- Идеологическая борьба между коммунизмом и свободным миром ведётся в классных комнатах, в школе, ибо образование — один из наиболее мощных видов оружия изобретённых человеком, чтобы победить своих врагов и увековечить свой образ жизни абстрактного и обобщённого воспитания, иногда даже формального, формирующего у людей способности к творческой деятельности. Говорят, что правильная организация системы народного образования сегодня определяет исход соревнования через 50 и 70 лет.
- Проблемы простоты знаний в последнее время подняты группой одесских логиков, работавших под руководством А. И. Уемова (см. [46]); идей уравнения знаний настойчиво пропагандировала и развивала в последние годы томская группа философов, руководимая А. К. Сухотиным (см. [43–45]).
- Здесь мы совершенно не входим в обсуждение вопроса о специфической природе этих законов, так как это увело бы нас слишком далеко от обсуждаемой темы.
- Благодаря этому каждое новое состояние социума и каждая деятельность в нём оказываются связанными с деятельностями из предшествующих состояний.
- Здесь термин «технический употребляется в смысле древнегреческого? — «искусства» или «искусности». По-видимому, конструктивно-технические знания исторически предшествуют научным. Как и многие другие составляющие органических систем, до какого-то момента они «живут» и развиваются» независимо от научных знаний, лишь порождая внутри себя условия для появления последних. Но затем, когда научные знания появляются, они во многих областях как бы захватывают и подчиняют себе конструктивно-технические знания, перестраивая всю их систему и процедуры выработки; с этого момента конструктивно-технические знания начинают строиться на основе научных и в соответствии с ними. Говоря об исходных и специфических формах конструктивно-технических знаний, мы имеем ввиду формы, развивающиеся до подчинения их научным знаниям.
- Это не значит, что в той же механике нет более сложных знаний, в которых предпринята попытка учесть при выявлении законов движения тела также и механизмы взаимодействия со средой (см. [73]). Но успех в решении, этой задачи, надо сказать, пока невелик.
- Частично эти вопросы обсуждаются в работах Н. И. Непомнящей [27, 30–34], С. Г. Якобсон и Н. Ф. Прокиной [73], и также в наших собственных статьях [52, 53, 59, 66, 67).
- «Разумеется, теория обучения не сводится и не может быть сведена к кибернетике», — пишет Л. Н. Ланда (18, с. 75].
- К этому можно ещё добавить, что вторая часть этой работы даёт пример построения модели-конфигуратора для разных дисдиплин педагогического цикла.
- Мы не рассматриваем здесь специфических условий учения или ученичества, когда «ученик» учится сам, а «учитель» выступает лишь в виде живого образца тех деятельностей и нравственных принципов, которые должны быть переняты и освоены «учеником»; в общих чертах эта форма взаимоотношений между «учителем» и «учеником» обсуждалась нами в предшествующих частях работы.
- Интересно, что определение общей логики сочетания указанных конструктивных принципов при построении комплексных систем разного рода является сейчас общей проблемой почти всех современных наук и нигде пока нет достаточно обнадёживающих результатов в решении её.
- Все зависимости, указанные в этом перечне, имеют «предметный» характер, то есть являются зависимостями мышления, проявляющимися в развёртывании предметов изучения, и их ни в коем случае нельзя трактовать в объективном плане как связи природной или социальной детерминации. Существенно также, что порядок перечисления предметов не соответствует последовательности их развёртывания: все предметы зависят не только от предшествующих им в перечне, но также и от последующих. При этом, конечно, зависимости имеют разный характер, но это в данном рассмотрении нам было несущественно.
- Мы не затрагиваем здесь вопросов об обратном влиянии сфер производства, потребления и обучения на. «личностные» и личные отношения людей; нам важно подчеркнуть факт существования особой области таких отношений и её роль в образовании системы, которая называется «обществом».
- Здесь нужно специально отметить, что этические и эстетические отношения могут быть представлены в точно таких же «нормах» деятельности, как и мышление. С этой точки зрения этика и эстетика представляют собой лишь виды «логики», — и некоторые исследователи уже обращали на это внимание (см., например [25]). Поэтому мы не говорим особо об этике и эстетике, но если бы такой разговор зашёл, то их нужно было бы поместить именно здесь, рядом с логико-педагогической частью исследования, скорее всего, как её элемент.
- Следует отметить, что речь здесь идёт о теоретическом и обственно научном ответе на все эти вопросы: на практическом уровне педагогика описывает всё то, что должен сделать учитель или воспитатель, чтобы получить известный уже, традиционный результат.
- Наверное, нужно заметить, что у «человека», среди прочего, есть и отношения последнего типа, в частности его «поведение» обеспечивается морфологическими структурами, то есть тем, что получается после погружения функциональных систем на материал и объединения их с собственными структурами материала. Но именно потому, что у человека есть отношения того и другого типа, важно различать их и в методологическом анализе достаточно резко противопоставлять друг другу.
- Надо заметить, что эти модели процессов деятельности, представленные в виде так называемых учебных задач, служат лишь рамкой, то есть известным внешним, оформлением, для способа деятельности, обеспечивающим «взятие» его.
- Мы перечисляем их на современном логическом языке, то есть в виде категорий, хотя возникали они, конечно, в виде понятий, имевших каждый раз частный предметный смысл; но мы не ставим задачу изобразить их генезис и, тем более, их историю, нам важно описать и передать общий смысл дела, а для этого вполне достаточно общих категориальных характеристик.
- В тех случаях, когда предполагаемое последующее состояние вообще не будет сводиться по своей структвре к предыдущему, мы не сможем уже применять понятие «развитие» и должны будем провести специальные дополнительные исследования.
- Само понятие «разрыв», а также виды разрывов в деятельности требуют дальнейших уточнений.
- Эти строки были написаны до того, как была расформирована Академия педагогических наук РСФСР. Сейчас трудно сказать, по какому пути пойдёт новая Академия — будет ли она по-прежнему развиваться Как большой методический кабинет при Министерстве просвещения, или же изберет новую, более трудную линию — начнёт строить педагогическую науку и станет пионером того всемирного движения, которое неизбежно развернётся в этой области в ближайшие десятилетия.
|