Все акты переработки информации сводятся к распознаванию образов и решению задачК середине XX века гештальт-психология и широкая практика тестирования утвердили формулу «мышление есть решение задач». Она оказалась готовым руслом для нового потока исследований информационных процессов. Важной начальной вехой здесь стали работы А. Тьюринга, который к 1936 году создал теоретическую модель вычислительной машины. Посредством конечного числа возможных состояний она определяла вычислимость функции и показывала, что для решения любой вычислительной задачи достаточно повторения нескольких элементарных операций. В 1948 году К. Шеннон представил информацию в виде выбора одной из двух равновероятных альтернатив. Количество информации может быть измерено цифрами двоичной системы счисления, что позволяет провести соответствия между двумя состояниями электрической цепи (замкнуто-разомкнуто) и двоичными операциями булевой алгебры (истина-ложь). В том же году У. МакКаллох и В. Питтс показали, что процесс обработки информации у человека может протекать в нейронных сетях мозга. Подобно электрической цепи нейроны пребывают то в одном, то в другом состоянии (возбуждение-торможение). Становление кибернетики (Н. Винер и другие) ещё более углубило представление о роли информации. В особых технических устройствах и живых организмах она является универсальным фактором управления и определяет всю сложную архитектонику сложного, целенаправленного поведения. Кибернетические разработки вкупе с теорией информации оформились в широкое направление, сначала названное «искусственным интеллектом», а затем «когнитологией» или когнитивными науками. Центральным в новой области исследования стал вопрос об отношении искусственного интеллекта (ИИ) к естественному интеллекту (ЕИ). Сначала большинство специалистов считало, что между ними нет никакого отношения копирования. Меньшинство же полагало, что ИИ весьма упрощённо моделирует ЕИ. В дальнейшем число скептиков значительно сократилось и можно резюмировать победу идеи модельно-компьютерной имитации. А это означает, что ИИ должен прояснять общие и базисные аспекты человеческого мышления. Тема человеческого мышления была сразу вписана в общий и широкий контекст познания. Последнее стало трактоваться в виде всей совокупности процессов, связанных с когнитивной информацией: получение, обработка, хранение и передача знаний. В качестве ключевых были выделены две процедуры: приобретение информации из внешней среды и переработка наличной информации, дающая новые структурно-функциональные единицы. В Если первое играет ключевую роль в получении первичной информации, то второе составляет суть когнитивных трансформаций. При этом грань между ними относительная. Хотя первое в целом относится к моделированию эмпирических актов «ощущения и восприятия», распознавание образов может стать элементом мышления как решения задачи (подобно восприятию чертежа в анализе геометрической задачи или визуальной оценки положения в игре в шахматы). Главной загадкой человека специалисты считают его способность перерабатывать информацию, что и лежит в основе всякого творчества. Исследование должно вестись с двух сторон: а) изучение нейронных механизмов мозга; б) разгадывание ходов программно-модульного структурирования знаний в ситуациях затруднений, оцениваемых в виде задач. 63 Второй аспект напрямую нацелен на разгадку секретов мышления. Некоторые из них оценивались в виде определённых тем: создание программных средств для манипулирования знаниями в типичных проблемно-теоретических ситуациях, разработка интеллектуального интерфейса, переводящего текстовую задачу в программу для компьютера и тому подобного. Но для понимания всех таких деталей требуется предварительно разобраться в узловых элементах информационного моделирования мышления. Когнитологическое представление задачиОсновные признаки задачи-проблемы были выделены психологами: а) затруднение для интеллекта (У. Джеймс); б) целостный образ проблемной ситуации (гештальт-психология). В работах по ИИ они получили соответствующую конкретизацию. Прежде всего, подтверждено отличие статуса задачи от объективного положения дел. Если последнее является фрагментом действительности, реальной практической жизнью человека, то задача необходимо связана с информационной деятельностью субъекта и представлена знаками Работы в области ИИ выявили значительное многообразие видов задач. Одна из разновидностей специфична тем, что исходные данные задачи неизменны, а характеристики модели могут меняться. Такая задача фиксируется путём описания примеров (стимулов), указания названий (классов) и условий предъявления стимулов. Все условия проблемы здесь записываются в виде списка свойств. 66 В этом отношении своеобразны поведенческие и игровые задачи. Специфика затруднения связана здесь с выбором одного варианта из множества альтернатив (если существует только одна возможность, то главное условие для задачи отсутствует). Сложности осуществления выбора возникают не столько Для эффективного представления содержания задач в Уже в Переработка информации имеет свои задачи и свои методыДо работ в сфере ИИ концепция метода в философии и науке строилась преимущественно на материале решения теоретических проблем. В качестве метода здесь выступают высокоабстрактные теоретические образования (идеи, принципы и тому подобные). Соответственно и в представлениях о методе превалировали весьма абстрактные рассуждения. Так, в С такой крайне бедной и отвлечённой характеристикой метода моделировать работу мысли было невозможно. Нужные идеи основоположники ИИ нашли в области вычислительной математики, алгебры и математической логики. Динамичные и эффективные структуры были не только удобны для формализации, но и отвечали крайнему разнообразию моделируемых задач. На этом материале сложилась своеобразная концепция метода. Оператор (метод) и операнд (предмет)В математической логике ключевым является понятие оператора. Под ним подразумевается такая комбинация несобственных символов (скобки, связки типа «или», «и» и тому подобные), которая, будучи употреблена к одной или нескольким переменным, а также к одной или нескольким константам (собственным именам, имеющим денотат), или формам (выражениям из составного имени и переменной); или к тем и другим операндам — даёт новую константу или новую форму. 68 Иначе говоря, операторы представляют собой некоторые операции, направляемые правилами, которые применяются к специфическому предмету. Последний называется операндом и он включает в себя константы, формы и переменные. Операторы преобразуют операнды и в ходе знаково-семантических трансформаций возникают новые символические результаты. Если перевести данные понятия на язык эпистемологии, то операторы с правилами являются методом, а операнды есть проблемное знание или предмет приложения метода. Декларативные и процедурные знанияИную терминологию используют специалисты по информатике (когнитологи). Так, П. Уинстон ввёл два основных вида представления знаний: декларативные и процедурные структуры. Если первые выражают описание фактов и составляют базу данных, то вторые сводятся к правилам и операциям и, являясь целеориентированной информацией, они образуют базу знаний. 69 Л. А. Микешина предлагает более широкое дифференцирование знаний на:
Последнее играет ведущую роль, определяя способ владения описаниями ситуаций и набором предписаний. 70 База данных не содержит прямых указаний на предмет своего использования, ибо её роль относительно пассивна — представить задачную ситуацию, дать материал для трансформаций и подсказать соответствующий метод. Другое дело, база знаний, она несёт нормативные рекомендации в отношении использования тех или иных операций. Здесь набор правил выражает активность метода, его способность обеспечить должные преобразования определённых данных и тем самым получить искомое решение. Программа как система алгоритмов и эвристикКлючевым понятием работ по ИИ стала «программа». Она объединила в себе понятия задачи и метода, придав им определённое, конкретно-целевое единство. Создать программу — это означает, что надо определить метод решения в виде процедурных указаний, показывающих как надо решать задачу данного типа. Относительно простые методы программирования стали называться алгоритмами. Это понятие было взято из вычислительной математики и символической логики. Если метод в виде цепочки непосредственных ходов распадается на отдельные шаги, среди которых последующие зависят от результатов предыдущих, то мы имеем алгоритм. Например, для любых двух элементов числовой области алгоритм Евклида позволяет эффективно найти их наибольший общий делитель (или наибольший общий множитель) 71. В дальнейшем были установлены три вида алгоритмического действия: следование, повторение и ветвление. Первые компьютерные программы были преимущественно алгоритмическими. Строгая последовательность чётко сформулированных инструкций определяла машинный путь достижения цели. Начало важному этапу положили работы А. Ньюэлла, Г. Саймона и Дж. Шоу по созданию программы, решающей задачи в «пространстве состояния, выраженном определённым графом» (1957–1961). Она называлась «универсальный решатель задач» (GPS) и была первой продвинутой попыткой моделирования человеческого мышления. В качестве операнда (объекта) исследователи взяли не переменные, а «списки», то есть упорядоченное множество символов. Тем самым был введён в оборот новый приём программирования — обработка списков как организация памяти ЭВМ. Операторы в виде команд осуществления элементарных действий приводили систему из исходного задачного состояния в целевое результатное состояние. Программа GPS выявила возможности сочетания общих умений решать задачи с конкретизацией как операторов, так и проблемной среды («списков»). И всё же по методу это была чисто алгоритмическая программа. Более сложные методы представлены эвристиками. Это понятие возникло также в математике. В отличие от алгоритма эвристика не даёт всей последовательности шагов-операций к искомой цели. Она предлагает избранные ходы, реализация которых требует догадки. Путь решения здесь неопределённо подсказывается признаками самой задачи. Эвристические правила носят характер зашифрованных «намеков» и расплывчатых — универсальных рекомендаций, не указывающих прямого пути к цели. Их использование чревато риском «тупика». По мнению Ханта, эвристика — это не способ программирования, а скорее способ размышления о том, что предположительно будет делать программа при попытках решения сложной задачи. 72 Развитие программирования пошло по пути увеличения объёма эвристик, совершенствования их качества и попыток некоторой «мягкой» систематизации. Для этого нужно было провести предварительную «инвентаризацию» того, что уже было накоплено в разных областях науки (в этом отношении большую работу в математике провёл Д. Пойа). При рассмотрении разнообразных форм и версий наибольшая ценность была признана у селективных эвристик. Они ограничивают поле поиска правильных ходов-операций и увеличивают тем самым уровень избирательности. Вот некоторые из них:
Выяснилось, что эвристические правила могут образовывать иерархическую структуру, включая первоочередные и последующие. У такой последовательности могут быть различные модификации. М. Минский ввёл следующее подразделение:
Эвристики оказались ценной формой использования ранее приобретённого опыта. В этом отношении примечательна основная эвристика обучения Минского-Селфриджа: «В новой ситуации следует пытаться использовать старые методы, действовавшие в аналогичных условиях». Здесь самое важное — догадаться о подобии новой и старых задач. 74 Экспертные системы или «инженерия знаний»: как неявные методы сделать явными?Уже при апробировании программы «универсальный решатель задач» Ньюэлл с коллегами сравнивали её действие с записями комментариев «думающих вслух» студентов и преподавателей, решавших те же задачи, что и компьютер. В начале В реализации такого проекта выявилось несколько сложных обстоятельств. Эксперт не просто следует каким-то правилам, у него есть опыт, помогающий ему принимать правильные решения. Важно, чтобы работа экспертной системы моделировала поведение эксперта, когда ситуация не укладывается в общие правила 75. Кроме того, эксперт не способен дать полный отчёт о том, как он это делает. Здесь проявляется универсальное действие бессознательных пластов психики. Эта закономерность усиливается в зависимости от качества когнитивного опыта: чем сложнее знания, которыми оперирует специалист, тем меньше он их осознает. Известен «когнитологический парадокс» — чем более компетентен эксперт, тем менее он способен описать свои знания. И всё же выход из этого, казалось бы, тупикового положения был найден. Обратились к опыту работы психоаналитиков, которые уже давно научились преодолевать действие бессознательных сил. Это осуществляется путём установления особого доверительного общения между пациентом и психоаналитиком. Ряд общих приёмов был взят когнитологами в свой багаж. Итак, основными фигурами выступают эксперт и когнитолог. Перед последним стоит цель — неявное, личностное и «молчаливое» знание эксперта вывести из «тени» бессознательного, сделать его явным, общезначимым и выраженном в языке. Что же нужно когнитологу, чтобы достичь этой цели? Когнитолог организует серию бесед-интервью с экспертом. В этой сложной диалоговой деятельности он должен руководствоваться следующими правилами:
Такие требования превращают деятельность когнитолога в своеобразное искусство. Работа когнитолога предполагает особую подготовку. Кроме чисто психологической культуры здесь не обойтись без специализированной методологии. Если внимательно оценить основные правила когнитолога по организации диалога, то их главной целью выступает выявление опыта, связанного с методами. В центре внимания эксперта находятся проблемы, которые он эффективно разрешает. Привлекаемые же им методы остаются на периферии внимания (уж так устроена психика). Хотя они действуют эффективно, их содержательная структура и функции скрываются в глубинах подсознания. Искусство когнитолога и заключается в том, чтобы особо сформулированными и выстроенными в нужную последовательность вопросами приоткрыть завесу над когнитивными инструментами. Ответы эксперта чрезвычайно важны, но они представляют собой лишь первичный материал, который требует сложной расшифровки. Когнитолог по редким и неопределённым «намекам» должен реконструировать хотя бы схематично действие методов. Вот для этого он обязан хорошо представлять структуру метода, его виды и формы действия. Одно из когнитологических правил требует выделять в экспертных знаниях «ядро» и «периферию». Ясную разницу между ними как раз и показывает методологическая культура. Определённый опыт формирования и использования экспертных систем уже накоплен в развитых странах. Так, программы медицинской диагностики: «Мицин», «Тейреспас» и другие (Стэндфордский университет, США) моделировали «неточные» рассуждения экспертов, база знаний включила эвристические правила типа: «Если …, то можно предположить, что…». Эти экспертные системы объясняли пользователю способы выработки диагноза в проблемной ситуации и работали в режиме диалога. Вероятность правильного заключения оценивалась в интервале (0,1–0,8). Такие системы доказали свою практическую эффективность 77. Сложились две основные линии прогресса экспертных систем: совершенствование деятельности когнитолога и повышения качества программирования. Информационное моделирование процесса решения задачХотя основные компоненты мышления как процесса решения задач — проблема и метод (программа) — рассмотрены, имеет смысл воссоздать схему всего процесса в целом. Тем более что сами пионеры компьютерного моделирования человеческого мышления как раз и стремились новым подходом объединить прежние стратегии. Ньюэлл и его коллеги оценивали гештальт-психологию как направление, внёсшее значительный вклад в осмысление феномена проблемы. Но это достоинство обернулось недостатком, ибо исследование игнорировало блок средств решения проблем. Бихевиоризм был ориентирован исключительно на изучение методов и поэтому впал в другую крайность. Свою миссию группа Ньюэлла видела в исследовательском синтезе темы «задача — проблема» и темы «метод». Они полагали, что компьютерное программирование позволяет восстановить единый комплекс «цель — средство», каким является мышление. 78 Первым этапом мышления выступает выдвижение задачи. На языке ИИ это означает, что расхождение наличного состояния с желаемым (целевым) нужно представить в соответствующих символах (числах, буквах и так далее) и из них построить модель. Последняя должна воспроизвести имеющуюся ситуацию в её существенных элементах и отношениях. Формы представления могут быть разными:
Если задача сложная, то она разбивается на последовательность подзадач. Главным условием задачи остаётся полноценное модельное представление объекта состояния. Когда такая конструкция построена, с ней легко совмещаются целевые требования (каким должен быть будущий результат). Следующий этап сводится к поиску метода. В программе существует набор операторов и селекция протекает в форме перебора всех элементов и выделения нужного оператора, путём сопоставления каждого с условиями задачи. В таком динамическом соотношении программа оценивает способность оператора внести нужные изменения в модель объекта. По мнению Уинстона, знания, относящиеся к решению задачи, можно представить в форме небольших квантов — «продукций». Речь идёт о правиле, содержащем часть, связанную с распознаванием ситуации, и часть, сопряжённую с действием. 79 Если не усложнять терминологию, то подразумевается двойственная структура метода — правила и операции. Следовательно, оператор в информационном смысле нельзя ограничивать одними действиями. Наличие в нём рекомендаций позволяет рационально использовать преобразующий потенциал операции. Что же касается функциональной двойственности правила, то она естественна, ибо правило должно ориентировать операцию и определять для неё нужные признаки модельного объекта. Соотношение правил и операций хорошо иллюстрируется программой GPS. Наряду со словарём символов в неё были заложены 12 правил и 7 операций математической логики.
Опираясь на эту базу данных, программа оказалась способной решать элементарные задачи математической логики. (Параллельно ей эти задачи решали студенты, которые только начинали осваивать учебный курс такой логики). Решение задачи заключается в том, чтобы посредством метода устранить различие между наличным и целевым состоянием. Здесь важно подчеркнуть связь метода с содержанием задачи. Простую иллюстрацию можно смоделировать из опытов В. Келера (1910–1920 годы), где обезьян поместили в клетку с грудой ящиков и высоко подвесили банан. Шимпанзе с разным периодом времени смогли решить эту поведенческую задачу. Весьма упрощённо, но и весьма понятно эта ситуация моделирует человеческое мышление.
Последний этап развёртывается в условиях наличия полученного результата. Он является самым простым из всех актов. Программа должна соотнести решение с целевыми признаками и при наличии совпадения завершить процесс. Итоговая схема всего решения может быть такой. Когнитология на суде критической рефлексии — что дало возвращение к языковой культуре?Все познается в сравнении. Эта истина справедлива и в отношении когнитологии. Когда в Уже работы по программе GPS выявили ряд существенных различий между человеческим мышлением и ИИ:
В
ИИ — это машинная метафора и не надо приписывать ей не свойственные функции:
Самое главное то, что компьютерные программы ограничены строго формализованными методами. «Шаговый» поиск обречён на унылый перебор альтернатив в «дереве возможностей». Не спасают положение процедуры дополнения точных алгоритмов размытыми эвристиками. Уже нехитрое сравнение способов игры в шахматы человека и машины говорит об их колоссальной разнице. Если компьютер зациклен на формальном просчитывании комбинаций, то даже малоопытный шахматист начинает с целостной оценки ситуации. Она и даёт смутную подсказку о том участке, на который падает подозрение («кажется, в этой зоне у противника Становилось ясно, что математическая логика в качестве основания ИИ чрезмерно узка. Уход от жёсткой логической парадигмы означал необходимость существенного расширения дисциплинарной базы за счёт привлечения лингвистики и психологии. Именно, эти научные комплексы выводили на неформальные процессы речи, воображения, интуиции и тому подобное. Новая волна несла в себе силу отрицания: принципы логики лишались абсолютной значимости, формализация теряла свою универсальную приложимость, требования строгого вывода снижались до уровня правдоподобных заключений. 84 Сохраняла позиции лишь общая схема решения задач с её блоками: «проблема» — «метод» — «результат». Их надо было переосмысливать с учётом реальных актов мысли, отличающихся «мягкими», нелинейными и многофакторными модусами. Интересны рассуждения Дж. Брунера о двух научных революциях. Первая революция ( Радикальный поворот когнитологии к психологии и лингвистике позволил выработать достаточно полнокровные модели. Обычно человек снимает неоднозначность понимания контекста конкретизацией словесных конструкций. В Нейролингвистическое программирование или какой может стать когнитология завтраНаиболее яркий и эффективный синтез ИИ с лингвистикой и психологией продемонстрировало «нейролингвистическое программирование» (НЛП). Начало ему положили американские лингвисты Дж. Гриндер и Р. Бэндлер. Они разработали вербальные и поведенческие модели психотерапии, руководствуясь идеями Фр. Переза (создателя гештальт-терапии) и В. Сатира (специалиста по семейной терапии). их исследования воплотились в книгу «Structur Magic» (1975). Концепция состояла в том, что всем поведением человека руководит глубинная структура — нейрологическая карта, интегрирующая связь мозга, языка и тела. Её действие подчиняется двум принципам:
Как некая территория действительность бесконечно сложна и наши знания (нейрологическая или информационная карта) лишь частично отражают её содержание. Отсюда вытекают все трудности управления жизнью на основе ментальной карты. Последнюю в виде разума нельзя изолировать от совокупной деятельности. Существуют основные акты жизни:
Эти акты поддаются программированию не только компьютерному, но и собственно человеческому. 87 Эти идеи вдохновили американского исследователя Р. Дилтса на разработку проекта моделирования творческой деятельности гениев. Здесь он попытался соединить принципы информационного программирования с психологическими стратегиями. По его мнению, все поведенческие и мыслительные программы вращаются вокруг двух факторов — цели и средств. Это хорошо иллюстрирует общая модель решения задач, разработанная А. Ньюэллом, Г. Саймоном и Дж. Шоу. SOAP расшифровывается как: «Состояние — Оператор — и — Результат». Здесь состояние задаётся условиями проблемной ситуации, включая цель, и это естественно выступает началом всякого мышления, в том числе творческого. Оператор представляет собой главное средство решения задачи, где особо выделяются такие элементы ментальной карты как: правила-перспективы и операции. У каждой творческой личности они оформляются в виде своеобразных стратегий. Как таковая стратегия даёт общий план достижения цели и предлагает программу в виде направленной цепи шагов-операций. 88 Данную информационно-компьютерную картину Дилтс стремился сочетать с психологическими и эпистемологическими соображениями. В таком синтезированном стиле им представлены творческие характеристики гениев. Так или иначе, они соотносятся с чувственно-эмпирическими способностями и мышлением как единой способностью интеллекта. В такой последовательности и проведено ранжирование гениальных свойств. И надо признать, что в этом расположении есть свой резон для теории мышления. Ранее отмечалось, что деление на «чувственное» (эмпирическое) познание и абстрактное мышление неточно и ошибочно. Любое знание может быть вовлечено в процесс мышления, в том числе и когнитивное содержание ощущений, восприятий и представлений. И всё же лучше придерживаться в оценке аспектов гениальности последовательности модели SOAP, от которой исходит и Дилтс (в скобках будет указываться порядковый номер автора). 1. Постановка фундаментальных проблем (8):Гении придают больше значения вопросам, чем ответам. Ярко выраженная тяга к новому направляет их к тому, чтобы в наличных знаниях выискивать пробелы. Это наглядно продемонстрировал Аристотель, стратегию которого воспроизводит модель SCORE (симптомы — причины — результаты — ресурсы — эффекты). Установка удивления перед загадками сущего вела Стагирита к фиксации «симптомов». Последние оценивались в виде «поверхности» следствий, за которой нужно искать глубинные причины. Аристотель сформулировал четыре вида проблем:
Отсюда видно, что разнообразие причин начинается с конкретных целей как желаемых состояний («результаты»). Они требуют выяснения формальных причин как средств перехода от причины к результату. А это в свою очередь выводит мысль к основным элементам бытия, ответственным за причины симптомов («ресурсы»). Что касается долгосрочных следствий достижения результатов, то речь идёт об «эффектах», которые гении способны предвидеть. Итак, концепция причинности — ядро проблемного стиля мышления Аристотеля, которое определило его всестороннюю гениальность. 89 2. Развитая способность к визуализации (1):Это свойство может относиться как к представлению задачи, так и к средствам решения. Если проблемная модель дана в наглядной форме, то шансы её успешного преобразования значительно возрастают. Данную черту и демонстрировал Шерлок Холмс, поражая своей исключительной наблюдательностью. Его прототипом у Конан Дойля был доктор Дж. Белл, профессор медицинской школы Эдинбурга, учивший будущего писателя. Все восхищались тем, как мастерски он ставил диагнозы. А здесь важно такое мышление, которое воспринимаемые симптомы умеет точно оценивать через призму медицинских представлений. Эта способность в обобщённом виде перенесена на образ Ш. Холмса, который не просто регистрирует любые подробности и детали, а создаёт полнокровную модель криминальной ситуации, что позволяет ему плодотворно домысливать недостающие звенья. «Визуализация» — это один из операциональных приёмов детективной мысли. 90 3. Регулярное употребление метафор и аналогий (9):Эти акты относят к нестрогим процедурам. Метафоризация состоит в том, что явление уподобляется наглядному образу, аналогия же переносит признаки известного объекта на новый. Данные операции используются во всех сферах деятельности человека, но чаще всего они фигурируют в художественном мышлении. Дилтс ссылается на свидетельства того, что Моцарт был постоянно озабочен поиском «двух влюблённых нот». Данную черту автор отнёс к свойству выдвигать проблемы. В 4. Уравновешенность мыслительных функций Мечтателя, Реалиста и Критика (7):Данная триада включена в особое разделение творческого труда. Если Мечтатель создаёт смелый проект — замысел, а реалист выстраивает из него конкретное произведение, то удел Критика — подвергать результат дотошному анализу, сравнивая его с образцами. Черты синтеза трёх ролей Дилтс находит у Моцарта и У. Диснея. Здесь уместно только отметить, что единство рассматриваемых функций возможно не только в искусстве. И если брать науку, техническое и другое подобное творчество, то тут правомерна последовательность: Реалист — Мечтатель — Критик. Первый ставит реальную и сложную задачу, второй её решает, третий обосновывает результат. Главное значение НЛП для понимания мышления состоит в том, что оно показало безальтернативность разработки комплексной стратегии, где должен найти место синтез информационного, психологического и культурно-лингвистического подходов. Структурно-функциональным ядром объединения должны стать акты постановки и решения проблемы. Перспективы когнитивной информатикиКомпьютерная техника стала неотъемлемым элементом школьного образования. В её использовании прослеживается явная этапность от относительно простых функций к весьма сложному творчеству. Когда информатику начали внедрять в школы, то от неё ждали, прежде всего, компьютерной грамотности учащихся и студентов. Затем пришла пора информационной культуры, где ученик обучался решению относительно простых задач и овладевал началами программирования. Ныне специалисты по образовательной информатике Т. В. Добудько, А. В. Могилев, С. М. Окулов, Н. И. Пак, С. Пейперт выдвигают ещё более высокие цели. Следует формировать такую информационную среду обучения, в которой школьники и студенты могли бы весьма эффективно развивать всю свою интеллектуальную культуру. Здесь речь идёт о широком комплексе когнитивных способностей: совершенствовании специальной памяти на программные коды и развитии широкой системы программирования. Но безусловным центром новой информационной дидактики признается развитие интеллекта как интегративной способности и умения мыслить. 91 Феномен мышления в когнитивной информатике понимается достаточно широко, предполагая все виды интеллектуальной активности. Здесь выделяется относительно простой тип алгоритмической мысли (решение задач на исчисление — вычисление), где превалирует запоминание, и неалгоритмическое мышление. Последнее также сводится к решению задач, но эти проблемы качественно сложнее алгоритмических и для их решения требуется широкий спектр высших способностей интеллекта. Создав определённую среду образовательного программирования, можно развивать такие способности. Речь идёт не о пресловутых «знаниях, умениях, навыках», а о компетенции разумной деятельности. Ключевых компетенций не много:
Примечательно то, что только величины и отношение порядка являются логико-математическими понятиями, остальное относится к общим особенностям мышления. Если взять «структуру данных», то она вписывается в предметный или задачный блок (что мыслить). Всё остальное вписывается в структуру метода (как мыслить). Итак, учебная информатика развивается в том направлении, которое уходит от старой стратегии, ориентированной на передачу знаний-результатов. Утверждается подход, развивающих средствами информатики узловые компетенции всякого способа мышления: «умение ставить задачу» — «способность применять метод к условиям задачи». Внеземной разум также мыслит в форме задач и средств их решенияМ. Минский предложил интересный мысленный эксперимент. В общем плане он пытался представить возможные свойства внеземного разума. За основу были взяты универсальные выводы ИИ, логики, математики и общезначимые принципы эпистемологии. Аргументы и заключения Минского оказались следующими:
Для нас самым главным выводом их этого мысленного эксперимента является то, что универсальность разума сводится к информационному обслуживанию высокоразвитого существа. Без знаний сделать это невозможно. Их активное проявление обязательно будет реализоваться в виде применения инструмента-метода к некоторому предмету. Если этот предмет представлен простыми чувственными знаками, налицо эмпирический опыт (ощущение, восприятие). Если же предмет оценивается в виде задачи и формулируется в вопросной форме, мы имеем начало мышления, где конституируются особые акты формирования метода и его применения. Собственно, к этим заключениям сводятся главные уроки разработки ИИ и современной когнитологии. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||