Альфред Шютц (Alfred Schütz; |
|
Предисловие редактораАльфред Шютц — основоположник феноменологического направления в социологии. Он родился в Вене и изучал право и социальные науки в Венском университете. В 1918 году в Вене выступал с лекциями Макс Вебер. Шютц с университетских лет находился под влиянием теории Вебера и в то же время хорошо сознавал, что методологические основания «понимающей социологии» остаются непрояснёнными. Осознание границ рационально организованного языка и, в частности, научного рассуждения породило поиск новых методологических решений в философии и гуманитарных науках того времени. Как и многие европейские интеллектуалы, Шютц глубоко воспринял «философию жизни» в той её версии, которую разрабатывал Анри Бергсон Идея переживания времени и органической целостности сознания казалась ключом к теории действия. Хотя в центре внимания Шютца всегда находился генезис внелогических форм знания, его феноменологическая теория изначально была ориентирована на поиск рациональных оснований мира повседневности. На формирование взглядов Шютца значительное влияние оказали Людвиг фон Мизес и его кружок, в который входили экономисты Готфрид фон Хаберле, Фридрих фон Хайек, Оскар Моргенштерн, философ Феликс Кауфман (участник кружка «логических позитивистов»), Эрик Фёгелин. В 1927 году Шютц начал работать в одной из ведущих банковских корпораций и параллельно занимался философией. «Банкир днём, философ ночью», — пошутил Эдмунд Гуссерль о тогдашних занятиях Шютца. Первая крупная работа Шютца «Феноменология социального мира» опубликована в 1932 году. В ней предпринимается попытка соединить веберовскую теорию социальною действия с феноменологическим методом Гуссерля. В 1939 году Шютц, как и тысячи европейских интеллектуалов, был вынужден уехать в США. Он стал профессором Новой школы социальных наук в В Школа феноменологической социологии представлена именами Мориса Натансона, разработавшего социологическую концепцию анонимности; Томаса Лукмана, который вместе с Питером Бергером написал «Социальное конструирование реальности» — вероятно, самое лаконичное введение в феноменологическую социологию; Рихарда Гратхоффа, исследовавшего формы конституирования вещественной среды. Феноменологическая социология лежит в основе созданной Гарольдом Гарфинкелем «этнометодологии». Вероятно, одной из версий феноменологической социологии можно считать и «драматургическую» концепцию Ирвинга Гофмана. В комплекс феноменологической социологии входят также её экономические, исторические и эстетические приложения; не везде автор придерживается гуссерлевского императива философии как строгой науки. Полная библиография работ об учении Шютца составляет свыше полутора тысяч наименований. Однако труды основателя феноменологической социологии немногочисленны. Наиболее значительные работы Шютца собраны в книге «Структуры жизненного мира», которая была издана в 1973 году Томасом Лукманом. В сборник переводов включены произведения, в которых раскрывается категориальный аппарат феноменологической социологии. Прежде всего это анализ основных понятий гуссерлевской философии и эссе по теории социального действия и рациональности. Другие переведённые работы интересны как образцы приложения феноменологической перспективы. При составлении сборника использовалось широко известное «натансоновское» собрание сочинений Шютца Г. С. Батыгин, доктор философских наук, профессор. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|