Обсуждая проблему ответственности, мы прежде всего пытались ответить на вопрос, на основании чего человека можно считать ответственным с точки зрения закона или морали за совершение либо несовершение Различие между «быть ответственным за» и «быть ответственным перед» приобретает особую важность, если учитывать неоднозначность понятия «ответственность» ещё в одном отношении — при его употреблении применительно к первому и к третьему (или второму) лицу. Я считаю, что «ответственность» в высказывании типа «Это лицо ответственно за то-то и то-то» и в высказывании типа «Я чувствую себя ответственным за то-то и то-то (например, за надлежащее образование моих детей) » — разные понятия. Более того, я считаю, что эти два понятия не могут полностью совпадать и что всякий философский анализ проблемы ответственности должен считаться неполным, если в нём не будет учтён субъективный аспект этой проблемы. Используя выражение «субъективный аспект» по отношению к понятию «чувствовать ответственность», мы заимствуем неудачную, но общепринятую сегодня терминологию социальных наук, а именно: различение между субъективным и объективным смыслом человеческих действий, человеческих отношений и человеческих ситуаций. Макс Вебер сделал это различение краеугольным камнем своей методологии. В этом отношении субъективный смысл есть смысл, который действие имеет для актора или который отношение или ситуация имеют для лица или лиц, вовлечённых в это отношение или в эту ситуацию; объективный смысл — это смысл, который то же самое действие, отношение или ситуация имеют для Для выявления детального различия между субъективным и объективным смыслом ответственности потребовался бы весьма длительный анализ. Мы же должны ограничиться несколькими краткими замечаниями. Если я чувствую себя только субъективно ответственным за то, что я сделал или не сделал, и ни перед кем другим за это не отвечаю, то мой неверный поступок повлечёт за собой не порицание, критику, осуждение или иные формы наказания, налагаемые на меня кем-то другим, а сожаление, угрызения совести или, в теологических терминах, — раскаяние, а не покаяние. Вызванные этим огорчение, душевная боль и страдания являются свидетельствами подлинного чувства вины, которое феноменологически отлично от «чувства виновности» в психоаналитической терминологии. Это результат чувства ответственности за Орест в «Эвменидах» Эсхила не был спасен, пока богиня не усмирила фурий, хотя судьи ареопага бросили равное количество белых и чёрных шаров в урну. В наше время мы видим, что некоторые знаменитые учёные испытывают глубокое чувство ответственности за участие в производстве атомного оружия, несмотря на почести, которые воздает им благодарное правительство. С другой стороны, закон может считать меня ответственным за действие, совершить которое меня вынудило моё личное чувство ответственности (примером является судьба Антигоны). И здесь различие между ответственностью за что-либо и ответственностью перед кем-либо предстаёт в новом свете. Я могу согласиться с мнением Другого, что я ответственен за некоторое состояние дел, но при этом утверждать, что я отвечаю за это только перед богом или перед своей совестью, но не перед правительством. Это лишь некоторые примеры сложной диалектики, лежащей в основе субъективного и объективного смысла. Но та же самая диалектика лежит в основе смысла, который имеет норма для своего создателя и своего адресата. Всякий закон означает одно для законодателя, другое — для объекта закона (законопослушного гражданина и для правонарушителя), третье — для толкующего закон суда, четвёртое — для учреждения, которое применяет закон. Долг имеет различный смысл в зависимости от того, определен ли он мной самостоятельно или же навязан мне извне. Вообще ответ на вопрос о детерминизме в праве и этике зависит от того, сформулирован ли этот вопрос в субъективных или в объективных терминах. Предыдущие замечания относятся к диалектике субъективного и объективного смысла законов, ценностей, морали и ответственности лишь с точки зрения индивида. Но та же самая диалектика возникает вновь на уровне групповых отношений. Принимая классическое различение Самнера между мы- и они-группами, можно сказать, что «ответственность», например, имеет различный смысл в случае, если мы-группа признает ответственность за свои действия и считает ответственными некоторых своих членов, и в случае, если они-группа приписывает ответственность за проступки мы-группе и её членам. Одно дело, если нацистские лидеры признаются ответственными союзными державами на Нюрнбергском процессе, и совершенно другое, если их призывает к ответу немецкий народ. |
|
Примечания: |
|
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. |
|
Оглавление |
|
|
|