Винсент Райан Руджеро (Vincent Ryan Ruggiero) — почётный профессор Нью-Йоркского Государственного университета (State University of New York), президент компании MindPower, автор двадцати книг, нескольких учебных телевизионных программ, а также многих статей в области социологии, психологии, когнитивной теории, мышления и риторики. |
|
Предисловие автораВ течение прошлого десятилетия (В Такая реакция была необходима. Она исправляла опасные упущения и упрощения более ранней тенденции. Но подобная реакция не может существовать длительное время, не вызывая при этом пренебрежения мышлением. Пренебрежение мышлением опасно по двум причинам. Первой причиной является то, что мы живём в эпоху манипуляции. Множество мелочных людей и демагогов, вооружившись глубокими знаниями в области психологии, готовы играть на наших эмоциях и подсознательных желаниях, готовы убеждать нас в том, что поверхностное на самом деле является глубоким, вредное — полезным, зло — добродетельным. А наши чувства особенно уязвимы для подобных манипуляций. Вторая причина состоит в том, что фактически в каждой значимой области современной жизни — в юриспруденции, медицине, государственном управлении, образовании, науке, бизнесе и жизни общества в целом — нас окружают серьёзные проблемы и сложные вопросы, которые требуют тщательного отбора и оценки фактов, формирующих наши взгляды, вдумчивого рассмотрения различных умозаключений или действий, а также разумного выбора лучшего умозаключения или более подходящего действия. Множество уважаемых авторов подчёркивают ценность подобных навыков критического мышления. Например, футуролог Элвин Тоффлер (Alvin Toffler) в бестселлере «Шок Будущего» (Future Shock) описывает «интеллектуальное замешательство» и дезориентацию ценностей, которые сегодня сопровождают процесс принятия решений. Он отмечает, что, поскольку объём и виды данных, с которыми сталкиваются современные люди, требуют все более быстрых и комплексных решений, каждый человек должен уметь критически мыслить, воспринимать новое, выделять важное среди мелочей, иметь дело не только с общеизвестными материями, но и с «неизвестным, неожиданным, невозможным». Швейцарский психолог Жан Пиаже (Jean Piaget) считает, что главными целями образования должны быть «воспитание людей, которые способны не только повторять достижения прошлых поколений, но и создавать нечто новое» и «наделение людей критическим мышлением, чтобы они могли выбирать, а не соглашаться со всем, что им предлагают». Также и Уэйн Бут (Wayne Booth) (Американский литературный критик. — Прим. пер.) из Университета Чикаго настаивает на том, что высшее образование должно учить студента проверять свои предположения и применять различные методы суждений. Он пишет, что «человек, который не может думать самостоятельно, вынужден всегда оставаться в тени знаний и мыслей других людей, он становится рабом чужих идей». По этой причине, он утверждает, что студент должен учиться находить свои собственные пути решения проблем и обосновывать свои взгляды, а не копировать чужой опыт. Кроме того, он считает, что каждый студент должен научиться «понимать свои стремления», отличать возможное от невозможного, желательное от нежелательного; быть мудрым в каждодневных делах, свободным от «слепых психологических, политических и экономических принуждений», делать правильный выбор. Эта книга посвящена идеалам, описанным такими мыслителями как Тоффлер, Пиаже, Бут. Те люди, кому сейчас восемнадцать лет, большую часть своей жизни прожили в 1960-х. Вероятно, их учили не недооценивать субъективность, а переоценивать её. Поэтому они не нуждаются в поощрении своих чувств. Скорее их нужно учить тому, как разобраться в этих чувствах, то есть, как понять, в какой степени эти чувства были сформированы под влиянием внешних факторов, или как правильно оценить их, если они находятся в конфликте между собой и с чувствами других людей. Иными словами, молодых людей нужно учить критическому мышлению. У большинства людей сложилось неверное мнение, будто чувства и мышление являются взаимоисключающими, и человек должен выбирать из них. С их точки зрения, если он выбирает первое, то должен полностью отказаться от второго. Но эта позиция ошибочна. Чувства и мышление являются взаимодополняющими. Будучи более спонтанными, чувства могут быть превосходным толчком к развитию умозаключений. А мышление, будучи более осторожным, помогает определить наиболее подходящие чувства. И чувства, и мышление естественны. Однако мышление менее спонтанно, чем чувства. Качественное мышление требует систематического подхода и практики. Следующие главы книги помогут сформировать такой подход. В них не сказано, о чём именно должен думать человек — они разработаны специально для того, чтобы научить человека самому процессу мышления; то есть тому, как мыслить «за пределами чувств», решать проблемы и спорные вопросы аналитически. Эти главы раскрывают интеллектуальный контекст, в котором имеет место критическое мышление, помогают осознать проблемы, которые мешают правильному мышлению, и разработать стратегии устранения этих проблем. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|