Владимир Фёдорович Юлов — доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, автор более ста научных и учебно-научных работ, включая три монографии и шесть учебных пособий. Специализируется в области теории познания, философии и методологии науки, является автором технологической концепции мышления. В публикуемой работе предлагается авторская концепция научного мышления. Её методологической основой является технологическая трактовка функционирования человеческого интеллекта. Текст представлен в авторской редакции. |
|
Предисловие автораМышление является одной из важных характеристик человека. Оно отличается от эмпирического опыта (ощущения и восприятия), где внешняя среда посылает нам чувственные впечатления, а интеллект почти мгновенно придаёт им рациональные значения. Как таковое мышление возникает там, где мы «обо Существует три основных типа мысли — практический, мировоззренческий и научный. В практике затруднения — проблемы центрируются на расхождении цели и средства. Мы выдвигаем конкретную цель (нужда в квартире) и осознаем нехватку соответствующего средства (денег). Гармонизация цели и средства составляет содержание практического мышления. Своеобразие мировоззренческой мысли заключается в особом ценностном характере образов и понятий. Проблемы здесь возникают в виде рассогласований духовных когниций (душа, Бог, добро, красота и тому подобное). Так, для религиозной теории типична проблема теодицеи: в нашем мире много зла, как же всемогущий и любящий Бог его допустил? Теологи размышляют над этим вопросом и предлагают решения. Свои особенности имеет мышление в науке (см. Наука). Познание здесь специализировано и ориентируется на получение сложных истин. Постановка исследовательских проблем и их решение являются содержанием научной мысли. Изучением всего этого занимается эпистемология науки. Здесь есть свои достижения, «белые пятна» и дискуссионные темы. Автор предлагает свою версию научного мышления, открытую для критического обсуждения. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|