Никита Глебович Алексеев родился 9 августа 1932 года в Москве. После окончания средней школы поступил в Московский государственный университет (МГУ), в котором учился с 1951 по 1956 год. Проходил обучение на философском факультете, где специализировался на кафедре логики, а также на механико-математическом факультете университета. Из-за принципиальных разногласий с научным руководителем, возникших в процессе подготовки к защите дипломной работы, получил вместо диплома справку о том, что он прослушал полный курс философского факультета университета. Будучи студентом второго курса МГУ Н. Г. Алексеев познакомился с Г. П. Щедровицким (другом которого оставался всю жизнь) и другими членами Московского логического кружка (МЛК), который сложился в 1952 году на философском факультете университета как инициативное объединение единомышленников в области логических исследований и разработок. Инициативное ядро МЛК включало, кроме Г. П. Щедровицкого, также А. А. Зиновьева, Б. А. Грушина и М. К. Мамардашвили. Впоследствии пути его основателей разошлись, а МЛК был преобразован в Московский методологический кружок (ММК), лидером которого стал Щедровицкий. Будучи методологом по призванию и складу мышления, Н. Г. Алексеев оставался активным участником ММК на протяжении всей его истории с конца 1950-х до начала 1990-х годов. После окончания Университета Н. Г. Алексеев работал учителем математики в московской школе № 122. Параллельно, рефлексируя собственную деятельность, связанную с развитием мышления учащихся, разрабатывал представления о механизмах мышления и обучения. Позднее этот опыт был им обобщён и оформлен в диссертационном исследовании «Формирование осознанного решения учебной задачи» (1975). Наряду с преподаванием и логико-методологическими изысканиями в ММК стал вести исследования по психологии и педагогике. В 1961 году защитил диплом отделения психологии философского факультета МГУ и сразу же поступил в аспирантуру. С 1962 по 1965 год учился в аспирантуре под руководством профессора Н. Ф. Добрынина и преподавал на кафедре Общей психологии Московского Государственного педагогического Института (МГПИ), возглавляемой профессором А. В. Петровским. По окончанию аспирантуры подготовил к защите диссертационное исследование по педагогической психологии мышления. В этот же период он совместно с Г. П. Щедровицким публикует ряд программных статей в русле идей ММК, с позиций которых строит свою диссертацию: «О возможных путях исследования мышления как деятельности» (1960) и «Принцип параллелизма формы и содержания мышления и его значение для традиционных логических и психологических исследований» (1960). В 1966 году Н. Г. Алексеев был приглашён Б. М. Кедровым и С. Р. Микулинским в возглавляемый Н. И. Родным сектор логики развития науки Института истории естествознания и техники Академии наук СССР (ИИЕТ). В рамках этого сектора уже работала группа Системных исследований науки, состоявшая из известных методологов И. В. Блауберга, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина, а также созданная М. Г. Ярошевским группа Психологии научного творчества, в которую Н. Г. Алексеев влился в качестве научного сотрудника. В этот период он публикует ряд фундаментальных работ в коллективных монографиях (в частности, «Педагогика и логика»; под редакцией Г. П. Щедровицкого, 1-е издание, 1967). В период работы в группе Психологии научного творчества Н. Г. Алексеев начинает разработку системного представления о мышлении: разрабатывает концепцию «моделирующих представлений» (опубликована в монографии «Проблемы научного творчества в современной психологии» совместно с Э. Г. Юдиным, 1971); концепцию «рефлексивного уровня» мышления (в дальнейшем это представление становится основой четырёхуровневой схемы мышления — И. Н. Семёнов, В. К. Зарецкий, С. Ю. Степанов). С использованием данных концепций проводится целый цикл исследований и практических разработок в различных областях психологии, оформленных в виде монографий, кандидатских и докторских диссертаций. В 1975 году Н. Г. Алексеев защитил кандидатскую диссертацию по теме «Формирование осознанного решения учебной задачи». В том же году занял должность заведующего лабораторией в возглавляемом В. П. Зинченко научно-исследовательском отделе по вопросам эргономики Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). За три года работы во ВНИИТЭ при непосредственном его участии были сформированы научно-методологические основы эргономики как неклассической научной дисциплины. Разработанные им представления о трёхслойной структуре эргономического знания как специфического