Иногда, даже слишком часто, случается так, что человек размышляет, принимает взвешенное решение, таким образом формируя твёрдое и безоговорочное намерение сделать Да, но как возможно явление акразии? Взглянем с другой стороны: отчего же сомневаться в её возможности, приходить в тупик, когда мы так часто наблюдаем её в реальной жизни? По-моему, очевидно, что для каждого, кто придерживается подобных взглядов, слабость воли будет представлять проблему, поскольку при эффективных причинах действие должно следовать в силу причинной необходимости. В аналитической философии XX столетия принято считать, что слабость воли в чистом виде никогда не проявляется и не может проявиться. По мнению Главным во всех этих случаях является предположение о том, что, если предпосылки действия рационально структурированы в определённом порядке, действие должно последовать в силу причинной необходимости. Таким образом, Дэвидсон подтверждает следующие два принципа: Принцип 1. Если человек предпочитает сделать х, а Принцип 2. Если человек выносит суждение, что ему лучше совершить поступок х, а не у, то он больше хочет совершить х, чем у (там же). Если эти принципы совместить, то получится, что человек, принимающий решение в пользу поступка х, а не у, намеренно совершит х, если ему нужно выполнить одно из этих действий. Эти два принципа несовместимы с принципом, что существуют действия, продиктованные слабостью воли, которые Дэвидсон определяет так: Принцип 3. Существуют непроизвольные действия (там же). Это значит, что иногда субъект решает сделать х, а не у, он уверен, что его выбор свободный, и тем не менее намеренно совершает у, а не х. Дэвидсон разрешает этот очевидный парадокс, утверждая, что случаи, когда человек действует противоположно своему лучшему суждению, делая у вместо х, свидетельствуют о том, что человек не делал безусловного суждения с целью доказать, что лучше выполнить действие х. Точка зрения Хейра несколько сложнее, но основа её та же. Его идея в том, что если мы принимаем императив или приказ, то в силу причинной необходимости наше принятие данного императива приведёт к выполнению соответствующего действия, и, в его глазах, принятие морального суждения есть принятие императива. Хейр пишет: «Я предлагаю говорить, что проверка, использует ли После чтения обоих текстов создаётся мнение, что если соответствующие причинные предпосылки действия должны его вызвать, то при явных случаях Что же Принцип 3. Существуют непроизвольные действия. Но что такое «непроизвольное» действие? Согласно естественной интерпретации, мне кажется, что тезис состоит в том, что порой человек безоговорочно полагает, что лучше будет совершить поступок х, чем поступок у, что он может совершить любой из этих поступков, однако намеренно совершает поступок у вместо х. Данный тезис действительно несовместим с принципами Прежде всего, в тезисе Дэвидсона хочется отметить, что он не даёт независимого доказательства того, что слабовольный субъект не может безусловно оценить любое действие, помимо реально выполняемого. А следовательно, нет независимого основания для мотивации тезиса, случаев для рассмотрения, при помощи которых можно показать, что было сделано только обусловленное суждение. Скорее, понятие обусловленных оценок и оценок prima facie представлено как способ преодоления явного несовпадения принципов 1, И при таком толковании принципы 1, И даже помимо того, что нет независимых аргументов в пользу утверждения, что человек со слабой волей не дал безусловного суждения, существует другая и худшая проблема. Она заключается вот в чём: субъект может страдать слабостью воли и вне зависимости от формы суждения. Человек может сказать: «Безусловно, я полагаю, что х лучше, чем у», — и тем не менее сделать у вместо х. Единственный выход я вижу в том, чтобы включить в этот аргумент порочный круг, то есть критерием того, была ли у субъекта безусловная оценка, считать выполнение им соответствующего действия. Круг состоит в следующем: мы берём за основу тезис, что все вызванные слабостью воли действия предваряются условными, а не безусловными намерениями. Аргументом в пользу данного тезиса является то, что эти действия были вызваны слабостью воли и, следовательно, им должно было предшествовать условное, а не безусловное намерение. Если бы им предшествовало безусловное намерение, действие должно было бы произойти. Я думаю, что этот круг подразумевается в труде Дэвидсона. На его взгляд, человек делает Мой диагноз происходящего в следующем. Утверждение, якобы эмпирическое — все случаи слабости воли являются случаями, когда делается условное оценочное суждение, — на самом деле не является эмпирическим. Дэвидсон полагает, что принципы Но это решение влечёт абсурдные следствия, которые я намерен разъяснить. Рассмотрим типы проявлений слабости воли, характерных для нашей жизни. Предположим, что после рассмотрения всех известных мне фактов, относящихся к данному вопросу, я решаю, что лучше всего для меня не пить вина сегодня за ужином, поскольку, например, мне нужно поработать над трудом о слабости воли после этого ужина. Но я
И в результате я выпил вино. Что неверно в этой точке зрения? Просто ошибкой было бы говорить, что я должен был вынести безусловное оценочное суждение, чтобы выпить вино. Я просто сделал это. Мой поступок и стал проявлением слабости воли. Я выпил вино вопреки моему безусловному суждению, что лучше этого не делать. Так что неверное утверждение, будто моё намерение совершить правильный поступок не могло быть безусловным, а лишь условным или кажущимся, поддерживается другим неверным утверждением: совершая неправильный поступок, я должен был сделать безусловное суждение о том, что это был правильный поступок. Оба утверждения неверны. Я могу сделать безусловное оценочное суждение и Проблема слабости воли состоит не в том, каким образом я согласую два очевидно противоречивых суждения, а в том, как, сделав лишь одно суждение, я могу потом действовать противоположным образом. И вот ответ: мне не нужно придумывать другое суждение, чтобы действовать; я просто могу действовать. Это означает, что в подобных случаях у меня есть намерение в действии без предварительного намерения и предварительного размышления. Вся эта цепочка умозаключений показывает, что соединение принципов Ключевой фразой в работе Дэвидсона я считаю следующую: «Если г есть основание для кого-либо, чтобы придерживаться p, то оно должно быть, Я не нахожу это даже отдалённо правдоподобным в свете того, что случилось, когда Как же мы запутались во всём этом? Дэвидсон вместе с другими философами полагает 66, что, когда действия рационально мотивированы, существует некая причинно необходимая связь между психологическими предпосылками действия и намеренным его выполнением, или, по крайней мере, намеренной попыткой выполнить действие, что действие вытекает из его предпосылок благодаря причинной необходимости. Но это ошибка. Это отрицание того, что разрыв существует. Отрицая существование разрыва, вы получаете все проблемы, которые мы здесь рассматриваем, и, что особенно важно, разрешение; вопроса слабости воли становится, строго говоря, невозможным. В ответ на утверждение о том, что правильные психологические предпосылки в силу причинной необходимости ведут к действию, зададимся вопросом, существуют ли вообще такие случаи, когда психологические предпосылки причинно достаточны для действия? Мне кажется вполне очевидным, что есть много подобных случаев, но там отсутствует свободная воля, и они не относятся к обычным добровольным действиям. Таким образом, например, наркоман может иметь психологические предпосылки для употребления наркотиков, которые причинно достаточны для уверенности в том, что он будет ими пользоваться по той простой причине, что он не в силах удержаться. В таких случаях, как мы уже видели, не существует знакомого нам разрыва. Поступок действительно причинно предопределён достаточными для предпосылок психологическими факторами. Теперь мы, кстати, вполне убедились, что эти психологические факторы имеют своё объяснение в нейробиологии. В обычных случаях мы можем привести очевидное возражение: можно принять любой вид оценочного суждения и не действовать в соответствии с ним. Проблема акразии, повторяю, в том, что если мы оставим в стороне случаи пагубных привычек, принуждения, одержимости и так далее, то любая предпосылка, даже если она чётко сформулирована, не влечёт заведомо выполнение действия и вполне сознательный человек, действующий рационально, всегда может иметь предпосылку (например, подходящее моральное суждение, безусловное намерение, да что угодно) и не действовать в соответствии с ней. Более того, такое случается нередко. Точнее, постоянно. Спросите любого, кто пытался сбросить лишний вес, бросить курить или выполнить все решения, принятые в канун Нового года. В крайней форме ошибка, которая делает непонятным существование акразии, происходит из неверной концепции причинной связи. Если, например, мы сравниваем причинную связь с ударами бильярдных шаров или со сцеплением шестерёнок механизма, то кажется просто невозможным, что бывают причины без следствий. Если намерения вызывают поредение и намерение имеется, а человек не предпринимает действия, которое намеревался предпринять, это может случиться только потому, что этому помешали другие причины или это было намерение не того рода, как нам казалось, и так далее. Но интенциональная причинность в некоторых важных отношениях не похожа на причинность в бильярде. Оба случая представляют причинность, но в случае с желаниями и намерениями, при нормальных волевых поступках, когда человек не принуждён действовать тем или иным образом, наличие причин ещё не вынуждает субъекта действовать в соответствии с ними; он должен поступать в соответствии с основаниями или своим намерением. При волевом действии существует, как мы убедились в главах Имея дело с интенциональностью, лучше всего думать от первого лица. Что значит для меня сформировать намерение, а потом не действовать в соответствии с ним? Может быть, я вынужден в силу осознаваемых или неосознаваемых причин действовать противоположным намерению образом? Конечно, нет. А может быть, в таких случаях всегда оказывается, что намерение имело недостатки, было условным или неподходящим, что оно не было абсолютным, безусловным или неудержимым, а лишь кажущимся и условным? И снова нет. Намерение, как все мы знаем, бывает сколь угодно сильным и безусловным, ничто не влияет на него, и всё равно действие не осуществляется. Чтобы увидеть, как происходит акразия, нам нужно напомнить себе о том, как действия протекают в нормальных случаях, когда акразии нет. Когда я формирую намерение, я должен действовать в соответствии с ним. Я не могу сидеть сложа руки и смотреть, как действие протекает, как когда я смотрю на бильярдные шары. Но с точки зрения первого лица, несомненное значение в данном случае имеет лишь то, что действия не происходят сами по себе, они не случаются, подобно событиям; их совершают, они, например, предпринимаются, инициируются или выполняются. Принятого решения недостаточно, вам нужно исполнить задуманное. Именно в разрыве между намерением и действием мы находим возможность, даже неизбежность, некоторых случаев слабости воли. Что бы мы имели, если бы акразия была действительно невозможна? Представьте себе мир, в котором человек, сформировавший безусловное намерение выполнить действие (и удовлетворивший все другие предпосылки, такие, как формирование абсолютного суждения в пользу совершения данного поступка, моральное предписание самому себе действовать таким образом и так далее), после чего оно выполняется в силу причинной необходимости, если только Акразия, в двух словах, — это признак определённого рода свободы, и мы сможем понять её лучше, если глубже исследуем эту свободу. Согласно определённой классической концепции принятия решений, мы время от времени достигаем «точки выбора»: точки, в которой нам предоставлен ряд вариантов, из которых мы можем, а иногда и должны окончательно выбрать один. Я хочу возразить, что в любой нормальный, сознательный, бодрствующий момент нашей жизни у нас есть неограниченное, строго говоря, бесконечное количество вариантов выбора. Мы всегда стоим перед выбором, и наш выбор безграничен. В то время как я пишу эту главу, я могу сгибать пальцы ног, двигать левой рукой или собираться в Тимбукту. Опыт любого нормального, сознательного, свободного действия содержит в себе возможность не выполнять это действие, а сделать Существует много разных форм акразии, но возникает она обычно так: в результате размышления мы формируем намерение. Однако поскольку у нас всегда есть бесконечное количество вариантов выбора, когда приходит время действовать, несколько альтернативных вариантов могут показаться привлекательными или иметь другую мотивационную почву. Для многих действий, выполняемых нами в соответствии с основанием, есть и основания не совершать их, а поступить Может озадачить то обстоятельство, что мы Часто проводят аналогию между акразией и самообманом; здесь в самом деле есть некоторые совпадения. Характерным проявлением акразии является то, что обязанность противостоит желанию, а для самообмана характерно доказательство, противостоящее желанию. Например, влюблённый, вопреки горькой реальности, обманывает себя тем, что его возлюбленная верна ему, потому что он отчаянно хочет верить в её преданность. Но есть и значительные различия между акразией и самообманом, связанные в основном с направлением соответствия. Человек со слабой волей может оставить действительное положение вещей на поверхности. Он может сказать себе: «Да, я знаю, мне не стоит курить, У меня есть неоспоримые доказательства, что существует p (даже, возможно, я знаю, что оно есть), но я очень хочу верить, что p нет. Этот конфликт не может быть преодолён желанием, если он возникает в подобной форме. Для того чтобы желание взяло верх, сам конфликт должен быть подавлен. Вот в чём самообман. Акразия есть форма конфликта, но не форма логической противоречивости или логической непоследовательности. Самообман есть способ скрыть то, что явилось бы формой противоречивости или непоследовательности, если бы оказалось на поверхности. В силу этих оснований самообман логически требует понятия подсознательного, а акразия его не требует. Акразия зачастую дополняется самообманом как способом ухода от конфликта, например, когда курильщик говорит себе: « Подведём итоги: акразия и самообман не одинаковы по своей структуре. Акразия обычно принимает следующую форму: Лучше всего сделать А, Здесь нет логического абсурда или непоследовательности, хотя есть конфликт между противоречивыми основаниями для действия, и это действие иррационально в том плане, что человек по своей воле и намеренно действует в соответствии с основанием, которое считает неправильным. Самообман обычно принимает форму: Сознательное суждение субъекта: я верю, что p нет. Его же неосознанное суждение: у меня есть неоспоримые свидетельства, что p существует, Самообман, таким образом, включает иррациональность При действиях, обусловленных слабостью воли, личность поступает в соответствии с основанием, которое она сама считает не лучшим основанием для действия, и поступает вопреки основанию, которое считает наилучшим. Этот конфликт может принимать множество разных форм, и существует множество степеней слабости воли. Соблазнительно думать, что при слабости воли человеком овладевает некое сильное желание, так что желание, в соответствии с которым человек действует, обеспечивает достаточное причинное условие для поступка. Нет сомнения, что бывают и такие случаи, но они нетипичны. В обычном случае существует разрыв, как для действия по слабой воле, так и для действия по сильной воле. Я выпил ещё один стакан вина вопреки моему суждению, что мне не стоило этого делать. Но то, что я выпил этот стакан вина, не было более принуждённым действием, чем мой поступок под воздействием сильной воли, когда я действовал согласно моему лучшему суждению. Разрыв есть или может быть одним и тем же в обоих типах случаев. Вот почему действие В том плане, в котором я представил тему слабости воли, она не является серьёзной проблемой в философии. Она становится значимой, только если мы делаем неверные предположения относительно причинных предпосылок действия. Но она позволяет нам увидеть разрыв в новом свете. Однако остаётся вопрос: какова и какой может быть нейробиологическая реальность разрыва? Этот вопрос я отложу до последней главы. | |
Примечания: | |
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. | |
Оглавление | |
| |