Как говорилось в предыдущей главе, заключение — это суждение, высказанное после размышления. Оно может быть качественным или поспешным. Мы приходим к заключению после размышлений. Предположение же есть идея, которая появляется в нашем сознании без размышлений. Она не является результатом рассуждений, а воспринимается как само собой разумеющееся. Делать предположения вполне естественно. Каждый день мы делаем это сотни раз. Студенты, идущие на занятия в университетский городок, предполагают, что здание университета стоит на своём месте, и оно открыто, что преподаватель жив и может провести занятие, что их часы показывают правильно время, и что занятие, на которое они идут, поможет им получить знания по предмету (или, по крайней мере, не помешает получению знаний). Без предположений нам пришлось бы обдумывать каждое произносимое нами слово, каждое сделанное движение, каждый момент каждого дня. Разумеется, это потребовало бы огромных затрат энергии. В результате это привело бы к невыносимому чувству усталости и препятствовало бы развитию. К счастью, многие предположения, которые мы делаем, обоснованы. Таким образом, они вполне оправданы в некоторых обстоятельствах. В случае со студентами, идущими на занятия, каждое из их предположений вполне обосновано. Приходя на занятия каждый день и обнаруживая, что университет открыт, а учитель готов читать важную лекцию, студенты получают определённый опыт, который делает их предположения обоснованными. На самом деле даже в первый день учебного года эти предположения были бы обоснованы, если бы университет получил аккредитацию и вывесил бы расписание занятий. (В этом случае обоснование не было бы таким же убедительным, как если бы ситуация имела место в середине семестра, но несмотря на это, предположение можно считать обоснованным). Но что, если случилось Более существенные предположенияВсе разобранные нами предположения касались довольно обычных вещей. Однако сеть предположений, которые делает каждый человек, включает в себя не только обычные вопросы. Они связаны с его видением множества разнообразных предметов. Человек может предполагать, что избранные чиновники его города, штата и государства честны и работают во имя интересов своих избирателей. Или обратное. Он может ходить на выборы каждый ноябрь и быть уверенным, что его голос имеет значение. Или оставаться дома, если он предполагает, что его голос неважен. Когда мировой кризис набирает обороты и затрагивает его государство (наиболее драматичный пример — вооружённый конфликт), он может предполагать, что его страна на верном пути. Или что она занимает абсолютно неправильную позицию. Или что обе стороны ошибаются. Многие люди считают само собой разумеющимся тот факт, что учителя в школах подготовлены соответствующим образом по предметам, которые они преподают, что они качественно и справедливо проработали систему оценок и тщательно простроили важные занятия. Они могут также предполагать, что руководству школы известно, что происходит в различных классах, что у них есть определённые методы оценки способностей, и применяя эти методы, они определяют самых способных и неспособных. Однако есть люди, которые думают совсем по-другому. Большинство людей имеют одинаковые предположения обо всех аспектах определённой области: медицины, юриспруденции, промышленности, малого и крупного бизнеса, общественных организаций. И их общие предположения обычно управляют частными. Например, человек, который предполагает, что все врачи — шарлатаны, будет склонен предполагать, что тот доктор, который лечит его самого, его жену и детей, тоже шарлатан. Какие из приведённых выше предположений обоснованы? Те, в отношении которых у человека есть достаточный опыт, который поддерживает это предположение лучше, чем какое-либо другое. «Достаточность» опыта зависит от ситуации — чем более общее и широкое предположение, тем больше требуется опыта. К сожалению, довольно легко воспринимать многие вещи как само собой разумеющееся, предполагать что-либо, не имея достаточного опыта, или имея опыт, который в равной степени ведёт к противоположным предположениям. Примеры необоснованных предположенийМногие зрители фильмов про графа Дракулу полагают, что главный герой — чистой воды выдумка. У них нет оснований для этого, но они воспринимают этот факт как само собой разумеющееся. Предположение не является обоснованным. Поскольку существовал реальный злодей, который стал прототипом ужасного Дракулы из фильма. Его звали Влад Тепец, по прозвищу «Дракула». Тепец был румынским дворянином XV века, который был так жесток, что крестьяне считали его вампиром. Он не кусал человеческие шеи и не пил человеческую кровь, но однажды он пригласил всех бедных и больных людей своего имения на пир и затем поджег зал, в котором находились все эти люди. В другой раз турецкий посол, приехавший к Тепецу с визитом, попытался объяснить ему, что, согласно традициям турецкого народа, послы могут не снимать тюрбан перед кем-либо; в ответ на это Тепец прибил тюрбаны посла и его сопровождающих к их головам. Но самое ужасное его деяние заключалось в том, что он насадил головы двадцати тысяч своих врагов на колы и оставил их на всеобщее обозрение 1. В течение десятилетий многие американцы полагали, что китайская медицина отстаёт в развитии. Основание их предположения было более чем просто общим и гласило: китайцы странные и довольно примитивные. Поскольку Китай был закрытой страной, у западных людей не было никаких очевидных доказательств, чтобы подтвердить любое предположение насчёт китайской медицины. Поэтому ни одно предположение не было обосновано. (В начале 1970 годов, когда иностранцев стали пускать в Китай, оказалось, что китайская система здравоохранения не только более продвинутая в некоторых отношениях, но и более