Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Винсент Руджеро. Руководство по критическому мышлению. Часть III. Стратегия. Глава 19. Проведение исследования

Исследование — это поиск ответов на вопросы, изучение, сбор доказательств для того, чтобы сделать заключение. Исследование позволяет нам выйти за пределы своих первых впечатлений, чувств, предвзятого мнения, личных предпочтений.

Существуют два основных вида исследований: исследование фактов и исследование мнений. Помните, что мнения могут быть информированными и неинформированными. И, за исключением тех случаев, когда необходимо учесть оба этих мнения, мы должны концентрировать внимание на информированном мнении.

Чаще всего нам приходится исследовать и факты, и мнения. Разумеется, объём исследований этих двух категорий меняется от случая к случаю. Если бы речь шла о вопросе: «Какие действия подразумевает фраза «государственные преступления и проступки» в Конституции»? — то мы должны были бы изучить Конституцию и найти это выражение в контексте (факт), обратиться к другим документам авторов этой статьи и попытаться понять, что они имели в виду (факт), изучить различные интерпретации статьи, обратившись за советом к историкам, юристам и государственным деятелям (информированное мнение).

Если бы речь шла о вопросе: «По отношению к какой из групп населения США Федеральные налоговые законы наиболее несправедливы?» — мы должны были бы изучить систему налогообложения и её особенности (факт), проконсультироваться с экспертами этой области, чтобы правильно интерпретировать самые сложные аспекты этих законов (информированное мнение). Но для того чтобы понять, действительно ли эти законы несправедливы, нам понадобится информация о том, какой уровень дохода может обеспечить первостепенные потребности (пропитание, жилье, одежда). Поэтому мы должны будем уточнить, сколько составляет прожиточный минимум (факт), и узнать мнение экономиста о том, какие ещё факторы влияют на различия в доходах групп населения (информированное мнение).

Предварительные результаты

Так как человеческое знание несовершенно, не на все вопросы можно сразу получить ответы. Некоторые проблемы остаются неразрешёнными долгие годы и даже века. До того, как человек попал в открытый космос, никто не знал точно, как тело человека будет вести себя в невесомости. Многие уважаемые врачи утверждали, что во время старта слишком быстрое ускорение приведёт к тому, что частота сердечных сокращений астронавта резко возрастёт и приведёт к фатальному исходу. (Существовали серьёзные медицинские факты, на которых основывалось это мнение). Другие считали, что невесомость вызовет сбой в работе жизненно важных органов и их атрофию. 1 Эти страшные предсказания оказались ошибочными, но любое исследование, проведённое до первого запуска, обязательно было бы неполным.

На какую из гор Синайской пустыни поднялся Моисей? В Библии упоминается название этой горы (точнее два названия). Но учёные расходятся в том, где именно она находится. Под описание подходят три различные горы в трёх странах. Более трёх тысяч лет исследований так и не привели нас к окончательному ответу. 2

Некоторые вопросы ещё сложнее поддаются исследованию. Например, вопрос: «Существует ли разумная жизнь в нашей или в других солнечных системах?» Кроме нашего Солнца существуют ещё миллиарды звезд. Самые далёкие из тех, что уже удалось обнаружить, находятся на расстоянии девяти миллиардов световых лет от нашей Солнечной системы. (В милях это примерно 54 × 10 21). Вполне вероятно, что любое исследование, связанное с данным вопросом, так и не придёт к окончательному результату даже через миллион лет. Возможно, мы никогда не узнаем ответ.

Однако какой бы нерешаемой не была проблема, исследование всё равно важно. Даже если оно приводит лишь к субъективному мнению экспертов, это мнение всё равно гораздо более ценно, чем случайные предположения человека, совсем не разбирающегося в данном вопросе. Итак, нас не должны пугать сложные вопросы. Мы должны трезво оценивать насколько точными должны быть окончательные результаты наших исследований.

