После того, как мы проведём исследование проблемы, мы обнаружим одну или две точки зрения, заслуживающих особого внимания. Это может быть статья или глава книги, написанные важным человеком с определённым видением ситуации. Или же это может быть утверждение, которое явилось причиной нашего исследования — например, редакционная статья или комментарий представителя государственного органа по отношению к этой проблеме. В таких случаях задача, с которой мы сталкиваемся, находится за пределами наших исследований или интерпретаций фактов. Она заключается в анализе утверждений и оценке их благоразумности.
Первый шаг анализа: внимательно прочитать утверждение, попытаться понять заложенные в нём явное и подразумеваемое сообщения. В случае с редакционной статьёй или кратким комментарием это будет совсем не сложно. Однако в случае с обычной статьёй или главой книги, включающей огромное количество идей и их сложных взаимосвязей, нужно будет поискать ключ к пониманию. Следующий подход поможет нам в этом:
- После того, как вы прочитаете статью или главу, вернитесь к их началу и найдите все утверждения. Впоследствии вы научитесь концентрироваться на утверждениях, а не на различных описаниях, примерах и деталях, которые их подкрепляют. (Примечание: Хоть и не существует правила, согласно которому каждый абзац должен содержать важное утверждение, всё же в большинстве случаев так оно и есть. Поэтому, чтобы найти утверждения, можно просто изучать каждый абзац на наличие главного предложения).
- Отметьте все собирательные слова. Говорит ли автор обо «всех» людях, положениях или вещах? Или он говорит о «большинстве», «многих», «некоторых», «нескольких», «меньшинстве» или о конкретных случаях? Говорит ли он «всегда» или «обычно», «иногда», «время от времени», «редко», «никогда» или в какое-то определённой время?
- Обратите внимание на то, как взаимосвязаны идеи. Когда автор просто добавляет что-либо к тому, что он уже сказал, он использует слова «и», «кроме того», «также», «подобным образом», «во-вторых», «в-третьих». Когда автор подчёркивает, добавляет что-то, что считает более важным, он использует слова «более того», «действительно», «наиболее важно», «самое важное». Когда он противопоставляет, освещая другую сторону вопроса или представляя противоречивую идею, он использует слова «но», «однако», «тем не менее», «с другой стороны», «все же». Многие другие слова отражают особые отношения между идеями. «Потому что», «хотя», «несмотря на то, что» — вот некоторые из этих выражений.
- Обратите внимание на то, какие условия он рассматривает. Например, фраза: «Наркоторговцам должны давать большие тюремные сроки, если сами они не являются наркоманами, и ранее уже были признаны виновными в торговле наркотиками», — значительно отличается от фразы: «Наркоторговцам должны давать большие тюремные сроки». Слово «если» открывает целый спектр условий. Точно так же фраза: «США не должны запускать ядерные ракеты на территорию другой страны, за исключением тех случаев, когда они сами стали жертвой ядерной атаки», — звучит совсем иначе, чем фраза: «США не должны запускать ядерные ракеты на территорию другой страны». «Если», «за исключением», «пока», «до тех пор, как», «до того, как», «когда что-либо произойдёт» и все подобные высказывания могут значительно изменить суть всего утверждения.
- 5. Определите, какие из утверждений являются главными. Обычно подзаголовки указывают на наиболее важные утверждения. Предложения, которые написаны прописными буквами или подчёркнуты, или выделены курсивом, обычно самые важные. Так же, как и утверждения, которые повторяются несколько раз, теми же или другими словами. Авторы используют все эти способы привлечения внимания читателя, чтобы подчеркнуть значимость своего сообщения.
В любой хорошо написанной статье или главе есть одно главное, ключевое утверждение, которое возвышается над другими. Оно может находиться и в середине, и в конце статьи, но чаще всего его помещают сразу после введения (допустим, что в статье есть формальное введение); другими словами, в конце первого абзаца, или во втором-третьем абзацах. Также можно поискать это утверждение в самом конце статьи. Во многих случаях, в заключении автор говорит о самых важных аспектах, чтобы укрепить своё главное сообщение.
