Валентин Германович Попов — специалист по логике и управлению, автор ряда монографий по методологии науки и теории познания. В представленной здесь монографии впервые раскрывается отношение противоречия понятий «истина» и «ложь» в формальной и традиционной логике. Рассматриваются источники ошибок, которые привели к дискредитации формальной логики — метода рационального мышления. На примере символической логики показана логическая несостоятельность интерпретации как способа придания смысла символу. Заслуживает внимания решение проблемы реальности как интегральной способности человеческого мышления к отображению действительного мира. Показаны пределы компетенции закона исключённого третьего в классических системах логики. Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся логикой и теорией познания. | |
Предисловие автораЭта книга возникла в результате размышлений над вопросами: «Что есть реальность?» и «Что есть логика?» На первый взгляд вопрос о реальности может показаться странным. В самом деле, реальность рек, полей и лесов очевидна, Первым, кому удалось заметить эту неоспоримую взаимосвязь, а также сформулировать и первую истину мышления — Единое, был Парменид из Элей (родился около 540 года до новой эры) В своём главном сочинении — философской поэме «О природе» — он говорит: «Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать» 1. Эта абсолютная логическая категория содержательного мышления (в современных терминах — «объект», «мир», «действительность»), а также непосредственно из неё вытекающие законы сохранения, один из которых составляет сущность всякого логического рассуждения в форме закона тождества, и определяет в первую очередь структуру всех языков — от повседневного до специальных. Эту идею в предлагаемых здесь очерках автор попытался выразить настолько доступно, насколько этого возможно достичь средствами естественного языка, и настолько полно, насколько позволяет объём книги. Следуя Пармениду, можно сказать, что логика и реальность объединяются в слове, ибо только средствами содержательного (не символического) языка как материального носителя наших мыслей возможно функционально отобразить определённый вид реальности мышлением одного человека. Сохранить же взаимно-однозначное соответствие между формой (звуком) и содержанием слов (смыслом) в процессе рассуждения, то есть сохранить истину, возможно только при строгом соблюдении закона тождества. Редукция семантики к синтаксису (содержания к форме), применяемая в символических моделях логики, приводит Автор хотел бы специально отметить, сколь многим он обязан общению с Валентин Германович Попов. | |
Примечания: | |
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. | |
Оглавление | |
| |