![]() Георгий Петрович Щедровицкий ( | |
АннотацияКнига продолжает серию «Избранных трудов» выдающегося мыслителя Предисловие составителейВ 1995 году вышли в свет «Избранные труды» Георгия Петровича Щедровицкого, замечательного мыслителя, философа и методолога ( Его образ жизни был таков, что все или почти все в ней было отдано организованной им самим семинарской работе и беседам с коллегами и учениками в свободное от семинаров время. Огромное количество дискуссий, докладов, лекций, бесед… И никогда не прекращавшаяся рефлексивная работа над своим и чужим «мЫследействованием», фиксируемая в бесконечных заметках. Весь образ жизни был специально организован для служения Методологии. По возможности тексты записывались на магнитофон и затем, расшифрованные, пополняли библиотеку семинара и личный архив — представьте себе стеллаж с бесконечными папками и бумажками, разложенными строго по своим «топам». Георгий Петрович удивительным образом — доступным ему одному — держал всё это операционально-активированным в своей рефлексивно организованной памяти. Образцовая бюрократическая организация и живое творческое дело — вещи трудно совместимые, особенно для крупномасштабных и динамичных по своей природе акций. Не всё записанное на магнитофон расшифровывалось, не всё расшифрованное передавалось Георгию Петровичу, не всё выданное из архива для работы возвращалось назад… К тому же жилищные проблемы раздробили его личный архив. И тем не менее даже сейчас архив содержит порядка четырёх тысяч единиц хранения — от нескольких до сотен страниц текста в папке, то есть несколько десятков тысяч страниц! Все вместе они представляют собой огромное творческое наследие идейного лидера и организатора Московского методологического кружка (ММК) и развившегося на его основе широкого методологического движения. Это творческое наследие в настоящее время практически неизвестно и малодоступно широкой читательской аудитории. Даже сами участники ММК разных поколений знакомы с ним достаточно фрагментарно, лишь в меру своей вовлечённости и личного участия в жизни методологического сообщества. Те же полторы сотни работ, которые Георгию Петровичу удалось опубликовать за долгие годы интенсивной творческой жизни, составляют лишь малую толику этого наследия, только видимую часть интеллектуального «айсберга», порождённого его неуёмной энергией и творческой мыслью. Понятно, что перед составителями с неизбежностью встал вопрос об отборе «ключевых» произведений и установлении приоритетного порядка их издания. Ведь архив содержит тексты, посвящённые не одному десятку хотя и связанных между собой, но Выбор, на котором мы остановились, был продиктован убеждением, что «философия-наука-методология» — это, по сути дела, ключевой тематизм всего творческого наследия Георгия Петровича. Философско-методологическое исследование генезиса, строения и функционирования систем научного знания и науки в целом, с одной стороны, и понятийного аппарата и теоретических схем логики и методологии, истории и социологии науки, науковедения, и так далее — с другой, стало одной из основных (если не центральной) линий всей его творческой деятельности. Не менее важным для сделанного выбора было и то обстоятельство, что именно в процессе работы над логико-методологической и историко-научной проблематикой происходило становление самого Георгия Петровича как самостоятельного и оригинального мыслителя. Именно здесь, поэтому, следует искать истоки многих его последующих идей и программных замыслов. При формировании содержания книги и отборе работ из архива можно было пойти двумя путями. Самый простой из них — исходить из буквального и формального понимания смысла темы и поместить в книгу тексты аналитического и критического характера, посвящённые ключевым проблемам и концепциям различных направлений философии и методологии науки (а также смежным подходам в истории и социологии науки, науковедении и так далее). При всей привлекательности такого пути, идя по нему нельзя было бы избежать целого ряда потерь. Второй путь, который и был в итоге нами выбран, заключается в решении представить в книге не столько работы, всецело относящиеся к заданной предметной области, сколько по возможности само порождённое Георгием Петровичем мыслительное пространство, в котором Философия, Методология, Наука играли бы роль тех категориально-тематических векторов, в поле силового взаимодействия которых жила и развивалась его творческая мысль. В книгу включён целый ряд хронологически упорядоченных текстов как бы на одну и ту же триединую тему. Основная разница между ними состоит, по сути дела, в разном видении этого единства, свойственном разным периодам творческой биографии автора. Нам представляется, что собранные и выстроенные в хронологическом порядке работы позволят читателю составить себе представление об особенностях того направления методологии и методологического движения, которое связано с именем Георгия Петровича Щедровицкого. Что же это за работы, способные представить «мыслительное пространство» и продемонстрировать культуру методологического мышления? Они охватывают более трёх десятилетий ( Нами сделано только одно исключение — для объёмного раннего логико-методологического исследования, в котором Георгий Петрович предпринял первую основательную попытку выработать новое представление о мышлении — такое представление, в котором мышление с самого начала выступало бы как системный и исторически развивающийся «предмет». Это была попытка создания «новой» логики, названной позже «содержательно-генетической». В архиве существует несколько текстов с описанием этого исследования — разного объёма и разной степени авторизации, с несколькими же различающимися названиями. Сам их автор в разных ссылках и отсылках все их вместе и каждый в отдельности кратко называл «Аристарх Самосский». Ибо само это исследование представляет собой логико-методологический дискурс, выстроенный «вокруг» реконструкции логики рассуждений и геометрических построений Аристарха Самосского (конец IV века — первая половина III века до новой эры), решавшего знаменитую задачу древнегреческой астрономии — задачи определения соотношения расстояний Земля-Солнце и Земля-Луна. Мы выбрали этот довольно ранний текст не случайно. Не только потому, что именно он даёт представление о «раннем» Щедровицком Георгий Петрович в разные годы неоднократно возвращался к «Аристарху». Первый вариант был окончен в Стилевое разнообразие текстов, составивших в итоге данную книгу, где, с одной стороны, читатель обнаружит чисто академические доклады, Помимо тематического единства, публикуемые доклады отличает очевидная для нас подчинённость единой сверхзадаче: организовать мыслительную коммуникацию с аудиторией, способную породить новое понимание и новое идеальное содержание. Другими словами, все они представляют собой не механическое озвучивание заранее написанного текста, а интеллектуальную импровизацию на заданную тему. Вопросы и дискуссия с оппонентами являются здесь теми катализаторами мысли, которые позволяют развернуть идеальное содержание коммуникации, обеспечивая его рефлексивное и перспективное понимание и усвоение. Наконец, упомянем ещё об одной особенности отобранных текстов. Мы старались, насколько это возможно, чтобы они, наряду с передачей основного предметного содержания, позволили читателю составить представление У Георгия Петровича было много врагов, много недоброжелателей и тех, кто просто не принимал его этических норм и кого шокировала принятая в ММК форма обсуждения. В содержательном обсуждении он всегда был предельно жёсток по форме, не боялся употреблять «неинтеллигентные» выражения и никогда не позволял под видом и под прикрытием фиктивной корректности «выплёскивать ребёночка из ванны вместе с водой». Если оппонент предпочитал обижаться — это проблемы оппонента. И когда Георгия Петровича упрекали в том, что он «обижает» людей, он искренне удивлялся. Для него обижать и, более того, совершенно не уважать людей, действительно нацеленных на работу, на профессиональный и личностный рост, значило — не объяснить предельно чётко, в чём разница позиций, и почему он считает позицию, занятую оппонентом, бесперспективной. Он был убеждён, что людям нужно говорить правду, какой бы горькой для них она ни была, и тогда они имеют шанс отрефлектировать ситуацию, самоопределиться в ней и наметить для себя новые горизонты. Это и значит — уважать человека. Потакать же разного рода беспочвенным амбициям и принимать без критики широко распространённые в среде научной интеллигенции ФДП — дело пустое, сугубо коммунальное. Кто хочет жить в мире коммунального — пусть живёт. Но это принципиально другой мир, и Мыслителям в нём делать нечего. Надеемся, что выбранные тексты позволят читателю увидеть и оценить личностный масштаб и потенциал их автора. Хотелось бы также обратить внимание читателей на одно, на наш взгляд, немаловажное обстоятельство. Мы отбирали для книги тексты, руководствуясь только их содержательностью, а они, напомним, охватывают период с начала По многим причинам представляется излишним давать здесь оценку тем работам, которые составили настоящее издание. Прежде всего потому, что большинство текстов, включённых в книгу, содержит множество различных рефлексивных суждений и оценок внутри себя и по поводу себя. Ибо развитая и постоянно практикуемая рефлексия составляет основное «ядро» и основной механизм саморазвития методологического мышления как такового. Это рефлексивное оформление авторской мысли позволит читателю самостоятельно понять и оценить как оригинальные идеи автора, так и горизонты, которые открываются в свете этих новых идей. И это понимание, и эта оценка безусловно пойдут на пользу и читателям, и самим идеям. Ещё раз напомним, что настоящая книга содержит только ранее не публиковавшиеся работы. Их публикация — это только первая ласточка на пути превращения творческого наследия Георгия Петровича Щедровицкого в общекультурное достояние. С надеждой на такое превращение, способное внести свой весомый вклад в повышение философско-методологической культуры разнообразных форм интеллектуального труда, в развитие современной культуры мысли как таковой, мы и взялись за издание книги. Принципы текстологической и редакторской работы определялись спецификой тех «оригиналов», с которыми нам пришлось иметь дело. Дело в том, что лишь часть публикуемых работ была в авторизованной форме, то есть в виде авторской рукописи или правленой автором машинописи. В основном, в нашем распоряжении были машинописные расшифровки аудиозаписей, тщательность выполнения которых оставляет желать лучшего. В случае авторизованных текстов редакторская работа, естественно, носила рутинный характер — устранение мелких неисправностей текста, выверка цитат и библиографических ссылок, и так далее. В других случаях мы ставили перед собой и решали три задачи:
Специально следует подчеркнуть, что мы не «причёсывали» тексты, в чём легко убедится читатель, встречаясь с далеко не дипломатично выраженными суждениями и характеристиками. Наконец, особую группу составляют помещаемые нами в Приложение заметки «для себя». В некоторой их части — это тексты, написанные рукой Георгия Петровича Щедровицкого; здесь нам оставалось лишь безошибочно прочесть А. А. Пископпель, | |
Оглавление | |
---|---|
| |