаем о существовании знаков в деятельности. Но это уже особый вопрос, требующий специального методологического и теоретического обсуждения. Не трудно заметить, что рассмотренная выше трактовка деятельности и знаков соответственно как машины и неперерабатываемого ей материала учитывает один лишь вид связи между тем и другим: характер знака или знаков зависит от характера деятельности, деятельность создаёт или изменяет знаки, но знаки не могут менять деятельность. Весь эмпирический опыт говорит нам об обратном. Сейчас мы уже достаточно хорошо понимаем и знаем, что изменение характера знаков приводит к изменению деятельности; благодаря этому мы используем знаки для управления деятельностью, мы строим специальные знаковые системы, чтобы обучать деятельности и так далее. Чтобы учесть и эту сторону отношений между знаками и деятельностью, нужно обратиться ко второй из названных нами выше категорий — к категории организма. В этом случае знаки и системы знаков, порождаемые самой деятельностью, не будут выходить и как бы выбрасываться из неё, а будут оставаться в системе деятельности, вызывая перестройку и развитие её собственных культур. В таком случае деятельность будет самоорганизующейся и саморазвивающейся системой, то есть по определению, организм в прямом и точном смысле этого слова. Здесь мы приходим к новому повороту проблемы, ибо, если знаки, порождаемые деятельностью, становятся элементами, конституирующими и конструирующими её собственную структуру, то мы, естественно, должны Иначе можно сказать, что раньше мы занимались прежде всего отношением знаков и деятельности, а теперь должны заниматься отношением деятельности к знакам. Может быть, ещё лучше говорить о зависимости знаков от деятельности и, соответственно, деятельности от знаков. Выделяя этот аспект проблемы, мы, по сути дела, вновь возвращаемся, но уже с новой стороны, к вопросу о соотношении между процессами, структурами и организованностями деятельности. Натуралистическое представление знака и знаков является не только научно последовательной точкой зрения научно-исследовательской точкой зрения и философской позиции. Это представление создаётся на каждом шагу в практике деятельности и затем включается в саму деятельность в качестве практических элементов, определяющих протекающие в ней процессы. По сути дела, именно натуралистический подход к знакам, осуществляемый каждым человеком в практике его мышления и общения с другими людьми, создаёт основные организованности деятельности, закрепляет её процессы и структуры в материале, на котором существует, функционирует и развивается деятельность. Естественно, что характер деятельности во многом зависит от характера самих этих представлений, в частности, их категориального типа. Таким образом, можно сказать, что привлечение к анализу категории организма заставляет |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|