Мисс Граймс закрывает книгу и смотрит на класс. Она улыбается той забавной улыбкой, которая означает, что её настроение изменилось. «Хорошо, класс», — говорит она, — «Закройте учебники, давайте немного поиграем. Я буду задавать вопросы о разных вещах. И мы посмотрим, кто из вас является самым наблюдательным. Первый вопрос: «Кто изображён на купюре в десять долларов?» Лица некоторых детей выражают недоумение. На других можно прочитать глубокую концентрацию. Три или четыре руки подняты. Генри очень хочет, чтобы его спросили. Он вполголоса бормочет: «Я знаю, я знаю», — и ерзает на стуле. «Хорошо, Генри, если знаешь, скажи всему классу». «Эндрю Джексон». «К сожалению, это неправильно, Генри. Салли, хочешь попробовать ответить?» Салли колеблется. «Я точно не знаю, мисс Граймс. Я думаю, что это может быть Александр Гамильтон». «Правильно, Салли. Очень хорошо». Игра продолжается… Давайте рассмотрим эту ситуацию детально. Генри знал ответ, но был неправ. Салли не знала, но оказалась права. Странно. Что же такое это «знание»? Когда ты знаешь, то оказывается, что не знаешь. И наоборот. К счастью, так только кажется. Путаница появляется Требования к знаниямСалли повезло больше, потому что, в отличие от Генри, она дала верный ответ. Несмотря на то, что она так же не знала ответа. Знание включает в себя больше, чем просто верный ответ. Оно включает осознание того, что у вас есть верный ответ. Конечно, не всегда ответ будет таким простым, как в этом случае. Он может потребовать понимания множества деталей или сложных принципов процесса. (Он может также потребовать особых навыков — знаний, как сделать что-либо. Но это немного другое значение слова «знать», его мы рассматривать не будем). Знание также обычно подразумевает нечто большее. Это способность выразить то, что мы знаем и как мы пришли к этому знанию. Однако и это не всегда является верным. Бывает и так, что мы не можем выразить наше знание словами. Единственное, что мы можем сказать: «Я просто знаю, вот и все» или «Я знаю, потому что знаю». Однако подобные ответы вряд ли удовлетворят того, кто захочет проверить наши знания или узнать от нас Допущение, угадывание, умозрительное построениеДопущение, угадывание, умозрительное построение — три процесса, которые иногда идентифицируют со знанием. Однако на самом деле между ними есть разница. Допущение связано с принятием чего-либо за само собой разумеющееся. То есть подсознательное принятие какой-либо идеи без попытки проверить её правильность — иногда мы даже не осознаем того, что эта идея есть в нашем сознании. Например, многие люди никогда не задумывались о том, как живут рыбы. Может быть, однажды, они случайно останавливались на пару минут у аквариума с золотыми рыбками в магазине. Или же наблюдали за рыбками, ожидая приёма зубного врача. Но они никогда не задумывались о том, какие социальные роли и отношения могут существовать в рыбьей стае. Фактически, они допускают, что у рыб просто нет никаких социальных ролей и отношений. Однако, по словам исследователя подводного мира, Лаветта Смита, существуют даже «рыбы-парикмахеры, полицейские и фермеры. Одним всегда приходится быть в движении, а другие ведут сидячий образ жизни. Одни работают днём, а другие — ночью» 1. Большинство людей, которые знают об отрицательном отношении Католической церкви к абортам, допускают, что подобное отношение существовало на протяжении всей истории. Большинство католиков разделяют это допущение. Однако история знает времена, когда позиция церкви менялась, вплоть до противоположной. Ближе к концу XVI века Католическая церковь разрешала делать аборт в первые 80 дней беременности. В конце века Папа Сикст V решил, что подобная практика не соответствует канонам христианства, и объявил, что аборт на любом сроке беременности — грех. Следующий Папа (Григорий XIV) решил, что женщина может сделать аборт, но лишь до того момента, пока зародыш не начнёт двигаться. А в 1869 году Папа Пий IX вернул церковь к представлению о том, что аборт — грех. 2 Угадывание является скорее интуитивным процессом, ответ высказывается без уверенности в том, что он верный. Это то, что мы делаем каждый день. Например, для студентов, не подготовившихся к экзамену, это единственный способ не провалиться. Но давайте возьмём какой-нибудь более приятный пример. Например, пиво. Как-то раз профессор из колледжа Калифорнии, изучавший поведение людей, решил провести среди своих студентов тест на различие вкуса пива. Он хотел выяснить, смогут ли они отличить хорошее пиво от плохого, любимое от нелюбимого. Многие студенты решили, что у них получится. Однако когда тест был завершён и названия сортов пива открыли, оказалось, что ни один студент не смог угадать свою любимую марку пива. 3 Умозрительное построение можно определить как угадывание, основанное на некоторых фактах; то есть, выбирая ответ, мы не можем быть полностью уверенными в том, что он верен, однако определённые данные, которыми мы располагаем, увеличивают вероятность нашей правоты. Обычно размышление используется в случаях, которые не поддаются детальному рассмотрению. В науке существует множество подобных примеров. Так, например, сформировалось научное представление о том, какова поверхность Венеры. Так как обычно эта планета покрыта плотным слоем облаков, до недавнего времени учёные не могли наблюдать за её поверхностью. На основе вычислений уровня эрозии, учёные предположили, что поверхность Венеры довольно гладкая. Однако с развитием радиолокационного картографирования стало понятно, что их предположение было неверным — Венера вся изрыта кратерами. 4 Каждый из описанных выше примеров допущение, угадывания и умозрительного построения рассказывает о теориях, которые оказались неверными. Конечно, иногда умозаключения бывают верными. Но даже в таких случаях мы не можем сказать, что люди знают истину. Поскольку, как уже говорилось ранее, «знать» значит не только иметь правильный ответ, но и быть уверенным в том, что он правильный. Активное и пассивное знаниеЗнание может быть активным и пассивным. Активное знание — это такое знание, которое мы получаем путём собственного опыта, проверяя и доказывая теории (точно так же, как в научных исследованиях), или путём рассуждения. Путь рассуждения подразумевает анализ проблемы, рассмотрение всех связанных с ней фактов и интерпретаций, а также вывод логичного заключения. Пассивное знание мы получаем, когда нам рассказывают о каких-либо теориях. Многие из наших знаний являются пассивными. Большинство знаний мы получаем в школе или когда смотрим телевизор, читаем газету или журнал. Неудивительно, что, привыкнув к такому способу получения знаний, мы стали зависимы от него и ежедневно стараемся пополнять свои знания в процессе общения с друзьями и коллегами. К сожалению, у пассивного знания есть серьёзный недостаток. Оно заставляет нас принимать на веру всё, что нам говорят. А большая часть того, что нам говорят, обычно является слухами. Вы когда-нибудь играли в «Испорченный телефон»? Один человек придумывает фразу и записывает её, не показывая другим. Потом он говорит эту фразу на ухо следующему игроку. Тот, в свою очередь, шепчет следующему и так далее. Последний игрок записывает ту фразу, которую ему передали. А потом две написанные фразы сравнивают. Что обычно получается? Что, переходя от человека к человеку, оригинальное сообщение меняется, порой до неузнаваемости. То же самое происходит и в повседневной жизни. Даже слова-синонимы различаются оттенками значений. Поэтому, когда человек пытается рассказать историю своими словами, то она может полностью измениться. Кроме того, некоторые люди слушают невнимательно. А ещё людям свойственно приукрашивать. Они стараются сделать историю лучше и добавляют в неё свою интерпретацию и свой стиль. Они могут делать это сознательно, а могут даже и не подозревать об этом. Однако результат один — они рассказывают так, будто действительно знают, и другие люди им верят. Идеальное знание недостижимоДаже самое активное знание или пассивное знание, которое постоянно подвергается сомнениям и проверкам, никогда не приведут нас к идеальному знанию. Первой причиной этого является тот факт, что мы не можем найти ответ на многие важные вопросы: что вызывает болезни сердца и рак, какой подход к образованию лучше для детей, как предотвратить преступления, не ущемляя при этом право личности. Второй причиной является то, что каждый день возникают беспрецедентные ситуации. Когда операция на мозге, известная как префронтальная лоботомия, стали делать людям для снижения их желания к насилию, возник вопрос об этичности такого «лечения», которое лишает человека любых человеческих чувств. Когда пересадка сердца стала реальностью, возник вопрос о том, какие пациенты нуждаются в пересадке этого органа в первую очередь, а также как найти донора. Когда стало известно, что курение вызывает большое количество смертельных заболеваний, пришлось осознать опасность того, что телевизионная реклама сбивает с толку множество телезрителей и буквально заставляет их вредить собственному здоровью. Позже, когда выяснилось, что курение в общественных местах может нанести вред здоровью некурящих людей, встал вопрос о правах курильщиков и некурящих людей. Третьей причиной является то, что от поколения к поколению знания теряются или бездумно отвергаются. Например, грекам было известно, что киты являются млекопитающими, а вместо жабр у них — лёгкие. Но римляне, жившие после греков, думали, что киты принадлежат к надклассу рыбы, и такое ложное знание просуществовало в западных умах до XVII века. В XVII веке появилось предположение, что киты действительно являются млекопитающими, которое позднее подтвердилось. И это знание было открыто заново. 5 В наше время идеи «греха» и «вины» рассматриваются как бесполезные, и даже вредные, пережитки пуританства. «Новая мораль» заставила людей отказаться от подобных старомодных взглядов, так как они, якобы, препятствуют обретению счастья и благополучия. Однако недавно один из ведущих американских психиатров, Карл Меннингер (Karl Menninger), написал книгу «Что же стало с грехом?» (Whatever Became of Sin?), 6 в которой было сказано, что чувства греха и вины полезны и необходимы цивилизованному обществу. Другими словами, он утверждал, что наш век слишком быстро и бездумно отказался от этих чувств. Знание часто ассоциируется с мёртвыми книгами, которые стоят на пыльных полках в унылых библиотеках. Такая же библиотечная тишина может царить и в часовне во время похорон и на кладбище. Но видимость обманчива. Теории, которые хранятся на этих полках, живы; более того, они нередко вступают в конфликт друг с другом. Рассмотрим следующие случаи. Теория, что Колумб первый из всех людей Европы, Африки и Азии достиг берегов Северной и Южной Америки, укрепилась в истории довольно прочно. Все новые и новые контртеории бросают ей вызов. Свидетельств против теории Колумба становится всё больше: в Эквадоре была обнаружена японская керамика, которой примерно 5000 лет; обнаружены следы пребывания мореплавателей из Сидона (541 год до Новой эры), а также следы греков, евреев (200 год Новой эры) и викингов (874 год Новой эры) 7. Теория, что рабство и лишения привели к тому, что самооценка афроамериканцев ниже самооценки белых американцев, не вызывала сомнений. Однако сегодня ей бросает вызов исследование двух социологов из Университета Коннектикута (University of Connecticut), Джерольд Хэйсс и Сьюзан Оуэнс (Jerold Heiss and Susan Owens). Они обнаружили, что самооценка афроамериканцев и белых американцев среднего класса прочти идентична. А самооценка афроамериканцев низшего класса выше, чем самооценка белых американцев низшего класса. 8 Принято считать, что когда младший ребёнок покидает дом, родители, особенно матери, впадают в глубокую депрессию и теряют смысл жизни. Но, по крайней мере, одно исследование опровергает эту теорию. Это исследование доказало, что многие родители не только не впадают в подобную депрессию, но и радуются этому событию, так как оно означает для них начало более простой, менее ответственной жизни. 9 Точно так же, большинство учёных вполне удовлетворяла теория того, что старость — результат физического износа мозга, прогрессирующего и необратимого процесса. Однако исследования, проведённые в ветеранском госпитале штата Алабама, обнаружили, что развитие основных признаков старости (несобранность, дезориентация в пространстве и неспособность воспринимать действительность) можно остановить или даже обратить вспять с помощью «простой программы поддержания соответствия между возрастом и окружающей средой». 10 Книги и статьи, посвящённые «второму дыханию», которое открывается у спортсменов, есть в любой библиотеки. Однако Найлс Хэмфри и Роберт Рулинг (Nyles Humphrey and Robert Ruhling) из Университета штата Юта обнаружили, что никакого второго дыхания не существует. А ощущения, которые испытывают спортсмены — явление их психики. Несомненно, борьба теорий продолжится, так как многие учёные будут подвергать сомнению, проверять и опровергать все эти открытия. 11 Итак, мы можем быть уверены в том, что мы знаем что-либо, и всё же не знать этого. Мы можем допускать, угадывать или делать умозрительные построения. Мы можем путать слухи с фактами. И даже если у нас есть веские доказательства, то они могут быть недостаточными. По всем этим причинам, мы должны быть особенно осторожны, утверждая, что знаем что-либо. Только после того, как человек полностью исследует проблему, проверит имеющиеся доказательства и тщательно рассмотрит все возможные интерпретации, он сможет сказать: «Я знаю». Нет ничего постыдного, если вы не знаете чего-либо и говорите: «Я думаю» или «Мне кажется». Подобные высказывания говорят о том, что вы разумный, сдержанный и интеллектуально честный человек. Их ни в коем случае нельзя назвать проявлением интеллектуальной слабости, скорее напротив — это проявление интеллектуальной силы. |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Оглавление |
|
|
|