Это приложение представляет собой обзор наиболее важных направлений в литературе по переговорам. Оно может послужить отправной точкой, импульсом для дальнейшего чтения книг в этой области. Я нисколько не претендую на то, что направления, представленные мной, исчерпывают весь материал, представленный в книгах по проблемам переговоров. Скорее я хотел бы представить на ваш суд различные переговорные школы. Краткое описание сути каждого из подходов я снабдил списком литературы, освещающей его детально. Литература по переговорам представлена тремя основными школами:
Все три направления будут рассмотрены последовательно. Литература для практического примененияВ книгах этого направления прежде всего рассматриваются основополагающие переговорные правила и тактические рекомендации, которые снабжены, обычно, рядом примеров из жизни широко известны такие работы, как:
Авторы этого направления проповедуют безусловный успех в переговорах, их работы делают читателя только победителем. На обложке книги Кохена вы прочтёте: «лучший в мире переговорщик расскажет вам, как добиться того, что вы хотите». В работах этого направления доминирует тема самоуверенности, при помощи которой можно одержать победу над своим соседом, да ещё так, чтобы он об этом не догадался и не смог вам противостоять. Рингер же своей книгой превзошёл всех — в добавление к говорящему за себя названию «Победа через запугивание» он говорит: «Прочитайте эту книгу и сразу же начинайте побеждать». Авторы остальных книг признают существование взаимозависимости между переговорщиками, призывают их придерживаться стратегии «победа-победа». Шерер, наверное, самый яркий сторонник этого подхода к переговорам в его книге практически невозможно отличить сотрудничество от переговоров. Содержание книг данного направления в большинстве своём состоит из правил и практических тактик. Больше всех в этом преуспел Каррас (1974), который дал около 200 советов и рекомендаций в своей книге. Книги первого направления содержат массу примеров и практического материала, что делает их легкочитаемыми и популярными: так, например, книга Кохена четыре месяца была в списке бестселлеров в Нью-Йорк Таймс, Рингер продержался там восемь месяцев. Чтение такого рода захватывает и определённо содержит в себе ряд интересных идей. Как жаль, что идеи эти бессистемны и носят одну направленность — практическую. С чего начать, если перед вами лист, содержащий 200 тактик, расположенных в алфавитном порядке? В этой ситуации очень просто за деревьями не увидеть леса. Лучше было бы, если бы тактики были разбиты на определённое число взаимосвязанных категорий, составляющих модель переговоров, и были снабжены комментариями по их применению. В большинстве книг тактики расклассифицированы на некоторое количество категорий. Но это нисколько не облегчает участь переговорщика — нет ещё согласованности и последовательности. Плюс ко всему, авторы используют науки, изучающие поведение человека, в качестве теоретической основы. Некоторые из авторов кладут в основу своих книг принцип возрастающих потребностей, разработанный Маслоу, Шерер использует трансакциональный анализ, Каррас (1970) в своих работах использовал поведенческие модели. Опять-таки, использовался этот материл изолированно, интеграции теории и практики в них нет. Со временем подход этот достиг своего апогея в двух следующих работах:
Описание житейского опыта с использованием научных терминовЭто направление в литературе представлено авторами, которые до того, как написать их, были переговорщиками на разных уровнях политиками, дипломатами. Их книги, написанные живым, доступным языком, рассказывают о том, что делается в кулуарах процесса переговоров Вот некоторые из них
При подборе материала для книг, некоторые авторы использовали научные разработки в сфере ведения переговоров. Они предприняли попытку систематизировать материал и дать рекомендации читателям. Яркий пример этому — книга Зартмана с очень интригующим заголовком «Как успешно проводить переговоры с захватчиками самолётов, бастующими, боссами, нефтяными магнатами, арабами, русскими и другими достойными оппонентами современного мира». Вот ещё примеры работ, авторы которых пытались обобщить существующий эмпирический материал:
Труды с более научным обоснованиемВ научном подходе к переговорам существуют два основных направления детализированные эмпирические исследования и развитие широких теорий. Детализированные эмпирические исследованияСуществующие к настоящему времени почти 500 исследований выявили определённый круг возможных взаимоотношений а переговорных ситуациях. Большинство из них было разработано социальными психологами. Тем, кто заинтересован этой проблемой я советую обратиться к перечисленным ниже книгам. В их названиях уже заложены те проблемы, которые интересовали учёных:
В исследованиях такого рода можно найти следующие характерные черты:
Самый главный недостаток, по-моему, состоит в следующем: даже если бы мы серьёзно отнеслись к этим 500 исследованиям, даже если бы мы следовали предложенным в них рекомендациям, мы никуда бы не пришли с их помощью! Взаимоотношения, установленные в них, идеи, достойные всяческих похвал, представляются мне полнейшим нагромождением. Нет широких взглядов, внутренней последовательности, системности. Некоторые из учёных тешат себя надеждой, что со временем их открытия само собой придут в согласие, как части складной игрушки. Надежды эти, как показывает жизнь — тщетны, несмотря на некоторые попытки придать трудам этого направления согласованность. Вот две книги, в которых попытка согласовать материал просматривается явно:
Если говорить о композиционной ценности этих книг, то их авторам нужно отдать должное — материал подобран и расположен достаточно продуманно. Но, к сожалению, в нём не систематизированы открытия, не дано объяснений тому, что же такое процесс переговоров, нет в них и модели, пригодной для практического применения. Одно можно сказать наверняка работы эти кратко излагают весь наработанный в этой сфере материал, что уже полезно для учёных, так как помогает им ясно представить себе картину состояния дел в этой сфере исследований процесса переговоров. Развитие широких теорийВ этой области было проведено несколько очень интересных исследований. Какое-то время предпочтение отдавалось игровой теории, от применения которой вдали значительных результатов. Игровая теория — ни что иное, как математический подход к процессу переговоров. Благодаря игровой теории на свет появились «элегантно» выстроенные модели, простота которых побуждала к их применению и дальнейшему совершенствованию, что, безусловно, делало игровую теорию перспективной и многообещающей. Достаточно умной работой в этой области можно назвать работу: Bartos О. J. Process and Outcomes of Negotiations / New York, Columbia University Press, 1974. На эту же тему был написан ряд монографий. Вот некоторые из них:
Сейчас интерес к игровой теории несколько притупился. Основной её недостаток — высокий уровень абстракции и ограниченная практическая ценность. Существуют также более описательные и качественные модели ведения переговоров. Это направление в литературе развивалось в двух директориях доклады о конкретном переговорном опыте в форме изложения результатов наблюдений или интервью с одной стороны, и с другой — координирование и структурирование системы. Как мне кажется, такой подход к переговорам наиболее удачен, он находит своё отражение в литературе, которая приемлема на практике. Вот работа, которую можно назвать основополагающей: Walton R. E. and McKersie R. B. A Behavioral Theory of Labour Negotiation / New York, McGraw Hill, 1965. Классика заслуживает особого внимания. Я полагаю, что вышеупомянутая книга — наиболее часто цитируемый труд по переговорам. Несмотря на то, что модель, которая в нём представлена, редко используется на практике, несколько важных её компонентов пользуются широкой популярностью, например, разделение между дистрибутивными и интегративными переговорами. В моей работе нашла отражение идея авторов о том, что процесс переговоров состоит из нескольких видов деятельности. Тип описательной модели, над которой шла работа почти двадцать пять лет — ни что иное, как фазовая модель переговоров. На основе эмпирических исследований, наблюдений и личного опыта, в литературе по переговорам появилось очень важное направление. О спектре этого направления могут рассказать следующие работы:
Название последней книги — «Переговорщику — практик» — говорит о том, что были предприняты попытки приступить к разработке способов применения моделей на практике. Брак в своей книге зашёл настолько далеко, что посоветовал применять фазовую работу с необходимыми тактиками, полезными в той или иной момент. Он думал, что это сведет шансы провала к минимуму. В такого рода работах в основном обсуждаются переговоры, проводимые на высоком профессиональном уровне, например, в дипломатической сфере, либо в сфере индустриальных конфликтов. Я глубоко уверен в том, что при условии адаптации этих методик, они могут быть более, чем полезны применительно к другим видам переговоров. Именно поэтому в своей работе я попытался интегрировать самые интересные и важные находки, сделанные в вышеперечисленных работах. Вот несколько недавно вышедших работ, авторы которых, каждый по-своему, попытался представить теорию переговоров более доступным языком:
li>Lax D. A., and Sebemus J. K. The Manager as Negotiator / New York, Free Press, 1986. Bazerman M. H., and Lewicki R. J. (eds). Negotiations in Organizations / Beverly Hills, Calif., Sage, 1983. Две эти работы интересны тем, что их содержание соотносится с нашими знаниями о «переговорах внутри организаций». Тем, кто хотел бы познакомиться с новинками в области литературы по переговорам, я посоветую обратиться к the Negotiation Journal, «On the Process of Dispute’ Settlement», Plenum Publishing Corporation, 233 Spring Street, New York, NY 10013, и к the International Journal of Conflict Management, 3-R Executive System, 3109 Copperfield Count Bowling Green, KY 42104, USA. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|