Александр Борисович Кабанов — автор ряда произведений по социальной и политической философии, экономической теории, в частности: «Порочный круг деспотизма», «Мировая история и социальный интеллект», «Рождение Маат и искуство морали», «О естественном праве, или принципы социальной эволюции». Сфера научных интересов: культура и общество, политика, социальная динамика; история экономической мысли, концепции экономического поведения и теории ценности хозяйственных благ. |
|
Предисловие автораНесмотря на активное развитие отдельных социальных дисциплин за последние десятилетия, в том числе, психологии, культурологии, социологии, экономики и политологии, на сегодня в науке не хватает целостного (философского) взгляда на общество, ведь рассматривая исключительно отдельные сферы общественной жизни совершенно не возможно понять его природу и принципы функционирования. Между тем, всякое полезное теоретическое рассмотрение чего-либо может быть осуществлено не иначе как сквозь призму некой концепции — в данном случае концепции «социального интеллекта». Под последним, прежде всего, имеется в виду способность конкретного общества — этноса или нации — создавать определённой сложности и структуры этическую систему, регламентирующую взаимоотношения между её членами в самых разных сферах человеческой деятельности. В сущности, как это будет показано, социальный интеллект — это своего рода общественный кислород жизненно необходимый для успешного функционирования общественных институтов и поддерживающий пламя множества социальных процессов. Его высокий уровень гораздо более способствует экономическому процветанию, нежели самые богатые в мире месторождения нефти, золотые прииски и алмазные россыпи, а его дефицит неизбежно, против воли народов и их правителей, ввергает первые в нищету и политическую деспотию. АннотацияВ первой главе повествуется о природе и сущности культурных явлений; о том, то одни и те же самые культурные феномены удивительным образом внезапно возникают у совершенно разных народов, часто разделённых тысячелетиями, живущими на разных континентах, не имеющих ни общих корней, ни религии, ни языка. Во второй главе рассматривается природа человеческого интеллекта вообще и социального интеллекта в частности, что позволяет в итоге объяснить причины порождающие ту или иную совокупность культурных феноменов наблюдаемых у конкретных наций, а кроме того, описать механизм воспроизводства культур, который имеет мало общего с почитанием и слепым копированием традиций и обычаев предков. В третьей главе рассказывается о причинах возникновения социальных регуляторных систем — прежде всего, морального кодекса, религии и свода законов; о природе и сущности политической деятельности. В четвёртой — доказывается, что оптимальная форма правления у всех без исключений наций и государств в долгосрочном аспекте в отсутствие внешнего влияния всегда определяется социально-экономическим максимумом. В пятой главе рассматривается природа международного права, истинные причины и цели проводимой Западом политики по демократизации мира и защите прав человека. В шестой — рассматриваются модели «Конца истории» Фрэнсиса Фукуямы и «Столкновения цивилизаций» Сэмюэля Хантингтона; анализируются их базисные концепции — «последнего человека» и «мира цивилизаций»; оцениваются способности этих моделей описывать происходящие в мировой политики процессы. И, наконец, в седьмой — представлены преимущества концепции «социального интеллекта», как наиболее важного инструмента анализа культурных, социальных и политических процессов. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|