Винсент Райан Руджеро (Vincent Ryan Ruggiero) — почётный профессор | |
Предисловие автораВ течение прошлого десятилетия (В Такая реакция была необходима. Она исправляла опасные упущения и упрощения более ранней тенденции. Но подобная реакция не может существовать длительное время, не вызывая при этом пренебрежения мышлением. Пренебрежение мышлением опасно по двум причинам. Первой причиной является то, что мы живём в эпоху манипуляции. Множество мелочных людей и демагогов, вооружившись глубокими знаниями в области психологии, готовы играть на наших эмоциях и подсознательных желаниях, готовы убеждать нас в том, что поверхностное на самом деле является глубоким, вредное — полезным, зло — добродетельным. А наши чувства особенно уязвимы для подобных манипуляций. Вторая причина состоит в том, что фактически в каждой значимой области современной жизни — в юриспруденции, медицине, государственном управлении, образовании, науке, бизнесе и жизни общества в целом — нас окружают серьёзные проблемы и сложные вопросы, которые требуют тщательного отбора и оценки фактов, формирующих наши взгляды, вдумчивого рассмотрения различных умозаключений или действий, а также разумного выбора лучшего умозаключения или более подходящего действия. Множество уважаемых авторов подчёркивают ценность подобных навыков критического мышления. Например, футуролог Элвин Тоффлер (Alvin Toffler) в бестселлере «Шок Будущего» (Future Shock) описывает «интеллектуальное замешательство» и дезориентацию ценностей, которые сегодня сопровождают процесс принятия решений. Он отмечает, что, поскольку объём и виды данных, с которыми сталкиваются современные люди, требуют всё более быстрых и комплексных решений, каждый человек должен уметь критически мыслить, воспринимать новое, выделять важное среди мелочей, иметь дело не только с общеизвестными материями, но Швейцарский психолог Жан Пиаже (Jean Piaget) считает, что главными целями образования должны быть «воспитание людей, которые способны не только повторять достижения прошлых поколений, но и создавать нечто новое» и «наделение людей критическим мышлением, чтобы они могли выбирать, а не соглашаться со всем, что им предлагают». Также и Уэйн Бут (Wayne Booth) (Американский литературный критик. — Эта книга посвящена идеалам, описанным такими мыслителями как Тоффлер, Пиаже, Бут. Те люди, кому сейчас восемнадцать лет, большую часть своей жизни прожили в У большинства людей сложилось неверное мнение, будто чувства и мышление являются взаимоисключающими, и человек должен выбирать из них. С их точки зрения, если он выбирает первое, то должен полностью отказаться от второго. Но эта позиция ошибочна. Чувства и мышление являются взаимодополняющими. Будучи более спонтанными, чувства могут быть превосходным толчком к развитию умозаключений. А мышление, будучи более осторожным, помогает определить наиболее подходящие чувства. И чувства, и мышление естественны. Однако мышление менее спонтанно, чем чувства. Качественное мышление требует систематического подхода и практики. Следующие главы книги помогут сформировать такой подход. В них не сказано, о чём именно должен думать человек — они разработаны специально для того, чтобы научить человека самому процессу мышления; то есть тому, как мыслить «за пределами чувств», решать проблемы и спорные вопросы аналитически. Эти главы раскрывают интеллектуальный контекст, в котором имеет место критическое мышление, помогают осознать проблемы, которые мешают правильному мышлению, и разработать стратегии устранения этих проблем. | |
Оглавление | |
---|---|
| |