Представьте, что Ваше отношение к чему-либо также нельзя будет оставить без внимания. Ваше раздражение, которое появляется, если проблема становится всё более сложной. Отвращение, которое вы испытываете к курсам английского языка. Ваш отказ от принятия идей коммунизма и гомосексуализма. Страх высоты, собак или выступления перед публикой. Список может быть продолжен. Чтобы закончить его, пришлось бы включить в него все особенности вашей личности. Не только физические, но и эмоциональные и интеллектуальные. Предоставить всю эту информация было бы довольно неприятно. Но представьте себе, что человек, задающий вопросы, всё ещё не удовлетворил своё любопытство, и теперь он спрашивает: «Как же ты стал тем, кто ты есть?» Если бы ваше терпение всё ещё не лопнуло, вы бы ответили Влияние на индивидуальностьЭтот ответ довольно естественный. И, в узком смысле, он правильный. Но в широком смысле, он является неверным. Влияние окружающего мира на нас гораздо сильнее, чем мы привыкли думать. Мы не просто представители определённого вида «человек разумный», мы живём в определённый момент истории нашего вида. Восемнадцатилетний человек сегодня значительно отличается от восемнадцатилетнего человека, жившего в XV веке Новой эры или в 100 веке до новой эры. Общество развивается Место и обстоятельства также играют большую роль. Если вы живёте в большом городе, то ваши взгляды на многие вещи будут значительно отличаться от взглядов человека из деревни. Если отправить молодого человека или девушку, живших до восемнадцати лет в Если вы американец, то, вероятно, вы интересуетесь американским футболом, бейсболом, или баскетболом. Но если бы вы были китайцем, то вам был бы лучше знаком пинг-понг, и вы были бы поглощены им. Если бы вы были европейцем, то вам нравился бы футбол. Если ваш отец автомеханик, то нет ничего удивительного в том, что вы знаете об автомобилях больше, чем любой среднестатистический человек. Если ваш отец учитель, то у вас будет немного другое отношение к школе и учителям, чем у других учеников. Точно так же все подробности жизни каждого члена вашей семьи имеют прямое отношение к тому, кто вы есть. Их религия. Раса. Место происхождения. Политические взгляды. Уровень достатка. Отношения между собой. Каждый из этих пунктов влияет на вашу индивидуальность. Конечно, человек может отвергать то, чему его учат дома. И обычно у людей в возрасте от 18 до 21 года появляется множество различий с их родителями: в верованиях, ценностях и многих других вопросах. И тем не менее, несмотря на то, принимаете или же отвергаете вы то, чему вас учат, ваша личность формируется в зависимости от этого. Такова ответная реакция на воспитание. И если принять во внимание различных родителей, различия в культуре и ценностях, то воспитание двух разных людей, рождённых, скажем, в Стамбуле и Дабеке, обязательно даст совершенно разные результаты. В этом смысле в мире не может быть двух одинаковых людей. Затронутая самооценкаНа самом деле обстоятельства нашей жизни так значимы, что влияют не только наше видение мира, но В книге «Психокибернетика» доктор Максвелл Мальц (Maxwell Maltz) объясняет удивительные результаты, которые получил один педагог: ему удалось улучшить оценки школьников путём изменения их самооценки. Он заметил, что, когда дети думали, что они ничего не понимали в Мальц также приводит похожий случай, в котором отрицательная самооценка не давала возможности одному продавцу достичь необходимого уровня продаж. Когда он вышел на более крупный и перспективный рынок, то его прибыль совсем не изменилась. Количество заказов возросло, но прибыль осталась прежней. Как выяснилось позднее, проблема была не в условиях работы, Рассмотрев эти и другие примеры, Мальц пришёл к заключению, что наш опыт может стать элементом самогипноза: он навязывает нам особое мнение о нас самих, а потом заставляет нас претворять его в жизнь. 1 Важность первых лет жизниПсихологи утверждают, что первые годы жизни являются самыми важными в формировании человека. Маленького ребёнка легко сломить, как молодое деревце. Причины этого очевидны. Для него все вокруг новое. Он постоянно полон впечатлений и старается запомнить их. И каждый сложный процесс он пытается разложить на более простые, уже известные ему впечатления. Он ещё не умеет мыслить аналитически. Он не может даже выразить свою реакцию словами. Есть различные представления, о том, что именно и как оказывает наиболее сильное воздействие на ребёнка. Одно из последних представлений описано в книге доктора Томаса А. Харриса (Dr. Thomas A. Harris) «Я в порядке — ты в порядке». Автор предположил, что существуют четыре базовые позиции человека по отношению к другим людям:
Первая позиция возникает в период первых двух-трёх лет жизни. Она развивается, потому что ребёнок чувствует свою собственную беспомощность по сравнению с взрослыми. Различия в размерах и навыках ставит взрослого человека на уровень Бога. Поэтому ребёнок чувствует себя подчинённым. По мнению Харриса, возраст Четвёртая позиция — единственная здравая позиция из четырёх. Она основана на вере, мышлении и действии. Человек, которому в полной мере досталась забота и поддержка родителей, получает все для начала качественного развития. В позднем детстве и юности он вырастает из эмоциональных, необдуманных детских реакций и перестаёт слепо зависеть от того, чему его учат. Он становится мыслящим, самостоятельным человеком — индивидуальностью. В нём сочетаются чувство собственного достоинства (я в порядке) и доверие другим людям, вера в них (ты в порядке). 2 Становление индивидуальностиЭто приводит нас к самым важным вопросам этой главы. Что такое индивидуальность, На самом деле, если вы разделяете мнение общественности и живёте в соответствии с таким определением индивидуальности, то вы ведёте себя не иначе, чем знаменитая собака Павлова. Павлов звонил в колокольчик каждый раз, когда давал собаке еду. Спустя некоторое время он обнаружил, что, когда звенит колокольчик, у собаки выделяется слюна, даже если ей не дают при этом пищу. Для собаки это было естественно. Но это естественное было навязано опытом. Собакой управляла внешняя сила. Очевидно, что индивидуальность должна быть Первым шагом к становлению индивидуальности является осознание различных идей и отношений к чему либо, сформированных в вас вашими родителями, родственниками, учителями, друзьями, а также радио, телевидением, газетами и журналами. И когда они окажут едва различимое давление на ваше мышление, то вы сможете различить и исследовать их. Если они пройдут проверку, то вы сможете действовать в соответствии с ними. В противном случае, вы можете попробовать уменьшить их влияние на ваше поведение. | |
Примечания: | |
---|---|
| |
Оглавление | |
| |