Никлас Луман (Niklas Luhmann; |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Никлас Луман (Niklas Luhmann). |
Дата и место рождения: | 8 декабря 1927 года. Люнебург, Германия. |
Дата и место смерти: | 6 ноября 1998 года. Эрлингхаузен, Германия. |
Гражданство: | Германия |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: | Социология |
Область интересов: |
Общество Система Коммуникация |
Текст статьи: © Ф. Н. Голдберг. П. С. Александров. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Никлас Луман родился 8 декабря 1927 года в Люнебурге (Германия). Окончив гимназию, с 1946 по 1949 год изучал юриспруденцию в Университете Фрайбурга, после чего недлительное время занимался частной юридической практикой. С 1954 по 1962 год работал в Администрации земли Нижняя Саксония, в Министерстве по делам культуры. В Никлас Луман — автор более 70 книг и около 400 научных статей по теории общества, социологии общественных систем, права, экономики, политики, искусства, религии, управления, которые переведены на многие языки мира. Первый очерк Лумана «Функция и причинность» вышел в 1962 году. Каждый последующий год учёный публиковал новую монографию. Наибольшую известность ему принесли работы: сборники статей под общим названием «Социологическое просвещение» (шесть выпусков соответственно опубликованы в 1970, 1975, 1981, 1987, 1990, 1995 годах), «Правовая система и правовая догматика» (1974), «Власть» (1975), «Функция религии» (1977), «Общественная структура и семантика» (1978), «Политическая теория в государстве всеобщего благоденствия» (1981), «Социальные системы. Основы всеобщей теории» (1984), «Экономика общества» (1988), «Общественная наука» (1990), «Социология риска» (1991), «Общественное право» (1993), «Общество общества» (1997) и многие другие. Никлас Луман примыкает к функциональному подходу в социологии и определяет социологию как «системный анализ социальных образований». Согласно Луману, общество, как и мир в целом, не имеет ни центра, ни единой основы. Реально не существует ничего, кроме отношений и возможностей отношений, а предметность — не более чем эпифеномен языка. Основополагающей характеристикой систем и сред является комплексность — пространство возможностей «переживания и действования». Луман отвергает существование систем как объективированных феноменов, акцентируя свою концепцию на присущем миру различении систем и сред как зон с меньшей и большей комплексностью соответственно. Такое отграничение происходит через самореференцию — установление самотождественности, самосоотнесение. Существование системы предполагает редукцию комплексности — отбор возможностей, обеспечивающих её существование. Психические и социальные системы, в отличие от биологических и механических, рассматриваются как смысловые. Смысл означает наличие поля неактуализированных возможностей и является формой редукции комплексности. Элементами психических систем, по Луману, являются мысли, элементами социальных — коммуникации. Люди являются не элементами социальных систем, а частью их среды. Коммуникация несводима лишь к трансляции информации, она включает в себя сообщение, собственно информацию и понимание сообщения получателем. Она является смысловым, самореферентным процессом и сводится к действиям. Основой возникновения социальности, согласно Луману, являются «двойные контингенции» — взаимная неопределённость позиций участников общения. «Двойные контингенции» вызывают необходимость согласования перспектив, в результате чего и возникают самореферентные социальные системы. Необратимость времени обусловливает событийный характер элементов системы и их существование как операций. По Луману, неотъемлемым свойством системы является её оперативная закрытость: элементы (операции) системы отсылают к другим её элементам (операциям). Соответствие операций самотождественности системы означает самонаблюдение системы. Самонаблюдение, организованное по правилам, заданным системой, является самоописанием, определяющим структуру возможных наблюдений. Луман относит начало самонаблюдений и самоописаний современного общества к XVIII веку. Различение операций и наблюдений предполагает иного наблюдателя, наблюдающего за тем, как система себя наблюдает (наблюдение второго порядка и кибернетика второго порядка). Луман акцентирует взаимосвязь процессов распада и самовоспроизводства систем. Распад системы предопределён мгновенным характером её элементов — событий. Фактором распада системы является время. Среда постоянно предъявляет к системе новые требования и система посредством собственных операций воспроизводится с учётом этих требований. Как правило, такое самообновление системы предполагает предшествующее её разложение. Элементы системы — события — определены лишь тем, что произошло до них и что может произойти после них. Как результат, распад системы — постоянный процесс, противостоять которому система может только структурированием. Понятие «структура» у Лумана фиксирует рациональную упорядоченность деятельности. Общество, согласно Луману, является аутопойетической (самовоспроизводящейся) системой. Структура аутопойетической системы задаёт возможность самовоспроизводства системы с учётом изменения условий среды. Таким образом, структура обеспечивает не устойчивость системы, а её обновление. Структурирование социальных систем происходит на основе ожиданий, упорядочивающих процесс распада систем. Структура ограничивает допустимые в системе отношения и обеспечивает системе