В первом вопросе, который возникает в связи с системно-теоретическим описанием масс-медиа, следует попытаться прояснить, как вообще общество делает возможным и допускает обособление подобной системы. Ведь сама по себе каждая коммуникация может присоединяться к любой другой, причём для этого достаточно лишь одного условия — того, что может быть осуществлена их смысловая связь. 1 Поэтому нужно объяснить, каким образом прерываются подобные тематически близкие возможности присоединения, прерываясь именно таким образом, который допускает проведение границ и выстраивание внутри этих границ комплексности частной системы с помощью обособившегося вида коммуникации. В отличие от староевропейского описания общества, скажем платоновского учения о политически упорядоченном обществе (полития, республика), обособление осуществляется не в форме разделения некоторого целого согласно сущностным различиям частей. В действительности обособления в общественной эволюции не происходят таким образом (как бы сверху), а основываются на весьма специфических эволюционных достижениях — скажем, на изобретении денег в виде монет 2 с последующим обособлением экономической системы; или на изобретении концентрации власти в политических должностях, 3 с последующим обособлением политической системы. Другими словами, необходима продуктивная дифференциация, которая затем, при благоприятных условиях, приводит к эмерджентному возникновению систем, к которым общество может лишь приспосабливаться. В основе обособления системы масс-медиа могло лежать решающее достижение — изобретение технологий распространения [коммуникаций], которые не только экономили на интеракции среди присутствующих, но и эффективно исключали её в пользу собственных масс-медийных коммуникаций. Одна только письменность ещё не создавала подобного эффекта, ибо первоначально она была задумана лишь как мнемоническая опора, предназначенная в первую очередь для устной коммуникации. Лишь книгопечатание настолько приумножило письменные тексты, что эффективно и зримо исключало устную интеракцию всех участников коммуникации. В любом случае, адресаты проявляют себя количественно: цифрами сбыта, квотами включения, но они не способны осуществлять обратное воздействие. Мера их участия может быть отмечена и проинтерпретирована, но она не выражается в обратной коммуникации. 4 Разумеется, возможность устной коммуникации сохраняется в виде реакции на напечатанное или переданное в эфире. Однако от неё уже не зависит успех планомерной [масс-медийной] коммуникации. Так в сфере масс-медиа возникает аутопойетическая, самовоспроизводящаяся система, более не зависящая от передачи в процессе интеракций между присутствующими. Лишь благодаря этому возникает оперативная замкнутость, вследствие которой система воспроизводит собственные операции из себя самой и больше не использует их для производства интерактивных контактов с внутри-общественным внешним миром, 5 а вместо этого ориентируется на собственное системное различение самореференции и инореференции. Вопреки гигантскому потенциалу хранения информации система ориентирована на быстрое воспоминание и забывание. С помощью системно-теоретического различения самореференции и инореференции ещё ничего не сказано о том, как эта Самость саму себя определяет (das Selbst das Selbst bestimmt). Или, другими словами: как способность операций к присоединению [новых операций] распознаётся в системе, как производится и непрерывно воспроизводится эта дифференция системы и внешнего мира. В типическом случае функциональных систем, как Иными словами, кодовое различие занимает перпендикулярную позицию по отношению к различию самореференции и инореференции. Оно служит для самоопределения системы. Для этого оно использует некоторое различение, то есть не принцип, не представление о цели, не утверждение о сущности, не итоговую формулу, а ведущую дифференцию, которая к тому же пока оставляет абсолютно открытым то, каким образом система обозначает свою собственную идентичность. Она оставляет это открытым ещё и потому, что об этом могут высказываться различные мнения, причём эта «поликонтекстуальность» самоописания никак не препятствует системе в её оперировании. Код, единство этого специфического различия, является достаточным условием для определения того, какие операции принадлежат системе и какие (кодированные иначе или вообще не кодированные) протекают в её внешнем мире. Применительно к коду речь, следовательно, идёт о различении, которое только и делает возможным самонаблюдение, основанное на различении системы и внешнего мира. Код системы масс-медиа — это различение между информацией и неинформацией. С информацией система может работать. Информация — это, следовательно, позитивное значение, предметное означение, при помощи которого система маркирует возможность своего собственного функционирования. Однако, чтобы иметь возможность рассмотрения чего-либо в качестве информативного или неинформативного, должна существовать и возможность принимать Информация о том, что нечто таковой не является, естественно, тоже информативна. Для рефлексивных значений кодирования типично, что система попадает в состояние бесконечного регресса (так и неправовой акт — в своём качестве неправового — должен рассматриваться в рамках правового порядка). Это делает её операции зависимыми от условий, которые она не способна, но тем не менее ухитряется распознать. Проблема бесконечного регресса возникает, однако, лишь в ходе поиска последних обоснований, но для этого у системы и без того нет времени. На практике бесконечный регресс останавливается при помощи другого различения — кодирования и программирования. В системе должен наличествовать по возможности трансформируемый) набор правил, которые разрешают парадокс информативности неинформативного. Речь идёт о программах, с помощью которых решается, может ли в системе нечто рассматриваться как информативное или нет. Если бы горизонту возможных событий позволили раствориться в абсолютной неопределённости, то информации представали бы не неожиданными, а произвольными. Их нельзя было бы использовать, поскольку они не могли бы предложить ничего, чему можно было бы учиться, ибо они не могут переоформляться в избыточные коммуникационные содержания (Redundanzen), 10 ограничивающие то, что можно было ожидать в дальнейшем. Поэтому всякая информация зависит от категоризации, маркирующих пространство возможностей, в рамках которых предварительно структурируется область выбора того, что может протекать как коммуникация. Это лишь другая формулировка тезиса о том, что одного кода «информация/неинформация» недостаточно и что помимо него требуются программы, расчленяющие то, что ожидается в качестве возможной информации или не получает информационной значимости, на области селекции — например, на спорт или астрофизику, политику или современное искусство, несчастные случаи и катастрофы. Единству и инвариантности кода соответствует, затем, множество подобных программ или, другими словами, осуществляется двухступенчатый отбор: селекция области селекции и селекция конкретной информации, становящейся понятной лишь посредством подведения под некоторое «откуда» других возможностей. Комплексная, циркулярная (in sich zurucklaufende) структура отнесений в кодировании 11 масс-медиа и необходимость разрывать её предварительным введением программных областей подводят к вопросу: как можно адаптировать понятие информации к тому, как она [фактически] используется. Информация, конечно же, обрабатывается повсюду, где участвуют сознание или коммуникация. Без информации не существует коммуникации, ибо, в конце концов, приходится говорить о том, что заслуживает сообщения. 12 Но именно такое универсальное присутствие информации во всех смысловых операциях делает возможным отказаться от представления, что информации — словно мелкие частицы — могли бы транспортироваться от системы к системе; от того, что они будто бы существуют независимо от пользователя. Если системы операционально замыкаются, замыкается в себе и процесс обработки информации (что, конечно же, ни в коем случае не означает, что система оказывается в состоянии «парения», свободного от каузальной зависимости). Таким требованиям соответствует понятие информации Грегори Бэйтсона, согласно которому информация есть «некое различие, производящее различие в более позднем событии». 13 Импликации, вытекающие из такого предложенного понятия [информации], требуют несколько более точного анализа. Единство понятия информации распадается на два различия, каузально сопряжённых друг с другом. Это позволяет учесть то обстоятельство, что далеко не каждое различие производит различие. 