Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Винсент Руджеро. Руководство по критическому мышлению. Часть III. Стратегия. Глава 22. Формирование суждений

Суждения — это заключения, к которым мы приходим после тщательного исследования данных и логичных рассуждений. Суждения — результат мышления. В отличие от чувств, они не спонтанны и не бессознательны. Разумеется, они могут содержать элементы спонтанности — такие как интуиция — но и эти элементы тщательно взвешиваются и оцениваются.

Суждения могут быть выраженными и невыраженными. В этой главе мы рассмотрим только выраженные суждения. Не потому, что написанные или высказанные суждения встречаются наиболее часто или являются более важными. На самом деле невыраженные суждения встречаются чаще и в большинстве случаев играют более значимую роль, так как фактически мы делаем гораздо больше заключений, чем выражаем на письме или в речи. Просто написанные или высказанные суждения более формальны, и их легче оценивать.

Тот факт, что суждения — результат оценки и рассуждения, ещё не гарантирует их правильность. Могут существовать не только правильные, но и ошибочные суждения. Во-первых, потому, что существует определённый интеллектуальный контекст, в котором легко допустить ошибку, как отмечено в главах 1–5. Если человеку не известно о некоторых аспектах окружающей его среды, и он больше находится под их контролем, нежели сам контролирует их, или если у него ошибочное понимание мышления, истины, знания и мнения, то большинство (а может быть и все) его суждения будут необъективными. Во-вторых, потому, что они могут находиться под сильным влиянием любых проблем, рассмотренных нами в главах 6–15.

Та же стратегия, которую мы обсуждали, когда говорили о том, как преодолевать различные препятствия правильному мышлению, может быть использована, когда речь идёт о том, как формировать верные суждения. В конце концов, одной из самых важных причин для самопознания и наблюдательности является то, что они позволяют нам воспринимать реальность более точно. (Конечно, есть и другие важные причины для самопознания). Обнаруживая проблему, проводя исследование, интерпретируя данные и анализируя различные точки зрения, мы получаем, проверяем и оцениваем необходимую информацию более эффективно, для того чтобы вывести достойное суждение.

Особенности правильного суждения

На данный момент мы знаем, что правильное суждение — это суждение, которое учитывает недостатки исследования и некомпетентность писателя. Легко поддаться искушению делать категоричные суждения, например: «Только безнравственные люди могут поддерживать идею высшей меры наказания» или «То, что молодые люди не ходят в церковь — доказательство их морального разложения». Но хороший мыслитель может противостоять этому искушению. Он знает о том, какими данными он обладает и формирует свои суждения так, чтобы они соответствовали, а не выходили за границы этих данных. Однако существует ряд других, менее очевидных характеристик правильного суждения, которые следует отметить.

Подлежащее в правильном суждении должно быть сформулировано точно.

Рассмотрим следующие предложения:

  1. Сегодняшние студенты колледжей менее грамотны, чем их предшественники, учившиеся десять лет назад.
  2. Сегодняшние американские студенты колледжей менее грамотны, чем их предшественники, учившиеся десять лет назад.
  3. Сегодняшние американские студенты двухгодичных колледжей менее грамотны, чем их предшественники, учившиеся десять лет назад.
  4. Сегодняшние студенты этого колледжа менее грамотны, чем их предшественники, учившиеся десять лет назад.

Если мы располагаем данными лишь о студентах конкретного колледжа, то только последнее суждение будет правильным. Остальные три слишком обобщённые. Мы можем избежать подобных ошибок в нашем письме и речи, только если будем внимательно выбирать предмет наших суждений.

Сказуемое в правильном суждении должно точно отражать то, что хочет сказать автор.

Сравните следующие предложения:

  1. Мир был достигнут.
  2. Мир может быть достигнут.
  3. Мир обязательно должен быть достигнут.
  4. Мир должен быть достигнут.
  5. Мир мог быть достигнут.
  6. Мир будет достигнут.

Несмотря на то, что эти предложения очень похожи, их значения серьёзно различаются. За исключением тех случаев, когда мы преднамеренно делаем наше высказывание двусмысленным (в этих случаях мы должны быть готовы к тому, что это может вызвать путаницу), мы должны внимательно выбирать сказуемое.

