Основными актами научного мышления являются: проблематизация, формирование метода, применение метода к проблеме, дающее её решение, и оценка результатов. Содержательными компонентами здесь выступают проблема, метод и результат. Их целостная организация выражается понятием «способ научного мышления». Что касается деятельностных процедур, то они лучше всего резюмируются конструктом «стиль научного мышления» (СНМ). Корректный анализ феномена СНМ проведён российскими методологами в Стиль постановки научных проблем:Уже на студенческой скамье будущие учёные усваивают Стиль формирования метода исследования:Если проблема отличается новизной, то становление метода превращается в самый сложный акт. Речь идёт о подборе тех когниций, на которых нет никаких явных указателей. Учёный здесь обречён на гипотетическую догадку, которая требует мобилизации многих творческих способностей — интуиции, воображения и тому подобного. Инструментальный стиль:Казалось бы, что применение метода к проблеме идёт всегда по накатанной колее. В распоряжении учёных находятся одни и те же теории, правила и операции. И всё же такая картина иллюзорна. Хотя по своему содержанию инструменты едины, каждый учёный умудряется внести в процесс их использования свою специфику. Стиль придаёт методам вариативный характер. К примеру, с XVII века математические методы в физике стали нормой. Однако, она реализовывалась весьма своеобразно у Р. Декарта и И. Ньютона. Данная специфика получила своё развитие в дальнейших исследованиях других учёных. Стиль оценивания научного результата:Для оценки конечного продукта мысли у научного сообщества существуют единые критерии. И всё же полное и абсолютное единообразие исключается, здесь также действует правило вариативности. Типичным примером являются факты неприятия одними учёными теорий других. Так, вплоть до самой смерти (1912) А. Пуанкаре не проявил интереса к СТО А. Эйнштейна и никогда на неё не ссылался, хотя безусловно знал о ней. Итак, стиль научного мышления сочетает в себе все основные акты. Он выражает как единые исследовательские процедуры мысли, так и личностные особенности учёных. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|