Когда Артур был в первом классе, преподавательница решила научить детей думать. «Итак, класс», — сказала она, — «я знаю, что эта задача немного сложнее, чем те, которые мы разбирали до этого, но я дам вам пару минут, чтобы вы подумали над ней. Хорошо? Тогда начинайте». Это был далеко не первый раз, когда Артур услышал слово «думать». Он слышал его множество раз дома. Но не в таком контексте. Казалось, учительница хочет от него Смущенный, и не понимающий, что от него требуют, мальчик уставился в парту. Краем глаза он заметил, что девочка, сидевшая рядом с ним, уставилась в потолок. «Может быть, вот так надо начинать думать», — предположил он. Артур решил, что другие научились этому, пока он болел корью и не ходил в школу. Тогда он уставился в потолок. В средней и старшей школе Артур слышал подобное указание множество раз. «Нет, это не ответ, ты не думаешь — думай!» И иногда учителя в сердцах говорили: «Ну за что мне это? Вас совсем, что ли, ничему не учат в начальных классах? Тебе вообще, что ли, на все наплевать? Думай, черт возьми, думай!» Ситуация, в которой оказался Артур, не такая уж и редкая, и вы, возможно, испытывали то же самое. Возможно, многие люди заставляли вас думать, но никто из них так и не объяснил, что такое мышление и как много видов мышления существует, какие качества нужны человеку, чтобы правильно думать. Мышление — комплексное понятие, описывающее многочисленные действия, от мечтания до размышлений и анализа. Вот некоторые глаголы, которые, согласно словарю синонимов Роже, означают «мыслить»:
Но всё это лишь названия процесса мышления. Они не отражают сути. Правда в том, что, несмотря на то, что тысячи лет человек думает и изобретает всё новые названия этого процесса, говорит и пишет об этом, мышление является одной из самых больших тайн человечества. Вопрос о том, что это такое и с чем его едят, является предметом изучений и споров. Две деятельности или одна?Кое-кто утверждает, что мышление это Многие высказываются против такого представления мышления. Например, известный британский философ Гилберт Райл (Gilbert Ryle). Он утверждает, что мы можем говорить, не думая о том, что мы говорим. Например, ребёнок, который поет песенку на неизвестном ему языке, или безумный человек, который бредит. А также мы можем думать, не проговаривая (и не записывая) свои мысли. Например, человек, который собирает мозаику. Или архитектор, который работает над макетом нового торгового центра; или бойскаут, который пытается развязать сложный узел; или Бобби Фишер (Bobby Fischer, американский шахматист. — Прим. пер.), играющий в шахматы. Райл отмечает, что некоторые великие мыслители были плохими писателями и ораторами, а некоторые знаменитые писатели и ораторы были очень поверхностными мыслителями. ИнтуицияИсследователи человеческого мышления считают воображение и интуицию особенно удивительными и сложными процессами. Истории известно множество важных открытий, просто «возникших» в сознании людей. В некоторых случаях, они сознательно и не обдумывали проблему. И вдруг, внезапно, БАЦ! и появилось решение. Так, например, немецкий химик Кекуле (Kekule) нашёл решение одной трудной проблемы в области химии. Он, то ли очень устал, то ли выпил лишнего (разные источники говорят по-разному) и начал грезить наяву. Ему пришёл образ змеи, которая глотала свой хвост, что подсказало учёному структуру бензольной молекулы, которая является скорее кольцом, нежели цепью атомов. 2 Немецкий поэт Гёте долгое не мог привести в порядок огромное количество материала, необходимого для одного из его трудов. Однажды он узнал о самоубийстве близкого друга. И в тот же момент детальный план организации материала появился в его голове 3. Английский писатель Кольридж (возможно, вы читали его произведение «Поэма о старом моряке» в старших классах) однажды, будучи одурманенным опиумом, заснул, а потом проснулся и записал около Ещё одна загадка человеческого мышления заключается в появлении удивительных способностей у умственно отсталых людей. Примером этого редкого явления может служить история Томаса Грина Бэзьюна (Thomas Green Bethune), абсолютно слепого, умственно отсталого мальчика-невольника. Он никогда не ходил в школу. Ему ни разу не давали урока музыки. Однако он был музыкальным гением. Он мог в совершенстве повторить любую услышанную музыкальную композицию на фортепиано. Более того, он мог в точности подражать стилю, в котором была изначально сыграна мелодия. Хозяин возил его на гастроли по всему свету. В конце карьеры Томас знал в совершенстве тысячи мелодий: от песен до симфоний 4. Таким же невероятным является случай двух умственно отсталых близнецов. У них отсутствовали математические способности. Однако, если бы их спросили, какой день недели был 14 июня 1602 года (или любого другого числа), то они немедленно дали бы верный ответ. Один из близнецов мог отвечать на подобные вопросы даже о 70 веке до Новой эры. Этой даты, как и многих других дат, о которых их спрашивали, нет ни в одном календаре. Из этого последовал вывод о том, что сколь бы не удивительна была природа их способностей, она никак не может быть связана с простым запоминанием дат 5. Есть ли мышление у животных?