Владимир Фёдорович Юлов — доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, автор более ста научных и учебно-научных работ, включая три монографии и шесть учебных пособий. Специализируется в области теории познания, философии и методологии науки, является автором технологической концепции мышления. В публикуемой работе рассматриваются ключевые проблемы теории мышления и сознания. Представлен аналитический обзор основных методологических подходов к мышлению: логическому, психологическому, эволюционистскому, когнитологическому. Автор показывает, что их можно представить органическими аспектами технологической модели. Предлагается новое понимание психики, её структурных уровней (аффективная, ментальная, сенсорная). В центре внимания способ мышления, где узловыми элементами являются проблема, метод, результат. Эти три структурно-функциональных компонента фигурируют во всех четырёх актах мышления с соответствующими специфическими особенностями: проблематизации, формировании метода, состоящего из теории, правил и операций, применении метода к проблеме и обосновании полученного результата. Также анализируются понятия внимания, памяти, воображения, веры и сомнения, в которых выявлены новые аспекты, раскрывающие суть мышления. |
|
Предисловие автораМышление является традиционным предметом философского познания. Уже древние мыслители создавали своеобразные учения об этом феномене и они становились центральными элементами теорий познания. Известно, что в философских системах Платона и Аристотеля рефлексии в отношении мышления отведено значительное место. Здесь обсуждались на только логические вопросы, но и были намечены интересные аспекты для будущего анализа: процессуальное и результативное, вопрос и ответ, активные и пассивные состояния знания и тому подобное. Средневековые философы открыли новую проблематику: соотношение веры и сомнения; связь чувственного опыта, логического рассудка и верующего сознания; вероятные догадки и авторитетные истины. Новое время актуализировало тему связи эмпирического опыта и теоретического разума. Возникла оппозиция английского эмпиризма и континентального теоретизма, снять и разрешить которую первым попытался И. Кант. Его концепция мышления является органичным компонентом теории познания и сознания. В XIX веке произошло отделение психологии от философии и становление лингвистики. Начинается формирование теорий мышления и сознания в двух областях: науке и эпистемологии. Хотя в некоторых школах и направлениях осуществлялся их интересный и перспективный синтез (прагматизм). В русле научной психологии приступают к исследованию проблемы как феномена, специфического для мышления (Вюрцбургская школа, гештальт-психология). Данный опыт изучения повлиял на эпистемологию К. Поппера, где проблема заняла исходное место в базисной схеме. В конце XIX века традиционные рационалистические теории познания начинают вытесняться концепциями, где доминирующими факторами становятся: воля (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), бессознательное (психоанализ), интуиция (А. Бергсон), переживание жизни (В. Дильтей). Поворот философской рефлексии к многообразию форм сознания сыграл решающую роль в дискредитации и критическом преодолении чисто логической парадигмы в трактовках и исследованиях мышления. Особый вклад в этот процесс внесли герменевтика и феноменология, показавшие, что мышление не только участвует в познании, но и бытийствует как базисное проявление сознания во всех формах жизни человека. В середине ХХ века родилась компьютерная техника и началось информационное моделирование работы мозга. Программа «искусственного интеллекта» постепенно превратилась в комплекс новых дисциплин, получивших название «когнитивная наука». Здесь в особом синтезе стали разрабатываться логика, математика, лингвистика, психология, философская теория познания. Данное направление существенно повлияло на традиционную эпистемологию, в ней стали активно разрабатываться новые направления: «экспериментальная эпистемология» и «эволюционная эпистемология». Когнитивная наука наметила интересную перспективу — исследование эмпирического познания (опыта) и мышления как двух разновидностей единой работы интеллекта. Такой поворот означал, что мышление следует изучать в широком и многомерном пространстве сознания. Жёсткие логические и чисто рациональные модели должны уступить многоуровневым и многофакторным схемам. Если исходить из представления о сознании как единстве психики и интеллекта, то исследовательская перспектива открывается на путях поиска богатой структуры как психики, так и когнитивного поля. Такое направление требует пересмотра традиционных подходов и поиска новых, широких и объединяющих стратегий. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|