Хорошим примером путаницы, которая может возникнуть, если мы не будем придерживаться этого правила, является предложение, которое вызвало теологические споры в 1960-х годах: «Бог мертв». Это был неплохой лозунг. Но что же он на самом деле значил? Воспринимая его вне контекста, человек испытывал бы большие трудности, пытаясь дать ответ на этот вопрос. Кроме самой очевидной интерпретации: «Не существует Высшего Разума», — есть ещё, как минимум, семь других интерпретаций:

  1. Человек больше не хочет верить в существование Бога.
  2. Человек больше не может верить в существование Бога.
  3. Человек больше не уверен в существовании Бога.
  4. Человек больше не ведёт себя так, будто Бог существует.
  5. Человека больше не интересует, существует ли Бог.
  6. Человек больше не принимает концепцию Бога.
  7. Человека не удовлетворяют ограничения традиционной веры в Бога. 1

Таким образом, любой, кто хотел бы, чтобы его сообщение было понято другими, должен был бы использовать одно из приведённых выше предложений, которое наиболее точно выражает его суждение. Правильно суждение должно включать соответствующие собирательные слова. Если мы скажем, что что-то происходит «обычно», это ещё не будет значить, что это происходит «часто» или «каждый вторник». Чем больше внимания мы будем уделять тому, какие собирательные слова мы используем, что бы сказать именно то, что хотим, не больше и не меньше, тем более точным будет наше суждение.

Здесь имеются в виду не только слова, обозначающие время, но и место или условия. Так, в суждении: «Американские женщины в возрасте более 40 лет, никогда не посещавшие колледж, имеют тенденцию выступать против идеи освобождения женщин, пропагандируемой Национальной Организацией Женщин», — которое, возможно, и не является истинным, почти все слова собирательные. В нём говорится: не все, а только американские женщины; женщины не всех возрастных групп и образовательных уровней, а только те, кому более 40 лет и кто никогда не посещал колледж; противостоят не идее освобождения женщин в целом, а идее, пропагандируемой Национальной Организацией Женщин.

Примечание относительно преувеличения

Многие из нас, наверняка, знают одного или нескольких людей, для которых любое событие «незабываемое», любая проблема «неразрешимая», любой хороший фильм — кандидат премии «Оскар», любая красивая новая машина или стиль одежды — «несравненные». Для таких людей не существует понятия хороший или плохой, для них все либо отлично, либо ужасно. Их словарный запас состоит из превосходных степеней. Когда кто-то опаздывает на назначенную встречу, они ждут «вечность». Когда им лечат зубы, их боль «невыносима». Их долги «колоссальны» и «бесконечны».

Когда такие люди говорят нам что-то, то мы должны перевести это на более реалистичный язык. Если они говорят: «Он самый высокий человек, из всех, что я видел, его рост, как минимум, два метра», — то мы можем заключить, что рост этого человека примерно 180 см. Если они говорят: «Ты должен послушать новую запись Sidney Screech — это самое лучшее его выступление», — то мы можем заключить, что эта пластинка немного лучше, чем все остальные.

Мы переводим на реалистичный язык довольно охотно, если человек, который преувеличивает, наш близкий друг. Но мы можем устать от постоянных преувеличений. И если этот человек всего лишь наш знакомый или мы знаем его только по тому, что он пишет или говорит, то мы будем гораздо менее терпеливы. И мы можем потерять доверие к этому человеку. Мы можем лишь видеть в нём человека, который неправильно судит об окружающем мире. Более того, он не может найти баланс, ему не хватает чувства пропорции.

Если мы хотим, чтобы наши суждения прошли проверку, мы должны стараться избегать подобных преувеличений. В тех случаях, когда мы не уверены, правильно ли наше суждение, мы должны склоняться к преуменьшению, а не к преувеличению. Другими словами, мы должны прибегать к более сдержанной интерпретации и заключениям, не впадая в крайности. Таким образом, даже если мы ошибаемся, что свойственно людям, такое поведение покажет, что у нас есть чувство самоконтроля и сдержанности.

Если наши суждения отвечают всем этим параметрам, то мы можем ими гордиться. Так как способность выносить правильные суждения — это отличительная черта человечества. Это кульминация нашего мышления. Это отличает нас от других существ. Позволяет нам возрастать в своём знании и, что ещё более важно, в мудрости, изменять свою жизнь и жизнь других людей к лучшему.

Приме­чания:
  1. Vincent Ryan Ruggiero, The Elements of Rhetoric (Englewood Cliffs, NJ.: Prentice-Hall, 1971), p. 55.
  2. Everett R. Holies, «Science Teaching at Issue on Coast», New York Times, October 22, 1972, p. 76.
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения