Прежде чем мы двинемся дальше, более тщательно проанализируем встроенное в систему различение самореференции и инореференции. То, что граница системы — порождаемая её операциями дифференция системы и внешнего мира — снова копируется внутри системы, должно бросаться в глаза любому внешнему наблюдателю (например, нам). Итак, система уже должна оперировать и продолжать свои операции (например, уметь жить или коммуницировать), прежде чем порождённая таким образом дифференция может быть использована внутри системы как различение, а тем самым как схема для собственных наблюдений. 1 Следовательно, мы должны различать дифференцию и различение, а это требует фиксации некоторой системной референции (здесь речь идёт о средствах массовой коммуникации) или наблюдения наблюдателя, способного отличить себя от того, что он наблюдает. Если выражаться более абстрактно и использовать математическую терминологию, то мы (как наблюдатели) можем говорить о «повторном вводе» (« На наиболее важное следствие этого положения давно указывал Хайнц фон Ферстер. 6 Оно состоит в том, что исчисление этого вида уже не может пониматься как инструмент для репрезентативного установления «объективной» истины. Оно оказывается « Дальнейшие размышления исходят из необходимости некоего «воображаемого состояния» для продолжения операций, подрывающих это исчисление. 7 Можно было бы выразить эту мысль так: этот «повторный ввод» скрывает парадокс, ибо противоположные [стороны] различения (система/внешний мир, самореференция/инореференция) рассматриваются здесь как одно и то же. В восприятии систем стирается различение между миром, каков он есть сам по себе, и миром, как он наблюдается. 8 Существуют многочисленные, культурно удостоверенные возможности корректировки заблуждений. Ещё со времён Маркса и Фрейда открываются возможности само-подозрения (уже опосредованного масс-медиа), осознания того, что мы руководствуемся латентными интересами или мотивами. Для этих целей общество обзаводится «критическими» интеллектуалами и терапевтами. Однако это [подозрение в латентных интересах и мотивах] является всего лишь условием коррекции действительных операций, а следовательно, перспективы на будущее, в то время как в операциях актуальной современности невозможно различить мир такой, каков он есть, и мир, каким его наблюдают. Для разрешения этого парадокса слияния двух миров необходимы воображение или творческие побуждения, которые хотя и зависят от актуального состояния системы, однако не детерминированы им. Состояние системы — в форме раздражения, изумления, новости — переходит в следующую коммуникацию, причём операции системы не способны Темы — это необходимые условия коммуникации. 10 Они репрезентируют инореференцию коммуникации и организуют её память. Они сопрягают коммуникационные акты в комплексы принадлежащих друг другу элементов таким образом, чтобы в текущей коммуникации можно было понять, оставляют ли, развивают ли прежнюю тему или её меняют. Поэтому на тематическом уровне начинается непрерывное согласование инореференции и самореференции в рамках собственно-системной коммуникации. 11 Такая тема, как СПИД, не является собственным продуктом масс-медиа. Они лишь подхватывают её, затем, однако, рассматривают её под таким углом и подвергают её такому тематическому развитию, которое не может быть объяснено на основе результатов медицинских исследований и коммуникаций между врачами и пациентами. 12 Публичная рекурсивность обсуждения темы, предпосылки предварительного знания и потребности в дальнейшей информации суть основные и типичные продукты, условия продолжения масс-медийной коммуникации; и эта гарантированность публичной рекурсивности затем, со своей стороны, делает возможным обратное воздействие на коммуникации во внешнем мире масс-медиа, например, на медицинские исследования или на планирование фармацевтической индустрии, которая в результате политически организованных, обязательных медицинских обследований может достигать миллиардных оборотов. Поэтому темы служат для структурного сопряжения масс-медиа с другими сферами общества; они настолько эластичны, настолько диверсифицируемы, что масс-медиа посредством своих тематик могут проникать во все сферы общества, в то время как такие системы в рамках внутри-общественного внешнего мира, как политика, наука, право, нередко испытывают трудности, предлагая масс-медиа свои темы и пытаясь добиться их адекватного предметного восприятия. Успех масс-медиа в рамках всего общества основывается на достижении ими [общественного] признания их тематик, которые сохраняют независимость от того, позитивную или негативную позицию занимают масс-медиа по отношению к информации, смысловым интерпретациям, прорисовывающимся оценкам. Интерес к теме проистекает зачастую именно из того, что возможны обе позиции. После их обнародования темы могут рассматриваться как известные. Кроме того, можно предположить, что их известность — общеизвестна (als bekannt bekannt), хотя возможности для личных мнений и коммуникационных выражений на отдельные темы и остаются открытыми, — что весьма напоминает функционирование медиума денег, основанного на гарантировании их принятия, хотя индивидуальные цели их использования остаются открытыми. В обоих случаях — от темы к теме и от цены к цене — варьируется спектр открытости индивидуальных расхождений или предпочтений. Такие структуры разрушают стереотипное, проистекающее исключительно из индивидуальной перспективы предположение о взаимоисключающих отношениях между согласием и конфликтом или конформизмом и индивидуальностью. Благодаря возрастанию структурной сложности Наблюдатель (ими могут быть и организации в системе масс-медиа) способен различать между темами и функциями коммуникации. Например, он может сказать себе и другим: если мы не известим о Именно в рамках масс-медиа тем самым могут выявляться эффекты, воздействию которых подвергается система, порождающая — в силу оперативной замкнутости — дифференцию системы и внешнего мира и благодаря этому вынужденная внутренне различать между инореференцией и самореференцией, конкретизируя это различение применительно к собственным меняющимся состояниям. Поэтому речь не может даже заходить о том, чтобы с помощью этой системы — всегда искажающей и нуждающейся в коррекции — познавать устройство мира, а затем делать это познание общедоступным, как бы ни взывало к этому самоописание системы. Вместо этого социолог-наблюдатель, подкованный в области теории систем, в описании укажет, что (и как?) система присовокупляет операцию к операции в самосконструированных горизонтах времени, что при этом она снова и снова обращается к собственному информационному состоянию, что даёт ей возможность порождать новости, сюрпризы, а значит, информационные ценности. Всё хорошо понимают, что при этом зарождается и подозрение в манипуляции. Именно в том случае, если мир не может отображаться таким, каков он есть, и регистрировать свои мгновенные изменения, напрашивается вывод, что вместо такого отображения твёрдые основания [для описания] нужно искать в интересах, манипулирующих системой по своему умыслу, — а значит, приписать состояниям и операциям системы | |
Примечания: | |
---|---|
| |
Оглавление | |
| |