Великий французский биолог Луи Пастер однажды сказал: «случай улыбается лишь подготовленному уму». Достаточно верное высказывание. Он мог также добавить, что случай благоволит и наблюдательному взгляду. Множество очевидных вещей жаждет быть увиденным. Однако мы редко замечаем их. Какого цвета глаза у вашего отца? Каков любимый цвет вашей матери? Какой рисунок на обоях в вашей кухне? Крыши скольких домов на вашей улице покрашены в белый цвет? Наблюдательность — это не просто качество, которое делает нашу жизнь более интересной. Ясное и логичное мышление часто зависит от тонкостей, которые иногда можно рассмотреть лишь при тщательном наблюдении. Если в том, что видим и слышим, есть пробелы, то, вероятно, восприятие, на котором мы основываем свои суждения, будет менее полным и точным. Кроме того, чем более точны наши наблюдения, тем меньше вероятность того, что мы станем рабами стереотипов, чрезмерных упрощений и необоснованных предположений. Что и как говорит человек (а иногда и то, что он упускает в разговоре) может быть ценным ключом к его невысказанным взглядам и отношениям. Таким образом, можно понять, что для него наиболее важно, чего он не понимает и какими методами можно сделать общение с ним наиболее плодотворным. Существуют определённые сигналы, которые люди часто используют, чтобы высказать одобрение или несогласие с тем, что им говорят. Случайный кивок головы, одобрительная улыбка или даже тихое «угу» означают «Я с вами согласен». С другой стороны, покачивание головы, поднятая бровь, поджатые губы и закатывающиеся глаза, хмурый взгляд говорят, по крайней мере, о частичном несогласии. Точно так же человек, которому беседа кажется скучной, выдаст свои чувства, Многое можно сказать о людях, даже если просто пронаблюдать, как они здороваются при встрече. Тон, которым произносятся слова приветствия, может рассказать о том, уважают ли эти люди друг друга, воспринимает ли каждый из них другого как равного или нет. Наблюдательный человек отличит даже неуловимые признаки этих реакций. И это вполне очевидно, что помимо пользы, которую эта наблюдательность приносит его мышлению, она также делает его более внимательным и заботливым по отношению к другим людям. Во время классного сочинения ученик поднимает руку и просит учителя дать ему ручку. (Это девятая неделя занятий, а о том, что класс будет писать сочинение, предупреждали на прошлых уроках). Учитель пристально смотрит на ученика, медленно достаёт из кармана ручку, медленно подходит к парте ученика и протягивает ему ручку. Не было сказано ни слова. Ни один жест не выдал недовольство преподавателя. Но если ученик достаточно наблюдателен, то он увидит недовольство во взгляде и походке, говорящих: «Что толку». Любой хороший детектив наблюдателен. Он знает, что любая маленькая подсказка, которую так легко пропустить, может привести к разгадке. Также, любой хороший судья должен уметь наблюдать за людьми. Нервный взгляд свидетеля во время обсуждения деталей дела может указать на наиболее продуктивное направление допроса. Примеры в науке и медицинеСегодняшним знанием о причинах и методах лечения сердечных приступов мы частично обязаны наблюдениям одного доктора, имевшим место в 1912 году. Доктор Джеймс Б. Геррик (Dr. James B. Herrick) стал первым в истории доктором, который диагностировал сердечный приступ у живого пациента. И сделал он это без анализов крови и электрокардиоргамм. Таким образом, он прорубил окно в новую эру лечения сердечных заболеваний. До того времени сердечные приступы не выделялись в качестве отдельного заболевания. Симптомы, которые сегодня распознают даже дилетанты, до открытия, сделанного Герриком, считались «острым расстройством желудка». Геррик установил, что причиной большинства сердечных приступов является тромб в коронарной артерии. В дальнейшем он обнаружил, что подобные приступы не обязательно приводят к фатальному исходу. (Интересен тот факт, что ранее Геррик открыл заболевание, известное ныне как серповидно-клеточная анемия.) 