Где искать

Всякий раз, когда предоставляется возможность, мы должны обращаться к собственному опыту и наблюдательности. Даже если то, что происходит с нами или с кем-то ещё, лишь косвенно касается вопроса, затрагивает лишь один его аспект, мы всё равно должны обратить на это внимание. Наши ежедневные наблюдения за тем, как люди прибегают к стереотипному мышлению или пытаются спасти свою репутацию, могут помочь нам оценить речь кандидата политической партии. Наш собственный опыт конформности может помочь нам в понимании того, как телевидение влияет на общество. Применение личного опыта в решении проблем может не только открыть нам новые идеи, но и поставить перед нами важные вопросы. Таким образом, личный опыт может задать правильное направление нашему исследованию.

Конечно, наш опыт и наблюдательность сами по себе вряд ли помогут нам решить проблему, особенно если она сложна. Мы должны будем обратиться к другим источникам. Ниже приведён краткий список того, что нужно искать и где это можно найти:

  1. Вспомогательный материал по проблеме — Придумайте несколько названий тем, к которым может иметь отношение данная проблема. Например, если проблема касается криминальных расследований, могут быть выбраны следующие темы: «преступления», «криминология», «полиция» или конкретный вид преступления, например «кражи». Затем найдите эти заголовки в указателе хорошей общей энциклопедии. Две самые лучшие: Американская Энциклопедия (Encyclopedia Americana) и Британская Энциклопедия (Encyclopaedia Britannica). Вы найдёте целый список подзаголовков со ссылкой на том и страницу. Например, Британская Энциклопедия включает 26 статей в теме «преступления» и 26 в теме «полиция». Статьи написаны специалистами различных областей. Кроме того, в конце каждой статьи прописаны книги и статьи, к которым вы можете обратиться для дальнейшего, более глубокого изучения проблемы.

    Кроме общих энциклопедий существует множество специализированных: энциклопедия искусства, бизнеса, истории, литературы, философии, музыки, науки, образования, социальных наук и так далее. Большинство их них не только раскрывает содержание вопроса, но и включает список книг и статей, которые могут быть полезны по этой теме.

  2. Факты и статистика — Альманахи — это кладезь информации, их издают ежегодно по всевозможным предметам. Встречаются неплохие издания. Мировой Альманах доступен читателям с 1868 года. Альманах «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times Encyclopedic Almanac), альманах «Ридерс дайджест» (Reader’s Digest Almanac) и более новые публикации. Используя информацию из альманаха нужно помнить, что, как правило, в этих изданиях она дана в сжатом объёме.
  3. Информация о людях — Сегодня в нашем распоряжении находится множество биографических словарей и энциклопедий. Самые лучшие из них: Биография: Кто есть кто (Current Biography: Who’s News and Why) и Биографический словарь Вербстера (Webster’s Biographical Dictionary).
  4. Статьи в газетах и журналах — самым лучшим указателем является Руководство по периодическим изданиям (Reader’s Guide to Periodical Literature). В нём перечислены статьи, опубликованные в сотнях различных журналов, по предметам и по авторам. Как и при работе с энциклопедией, сначала вы должны придумать название темы, к которой имеет отношение интересующий вас вопрос. Затем выберите год издания (самый последние издания сделаны в формате брошюры) и ищите нужные вам названия. В указателе вы найдёте заголовок статьи и имя её автора, а также название журнала, в котором была опубликована эта статья.

    Ещё один хороший указатель: Указатель Социальных и Гуманитарных наук (Social Science and Humanities Index), до 1965 года известный как Международный Указатель (International Index). Он устроен так же, как и Руководство по периодическим изданиям, но содержит информацию о научных и профессиональных журналах. Другие полезные указатели: Указатель Нью-Йорк Таймс (The New York Times Index), который содержит список статей, опубликованных в этой газете, Литературный Указатель (Essay and General Literature Index), Международный Указатель (International Index), Образовательный Указатель (Education Index), Публикации Правительства США: Ежемесячный Каталог (United States Government Publications: Monthly Catalog).

    После того, как вы нашли и прочитали статью, поищите отклик читателей по этому вопросу в разделе «письма редактору». Во многих газетах и журналах есть рубрика «письма», и зачастую в ней содержится мнение экспертов, выступающих за или против идей, описанных в данной статье. В еженедельных журналах такие отклики обычно появляются через два номера после издания статьи; в журналах, которые издаются один или два раза в месяц, через один номер.