Если правильно следовать вышеупомянутому подходу, то вы сможете лучше понимать любую статью или главу книги. Однако для того, чтобы научиться самому проницательному анализу, нужно сделать ещё один важный шаг: написать резюме того, что вы поняли из этой статьи и книги. Это сконцентрирует ваше внимание и позволит более точно оценить проблему. Резюме не должно быть слишком длинным. Вполне достаточно одного-двух абзацев. Оно должно содержать все самые значимые утверждения, и особенно выделять ключевое утверждение. Также оно должно включать собирательные слова, связки между утверждениями и всевозможные условия, которые есть в оригинале. Другими словами, оно должно быть точной и краткой версией оригинала. (Помните, что нет никакого смысла в бездумном цитировании или перефразировании оригинала: если сказано, что что-то может происходить определённым образом, это совсем не значит, что оно происходит или должно происходить таким образом).
Как задавать вопросы
После того, как вы написали резюме статьи или главы книги, необходимо оценить его критически, поднимая все стоящие вопросы. (В случае с редакционной статьёй или кратким комментарием представителя государственного органа можно воспринимать оригинал, как готовое резюме). Ниже приведён пример резюме и вопросов к нему. Для простоты восприятия каждое предложение абзаца пронумеровано, и ему соответствует вопрос с таким же номером.
Резюме:
- Одним из самых значимых препятствий обучению — в начальной и средней школе, колледже — является система оценок.
- Боязнь получить плохую оценку преследует молодого человека с шести до двадцати-двадцати двух лет.
- Его страстное желание учиться хорошо, успешно, угодить родителям переполняет его сознание так, что все удовольствие от самого процесса обучения испаряется.
- В результате, добросовестный ученик начинает воспринимать школьные занятия как угнетающую, тяжёлую работу, а недобросовестный ученик ради оценки готов списывать и обманывать.
- По всем этим причинам оценки должны быть упразднены на всех уровнях образования.
Вопросы:
- Действительно ли система оценок является препятствием? Если да, то на всех ли уровнях образования?
- Боятся ли молодые люди этого возраста получить плохую оценку? Все ли из них? Действительно ли этот страх столь серьёзен, что буквально преследует молодых людей?
- Может ли человек получать удовольствие от самого процесса обучения? На всех ли предметах? Действительно ли оценки вызывают желание учиться хорошо? Если да, то исключает ли это желание наше удовлетворение? Для всех ли студентов это утверждение верно?
- Воспринимают ли добросовестные ученики школьные занятия как угнетающую, тяжёлую работу? Все ли из них? Может быть, многие из них воспринимают занятия как пытку лишь в отдельных случаях? Если они так воспринимают занятия, то является ли система оценок причиной этого? Действительно ли недобросовестные студенты готовы списывать и обманывать ради хорошей оценки? Все ли из них? Если некоторые всё же делают это, то действительно ли оценка заставляет их поступать так?
- Будут ли эти проблемы решены, если система оценок будет упразднена? Решим ли мы таким образом хоть какие-то из этих проблем? Не вызовет ли это дополнительные проблемы? Если вызовет, то будет ли та ситуация более или менее желательной? Будут ли отличаться результаты на разных уровнях образования?
Как доказывает приведённый выше пример, иногда бывает полезно уделить время тому, чтобы задать подходящие вопросы. Во-первых, это позволяет нам быть выше поверхностных суждений. И это хорошо, потому что идеи, которые могут показаться нам привлекательными на первый взгляд, при более тщательном рассмотрении могут оказаться не такими уж и замечательными. Во-вторых, это ограждает нас от собственных инстинктивных реакций, позволяет нам мыслить за пределами шаблона «да/нет» и рассматривать ситуацию с разных точек зрения. В конце концов, даже самые лучшие мыслители — люди, и поэтому им свойственно ошибаться. Так же, когда дело касается сложной проблемы, любое утверждение, длиннее одного или двух предложений, не может быть абсолютно разумным или абсолютно безрассудным, а только частично разумным и частично безрассудным. И чем длиннее абзац, тем больше вероятность того, что в нём есть недостатки и что мы сможем найти в нём утверждения, с которыми мы будем согласны и не согласны, сильные и слабые стороны. И, в-третьих, это подсказывает нам некую структуру организации наших мыслей.
Ответы, которые мы находим для тех вопросов, которые мы перед собой поставили, содержат в себе нашу реакцию на ситуацию. Если мы осознаем свою реакцию, то можем либо следовать предложенной структуре организации мыслей, либо найти другую структуру. Решение будет зависеть от того, какое представление сделает наши идеи более последовательными и подчеркнёт именно то, что мы имели в виду.
|