14 Как восприятие, так и язык предоставляют избыток различений; и даже если ограничиться теми или иными актуализированными различиями, то есть тем, на что мы в данный момент смотрим Если же исходить ещё и из теории оперативно-замкнутых систем обработки информации, то очевидно, что производство информации и её переработка должны протекать внутри одних и тех же границ системы, и оба различия, на которые указывает дефиниция Бэйтсона, должны быть различениями одной и той же системы. Поэтому не существует никакой трансляции информации от системы к системе. Системы, правда, могут порождать информацию, курсирующую среди её подсистем. Следовательно, всегда нужно называть системную референцию, что и является предпосылкой для использования понятия информации. Ведь в противном случае остаётся неясно, что вообще подразумевается. 17 Пожалуй, наиболее важная особенность кода «информация/неинформация» состоит в его отношении ко времени. Информацию невозможно повторить; воплотившись в событиях, она превращается в неинформативные данные. Известие, распространяющееся повторно, хотя и сохраняет свой смысл, однако теряет свою информационную значимость. 18 Итак, если информация используется как значение кода, это означает, что операции системы неизменно Эта постоянная деактуализация и эта непрерывная утрата информации приобретают — благодаря эволюции масс-медиа — дополнительный вес. Каждая коммуникация сама по себе порождает социальную избыточность коммуникаций. Если в сообщении передаётся информация, то задавать уточняющие вопросы можно не только сообщающему, но и всем остальным, получившим и понявшим информацию. Задавая вопрос отправителю сообщения, а затем — его адресату, мы не получаем никакой новой информации. 21 Это может не иметь большого социального значения в ограниченных рамках как бы приватной коммуникации или, во всяком случае, пока образуются слухи, которые настолько искажают информацию, что она снова и снова пробуждает интерес. Масс-медиа же распространяют информацию настолько широко, что в следующее мгновение уже кажется, что она стала известна всем (или что её незнание будет связано с потерей лица, и поэтому никто не сознается в том, что она ему не известна). Мы уже говорили об известности общеизвестности и теперь ещё раз обращаем внимание на необходимо фиктивную компоненту этого модуса переработки информации. Поэтому масс-медиа воздействуют на формирование социально-избыточных коммуникаций в рамках всего общества, а значит — на непосредственно вытекающую из этого потребность в новой информации. Аналогично тому, как экономика, обособившаяся на основе денежных платежей, порождает непрерывно возникающую потребность возместить потраченные деньги, так и масс-медиа производят потребность замещать избыточную информацию на информацию новую: fresh money and new information — вот центральные мотивы современной общественной динамики. Итак, за всеми горячо обсуждаемыми особенностями современной структуры времени: доминированием [схематизма] «прошлое/будущее», унификацией мирового времени, ускорением, распространением синхронности на асинхронное, — наряду с денежным хозяйством, по всей видимости, стоят и средства массовой коммуникации. Они порождают время, которое сами себе и предпосылают, а общество к этому приспосабливается. Это красноречиво подтверждается прямо-таки невротической одержимостью инновациями в экономике, политике, науке и искусстве (хотя никто не знает, откуда проистекает новизна нового и насколько велик его запас). Бросается в глаза и то, что с самообозначением «современное» (modern) современное общество связывает оценку, 22 которая может принимать позитивное или негативное значение в зависимости от того, судят ли о (неизвестном) будущем оптимистически или пессимистически. 23 Необходимость такой принудительной самооценки, видимо, вызывается тем, что масс-медиа каждый день привносят новую информацию и тем самым порождают — и удовлетворяют — потребность в общей оценке. Всё более академичная рефлексия академического дискурса модерна 24 также использует книгопечатание, ведь иначе нельзя было бы достичь таких темпов и массовости публикаций даже на столь далёком от реальности уровне. И чтобы после этого суметь высказать Если эту озабоченность новым рассматривать как воспроизводящийся импульс, то есть — процессуально, становится ясно, что этот процесс состоит из двух рядов, которые он комбинирует, а затем обращается к ним как к единой последовательности. 26 Если Следующим шагом теории может быть точное определение функции информационной компоненты в операциях систем сознания или коммуникации. Как следствие этого кодирования, ориентированного на информацию, в обществе возникает специфическое беспокойство и раздражимость, которые затем могут вновь улавливаться в каждодневной активности масс-медиа | |
Примечания: | |
---|---|
| |
Оглавление | |
| |