Никита Глебович Алексеев ( |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Никита Глебович Алексеев. |
Дата и место рождения: | 9 августа 1932 года. Москва, СССР. |
Дата и место смерти: | 21 марта 2003 года. Москва, Россия. |
Гражданство: | Россия |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: |
Психология Философия Управление |
Область интересов: |
Методология Системо-мыследеятельностная методология Системный подход Системная инженерия Деятельность Мышление Психика |
Основные идеи и концепции: | Рефлексия и рефлексивный подход в мышлении. |
Связанные организации: | Московский методологический кружок. |
Текст статьи: © Л. Н. Алексеева, Ю. В. Громыко, В. К. Зарецкий, И. С. Павлов, И. Н. Семёнов, В. И. Слободчиков, А. Б. Шеин. Ф. Н. Голдберг. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Никита Глебович Алексеев родился 9 августа 1932 года в Москве. После окончания средней школы поступил в Московский государственный университет (МГУ), в котором учился с 1951 по 1956 год. Проходил обучение на философском факультете, где специализировался на кафедре логики, а также на механико-математическом факультете университета. Будучи студентом второго курса МГУ Н. Г. Алексеев познакомился с Г. П. Щедровицким (другом которого оставался всю жизнь) и другими членами Московского логического кружка (МЛК), который сложился в 1952 году на философском факультете университета как инициативное объединение единомышленников в области логических исследований и разработок. Инициативное ядро МЛК включало, кроме Г. П. Щедровицкого, также А. А. Зиновьева, Б. А. Грушина и М. К. Мамардашвили. Впоследствии пути его основателей разошлись, а МЛК был преобразован в Московский методологический кружок (ММК), лидером которого стал Щедровицкий. Будучи методологом по призванию и складу мышления, Н. Г. Алексеев оставался активным участником ММК на протяжении всей его истории с конца После окончания Университета Н. Г. Алексеев работал учителем математики в московской школе № 122. Параллельно, рефлексируя собственную деятельность, связанную с развитием мышления учащихся, разрабатывал представления о механизмах мышления и обучения. Позднее этот опыт был им обобщён и оформлен в диссертационном исследовании «Формирование осознанного решения учебной задачи» (1975). Наряду с преподаванием и логико-методологическими изысканиями в ММК стал вести исследования по психологии и педагогике. В 1961 году защитил диплом отделения психологии философского факультета МГУ и сразу же поступил в аспирантуру. С 1962 по 1965 год учился в аспирантуре под руководством профессора Н. Ф. Добрынина и преподавал на кафедре Общей психологии Московского Государственного педагогического Института (МГПИ), возглавляемой профессором А. В. Петровским. По окончанию аспирантуры подготовил к защите диссертационное исследование по педагогической психологии мышления. В этот же период он совместно с Г. П. Щедровицким публикует ряд программных статей в русле идей ММК, с позиций которых строит свою диссертацию: «О возможных путях исследования мышления как деятельности» (1960) и «Принцип параллелизма формы и содержания мышления и его значение для традиционных логических и психологических исследований» (1960). В 1966 году Н. Г. Алексеев был приглашён Б. М. Кедровым и С. Р. Микулинским в возглавляемый Н. И. Родным сектор логики развития науки Института истории естествознания и техники Академии наук СССР (ИИЕТ). В рамках этого сектора уже работала группа Системных исследований науки, состоявшая из известных методологов И. В. Блауберга, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина, а также созданная М. Г. Ярошевским группа Психологии научного творчества, в которую Н. Г. Алексеев влился в качестве научного сотрудника. В этот период он публикует ряд фундаментальных работ в коллективных монографиях (в частности, «Педагогика и логика»; под редакцией Г. П. Щедровицкого, В 1975 году Н. Г. Алексеев защитил кандидатскую диссертацию по теме «Формирование осознанного решения учебной задачи». В том же году занял должность заведующего лабораторией в возглавляемом В. П. Зинченко научно-исследовательском отделе по вопросам эргономики Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). За три года работы во ВНИИТЭ при непосредственном его участии были сформированы научно-методологические основы эргономики как неклассической научной дисциплины. Разработанные им представления о трёхслойной структуре эргономического знания как специфического для неклассической научной дисциплины и о концептуальной схеме деятельности вышли далеко за рамки эргономики и стали методологическими основаниями для инновационных разработок в педагогике, социальном проектировании, клинической психологии и других областях научно-практической деятельности. Во ВНИИТЭ Н. Г. Алексеев вёл семинар по проблемам неклассических научных дисциплин, участвовал в семинаре по психологии мышления, работал в секции психологии творчества, организованной Я. А. Пономарёвым, а также создал секцию по рефлексии, объединившую философов и психологов в рамках этой темы исследований. Вместе с тем, на рубеже Признавая мышление лишь в качестве коллективного процесса, Н. Г. Алексеев особое значение придавал коллективной мыслительной работе на семинарах. Постоянный участник методологических семинаров ММК, он активно участвовал и в других подобных мероприятиях, в том числе организуемых им самим. Практически с самого начала принимал участие в разработке и практике организационно-деятельностных игр (ОДИ), проводимых под руководством Г. П. Щедровицкого. На первую половину В 1991 году Н. Г. Алексеев был приглашён В. И. Слободчиковым в Институт педагогических инноваций Российской Академии образования (РАО) для организации лаборатории методологии проектирования инновационного образования. Позднее на её базе он создал отдел философии и методологии проектирования образовательных систем. Параллельно Н. Г. Алексеев организует Научный Совет по философии образования при Президиуме РАО, к работе в котором он привлекает философов, психологов и педагогов: Ю. В. Громыко, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, В. А. Лекторского, В. С. Мухину, Н. И. Непомнящую, В. А. Петровского, А. П. Огурцова, В. М. Розина, Б. В. Сазонова, В. И. Слободчикова, И. Н. Семёнова, В. С. Швырёва, П. Г. Щедровицкого, Б. Г. Юдина и других крупных исследователей. В 1993 году Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, Л. Е. Курнешова, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков создают Московскую академию культуры и развития образования (МАКРО), — организацию, разработавшую новаторский формат Федеральной программы развития Российского образования и создавшую оригинальную идеологию «Программы столичного образования», которая оказала решающее влияние на развитие экспериментальной и инновационной инфраструктуры московского образования. С 1994 по 1998 год Н. Г. Алексеев возглавлял комплексный психолого-педагогический Экспертный Совет по экспериментальной и инновационной деятельности при Московском департаменте образования, руководство которым он затем передал Ю. В. Громыко. В результате деятельности Совета, форма работы которого затем была воспроизведена в ряде регионов России, в Москве была создана сеть успешно действующих экспериментальных площадок. В В течение всей жизни и научной деятельности Н. Г. Алексеев разрабатывал рефлексивный подход к социально-гуманитарной проблематике и проектированию социотехнических систем, который он обобщил в своей диссертации на степень доктора психологических наук «Проектирование условий развития рефлексивного мышления», успешно защищённой им в 2002 году в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ). Н. Г. Алексеев ушёл из жизни 21 марта 2003 года в Москве в возрасте 70 лет. |
|
Библиография |
|
Издания и публикации: |
|
|
|
Никита Глебович Алексеев
Тексты |
---|
Никита Глебович Алексеев:
Рефлексия 28.06.2011 Алексеев Н. Г. Рефлексия. Доклад. // Летняя психологическая школа факультета психологии Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова (ЛПШ–82, руководитель: И. И. Ильясов). |
Никита Глебович Алексеев:
Комплексный подход: узлы дискурса 21.12.2007 Н. Г. Алексеев. Комплексный подход: узлы дискурса. // Журнал «Кентавр», № 23. |
Никита Глебович Алексеев:
Проектирование и рефлексивное мышление 18.12.2007 Н. Г. Алексеев. Проектирование и рефлексивное мышление. // Журнал «Развитие личности». — № 2, 2002 год. |
Никита Глебович Алексеев:
Конструктивно-инновационный смысл методологии 15.12.2007 Н. Г. Алексеев. Конструктивно-инновационный смысл методологии. // Журнал «Кентавр», № 2, 1996 год. |