такое количество «внутреннего руководства», которое может сделать возможным самовоспроизводство. Структуры социальных систем являются структурами ожиданий, «они суть структуры ожиданий… для социальных систем, поскольку те придают временной характер своим элементам как действиям-событиям, нет иной возможности для образования структуры». Ожидания получают социальную релевантность и в то же время пригодность в качестве структуры социальных систем лишь в том случае, если сами могут ожидаться. Ожидание ожидания является основной социальной ситуацией и увеличивает устойчивость системы. Элементарной формой социальности является интеракция — «взаимодействие присутствующих». Взаимодействие, основанное на формальных правилах членства, конституирует такую форму социальности, как организация. Наконец, общество как форма социальности представляет собой систему, задающую область всех возможных коммуникаций. |
|
Никлас Луман
Тексты |
---|
Ларс Квортруп:
Общественная система образования — введение в педагогическую теорию Никласа Лумана 21.03.2021 Ларс Квортруп (Lars Qvortrup) — профессор Университета Южной Дании, историк, политолог, специалист в области медиа и коммуникации. В 1998 году опубликовал книгу «Гиперкомплексное общество» (Lars Qvortrup: Det hyperkomplekse samfund. — Gyldendal, 1998), в основе которой лежат мысли Никласа Лумана (Niklas Luhmann, |
Никлас Луман:
Риск и опасность 03.07.2013 Niklas Luhmann. Soziologische Aufklärung. Opladen: Westdt. Verlag. 5. Konstruktivistische Perspektiven.1990. S. 131–169. Никлас Луман. Риск и опасность. — Перевод с немецкого: Олег Кильдюшов, журнал «Отечественные записки», № 2, 2013 год. |
Никлас Луман:
Власть 19.09.2010 Niklas Luhmaim. Macht. Lucius & Lucius Verlagsgesellschaft, Stuttgart, 1988. Луман Никлас. Власть. — Перевод с немецкого: А. Ю. Антоновский. — М., 2001. |
Никлас Луман:
Мировое время и история систем. Об отношениях между временными горизонтами и социальными структурами общественных систем 18.08.2010 Журнал «Логос» — № 5, 2004 год. С. 131–168. Луман Никлас. Мировое время и история систем. Перевод с немецкого Вадима Бакусева. Перевод выполнен по изданию: Niklas Luhmann. Soziologische Aufklärung 2. Aufsätze zur Theorie der Gesellschaft. Westdeutscher Verlag. S. |
Никлас Луман:
Что происходит и что за этим кроется? Две социологии и теория общества 20.07.2010 Теоретическая социология. Антология: В 2 ч. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковская. — М., 2002. — Ч. 2. — Перевод с немецкого: А. Ф. Филиппов. Перевод выполнен по отдельному изданию доклада в серии «Bielefelder Universitatsgesprache und Vortrage»: Luhmann N. «Was 1st der Fall?» und «Was steckt dahinter?» Die zwei Soziologien und die Gesellschaftstheorie. Bielefeld, 1993. S. |
Никлас Луман:
Почему необходима системная теория? 03.06.2010 Hvorfor «Systemteori». // Jacobsen J. H. (Hg.) Autopoiesis: En introduktion til Niklas Luhmanns verden af systemer. Kopenhagen: Forlaget poitisk revy, 1992. S. 10–20. Луман Н. Почему необходима системная теория? Перевод осуществлён по немецкому оригиналу рукописи под названием «Warum Systemtheorie?» предоставленному Н. Луманом. — Перевод с немецкого: Н. А. Головин. |
Никлас Луман:
Формы помощи в процессе изменения общественных условий 10.05.2009 «Социологический журнал», № 1–2, 2000 год. Перевод с немецкого кандидата социологических наук Д. В. Озирченко, кандидата философских наук А. Н. Малинкина. Перевод выполнен по изданию: Luhmann N. Formen des Helfens im Wandel gesellschaftlicher Bedingungen // Luhmann N. Soziologische Aufklärung 2. Aufsätze zur Theorie der Gesellschaft, 4 Auflage, Opladen 1991. S. 134–149. Westdeutscher Verlag GmbH, Opladen 1975. |
Никлас Луман:
Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества 26.03.2009 Niklas Luhmann. Tautologie und Paradoxie in der Selbstbeschreibungen der modernen Gesellschaft. Zeitschrift fur Soziologie, 1987, Hft. 1, S. 161–174. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества. Социо-Логос. — Вып. 1. — М., 1991. — С. 194–218. — Перевод с немецкого и адаптация А. Ф. Филиппов. |
Никлас Луман:
Невероятность коммуникации 05.03.2009 Луман Н. Невероятность коммуникации. — Перевод с немецкого А. М. Ложеницина под редакцией Н. А. Головина. // Проблемы теоретической социологии. Вып 3. Отв. ред. А. О. Бороноев. — СПб., Издательство СПбГУ, 2000. |
Никлас Луман:
Что такое коммуникация? 20.02.2009 «Социологический журнал», № 3, 1995 год. Перевод с немецкого и примечания кандидата социологических наук Д. В. Озирченко. Перевод выполнен по изданию Luhmann N. Was ist Kommunikation/Information Philosophic Marz 1987. S. |
Никлас Луман:
Реальность масс-медиа 07.07.2008 Niklas Luhmann. Die Realitat der Massenmedien. Sozialwissenschaften I GWV Fachverlage Gmbh, Wiesbaden 2004. Никлас Луман: Реальность масс-медиа. — Перевод с немецкого: А. Ю. Антоновский, 2005. |
Никлас Луман:
Понятие риска 06.04.2007 Niklas Luhmann. Der Begriff Risiko. In: N. Luhmann. Soziologie des Risikos. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1991, S. 9–40. Луман Н. Понятие риска. — Thesis. № 5, 1994 год. С. 135–160. — Перевод с немецкого А. Ф. Филиппов. |
Никлас Луман:
Понятие общества 01.03.2007 Niklas Luhmann. Pogem druzbe. Teorija in Praksa 28 (1991). S. 1175–1185. Луман Н. Понятие общества. Проблемы теоретической социологии. — СПб., 1994. — С. 25–42. Перевод выполнен с немецкой рукописи, предоставленной Н. Луманом в 1994 году. — Перевод и адаптация: Н. А. Головин. |