Никита Глебович Алексеев

Биография • деятельность • произведения

Никита Глебович Алексеев (1932–2003) — российский психолог, философ, методолог, педагог. Доктор психологических наук, член-корреспондент Российской Академии образования (РАО). Один из первых участников Московского методологического кружка (ММК), давшего начало философско-методологическому движению в России. Основатель школы рефлексивной психологии развития творческого мышления. Разрабатывал рефлексивный подход к социально-гуманитарной проблематике и проектированию социотехнических систем. Автор многих публикаций по исследованию рефлексии в рамках системо-мыследеятельностной методологии.

Биография и деятельность

Имя: Никита Глебович Алексеев.
Дата и место рождения: 9 августа 1932 года. Москва, СССР.
Дата и место смерти: 21 марта 2003 года. Москва, Россия.
Деятель­ность: Учёный.
Научная сфера: Психология, Философия, Управление
Область интересов: Методология, Системо-мыследеятельностная методология, Системный подход, Системная инженерия, Деятельность, Мышление, Психика.
Основные идеи и концепции: Рефлексия и рефлексивный подход в мышлении.

Никита Глебович Алексеев родился 9 августа 1932 года в Москве. После окончания средней школы поступил в Московский государственный университет (МГУ), в котором учился с 1951 по 1956 год. Проходил обучение на философском факультете, где специализировался на кафедре логики, а также на механико-математическом факультете университета. Из-за принципиальных разногласий с научным руководителем, возникших в процессе подготовки к защите дипломной работы, получил вместо диплома справку о том, что он прослушал полный курс философского факультета университета.

Будучи студентом второго курса МГУ Н. Г. Алексеев познакомился с Г. П. Щедровицким (другом которого оставался всю жизнь) и другими членами Московского логического кружка (МЛК), который сложился в 1952 году на философском факультете университета как инициативное объединение единомышленников в области логических исследований и разработок. Инициативное ядро МЛК включало, кроме Г. П. Щедровицкого, также А. А. Зиновьева, Б. А. Грушина и М. К. Мамардашвили. Впоследствии пути его основателей разошлись, а МЛК был преобразован в Московский методологический кружок (ММК), лидером которого стал Щедровицкий. Будучи методологом по призванию и складу мышления, Н. Г. Алексеев оставался активным участником ММК на протяжении всей его истории с конца 1950-х до начала 1990-х годов.

После окончания Университета Н. Г. Алексеев работал учителем математики в московской школе № 122. Параллельно, рефлексируя собственную деятельность, связанную с развитием мышления учащихся, разрабатывал представления о механизмах мышления и обучения. Позднее этот опыт был им обобщён и оформлен в диссертационном исследовании «Формирование осознанного решения учебной задачи» (1975). Наряду с преподаванием и логико-методологическими изысканиями в ММК стал вести исследования по психологии и педагогике. В 1961 году защитил диплом отделения психологии философского факультета МГУ и сразу же поступил в аспирантуру. С 1962 по 1965 год учился в аспирантуре под руководством профессора Н. Ф. Добрынина и преподавал на кафедре Общей психологии Московского Государственного педагогического Института (МГПИ), возглавляемой профессором А. В. Петровским. По окончанию аспирантуры подготовил к защите диссертационное исследование по педагогической психологии мышления. В этот же период он совместно с Г. П. Щедровицким публикует ряд программных статей в русле идей ММК, с позиций которых строит свою диссертацию: «О возможных путях исследования мышления как деятельности» (1960) и «Принцип параллелизма формы и содержания мышления и его значение для традиционных логических и психологических исследований» (1960).

В 1966 году Н. Г. Алексеев был приглашён Б. М. Кедровым и С. Р. Микулинским в возглавляемый Н. И. Родным сектор логики развития науки Института истории естествознания и техники Академии наук СССР (ИИЕТ). В рамках этого сектора уже работала группа Системных исследований науки, состоявшая из известных методологов И. В. Блауберга, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина, а также созданная М. Г. Ярошевским группа Психологии научного творчества, в которую Н. Г. Алексеев влился в качестве научного сотрудника. В этот период он публикует ряд фундаментальных работ в коллективных монографиях (в частности, «Педагогика и логика»; под редакцией Г. П. Щедровицкого, 1-е издание, 1967). В период работы в группе Психологии научного творчества Н. Г. Алексеев начинает разработку системного представления о мышлении: разрабатывает концепцию «моделирующих представлений» (опубликована в монографии «Проблемы научного творчества в современной психологии» совместно с Э. Г. Юдиным, 1971); концепцию «рефлексивного уровня» мышления (в дальнейшем это представление становится основой четырёхуровневой схемы мышления — И. Н. Семёнов, В. К. Зарецкий, С. Ю. Степанов). С использованием данных концепций проводится целый цикл исследований и практических разработок в различных областях психологии, оформленных в виде монографий, кандидатских и докторских диссертаций.

В 1975 году Н. Г. Алексеев защитил кандидатскую диссертацию по теме «Формирование осознанного решения учебной задачи». В том же году занял должность заведующего лабораторией в возглавляемом В. П. Зинченко научно-исследовательском отделе по вопросам эргономики Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). За три года работы во ВНИИТЭ при непосредственном его участии были сформированы научно-методологические основы эргономики как неклассической научной дисциплины. Разработанные им представления о трёхслойной структуре эргономического знания как специфического для неклассической научной дисциплины и о концептуальной схеме деятельности вышли далеко за рамки эргономики и стали методологическими основаниями для инновационных разработок в педагогике, социальном проектировании, клинической психологии и других областях научно-практической деятельности. Во ВНИИТЭ Н. Г. Алексеев вёл семинар по проблемам неклассических научных дисциплин, участвовал в семинаре по психологии мышления, работал в секции психологии творчества, организованной Я. А. Пономарёвым, а также создал секцию по рефлексии, объединившую философов и психологов в рамках этой темы исследований. Вместе с тем, на рубеже 1970–1980-х годов понятие «рефлексия» как предмет исследования встречалась лишь в единичных работах, сам термин был мало известен и почти не употреблялся. Именно в этот период Н. Г. Алексеев делает утверждение о том, что «через 20 лет слово рефлексия станет столь же обыденным, как и мышление, его можно будет услышать везде и без него будет невозможно обойтись».

Признавая мышление лишь в качестве коллективного процесса, Н. Г. Алексеев особое значение придавал коллективной мыслительной работе на семинарах. Постоянный участник методологических семинаров ММК, он активно участвовал и в других подобных мероприятиях, в том числе организуемых им самим. Практически с самого начала принимал участие в разработке и практике организационно-деятельностных игр (ОДИ), проводимых под руководством Г. П. Щедровицкого. На первую половину 1980-х годов приходится активное освоение разных практических контекстов применения методологических знаний, частично отражённое в смене мест работы — Московский Институт нефтехимической и газовой промышленности (МИНХ и ГП) имени Губкина, кафедра шахмат Государственного центрального института физической культуры (ГЦОЛИФК), Центр научно-технической деятельности, исследований и социальных инициатив при Президиуме Академии наук СССР. С 1985 по 1991 год он также создал творческие коллективы по методологии и игротехнике в ряде регионов страны.

В 1991 году Н. Г. Алексеев был приглашён В. И. Слободчиковым в Институт педагогических инноваций Российской Академии образования (РАО) для организации лаборатории методологии проектирования инновационного образования. Позднее на её базе он создал отдел философии и методологии проектирования образовательных систем. Параллельно Н. Г. Алексеев организует Научный Совет по философии образования при Президиуме РАО, к работе в котором он привлекает философов, психологов и педагогов: Ю. В. Громыко, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, В. А. Лекторского, В. С. Мухину, Н. И. Непомнящую, В. А. Петровского, А. П. Огурцова, В. М. Розина, Б. В. Сазонова, В. И. Слободчикова, И. Н. Семёнова, В. С. Швырёва, П. Г. Щедровицкого, Б. Г. Юдина и других крупных исследователей.

В 1993 году Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, Л. Е. Курнешова, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков создают Московскую академию культуры и развития образования (МАКРО), — организацию, разработавшую новаторский формат Федеральной программы развития Российского образования и создавшую оригинальную идеологию «Программы столичного образования», которая оказала решающее влияние на развитие экспериментальной и инновационной инфраструктуры московского образования. С 1994 по 1998 год Н. Г. Алексеев возглавлял комплексный психолого-педагогический Экспертный Совет по экспериментальной и инновационной деятельности при Московском департаменте образования, руководство которым он затем передал Ю. В. Громыко. В результате деятельности Совета, форма работы которого затем была воспроизведена в ряде регионов России, в Москве была создана сеть успешно действующих экспериментальных площадок. В 1990-х — 2003 годах Н. Г. Алексеев консультировал и плодотворно сотрудничал с многими методологическими группами, в том числе коллективами Ю. В. Громыко, И. С. Павлова, А. В. Леонтовича и другими, а также был наставником и консультантом ряда учреждений образования. За цикл работ по философии и методологии инновационного образования был удостоен золотой медали РАО имени К. Д. Ушинского.

В течение всей жизни и научной деятельности Н. Г. Алексеев разрабатывал рефлексивный подход к социально-гуманитарной проблематике и проектированию социотехнических систем, который он обобщил в своей диссертации на степень доктора психологических наук «Проектирование условий развития рефлексивного мышления», успешно защищённой им в 2002 году в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ).

Н. Г. Алексеев ушёл из жизни 21 марта 2003 года в Москве в возрасте 70 лет.

Библиография

Издания и публикации:

  • Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев, В. А. Костеловский: Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований. // Доклады АПН РСФСР. 1960, № 2, 4; 1961, № 4, 5.
  • Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев: О возможных путях исследования мышления как деятельности. // Доклады АПН РСФСР. 1957, № 3; 1958. № 1, 4; 1959. № 1, 4, 5; 1960. № 2, 4, 5, 6; 1961, № 4, 5; 1962, № 4, 5, 6.
  • Н. Г. Алексеев: Проблема творческой активности в изучении структуры деятельности по усвоению знания. // О психологических особенностях творческой активности учащихся. — М., 1962.
  • Н. Г. Алексеев: Алгоритмы и процесс обучения. // Тезисы доклада на II съезде Общества психологов. — М., 1963.
  • Н. Г. Алексеев: Правомерен ли «алгоритмический подход» к анализу процессов обучения? // Вопросы психологии, 1963, № 3.
  • Н. Г. Алексеев, А. С Москаева: Проблема управления мыслительной деятельностью при решении алгебраических задач и их классификация. // Психология и навчання виховання. — Киiв, 1964.
  • Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин: Логико-психологический анализ научного творчества и проблемное обучение. // Проблемы научного и технического творчества. — М., 1967.
  • Н. Г. Алексеев: Бихевиоризм. Воля. Доминанта. Гештальт-психология. Мышление. Необихевиоризм. Понятие. Способности. Торндайк. Тесты (в психологии). Эксперимент (в психологии). // БСЭ. 3-е издание. — М., 1968–1979.
  • Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин: О психологических методах изучения творчества. // Проблемы научного творчества в современной психологии. — М., 1971.
  • Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин: Проблема системности исследования в психологии. // Вопросы психологии. 1977, № 3.
  • Н. Г. Алексеев: Типологическая проблематика в изучении целостных образований. // Системные исследования. Ежегодник. — М., 1977.
  • Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин: Эволюция проблематики искусственного интеллекта. // Кибернетика. Перспективы развития. — М., 1981.
  • Н. Г. Алексеев, И. Н. Семёнов, А. Б. Шеин: Развитие методологических исследований в эргономике. // Техническая эстетика. 1983, № 3.
  • Н. Г. Алексеев, А. Б. Злотник: Проблемы отбора перспективных юных шахматистов. — М. 1984.
  • Н. Г. Алексеев: Шахматы и развитие мышления. // Шахматы: наука, опыт, мастерство. — М., 1990.
  • Н. Г. Алексеев: Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания. // Вопросы методологии, 1991, № 1.
  • Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И. Н. Семёнов и другие: Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений. — Новосибирск, 1991.
  • Н. Г. Алексеев (ред.): Использование ОДИ в системе педагогического образования. — Пермь, 1992.
  • Н. Г. Алексеев: Стратегические разработки по использованию ОДИ в системе педагогического образования. // Кентавр. 1992, № 3.
  • Г. П. Щедровицкий, В. М. Розин, Н. Г. Алексеев и другие: Педагогика и логика. — М., 1993.
  • Н. Г. Алексеев, И. Н. Семёнов: Рефлексивно-методологический анализ проблематики философии образования. // Инновационная деятельность в образовании. 1995, № 2.
  • Н. Г. Алексеев: Конструктивно-инновационный смысл методологии. // Кентавр. 1996, № 2.
  • Н. Г. Алексеев: Культурное значение методологии. // Вопросы методологии. 1997, № 3–4.
  • Н. Г. Алексеев: Философско-методологические проблемы педагогической теории. // Вопросы методологии. 1997, № 3–4.
  • Н. Г. Алексеев, И. Н. Семёнов, В. С. Швырёв: Философия образования. // Высшее образование в России. 1997, № 3.
  • Н. Г. Алексеев: Рефлексия и формирование способа решения задач. — М., 2002.
  • Н. Г. Алексеев: Проектирование и рефлексивное мышление. // Развитие личности. 2002, № 2.
  • Н. Г. Алексеев: Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении. // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в управлении и образовании. / Под редакцией И. Н. Семёнова, Т. Г. Болдиной. — М., 2003. С. 50–64
  • Н. Г. Алексеев: Философские основания рефлексивного подхода. // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. М.-Ярославль. 2004.
  • Н. Г. Алексеев: Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении. // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении. — М., 2003.
  • Н. Г. Алексеев: Рефлексия. // Seminarium Hortus Humanitatis. Альманах № 10. — Рига, 2007.
Выходные сведения:  — Никита Глебович Алексеев. / Гуманитарная энциклопедия: [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2019 (последняя редакция: 23.04.2019). URL: https://gtmarket.ru/personnels/nikita-alexeev
Текст статьи: © Л. Н. Алексеева, Ю. В. Громыко, В. К. Зарецкий, И. С. Павлов, И. Н. Семёнов, В. И. Слободчиков, А. Б. Шеин. Ф. И. Голдберг. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев.