Эти мысли, принадлежащие замечательному исследователю Античности Теодору Гомперцу, мы используем как интеллектуальный повод, подвигнувший нас со всей серьёзностью обратиться к истокам европейской науки. Греки периода классики и эллинизма дали нам не только слова «логос», «атом», «идея», «психе», «физика» и другие, но и наполнили их вполне определённым первичным содержанием, создав, таким образом, понятия, смысл которых, как оказывается, современная наука или не сумела понять, или попросту растеряла. Ввязавшись в бессмысленную борьбу «материализма» с «идеализмом», становясь на сторону то одной из противоборствующих сил, то другой, она так и не выработала своей собственной философии. Основу любого философского учения составляют так называемые онтологические проблемы. В качестве образца такого рода проблемы можно привести основной вопрос философии, в котором рассматриваются два типа бытия — материя и сознание — и их отношение следования в некоей абсолютной временной системе отсчёта. Временная последовательность «до и после» — это исключительно субъективное переживание, связанное с феноменом внутреннего времени или часами (наблюдателем) некоей физической лаборатории. Её задача состоит в предсказании или прогнозировании событий, ещё не наступивших в рамках той системы отсчёта, которую она обслуживает. Понятие будущего, связанное с состоянием ожидания, — это понятие чисто антропное, связанное с нашей проблемой выживания, которую согласно К. Попперу, постоянно решает любое живое существо «от амёбы до Эйнштейна». Понятие «будущего», как и понятие «сладкого», «тёплого» или «влажного», согласно древним грекам, суть «чувственные знания». В мире как онтологии, по Пармениду, нет ни прошлого, ни будущего, но есть только настоящее: «И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу «Есть», одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рождения» 25. Имеется два главных «решения» этого вопроса философии и несколько их вариаций. Одно из них основано на признании первичности материи и вторичности сознания, а другое — наоборот. Первое «решение» ставят себе в заслугу материалисты, а второе — идеалисты. Существуют ещё, как говорилось, вариации. Одна из них признает существование только материи, а сознание как тип бытия отвергает. Противоположная позиция состоит в отрицании материи Мы привели список оснований, на которых базируются наиболее известные философские учения, с одной лишь целью, чтобы сказать: мы не планируем в дальнейшем следовать ни одному из них. И дело не в том, что считаем их неправильными При этом мы считаем, что все основные философские вопросы, составившие её временем неотъемлемую часть европейской культуры, были поставлены и решены две с половиной тысячи лет назад плеядой древнегреческих мыслителей. Ещё в середине XIX века Дж. Г. Льюис ( Примерно в это же время К. Маркс сказал примерно следующее, если различные философские системы до этого объясняли мир, то наша философия намерена дать подробные инструкции, как его переделать. Но ни объяснить мир, ни тем более переделать его философия не может, и вот почему. Главные различия философий древнегреческой и Нового времени состоят в том, что первая зародилась на основе откровенного скепсиса к религиозному общественному сознанию, вторая же — на основе психических отклонений массового общественного сознания, поражённого иудео-христианским догматизмом. Взращённые именно на этом типе сознания в высшей степени амбициозные идеи Гегеля относительно роли философии в обществе были «подхвачены» Марксом и Энгельсом и сразу же превратились в свою диалектическую противоположность. Как только их учение было предано гласности, тут же зародились и размножились те разрушающие всякую социальную систему артефакты, которые были вскоре провозглашены как справедливая борьба угнетённых за восстановление первородного правопорядка. Всё в мире стало категорическим и диспаратным истина и ложь, мораль и её антипод аморальность, добро и зло и так далее. При этом во весь свой рост встала и череда «дурных» вопросов, возникших из натуралистического мировоззрения, вроде «Что такое бытие (действительная действительность)?», «Что такое материя?», «Что такое сознание?», а вслед за ними возник и «основной» философский вопрос и несколько «главных» его подвопросов. В лагере идеализма философы также не дремали. Там тоже встал во весь рост свой перечень «дурных» вопросов. При этом оба философских течения почти в равной степени старались в Однако, к середине XIX века стало ясно, что опытные науки и математика — это единственные области человеческой культуры, в которых можно достичь единодушного и рационального согласия между всеми людьми Естествознание не только стало играть роль объединяющего начала, но и выглядело единственным источником знания, приобретаемого не верованиями и обращением «мысленных взоров» внутрь вещей, а измерениями и практической постановкой тщательно планируемых экспериментов в лабораториях — определённых системах отсчёта с возможностью контроля начальных условий. В итоге можно сказать, что современная наука, если и обращает иногда свои взоры в сторону философии, то единственно возможной считает философию материалистическую. Другими словами, в той бескомпромиссной борьбе метафизических учений, в которой наука участвовала в качестве союзницы то на одной, то на другой стороне на протяжении последних трёх столетий, она в конечном счёте осталась союзницей материализма, но из этого совсем не следует, что науке вообще нужна какая-либо метафизика, кроме своей собственной мировоззренческой позиции. Мнение, что науке нужна метафизика, кроме, естественно, самих философов, продуцируют некоторые теоретики, исповедуя прискорбное наследие платоновско-аристотелевского различения «труда мудреца» и «труда ремесленника», то есть более высокой оценки общих размышлений в тени смоковницы, чем конкретных практических решений проблем на верфи или строительной площадке. Иллюзорная потребность в метафизике существовала, пока материализм боролся с идеализмом, но к тому времени, когда материализм восторжествовал над своим духовным антиподом, эта потребность иссякла, так как иссякли артефакты, во множестве воссоздававшиеся в процессе этого противодействия 27. И далее, цитируя Имея в принципе одну и ту же цель — объяснение явлений и преобразование окружающего мира для более предсказуемого и, следовательно, более безопасного в нём проживания человека — наука и материалистическая философия связаны, но между ними существует и принципиальное различие, заключающееся прежде всего в предмете исследования, что, естественно, приведёт к различию их методов. Предмет философии составляют отвлечённые понятия (метафизические категории), которые она не производит логическим путём, а формально имплицирует из других более общих понятий или эксплицирует их из доморощенных представлений о псевдофизических понятиях (например, пространство как таковое, время как таковое, энергия как таковая, энтропия как таковая), в последнее время — из околонаучных разговоров о самоорганизации, необратимости, индетерминизме и так далее, из фактов сложной психологии человеческих отношений, поэтому она оперирует таким методом построения своих сообщений, которые не допускают не только никакой верификации, но и никакого подобия логического тестирования. Таким образом, технология «философского дискурса» состоит лишь в связывании одного неизвестного с другим посредством общезначимых логических связок. Предмет же науки — конкретные явления природы и их использование в утилитарных целях, поэтому она постоянно проверяет результаты своих исследований и немедленно корректирует свои действия. Не философия как таковая является стратегией познавательного процесса, но весь комплекс человеческой культуры на каждом этапе своего развития определяет и направляет поиск, а это и социология, и экология, и экономика, и демография, и литература, и искусство, а также и философия, но не как «наука наук», а как один из видов литературного творчества, и множество других составляющих общечеловеческой культуры. Каждый же раздел прикладной науки — это детальная проработка общечеловеческого культурного проекта и конкретная реализация логически обоснованных идей в реальных вещах. Философия не может преобразовывать мир, потому что она обращена не на реальность, с которой человек постоянно взаимодействует посредством своих чувств и приборов, Роль философии в нашей культуре не осознана и по сей день. Отсюда беспредметный спор, временами всё ещё вспыхивающий на страницах философских изданий, о первичности материи или сознания, метафизическое разделение философии на идеализм или материализм, которые в свою очередь делятся на свои внутренние «измы» одним лишь энтузиазмом огромной армии профессиональных философов. Всё это действительно привело к полному исчерпанию её кредита, но люди тем не менее не стали менее предприимчивыми и отважными в методе науки и, самое главное, не перестают и философствовать вопреки Гегелю, который сказал: «Относительно всех наук, изящных и прикладных искусств, ремёсел распространено убеждение, что для овладения ими необходимо затратить большие усилия на их изучение и на упражнение в них. Относительно же философии, напротив, в настоящее время, видимо, господствует предрассудок, что, — хотя из того, что у каждого есть глаза и руки, не следует, что он сумеет сшить сапоги, если ему дадут кожу и инструменты, — тем не менее каждый непосредственно умеет филососфетвовать и рассуждать о философии, потому что обладает для этого меркой в виде своего природного разума, как будто «он не обладает точно такой же меркой для сапога в виде своей ноги» 29. Это, пожалуй, хоть и высокомерная, но В Древней Греции, колыбели европейской культуры, наука и философия были ещё едины в своих целях Каков же итог наших размышлений о взаимоотношениях науки и философии в нашей действительной жизни? Поскольку мы все любим мудрствовать в той или иной степени, то и каждый из нас, как очевидно, может смело называть себя философом или софистом (кому какое слово больше нравится, потому что, с нашей точки зрения, смысл у них не столь уж и различный). Но все мы — философы (или софисты) должны понять фундаментальное свойство нашего логического мышления, а именно: так называемая онтология, то есть знание о сущем, есть знание субъективное. Протагор был прав, высказав идею, что именно человек мера всех вещей. Человек (не понятие, а каждый отдельный человек) — это та первичная система отсчёта, в которую он при помощи своего мышления редуцирует внешний мир. При этом в первую очередь, в самом раннем детстве, мы редуцируем в эту систему отсчёта самих себя, производя логическую операцию самоотождествления. Результатом этого логического действия нашего мышления является то, что мы называем осознанием своего «Я», которое остаётся неизменным с самого раннего детства и до самой смерти. И какие бы изменения ни происходили с нашим организмом Таким образом, субъективность мышления — это его объективное, не зависящее ни от каких внешних обстоятельств свойство. В противном случае, если бы наше мышление не обладало этим замечательным: свойством, мы в первую очередь не смогли бы сохранить своё собственное «Я» и глубокомысленный философский вопрос, что первично, а что вторично в паре бытие-сознание, попросту бы не возникал. Пока мы остаёмся философами, мы можем очень гордиться тем, что мы весь мир умеем так ловко отображать в своём сознании и строить таким образом только свой мир, совершенно отличный от миров других «Я». Но совсем другое дело, когда мы собираемся заняться каким-либо практическим делом. Тут мы должны согласовывать свои логические действия не только с начальником, который всегда прав, Если философия свои субъективные миры называет типами бытия, онтологиями, объективными реальностями или Естественно возникает вопрос: так что же мы | |
Примечания: | |
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. | |
Оглавление | |
| |