Философия техники на уровне современной её разработанности не является чётко очерченной областью анализа. В самом деле, исследователи часто обнаруживают здесь противоположные цели и методы, а дискуссии, правомерно ассоциируемые с этой областью, схватывают большую часть проблем, составляющих традиционный интерес философии. Как и все предшествующие философии, философия техники поднимает в новой форме вечные вопросы, не имеющие прямого решения. Но это означает лишь то, что философия создания и использования изобретений не есть то же самое, что наука об искусственном.
Философия не есть ни наука, ни технология.
Тем не менее, находясь в мире науки и техники, мы можем спросить о пользе этого философского интереса к технике, о пользе и смысле исследования многочисленных философскихаспектов техники. Простой ответ состоит в том, что философия не служит технике: на самом деле она может лишь при случае замедлить её развитие.
Именно по этой причине Фрэнсис Бэкон на заре Нового времени стремился отвратить людей от философии и повернуть их к более практическим делам. Однако мы, будучи свидетелями того, как техника ставит под вопрос (если не сказать: разрушает) многие вещи, которые по другим основаниям считаются истинными, благими, прекрасными или даже справедливыми, склонны оценивать философию несколько более благожелательно. В самом деле, последний из философских аспектов техники, может быть, состоит как раз в её способности содействовать в известной мере такому возврату благосклонности к философии.
|