доступная для человека среднего класса, чем система здравоохранения США 2). Также, белые и чёрные американцы традиционно предполагали, что все индейские знахари — шарлатаны, и считали, что они не могут вылечить тех, кто действительно болен. Это предположение, как и предположение о китайской медицине, основано не на конкретном знании, а на общем унизительном представлении об индейцах, как о безумных дикарях, не имеющих культуры. И лишь совсем недавно люди начали осознавать ценность умений этих знахарей. Национальный Институт Психического Здоровья запустил программу обучения индейцев племени Навахо «лечебным обрядам» под руководством племенных знахарей. Один из сторонников этой программы, психиатр Роберт Бергман (Robert Bergman), лично знает одного знахаря, который «вылечил женщину, страдающую психическим заболеванием, после того, как врачи из психиатрической больницы не смогли ей помочь» (И в книге о критическом мышлении могут быть утверждения, не обоснованные корректным образом. Наличие одного факта излечения, даже если оно имело место, может ещё ничего не говорить об эффективности индейских «лечебных обрядов». — Прим. науч. ред.) 3. В результате сексуальной либерализации в современной Америке появилось предположение, что представители сексуальных меньшинств более эмоционально здоровы и устойчивы, чем сторонники «традиционных» взглядов. Другими словами, они не нуждаются в поддержке традиционной морали и могут вести себя свободно и независимо. На самом же деле, хотя сексуальные меньшинства и поддерживаются сексуально ориентированными журналами, книгами и фильмами, и сегодня сексуальные «правила» довольно узки и ограничены, связь между фактом принадлежности к сексуальному меньшинству и эмоциональным здоровьём не была обнаружена. Данное предположение, скорее всего, основано больше на принятии желаемого за действительное, чем на определённом опыте или доказательстве. Другими словами, это предположение необоснованно. И сегодня, по крайней мере, одно исследование подтверждает тот факт, что принадлежность к сексуальному меньшинству имеет противоположный данному предположению эффект: это не признак силы, а признак неполноценности. Доктор И. Эмери Брайтнер (Dr. I. Emery Breitner) заявляет, что восемьдесят восемь представителей сексуальных меньшинств, которых он изучал, одинокие люди, которые ищут общения и одобрения, используя секс как инструмент их достижения. Он называет таких людей термином «любовные наркоманы». 4 Одно из самых распространённых необоснованных предположений гласит, что все люди, получающие благотворительную помощь — мошенники. Люди делают подобное предположение на основании слухов, которые могут быть ложными и фактов, которые могут быть нетипичными. Целиком это предположение звучит так: большинство малоимущих людей — здоровые, трудоспособные мужчины; благотворительная помощь, которую они получают, чрезмерна; большинство нищих детей — незаконнорождённые; большинство малоимущих матерей имеют большие семьи; благотворительную помощь, в основном, получают чёрные; тех, кто получает благотворительную помощь в США больше, чем бедных. Каждое из этих предположений — ложь. Доклад Американской Федерации Труда — Конгресса Производственных Союзов (American Federation of Labor — Congress of Industrial Organizations) приводит факты, опровергающие данные предположения: менее 1 процент малоимущих — здоровые, трудоспособные мужчины; максимальная материальная помощь семье из четырёх человек составляет от 700 до 3600 долларов, а в 39 штатах им платят даже меньше, чем установленный там прожиточный минимум; почти 70 процентов нищих детей — законнорождённые; 55 процентов всех семей с детьми имеют лишь одного-двух детей и 18 процентов имеют трёх детей; 43 процента людей, получающих благотворительную помощь — чёрные; общее число тех, кто получает материальную помощь, составляет всего 60 процентов от общего числа людей, находящихся за чертой бедности. 5 Наше осознаниеМы можем осознавать и не осознавать наши предположения. Если мы не осознаем их, то мы находимся в их власти. Когда мы не осознаем необоснованные предположения, они могут мешать нашему пониманию и интуиции. Примером необоснованного предположения, которое многие люди делают бессознательно, заключается в том, что современное представление европейцев и американцев о детстве существовало всегда. Единственная причина, по которой они считают это предположение обоснованным, заключается в том, что они получали такое представление с самых ранних лет. Разумеется, этой причины не достаточно. Они, естественно, знакомы с этим представлением. Но они никогда не жили в 3000 году до Новой эры или в 1500 году Новой эры, и никогда не думали, как люди того времени, поэтому у них нет никаких оснований предполагать, что те люди разделяли наши представления и ценности. На самом деле элементарное знание истории даёт понимание того, что со временем представления и ценности меняются. Имели ли наши предки в начале времён такое же представление о детстве, которое мы имеем сейчас? Нет. Современное представление появилось совсем недавно, всего несколько веков назад. А до этого люди не считали, что дети отличаются от взрослых по своей природе и потребностям. Живопись и скульптура различных времён показывает нам, что детей воспринимали как маленьких взрослых. 6 Возможно, большинства напряжённых отношений между молодыми людьми и их родителями можно было бы избежать, если бы люди понимали, как сильно изменилось отношение к детям. Но во многих ситуациях это понимание может быть достигнуто, только когда широко распространённое предположение является признанным и обоснованным. Поэтому разумный мыслитель постоянно стремится понять и оценить свои предположения. |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Оглавление |
|
|
|