Мыслитель-дилетант зачастую устанавливает границы своего анализа гораздо шире, чем он в действительности сможет охватить. Будучи неуверенным в том, что он справится с каким-либо аспектом проблемы, он обращается ко всей проблеме целиком. К сожалению, Чтобы получить от мышления как можно больше, мы, как и профессионалы, должны ограничивать предмет нашего анализа. То есть сначала мы должны определить, в каком аспект или в каких аспектах проблемы мы заинтересованы. Мы должны выбрать конкретную проблему, на которой должны сфокусироваться, и при этом формировать не приблизительное или неясное, а вполне конкретное представление. Выбрать проблему быстро и качественно помогут следующие шаги:
ПримерВ начале 1974 года фильм «Экзорцист» был предметом множества споров. Статьи и письма с критикой заполонили страницы газет и журналов. На радиостанции и телевизионные ток-шоу приглашали гостей, которые высказывали свои мысли об этом фильме. Противоречия возникали во многих вопросах. Правильный ли рейтинг присвоен фильму (Фильм получил рейтинг R — Restricted, возрастное ограничение, согласно которому подростки до 17 лет допускаются на просмотр данного фильма только в сопровождении одного из родителей или законного представителя. — Прим. пер.). Имела ли актриса, чей голос был дублирован, хорошую репутацию? Мог ли просмотр этого фильма нанести вред человеку, находящемуся на грани эмоционального срыва? Толкал ли этот фильм людей на то, чтобы они рационализировали своё поведение? (Другими словами, не искушал ли он людей тем, что, в качестве оправдания любого поведения, можно сказать: «Дьявол заставил меня сделать это»). Скорее всего, многие из тех, кто говорил и писал об «Экзорцисте», думали обо всех этих аспектах одновременно. Вместо того чтобы вычленить и обсудить лишь те вопросы, в которых они действительно могут разобраться в силу различных обстоятельств, многие из них пытались рассмотреть сразу целую группу вопросов. Исключением стал Соул Капел (Saul Kapel), детский психиатр. В газетной статье он писал, что исследовал единственный аспект, в котором действительно разбирался — можно ли показывать этот фильм детям до 16 лет. Вес остальные вопросы, какими бы интересными они не казались, он решил не рассматривать. Такое серьёзное ограничение проблемы дало ему возможность сделать довольно глубокое по смыслу, хоть и небольшое по объёму (500 слов), заключение. Благодаря этому, он мог обсуждать сходства и различия между этим фильмом и фильмами ужасов, стадии, через которые проходит ребёнок, когда учится отличать фантазии и реальность, а также воздействие этого фильма на ребёнка. 1 Точно формулируя вопрос, который мы хотим изучить, мы не только обеспечиваем более точное его рассмотрение, но и повышаем вероятность того, что мы не выйдем за рамки своей компетенции. Мы упрощаем процесс анализа. Чем меньше аспектов заслуживают нашего внимания, тем меньше вероятность того, что мы будем отвлекаться и путаться. Даже в тех редких случаях, когда придётся иметь дело со всеми аспектами проблемы, тщательное исследование каждого из этих аспектов поможет сделать анализ более организованным и цельным. И наконец, тщательное исследование проблемы поможет избежать чрезмерного упрощения сложных вопросов. Проблема импичментаОдной из самых впечатляющих и сложных проблем, с которой столкнулось американское правительство в XX веке, была проблема импичмента Ричарда М. Никсона (Richard M. Nixon, Президент США в Более вдумчивые люди разграничили различные аспекты этой проблемы. Они сосредоточились на следующих вопросах:
(Заметьте, что в отличие от второго вопроса, на который можно дать отдельный ответ, третий вопрос подразумевает ссылки на первый и второй вопросы). Разумеется, существует множество других вопросов, которые можно отнести к теме импичмента, некоторые из них больше взывают к фактам, чем к информированному мнению. Например: Как изменилось отношение людей к импичменту Никсона с течением времени? Какие события стали причиной этих изменений? Насколько известным стало решение Президента Форда простить Никсона? Каждый и приведённых выше вопросов является примером того, как нужно концентрироваться на конкретном аспекте проблемы. Несмотря на то, что не все из них стоит разбирать подробно, некоторые всё же могут стать предметом достойного исследования. (Историки и студенты факультетов государственного управления, скорее всего, будут исследовать их ещё много лет). После того, как мы установили предмет нашего изучения и сформулировали вопросы, связанные с интересующими нас аспектами, мы готовы начинать исследование. Зная, что именно мы исследуем, мы сможем эффективнее принимать решения по поводу того, какие средства помогут нам найти ответы на наши вопросы, а какие — нет. |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Оглавление |
|
|
|