Два центральных вопроса политической философии техники — об автономности техники (и, следовательно, о детерминировании ей человеческой жизни, противопоставляемой нейтральности техники (о свободе человеческой жизни от техники), а также вопрос о прогрессе — есть вопросы в корне метафизические. Дискуссии об автономности техники, например, обнаруживают структуру, весьма сходную со структурой дискуссии по поводу единого и многого, то есть по поводу центрального вопроса метафизики. В некотором очевидном смысле реальность есть единое, в других очевидных смыслах она есть многое; ключевой вопрос в том, какие смыслы наиболее реальны и какие иллюзорны. Кроме того, при Не говоря уже о вопросе детерминизма и свободы, идея технического прогресса поднимает также фундаментальный вопрос относительно реальности времени и природы темпоральности. Говоря словами из заключительного абзаца дебатов Леви Стросса с Александром Кожевым о тирании и современной технологии, речь идёт о следующем: Противоречие между этими двумя гипотезами есть, возможно, высший метафизический вопрос, поставленный современной техникой. Не только центральные, но и все предшествующие вопросы политической философии техники оказываются, в конечном счёте, включёнными в метафизику; они носят концептуальный характер. Каковы действительные различия в сфере бытия, отграничивающие природные объекты от артефактов, а предметы искусства от технологических объектов, инструментов, машин, кибернетических устройств и так далее? В сфере логики и эпистемологии можно сформулировать вопросы: Какую сферу бытия охватывает техническое знание? Что делает возможным технологическое знание? В области этики: Что существенно и что случайно в техническом бытии? Что существенно и неизменяемо в технике и что случайно и, следовательно, изменяемо и контролируемо в ней? В области теологии: Каково отношение между высшей реальностью и техникой? Каким образом судьба человека и космоса имплицитно связана с судьбой техники? Наконец, каково отношение между истинным, добрым, прекрасным, справедливым и бытием, когда и как они раскрываются в нетехнической и технической реальностях? |
|
Примечания: |
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце раздела. |
Выходные сведения: | Карл Митчем: Что такое философия техники? Перевод с английского: И. Г. Арзаканян, И. Ю. Алексеева, Е. В. Малахова, А. Н. Лаврухина, под редакцией профессора В. Г. Горохова. — М., 1995. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 01.12.2011. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3840/3852 |
Раздел: |