Александр Борисович Кабанов — автор ряда произведений по социальной и политической философии, экономической теории, в частности: «Порочный круг деспотизма», «Мировая история и социальный интеллект», «Рождение Маат и искуство морали», «О естественном праве, или принципы социальной эволюции». Сфера научных интересов: культура и общество, политика, социальная динамика; история экономической мысли, концепции экономического поведения и теории ценности хозяйственных благ. |
|
Предисловие автораВероятно, читатель сразу обратит своё внимание на то, что в заглавии этого небольшого произведения соединены два ключевых понятия политической и социальной философии — «естественное право» и «социальная эволюция». Как известно величайшие умы нового времени под естественным правом обыкновенно понимали целый ряд даруемых нам при рождении привилегий, которые никто не вправе у нас отнять: прежде всего, право на жизнь, собственность и свободу. Между тем, как это будет показано ниже, единственным естественным правом, которым все мы по природе вещей обладаем, является право бороться за своё счастье, сохраняя или изменяя существующие нормы и правила, которыми нас в изобилии снабжают религия, традиция и государство. И хотя многие, пребывая в нищете, ощущая своё бессилие перед судьбой или произволом властей, могут не осознавать его в полной мере, однако они непременно им обладают, ибо последнее неотчуждаемо, невзирая на время, политический строй, культуру и социальное положение. В свою очередь социальное поведение индивидов во всём его разнообразии — от помощи бедным и больным до организации фашистских лагерей смерти — регулируется общественными нормами, поэтому изменение всей совокупности норм и правил будет самым естественным образом представлять собой предмет социальной эволюции. Именно подобное соединение изложенного понятия естественного права и такое восприятие предмета социальной эволюции позволяют представить ход мировой истории подобно движению объектов в механической системе, в которой пространственное перемещение различных тел определяется взаимодействием прилагаемых к ним физических сил. Ведь во многом сходным образом настоящее состояние религий, законодательства и морали, а также их будущие изменения определяется приложением сил политических. Кроме того, всякое социальное изменение и вся мировая история в целом, независимо от воли и намерений отдельных людей, подчиняются некоторым закономерностям. Эти закономерности в виде нескольких политических принципов социальной эволюции, в своём единстве составляющие закон социальной эволюции, будут изложены ниже. АннотацияВ первой главе рассмотрены общие вопросы: представлен ряд различных классификаций социальной истории; описана общественная структура и показано, почему под социальной эволюцией следует понимать именно изменения в религии, морали, законах и идеологии. Во второй главе изложены: взгляды Платона, Аристотеля, Макиавелли, Макса Вебера, Раймонда Арона и других на природу политической деятельности; процесс формирования и столкновения политических сил; политические принципы социальной эволюции, модель идеальной политики и концепция естественного права. В третьей главе представлено действие принципов социальной эволюции на целом ряде примеров из мировой истории, в их числе: реформах Солона, римском аграрном законе, борьбе за отмену английских хлебных законов и противостояния коммунизма и либеральной демократии. В четвёртой главе рассматриваются различные альтернативные концепции механизма социальных изменений: теория общественного договора Локка, Гоббса и Руссо, доктрина утилитаризма Бентама и Милля и историзм Гегеля и Карла Маркса. При этом в каждом отдельном случае устанавливаются движитель социальной истории, её цель и принципы работы механизма социальны изменений. В пятой главе, в ходе мысленного эксперимента, осуществлено столкновение рассмотренных выше концепций, чтобы тем самым выявить их недостатки и слабые места. И, наконец, в шестой главе изложен ряд важных практических выводов, вытекающих из закона социальной эволюции; помимо прочего показано, что религия, капитал и власть не являются средствами отчуждения и порабощения человека. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|