  5. Книги — В дополнение к книгам, рекомендуемым в энциклопедиях и книгам, перечисленным в конце прочитанных вами статей, вы можете уточнить информацию в библиотечных каталогах. Если библиотека, в которую вы ходите, мала или если вопрос, на который вы ищите ответ, сложен, ресурсов библиотеки может быть недостаточно. В подобных случаях, как и во многих других ситуациях, когда вы испытываете трудность в поиске информации или использовании справочника, вы можете попросить помощи у библиотекаря. (Помните, что библиотекарь — профессионал, который знает, как решить эту проблему).

Можно подумать, что это долгая, монотонная, отнимающая много времени и энергии работа. Что-то вроде докторской диссертации. Однако это неправильное представление. Немного практики, и вы научитесь пользоваться подобными указателями быстро и эффективно. Вам не нужно будет просматривать всю книгу целиком, страница за страницей, чтобы найти необходимую информацию. Вы сможете обратиться к указателю (обычно он в конце книги), найти несколько заголовков, которые имеют отношение к вашему вопросу, и прочитать только нужные вам страницы; это займёт всего пару секунд. Если в книге нет указателя, вы можете обратиться к содержанию, прочитать названия глав, решить, какие главы вам подходят и просмотреть их.

Какое исследование можно считать достаточным?

Казалось бы, довольно легко понять, когда исследование является полным. Зачастую все не так просто. Всего одна деталь может изменить все. Один факт может перевернуть все доводы. Например, в конце 1960-х начале 1970-х годов большинство социальных психологов согласились бы с тем, что высокая плотность населения отрицательно влияет на отдельно взятого человека. Большое количество экспериментов, казалось бы, уже подтвердили этот факт. Но в 1973 году антрополог Патриция Дрэйпер (Patricia Draper) изучала племя охотников-собирателей, бушменов, в юго-западной Африке. Несмотря на то, что размеры их территории позволяли им селиться и охотиться довольно свободно, они строили своих хижины совсем близко, вплотную друг к другу. Однако у них не было даже признаков каких-либо медицинских отклонений (таких как высокое кровяное давление), которые обычно связывали с перенаселённостью 4. Этот единственный случай вызвал пересмотр целой общепринятой теории.

Какое исследование можно считать достаточным? Ответ непрост. Он полностью зависит от исследуемой проблемы. В некоторых случаях бывает вполне достаточно краткого исследования. В других даже самое исчерпывающее исследование будет неполным. Нельзя однозначно установить, какой объём информации предстоит исследовать, однако существует одна разумная установка: исследование можно назвать полным только тогда, когда человек приложил все усилия, чтобы изучить важные факты и учесть информированное мнение во всех аспектах проблемы.

Отдельная проблема может возникнуть при исследовании мнения. Мы находим одного или двух экспертов, которые соглашаются с нашими доводами, и у нас появляется чувство удовлетворения. Нам хочется сказать: «Дело закрыто, вот ответ». Как раз в этот момент мы должны быть особенно внимательны. Если вопрос является спорным, мы должны напомнить себе, что у этого вопроса, по определению, может быть два решения, и оба будут вполне разумными.

Также стоит вспомнить, что ни одно доказательство не является совершенным, и даже самые лучшие из них часто подвергаются сомнениям. Видимость обманчива, некоторые факты останутся неизвестными, и даже мнение сведущих людей может быть ограничено.

Приме­чания:
  1. Lee Edson, «Will Man Ever Live in Space?» New York Times Magazine, December 31, 1972, pp. 10 f.
  2. Gordon Gaskill, «Which Mountain Did Moses Really Climb?» Reader’s Digest, June, 1973, pp. 209–16.
  3. James R. Miller, «The Speeded-Up Search for Life in Space», Reader’s Digest, May, 1973, pp. 255–64.
  4. Lucy Burchard, «The Snug Way», Intellectual Digest, February, 1974, p. 67.
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения