Что есть разумное основание для действия? Предполагается, что этот вопрос настолько сложен, что Филипа Фут однажды написала: «Я уверена, что не понимаю сути оснований для действия, и хотела бы знать, есть ли кто-нибудь, кто понимает» 34. Но почему это должно быть так трудно? Разве мы не имеем дела с основаниями для действия каждый день? Какая здесь может быть загадка? В стиле Витгенштейна можно сказать: нет ничего скрытого. Хорошо, ничто не скрыто и нет сомнений, что ответ лежит на поверхности. Всё равно нам нужно осмотреться, чтобы найти его, и выйдет так, что ответ окажется гораздо более сложным, чем мы могли ожидать. Мы можем заключить из предыдущих глав, какими определёнными формальными чертами должна обладать любая сущность, чтобы быть разумным основанием для действия. Например, её существование и действие должны согласовываться с разрывом. Здесь должно быть что-то, что могло бы служить рациональной мотивацией для действия таким образом, чтобы субъект мог действовать в соответствии с этим, хотя это Первый полезный шаг, который стоит предпринять, состоит в том, чтобы взглянуть на обычное использование тех предложений, которые содержат в себе слово «основание» и такие связанные с этим термины, как «объяснение», «почему» и «потому что». Изначально стоит цель спросить: при каких условиях предложение S выражает основание R для явления Р? Получив ответ на этот вопрос, мы можем перейти к следующему шагу и спросить, в соответствии с какими условиями S устанавливает Я для человека, чтобы у него было интенциональное состояние, такое, как убеждение или желание? И поскольку первичные намерения и намерения в действии относятся к интенциональным состояниям, то если мы сможем ответить на общий вопрос об интенциональных состояниях, этот ответ должен привести нас к ответу, касающемуся особых случаев намерения сделать что-либо. И этот ответ, если мы, конечно, сможем получить его, есть уже ответ на вопрос: «При каких условиях S устанавливает основание Я для выполнения действия А субъектом X?»; поскольку основание для попытки или намерения сделать что-либо, при прочих равных условиях, есть основание сделать это. Разумное основание всегда является основанием для субъекта, поэтому мы должны попытаться дополнить следующую эквивалентность: Утверждение S устанавливает основание Я для деятеля X, чтобы он выполнил действие Д, если и только если… Но даже в этой формулировке есть слабые места. Во-первых, в ней не различаются хорошие и плохие основания, рационально приемлемые и неприемлемые. Во-вторых, здесь нет различения между основаниями, доступными человеку и недоступными ему. У Рационально действующий человек X правильным образом принимает утверждение S в качестве веского основания Я для выполнения X действия типа Д, если и только если… Далее в этой главе мы увидим, что этот способ формулировки вопроса неадекватен. Как это обычно бывает в философии, основная проблема заключается в том, чтобы найти правильную формулировку. И здесь мы мечемся из стороны в сторону. Заметьте, что такие утверждения об основаниях релятивны в трёх аспектах. Во-первых, основание, о котором идёт речь, является основанием для чего-то. Ничто не может быть основанием само по себе. Во-вторых, основания для действия релятивны вдвойне, поскольку они являются основаниями для выполнения действия субъектом-личностью. И в-третьих, если основания должны функционировать в размышлении, субъект-личность должен о них знать. Подытожим: чтобы функционировать в процессе размышления, основание должно быть основанием для действия некоторого типа для человека и должно быть этому человеку известно. Такие утверждения обычно являются интенсиональными (через «с»), поскольку они не позволяют заключать, что некоторое основание является основанием I. Что есть основание?Понятие основания является составной частью, по меньшей мере, трёх других понятий, и эти четыре понятия можно понять только вместе, как единое семейство. Вот эти три понятия: «почему», «потому что» и «объяснение». Констатировать основание — это, как правило, значит дать объяснение или его часть. Объяснения отвечают на вопрос «почему», и для ответа хорошо применить форму «потому что». На вопрос: «Почему произошло p?» — ответом будет: «Потому что имеет место с/», и этот ответ даёт основание того, почему p, если q действительно или частично объясняет p. Вот где основание того, что все основания отвечают на вопрос «почему?» И «основание», и «объяснение» являются понятиями успеха в том смысле, что могут существовать хорошие и плохие основания и объяснения, но если мнимое основание (объяснение) действительно плохое, оно вообще не сможет быть основанием (объяснением). «Потому что» есть истинностно-функциональная связка между предложениями. Она связывает полные предложения. «Почему» также имеет дело с целыми предложениями. Требование того, чтобы предложения были полными, скрыто от нас тем фактом, что иногда, на поверхности грамматики предложения, вопрос «почему» содержит простое выражение или фразу, а ответ «потому что» содержит предложную фразу. Вопрос: «Почему сейчас?» или «А почему борода?» Ответ: « Синтаксис и в вопросах «почему», и в ответах «потому что» при полном высказывании всегда требует полного предложения, а не просто именной конструкции. Синтаксическое наблюдение предполагает два семантических вывода. Во-первых, подробное изложение как объясняемого, так и объясняющего должно обладать полным пропозициональным содержанием, а во-вторых, должно существовать Предположим, у меня спрашивают: «Почему в Калифорнии происходит больше землетрясений, чем в других штатах?» Мой ответ: «В Калифорнии — самые неустойчивые сейсмические условия» будет объяснением только в том случае, если в Калифорнии действительно происходит землетрясений больше, чем в других штатах, и если там действительно неустойчивые сейсмические условия, которые причинно связаны с землетрясениями. Существует общий термин для описания тех черт мира, которые делают утверждения или предложения истинными или благодаря чему они истинны, и этот термин — «факт». Объяснение — это одно или несколько утверждений. Но основание — это не предложение и не серия предложений, и то, в силу чего основание является основанием, также не является предложением или серией предложений; скорее, в случаях, которые мы рассмотрели, и объясняющее, и объясняемое являются фактами. Факт — это основание относительно лишь того факта, для которого оно таковым является, и оно есть основание только для данного факта, если оно состоит в объяснительных отношениях с ним 35. Раз так, то хочется думать, что все основания являются фактами. Но как быть в тех случаях, когда я ошибаюсь в фактах, но всё равно могу предложить своё объяснение? Вопрос: «Почему у вас зонт?» Ответ: «Потому что идёт дождь». И вопрос, и ответ отвечают требованиям пропозиционального содержания, но предположим, я ошибаюсь, и дождя сейчас нет. Всё равно здесь есть истинное объяснение, подразумеваемое в моём ответе. Делая своё заявление, я выразил убеждение в том, что сейчас идёт дождь, и это убеждение может быть основанием для моего действия, даже если это убеждение ложно. В подобных случаях мы можем сказать либо, что факт, в который я верил, является основанием, либо, что моё убеждение есть основание для моего действия. Более того, у меня может быть основание совершить такой поступок, который я не совершаю, но если я предлагаю основание в качестве объяснения, это может быть объяснение моего намерения выполнить действие, даже если само намерение никогда не осуществится. В подобных примерах предполагается, что и сами основания, и то, для чего они таковыми являются, могут быть как фактами внешнего мира, так и интенциональными состояниями, то есть убеждениями, желаниями и намерениями. Так, например, объяснение того, почему я сказал, что в Калифорнии наихудшие сейсмические условия, может быть в том, что я в это верил. И моё убеждение может быть основанием для моего действия, независимо от того, истинно убеждение или нет. Формальным препятствием к тому, чтобы быть основанием, является то, что ответ должен обладать пропозициональной структурой и соответствовать утверждению об основании 36. Гипотеза, подсказываемая данными примерами, такова: все основания являются пропозиционально структурированными единицами. Они могут быть фактами реального мира, например, «идет дождь», или же пропозициональными интенциональными состояниями, такими, как моё желание остаться сухим. Они также могут быть пропозиционально структурированными единицами, не являющимися ни фактами, ни интенциональными состояниями, а такими единицами, как обязательства, поручения, требования и потребности. Эта черта онтологии оснований объясняет тот синтаксический факт, что предложение, заключающее в себе основание, требует придаточного предложения с «что» или какой-либо другой эквивалентной формы, которая выразит все предложение. В нашем языке нет простого слова, чтобы определить им сущности такого рода. Слова «факт» и «фактическое» слишком тесно привязаны к истине, чтобы охватить и убеждения, являющиеся для Например, предположим, что меня спросили: «Почему у вас зонт?» Я могу дать на это следующие ответы:
Все эти заявления точно определяют фактитивные единицы в том смысле, о котором я говорил. Первое из них, если оно истинно, утверждает факт, что идёт дождь. Но убеждение, желание, обязательство и потребность также фактитивны. Некоторые основания представляют другие фактитивные единицы. Так, убеждение представляет факт реального мира, но оно может являться основанием для Почему основания должны обладать фактитивной структурой? Я не знаю. Я предполагаю, что у нас должна быть способность обосновывать при их помощи, а сделать это можно при помощи утверждения, имеющего пропозициональную структуру. Наш следующий вопрос: что делает фактитивную единицу основанием для чего-либо? Учитывая только что сказанное, уточним: при каких условиях подобная единица имеет свойство объяснять что-то? С одной стороны, существует класс фактитивных единиц — оснований, с другой стороны — есть класс фактитивных единиц, нуждающихся в объяснении, и к этому классу относятся факты — от войн до землетрясений, и такие фактитивные единицы, как желания, убеждения и так далее. Мы можем объяснить единицы второго класса посредством некоторых членов первого класса. Какие же черты, присущие первому классу, позволяют объяснять единицы второго класса? Многообразие объяснительных отношений соответствует бесконечному многообразию объяснений, которые можно дать явлениям: каузальные, логические, подтверждающие, эстетические, правовые, моральные, экономические и так далее. Что у них есть, если, конечно, есть, общего, кроме той тривиальной черты, что все они дают объяснения? Я не знаю; возможно, ничего общего у них и нет. Может показаться, что объяснения образуют Модальное семейство включает в себя информацию о том, почему что-либо объективно случилось, могло случиться или должно было случиться и так далее. Объясняющие отношения включают в себя осуществление чего-либо, создание причин для Поскольку объяснительная сила оснований зависит от того, как описываются объясняемые явления, они являются неэкстенсиональными. Дело не только в том, что связка «потому что» неэкстенсиональна, но в том, что взаимозаменяемость не действует в утверждениях об основаниях. Основания, если говорить коротко, обладают интенсиональностью (через «с») не только в отношении к экзистенциальному обобщению, но также и к подстановочной эквивалентности. Рассмотрим: В Калифорнии происходит больше землетрясений, чем в любом другом штате, потому что там наиболее тяжёлые сейсмические условия. Отсюда вместе с утверждением тождества: Штат с наихудшими сейсмическими условиями — это тот же штат, в котором живёт больше всего звёзд кино. Нельзя сделать вывод о том, что: В Калифорнии происходит больше землетрясений, чем в любом другом штате, поскольку там живёт больше всего звёзд кино. Невозможность взаимозаменяемости в таких утверждениях об основаниях — следствие того, что объяснительная сила утверждения зависит от того, как описываются данные явления. Она зависит от аспекта или способа представления. Если выражение объяснительного аспекта, в данном случае причинно действующего аспекта, не сохраняется при замене референциальных выражений, то истинность не сохраняется. Несколько лет назад проходила дискуссия о том, являются ли основания причинами. Мне сразу показалось, что участники дискуссии заблуждались, потому что не принимали во внимание очевидные грамматические различия между утверждениями о причинах и основаниях. Причины обычно являются событиями, а основания — никогда. Вы можете дать основание, указав на причину, но из этого не следует, что причина и основание — одно и то же. Чтобы прояснить это, обратимся к примеру. (1) Почему разрушилось Оклендское подвесное шоссе? Этот вопрос требует объяснения и, следовательно, основания. На него обычно отвечают, указывая на причину, например: (2) Землетрясение в Лома-Приета повредило его фундамент. Здесь даётся адекватное основание и, следовательно, объяснение, поскольку обозначена причина того, что шоссе пострадало. Землетрясение, разрушение фундамента и падение опор шоссе — это три причинно связанных события. Землетрясение привело к разрушению фундамента шоссе, Итак, мы несколько продвинулись вперёд, но не так далеко: основания являются единицами с фактитивной структурой. Объяснение — это речевой акт, заключающийся в изложении оснований. Само изложение основания сможет что-либо объяснить, только если само основание находится в одной или нескольких объяснительных связях с тем, для чего оно является основанием. Но даже этот небольшой шаг приводит к интересному результату. Хотя зачастую основание точно обозначает причину, в таких случаях из этого не следует, что причина идентична основанию, поскольку основания всегда являются фактитивными единицами, а причины обычно представляют собой события, а не факты. II. Некоторые особенности объяснений интенциональных явленийКогда мы приводим объяснения интенциональных явлений, таких, как действия, убеждения, желания и надежды, так же как и войны, экономическая политика, любовные связи и литературные произведения, то вводим новый компонент — рациональность. И вместе с требованиями рациональных объяснений обычно связано требование обоснования. Интенциональные явления подводятся под рациональность, и требование объяснить интенциональное явление — убеждение, желание, действие и так далее — обычно является требованием показать, что оно рационально и чем оправдано. Когда мы просим объяснить что-либо, задавая вопросы о том, почему человек то-то сделал, почему убеждён в том-то, почему он надеется на то-то, почему он этого хочет, равно как и — почему он любит такую-то, почему он пошел на войну, почему понизил процентные ставки, почему написал такой-то роман, — мы вводим вопросы, которые относятся не только к семейству «Что заставило данное событие произойти?», но также и к семействам «Чем оправдано происходящее?» и «В силу каких оснований вы так действовали?» Рациональность в интенциональных явлениях не равна обоснованию, поскольку интенциональное состояние может быть неудовлетворённым, при этом не будучи иррациональным. Я могу купить акции на фондовом рынке «по наитию», тогда как моя интуиция никоим образом не обосновывает мой выбор, но моё действие Почему введение объяснительных оснований для интенциональных явлений автоматически вводит нормативные категории рациональности и оправдания? Потому что зависимость интенциональных состояний от названных норм является неотъемлемой. Внутренней и неотъемлемой чертой интенциональных состояний является их зависимость от рациональных критериев оценки, как победы и поражения являются неотъемлемой частью игры в футбол. Чтобы сформировать рациональные оценки, вам необязательно прежде приобрести убеждения, надежды, желания и намерения; скорее, иметь убеждения и так далее значит уже видеть перед собой явления, соответствующие данным нормам. Более того, различные формы институтенциональности обладают своими собственными формами нормативности. Так, например, предполагается, что убеждения истинны и потому подчиняются ограничениям рациональности и оправдания, включающим, в частности, свидетельства и прочие основания, подтверждающие истинность. Рациональность требует, чтобы никто сознательно не придерживался противоречивых убеждений. К желаниям рациональность не предъявляет таких требований: можно рационально желать, чтобы произошло и p, и не-p. Как и всякий реальный эмпирический феномен реального мира, интенциональные явления могут получить прямые причинные объяснения, не имеющие ничего общего с рациональностью или оправданием. Например: «Джонс верит, что он Наполеон, поскольку у него контузия». Подобное объяснение является причинным объяснением, но не даёт каких-либо оснований, которые могли бы оправдать убеждение Джонса или показать, что оно рационально. Оно даёт каузальную причину, но не говорит нам, отчего Джонс придерживается такого убеждения. Особенность интенциональных явлений в том, что они, в силу своей природы, также подчиняются ограничениям рациональности, и им требуется обоснование в силу этих ограничений. Все хорошие основания Большинство публичных обсуждений вопроса о том, оправданно ли Трумэн сбросил атомную бомбу, концентрировались не на основаниях, в соответствии с которыми он действовал, а на том, был ли оправдан сам этот поступок, был ли он хорошим поступком, в конце концов. Все изложения оснований являются объяснениями, но сейчас я хочу сказать, что объяснение того, почему До настоящего времени мы обнаружили четыре вида объяснений интенциональных состояний.
Принимая все это во внимание, я хочу отметить исключительно важный момент: введение нормативных ограничений на объяснения оснований того, почему некоторое интенциональное явление имеет место, не отменяет каузальных ограничений. Так, например, на вопрос «Почему вы проголосовали за кандидата Демократической партии?» — кто-то мог бы ответить: « Подведём итоги: к настоящему времени я высказал три существенных утверждения. Во-первых: все основания являются фактитивными единицами, которые находятся в одном или более объяснительных отношениях с тем, для чего они являются основаниями. Во-вторых: интенциональные явления, помимо прочего, подчиняются определённым нормативным ограничениям. В-третьих, если мы объясняем, почему кто-то сделал что-либо или почему он имеет III. Основания для действий и полные основанияДо настоящего момента в этой главе мы предварительно прощупывали почву. Теперь нужно обратиться к конструктивной части. Ядро содержания этой главы представлено в данном разделе, и в целях полной ясности я собираюсь его изложить как серию пронумерованных шагов. Я начинаю с некоторых замечаний, приведённых в двух предыдущих разделах.
Внутренние движущие мотивы и составляющие — всегда убеждения. Эти убеждения касаются того, как производить действия причинно (движущие мотивы) или как одно действие является образующим для других действий (составляющие). Как убеждения, внутренние движущие мотивы и составляющие отвечают за то, как обстоят дела в реальном мире. У них нисходящее направление соответствия. Таким образом, они являются эффективными основаниями для действия только в той степени, в которой они соответствуют реальным фактам в мире. Тот факт, что я могу выстрелить из ружья, спустив курок, является внешним движущим мотивом. Следовательно, если у меня есть основание выстрелить из ружья, у меня есть и основание спустить курок. Внешний движущий мотив будет действующим в моём обосновании, только если существует соответствующий ему внутренний движущий мотив — моё убеждение, что я смогу выстрелить из ружья, спустив курок. Эта комбинация черт, существование факторов мотивации и признание фактов, имеющих отношение к ситуации, приводит к иллюзии, что все обоснование является обоснованием средств и целей или убеждений и желаний. Факторы мотивации обеспечивают (желаемые) выводы, и немотивирующие факты обеспечивают средства (в которых мы уверены). Но при таком угле зрения граница между внутренними и внешними факторами мотивации смазывается и, соответственно, размывается граница между зависимыми и независимыми от желания основаниями для действия. Огромная пропасть между людьми и шимпанзе в смысле практического разума состоит в том, что мы обладаем способностью создавать независимые от желания основания для действий, признавать их и действовать в соответствии с ними. В западной философии центральным вопросом рациональности всегда был следующий: как субъект может быть рационально мотивирован независимым от желания основанием? Если каждое действие в некотором смысле является выражением желания выполнить его, то откуда желание берёт своё начало, если основание, в соответствии с которым действует человек, ни само не является желанием, ни основывается на других желаниях? Как могут независимые от желания основания рационально быть почвой для желания? Стандартный ответ на эти вопросы, даваемый «классической моделью», состоит в том, что человек должен иметь какое-либо доминирующее желание, или желание более высокого порядка, действовать в соответствии с независимыми от желания основаниями. Так, человек должен иметь некоторое общее желание говорить правду, держать слово или выполнять обязательства. Но это неправильный взгляд на данные вопросы, потому что из него следует, что, когда у человека нет желаний более высокого порядка, у него нет и оснований говорить правду, выполнять обязанности и держать слово. Нам нужно показать, что простой факт осознания действующим субъектом своего заявления, обещания или другой формы обязательства уже является основой для мотивации. Как это возможно? Краткий ответ заключается в том, что у всех них — восходящее направление соответствия, и осознать, что определённые виды фактитивных единиц имеют восходящее направление соответствия, и человек есть субъект пропозиционального содержания, — уже означает признать основания для действия согласно этому пропозициональному содержанию. К этому вопросу я вернусь в главе 6. Третий элемент в рациональном принятии решений, включённый в полное основание, — это оценка набора факторов мотивации и не мотивирующих фактов таким образом, чтобы прийти к решению. Теория решений, как мне кажется, оценивает все это в высшей степени поверхностно, потому что в ней предполагается, что у меня есть заранее хорошо организованный перечень предпочтений, и вопрос только в расчёте вероятности в отношении того, как добраться до верхней ступеньки моей лестницы предпочтений. Главная трудность состоит в установке этого перечня предпочтений. Самое сложное в рациональном размышлении заключается в том, чтобы решить, чего вы действительно хотите и что вы действительно хотите делать. Вы не можете предположить, что набор желаний непременно предшествует размышлению. Более того, это не тот случай, когда все факторы мотивации располагаются на одном уровне 37. В «классической модели» мы предполагаем, что набор целей первичен по отношению к размышлению. Все эти цели, в широком смысле, являются желаниями человека. Следовательно, размышление служит выбору средств достижения этих целей, способов удовлетворения желаний. В большинстве случаев предполагается, что набор желаний непротиворечив. Но с противоположной точки зрения, которой я придерживаюсь, все это безнадёжно ошибочно. Действительно, трудной частью практического разума является понимание того, что представляют собой цели. Некоторые из них являются желаниями, но другие — неустранимыми, независимыми от желания основаниями для действия. Такие основания есть почва для желания; но само желание не есть почва для основания. Если вы видите, что у вас есть основание сделать что-то, чего вы не желаете, вы увидите, что вы должны это сделать и, a fortiori, 38 должны хотеть сделать это. И иногда, но ни в коем случае не всегда, признание этого приведёт вас к желанию совершить то самое действие. Кроме того, даже после определения факторов мотивации и оснований для действия, как зависимых, так и независимых от желаний, весь набор редко становится непротиворечивым. Вы не можете делать всё, что хотите, или всё, что должны сделать. Так что вам нужно иметь некоторый способ оценки относительной силы факторов мотивации. Но даже если вы можете решить эту проблему вполне рационально, вы всё равно не сумеете провести чёткое различие между целями и средствами, поскольку некоторые средства сами по себе уже включают в себя цели, а некоторые пересекаются с другими целями. Возьмём простейший пример: если одной из ваших целей является сбережение денег, то вы обнаружите, что для достижения других целей вам придётся потратить деньги. Я хочу прояснить все это на последующих страницах, а сейчас обращусь к ряду примеров. IV. Принятие решений в реальном миреВ типичном случае, как, например, с моими попытками распределить время при написании этой книги, у меня есть ряд конфликтующих факторов мотивации, имеющих отношение к данному делу. У меня есть обязательство закончить книгу. Но у меня есть и другие авторские обязательства, которые должны быть исполнены перед этим. Я считаю данную работу более важной, и я уже пообещал подготовить рукопись за абсурдно короткий срок. Моё обязательство написать эту книгу вступает в конфликт с моим обязательством подготовить два других материала, которые нужно сдать в этом месяце. С другой стороны, у меня есть лишь очень неясная идея того, как работать с этой рукописью, и выполнить некоторые из моих других авторских обязательств, как мне кажется, будет легче. Я ожидаю, что за книгу мне заплатят больше, чем за статьи. У меня также есть обязательства, связанные с преподаванием и с семьёй, которые должны быть выполнены в любом случае. Например, я должен читать лекции в университете, а к обеду приходить домой. Занятия философией меня радуют, но радует и многое другое, и я не могу делать все. Это и есть практический разум в реальной жизни. Заметьте, я не могу чётко провести различие между обязанностью и желанием, как и между целями и средствами. По большей части я не брал бы на себя эти обязательства, если бы не хотел иметь их и если бы я не хотел делать то, к чему они обязывают меня. Эти обязанности создали для меня мои желания. Чем является написание этой книги — целью или средством? Ответ — и тем, и другим, причём в разных отношениях. Но в чём принцип моего действия, и не cjo-ит ли мне проверить, не обусловлено ли моё действие неким всеобщим законом? Да, я могу сформировать множество разных принципов, применимых или неприменимых универсально, и это не имеет большого значения. Может быть, чтобы быть рационально действующим человеком в подобных случаях, для начала я должен иметь хорошо организованный перечень предпочтений, а затем сделать расчёты вероятности в отношении того, какие действия увеличат до максимума мою выгоду? Эта идея представляется до абсурда невероятной. Но во всём этом видимом интенциональном хаосе на самом деле есть порядок, и цель практического разума состоит в том, чтобы уточнить и распространить этот порядок. Вот первая серьёзная трудность: как могут факты реального мира, такие, как наличие в моём организме определённого количества витаминов или что я произношу Банальное утверждение, что я могу вовлекать в обоснование только то, что является внутренней чертой моего разума, не противоречит утверждению, что осознание объективных фактов реального мира может быть и тем, чего требует рациональность, и тем, что обеспечивает внешние рациональные основы для внутренних факторов мотивации. V. Конструирование полного основания: проверка «классической модели»Предполагая, что полное основание должно содержать в себе всё три вида описанных элементов, как тогда в точности мы конструируем, оцениваем и действуем в соответствии с полным основанием? Я хочу рассмотреть случай из реальной жизни, потому что он иллюстрирует разницу между точкой зрения, которую я выдвигаю, и точкой зрения «классической модели». Я уверен, что пример, который я хочу предложить, является примером иррациональности, но «классическая модель» не может описать его иррациональность. Когда я читал лекции в Дании, у меня была студентка, которая много курила. Я сказал ей, что курение очень вредит её здоровью. Она согласилась. Тогда я спросил: «Почему тогда вы продолжаете курить?» Она ответила, что не заботится о своём здоровье, что она будет совершенно счастлива умереть намного раньше, чем могла бы, если бы не курила, а сейчас она хочет курить. Она прямо сейчас желает делать то, что, как ей известно, приведёт к её смерти в возрасте около шестидесяти лет. Я заметил ей, что в шестьдесят лет она не захочет умирать и будет сожалеть о том, что курила теперь. Она опять согласилась, но сказала, что сейчас, когда ей всего двадцать и ей надо принимать решение, её совершенно устроит, если она умрёт в шестьдесят лет, а сейчас — это как раз тот момент, когда ей нужно решить — курить или нет. Этот случай интересен тем, что она согласилась со всем, что я ей сказал. Она согласилась, что курение, скорее всего, убьёт её к шестидесяти годам, и по мере приближения к этому возрасту она будет всё больше жалеть о том, что не бросила курить, что она не захочет тогда умирать вследствие курения. Но тем не менее здесь и сейчас, когда нужно принять решение — курить или нет, рациональным решением для неё будет курить, потому что она хочет курить здесь и сейчас. Она не признавала здесь какой-либо иррациональности. Напротив, она настаивала на том, что её поведение вполне рационально, что сейчас для неё рационально курить. По «классической модели», её поступок действительно был абсолютно рациональным. Её убеждения и желания были таковы, что она, при её убеждениях, достигала максимального удовлетворения своих желаний в курении. Верно, что у неё могли бы появиться некоторые последующие желания, которые могли бы и не быть удовлетворены, но они не могли играть какой-либо роли в рациональном принятии решений сейчас, потому что эти последующие желания даже не существовали на текущий момент. Более того, у неё не было желаний второго порядка в то время, не было желаний на будущее; она была безразлична к нему. Она не думала так: «Я буду желать того-то и того-то в будущем, так что я хочу желать этого сейчас». Ожидаемые желания будущего не играли для неё никакой роли. Согласно «классической модели» в трактовке Уильямса, нам следовало бы сказать, что эта студентка является примером совершенной рациональности, поскольку она действовала в соответствии со своими внутренними основаниями, и эти внутренние основания не включали в себя какой-либо озабоченности её собственным будущим через сорок лет. Чтобы побудить её бросить курить, я мог лишь апеллировать к внешнему основанию, к Я думаю, что данный рассказ вполне очевидно рассказывает ограничения «классической модели», потому что здесь как раз та ситуация, когда кто-то должен принять решение в настоящем, и рациональное решение требует действий в соответствии с независимым от желания основанием. Почему же на деле поведение девушки было иррациональным? Я не думаю, что это сложный случай. Иррациональность состоит в том факте, что личность, принимающая решение сейчас, умрёт а шестьдесят лет. Недостаточно сказать, что сейчас у неё нет желаний относительно будущих желаний и вообще в отношении её будущего. Проблема в том, говоря рациональным языком, что ей стоило бы иметь желания, касающиеся её будущего, поскольку её настоящее поведение таково, что она и удовлетворяет, и разрушает саму себя. Заметьте, что я не утверждаю, что «отсроченное удовлетворение» всегда является рациональным выбором. Мне кажется ясным, что есть некоторые виды удовлетворений, существующих здесь и сейчас, и ради их получения стоит рисковать жизнью. В подобном случае человек может создать полное основание, где он должен найти баланс между удовлетворением в настоящем и риском отказа от надежд на будущее. Но приведённый выше случай не похож на это. В нём человек не взвешивает на чашах весов желание курить сейчас и нежелание умирать позже. Суть в том, что в «классической модели» нежелание умирать позже не учитывается вообще, поскольку оно не представляется как часть набора мотиваций. VI. Что есть полное основание для действия?Наш изначальный вопрос о том, что является основанием для действия, к настоящему моменту уже подвергся трансформации. Как мы уже видели, основание для действия — это любая фактитивная единица, являющаяся элементом набора, который составляет полное основание. Так что целью нашего анализа является выработка концепции полного основания. Что же тогда есть полное основание? Полное основание для действия должно обладать следующими компонентами. Во-первых, у него должен быть один или несколько рациональных факторов мотивации. Что делает фактор мотивации рациональным? Выражаясь формально, можно сказать, что рациональным фактором мотивации может выступать либо рациональное желание, либо Во-вторых, за исключением очень простых ситуаций, когда я могу удовлетворить фактор мотивации, выполнив обычное действие (поднятие руки), полное основание должно содержать в себе набор движущих мотивов и составляющих. Эти фактитивные единицы должны состоять в связи с факторами мотивации таким образом, чтобы они могли либо эффективно удовлетворять фактор мотивации (действующие), либо являться составными частями удовлетворения фактора мотивации (составляющие). Тогда рациональное размышление заключается в оценке действенности факторов мотивации и конфликтов между ними, а также в оценке движущих мотивов и составляющих в плане получения максимального удовлетворения факторов мотивации с минимальными затратами других факторов мотивации на удовлетворение движущих мотивов и составляющих. Говоря обычным языком: чтобы рационально думать о том, что надо сделать, вы должны понять, что вы действительно должны сделать, а затем найти способ сделать это наилучшим образом без ущерба для других вещей, которые вы хотите или должны сделать. Теперь мы можем, в свете этого рассуждения, вернуться к нашему изначальному вопросу из первого раздела главы и переформулировать его так: Рационально действующий человек X правильно принимает набор утверждений S, состоящих из отдельных утверждений si, s 2, s 3 … в качестве действенного полного основания для себя, чтобы совершить действие Л, если:
До настоящего момента эта характеристика была чисто формальной. Мы ещё не сказали о том, что делает фактор мотивации рациональным, или как может быть, что рациональность признания требует, чтобы человек признавал внешний факт в качестве фактора мотивации, или при помощи каких процедур мы должны оценивать разные факторы мотивации, движущие мотивы и составляющие, чтобы прийти к рациональному решению. Я вернусь к некоторым из этих вопросов в последующих главах. Однако сейчас я позволю себе одно предостережение: теория рациональности сама по себе не предоставит вам алгоритма рационального принятия решений. Теория рациональности не даёт в этом отношении больше, чем теория истины, которая не предлагает алгоритма для того, чтобы выяснить, какие предположения являются истинными. Теория истины говорит о том, что означает истинность предположения, а теория рациональности показывает, что подразумевается под словами, что действие рационально. |
|
Примечания: |
|
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. |
|