1 Другой хорошо известный и чрезвычайно удачный случай, когда благодаря наблюдению человечество получило огромную пользу, произошёл в 1929 году. Сэр Александр Флеминг случайно посеял бактерии стафилококка рядом с колонией плесневых грибов. Он заметил, что колония стафилококка стала разрушаться. Осознав, что это разрушение было вызвано каким-то веществом, входящим в состав плесневых грибов, Флеминг обратил своё внимание на эти грибы. В результате он выделил вещество, которое с тех пор спасло миллионы жизней — пенициллин. Несколькими годами ранее, в 1922 году, Флеминг сделал ещё одно важное открытие. Как-то раз у него была простуда и насморк. И когда он работал со стеклянной пластинкой, на которой росли колонии бактерий, капелька слизи из его носа попала на пластинку. Через некоторое время он заметил, что капелька уничтожила некоторые бактерии. Так он открыл вещество под названием лизозим, фермент, обнаруженный также в слюне и слезах. Сегодня некоторые исследователи полагают, что с помощью лизозима можно сдерживать развитие рака. 2 Лауреат Нобелевской премии, французский молекулярный биолог, Жак Моно, обязан своим открытием, что маниакальная депрессия генетически обусловлена, тому, что Однажды на одном из заседаний, на котором я вынужден был присутствовать, мне стало скучно. Я листал статистику различных психиатрических больниц и с удивлением отметил, что количество женщин, больных маниакальной депрессией превышает количество больных мужчин в два раза. Я сказал себе: «Это, должно быть, Диапазон примененияВ каждом роде занятий и деятельности можно найти бесчисленное количество примеров этому. Два приведённых ниже случая покажут диапазон применения наблюдений.
Для большинства людей наблюдательность вряд ли обернётся такой же удачей, как в случаях Хоука и Моллоя. Однако она может помочь нам относиться к людям более внимательно и узнавать больше об окружающем мире. Как стать более наблюдательнымЧтобы быть наблюдательным необходимо сконцентрироваться на всех пяти чувствах и не позволять своим мыслям блуждать бесцельно. Слишком часто люди перестают быть наблюдательными, потому что они поглощены собой: своими мыслями и чувствами. Даже во время разговора они слишком заняты тем, что наслаждаются звуком своего голоса и мудростью своих слов, напрочь забывая о собеседнике. Наблюдательные же люди знают, как выйти за пределы своего эгоизма и наладить контакт с тем, что происходит вокруг них. Для того чтобы стать более наблюдательным можно начать воспитывать в себе чувственное восприятие. На следующем собрании на вашей работе или во время дискуссии дома постарайтесь заметить вещи, которые вы обычно упускаете — вещи в комнате, то, как расставлена мебель, где находятся люди по отношению друг к другу, как они реагируют на те или иные аспекты дискуссии. Когда вы в следующий раз пойдёте в магазин или в кино, постарайтесь увидеть, как много вещей вы упускали. Какие дома самые ухоженные? Сколько людей улыбается или кивает, приветствуя вас? Чем занимаются люди, мимо которых вы проходите? Нравится ли им то, чем они занимаются? Сколько разных звуков вы слышите? Какие звуки преобладают? Приятные или неприятные? Сколько разных походок вы заметите, пока идёте по улице? Когда вы будете читать журнал или газету или смотреть телевизор, обратите внимание на значимые вещи. Рассмотрите связи между идеями. Даже между теми, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего. Статья о том, как астроном обнаружил новое космическое явление, может рассказать нам многое о концентрации и умственной дисциплине. Телепередача о плохом обращении с детьми может открыть новый взгляд на институт брака, разводы или образ любви, созданный Голливудом. Чем более внимательны вы в своих наблюдениях, тем больше у вас возможностей постичь что-либо новое. |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Оглавление |
|
|
|