Вопрос о том, является ли мышление исключительно человеческой способностью, все ещё является открытым. Большинство из нас выросло, полагая, что животные не могут думать. Однако исследование некоторых видов убедило многих учёных, что животные имеют способность мышления. Авторы труда по исследованию китов «Умнее, чем человек?» подтверждают эту догадку. В 1897 году китобойное судно возвращалось с охоты с трюмами, полными кашалотов. Пока они плыли, команда заметила, что стая кашалотов плывёт рядом с кораблём. По словам команды, животные «очевидно, осознавали то, что люди не нанесут им вреда». Киты окружили судно. А потом одновременно они подняли головы и выпрыгнули из воды. Через некоторое время, киты перестали выпрыгивать, они одновременно подняли свои хвосты и начали ритмично бить ими по воде. Это длилось около часа. А потом они неожиданно исчезли. Есть ли этому научное объяснение? Возможно. Но авторы, сами будучи учёными, предпочитают рассматривать этот случай как целенаправленную демонстрацию китами своих «способностей к мышлению на рациональном уровне» 6. Роль мозгаНедавние исследования функций человеческого мозга сделало значительный вклад в наше понимание человеческого мышления. Однако это исследование также породило множество новых сложных вопросов. Было обнаружено небольшое сплетение нервных волокон, которое получило название мозолистое тело. Оно соединяет левое и правое полушария головного мозга. До недавнего времени считалось, что эти волокна не играют важной роли. Однако сегодня учёным известно, что мозг — это не отдельные центр мышления и центр научения — а два в одном. Каждое полушарие отвечает за определённые навыки. Когда мозолистое тело не повреждено, два полушария работают слажено (хотя одно из них является ведущим). Однако если мозолистое тело повреждено, то правое полушарие не может согласовать свою работу с левым. И наоборот. Для того чтобы подтвердить такую точку зрения, был проведён эксперимент: человек с таким нарушением закрывал один глаз, ему показывали предмет, а потом просили его закрыть глаза и наощупь (рукой, которая отвечает «слепому» глазу) определить этот же самый предмет. Человек не мог определить этот предмет, так как он был известен только одному из полушарий 7. Какое же значение имеют эти открытия? Сможем ли мы когда-нибудь получить больший контроль над нашим мозгом? Если да, то сможем ли мы силой воли менять ведущее полушарие и таким образом значительно расширять их возможности? Тогда можно будет вылечить людей, которых сегодня считают необучаемыми. Но до того, как это произойдёт, необходимо будет провести множество исследований и экспериментов. Мы лишь приподняли завесу над одной из величайших тайн человечества. Эффективное мышлениеКакой же тогда он, человек с развитым мышлением? И чем он отличается от человека с бедным мышлением? Во-первых, человек с богатым мышлением обычно наделён живым воображением и хорошей интуицией. Как уже говорилось ранее, нам немного известно об этих способностях. Как они работают и можно ли их развивать — об этом мы можем только гадать. Они не подвергаются ни одному из известных методов контроля. Однако это не должно быть причиной для беспокойства. Ведь многие другие признаки правильного мышления можно выработать. Например, мы можем получать новые навыки, свойства, развивать свои умственные способности. Наиболее характерным признаком является рефлексия. Джон Дьюи (John Dewey, американский философ и педагог. — Прим. пер.) однажды обнаружил, что мы тратим гораздо больше времени, чем можем себе позволить, на «мечты, случайными воспоминаниями, приятные, но необоснованные надежды, впечатления» 8.Человек с богатым мышлением не является исключением. Но, в отличие от человека с бедным мышлением, он умеет останавливать этот полубессознательный поток воображения, когда пожелает, внимательно изучать его и формировать суждение о нём. Другими словами, он умеет управлять своими мыслями и использовать свой разум как активно, так и пассивно. Человек с развитым мышлением отличается от человека с бедным мышлением способностью управлять мыслями, а также тем, какими способами они осуществляют этот контроль: Человек с развитым мышлением:
Человек с бедным мышлением:
Перечисленные выше положительные качества открывают нам, что ключом к правильному мышлению является умственная дисциплина. Другими словами, хороший мыслитель — тот человек, который осуществляет контроль над своей умственной жизнью, направляет мысли, а не подчиняется им, и подвергает сомнению любую идею — даже свою собственную — до тех пор, пока не проверит и не докажет её правильность. Дьюи считал, что подобная дисциплина имеет много общего со свободой. Поэтому он утверждал, что человек, который не обладает навыками правильного мышления, является несвободным человеком, рабом. Вот его слова: «Если действия человека диктуются не его мышлением, значит, они находятся во власти опрометчивых порывов, неуравновешенных потребностей, капризов или обстоятельств. Способствовать развитию подобных реакций значит обречь себя на подчинение потребностям, чувствам и обстоятельствам» 9. |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Оглавление |
|
|
|