для неклассической научной дисциплины и о концептуальной схеме деятельности вышли далеко за рамки эргономики и стали методологическими основаниями для инновационных разработок в педагогике, социальном проектировании, клинической психологии и других областях научно-практической деятельности. Во ВНИИТЭ Н. Г. Алексеев вёл семинар по проблемам неклассических научных дисциплин, участвовал в семинаре по психологии мышления, работал в секции психологии творчества, организованной Я. А. Пономарёвым, а также создал секцию по рефлексии, объединившую философов и психологов в рамках этой темы исследований. Вместе с тем, на рубеже 1970–1980-х годов понятие «рефлексия» как предмет исследования встречалась лишь в единичных работах, сам термин был мало известен и почти не употреблялся. Именно в этот период Н. Г. Алексеев делает утверждение о том, что «через 20 лет слово рефлексия станет столь же обыденным, как и мышление, его можно будет услышать везде и без него будет невозможно обойтись». Признавая мышление лишь в качестве коллективного процесса, Н. Г. Алексеев особое значение придавал коллективной мыслительной работе на семинарах. Постоянный участник методологических семинаров ММК, он активно участвовал и в других подобных мероприятиях, в том числе организуемых им самим. Практически с самого начала принимал участие в разработке и практике организационно-деятельностных игр (ОДИ), проводимых под руководством Г. П. Щедровицкого. На первую половину 1980-х годов приходится активное освоение разных практических контекстов применения методологических знаний, частично отражённое в смене мест работы — Московский Институт нефтехимической и газовой промышленности (МИНХ и ГП) имени Губкина, кафедра шахмат Государственного центрального института физической культуры (ГЦОЛИФК), Центр научно-технической деятельности, исследований и социальных инициатив при Президиуме Академии наук СССР. С 1985 по 1991 год он также создал творческие коллективы по методологии и игротехнике в ряде регионов страны. В 1991 году Н. Г. Алексеев был приглашён В. И. Слободчиковым в Институт педагогических инноваций Российской Академии образования (РАО) для организации лаборатории методологии проектирования инновационного образования. Позднее на её базе он создал отдел философии и методологии проектирования образовательных систем. Параллельно Н. Г. Алексеев организует научный Совет по философии образования при Президиуме РАО, к работе в котором он привлекает философов, психологов и педагогов: Ю. В. Громыко, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, В. А. Лекторского, В. С. Мухину, Н. И. Непомнящую, В. А. Петровского, А. П. Огурцова, В. М. Розина, Б. В. Сазонова, В. И. Слободчикова, И. Н. Семёнова, В. С. Швырёва, П. Г. Щедровицкого, Б. Г. Юдина и других крупных исследователей. В 1993 году Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, Л. Е. Курнешова, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков создают Московскую академию культуры и развития образования (МАКРО), — организацию, разработавшую новаторский формат Федеральной программы развития Российского образования и создавшую оригинальную идеологию «Программы столичного образования», которая оказала решающее влияние на развитие экспериментальной и инновационной инфраструктуры московского образования. С 1994 по 1998 год Н. Г. Алексеев возглавлял комплексный психолого-педагогический Экспертный Совет по экспериментальной и инновационной деятельности при Московском департаменте образования, руководство которым он затем передал Ю. В. Громыко. В результате деятельности Совета, форма работы которого затем была воспроизведена в ряде регионов России, в Москве была создана сеть успешно действующих экспериментальных площадок. В 1990-х — 2003 годах Н. Г. Алексеев консультировал и плодотворно сотрудничал с многими методологическими группами, в том числе коллективами Ю. В. Громыко, И. С. Павлова, А. В. Леонтовича и другими, а также был наставником и консультантом ряда учреждений образования. За цикл работ по философии и методологии инновационного образования был удостоен золотой медали РАО имени К. Д. Ушинского. В течение всей жизни и научной деятельности Н. Г. Алексеев разрабатывал рефлексивный подход к социально-гуманитарной проблематике и проектированию социотехнических систем, который он обобщил в своей диссертации на степень доктора психологических наук «Проектирование условий развития рефлексивного мышления», успешно защищённой им в 2002 году в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ). Н. Г. Алексеев ушёл из жизни 21 марта 2003 года в Москве в возрасте 70 лет. |