Джон Роджерс Сёрль (John Rogers Searle) — американский философ, представитель аналитического направления в философии. В |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Джон Роджерс Сёрль (John Rogers Searle). |
Дата и место рождения: | 31 июля 1932 года. Денвер, штат Колорадо, США. |
Гражданство: | Соединённые Штаты Америки |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: | Философия Аналитическая философия |
Специализация: |
Философия языка Философия сознания Философия искусственного интеллекта Социальная философия |
Область интересов: |
Мышление Язык |
Текст статьи: © В. В. Васильев. П. С. Александров. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Джон Сёрль родился в Денвере (штат Колорадо, США) в 1932 году. С 1949 по 1952 год учился в Университетах Висконсина и Оксфорда. В 1959 году защитил докторскую диссертацию и обосновался в Калифорнийском университете в Беркли. В 1967 году стал профессором этого университета и через два года выпустил свою первую книгу «Речевые акты: эссе по философии языка». За ней последовал ряд других монографий и сборников статей, в том числе «Выражение и значение: исследования по теории речевых актов» (1979), «Интенциональность: эссе по философии сознания» (1983), «Психика, мозг и наука» (1984), «Открывая сознание заново» (1992), «Конструирование социальной реальности» (1995), «Тайна сознания» (1997), «Сознание и язык» (2002), «Психика: краткое введение» (2004). Следует также особо отметить работу 1998 года «Сознание, язык и общество, философия в реальном мире», в которой Сёрль попытался объединить главные темы своих изысканий. В студенческие годы Сёрль испытал влияние идей основоположников аналитической философии Г. Фреге и Л. Витгенштейна. Определённое воздействие на него оказали также представитель лингвистического направления аналитической философии Г. Райл и идеолог возвращения аналитической философии к метафизике П. Стросон. Ещё больше Сёрль был обязан своему научному руководителю в Оксфорде Дж. Остину. Остин совершил поворот от популярной в то время «лингвистической философии», занимавшейся анализом метафизических искажений обыденной речи, к «философии языка», исследующей фундаментальные структуры речи, и заложил основу теории «речевых актов», то есть осмысленных высказываний. Он полагал, что речевой акт включает три составляющие: 1) собственно говорение; 2) цель говорения; 3) последствия говорения. Рассматриваемый в первом аспекте, он именуется «локутивным актом», во втором — «иллокутивным», в третьем — «перлокутивным». Остин также предпринял попытку систематизации иллокутивных актов, образующих основу речи, но не успел завершить этот проект. Сёрль продолжил его начинание и разработал детальную классификацию иллокутивных актов, получившую широкое признание в лингвистической среде: «ассертивы» (цель — отражение реального положения вещей), «директивы» (побуждение кого-нибудь к действию), «комиссивы» (связывание обязательством самого говорящего), «декларации» (изменение действительности самим фактом речевого акта, как в случае торжественных формул при заключении брака и так далее) и «экспрессивы» (выражение состояний говорящего). Иллокутивные акты, подчёркивает Сёрль, всегда имеют коммуникационный аспект, который, однако, предполагает наличие у них репрезентативной составляющей. Но сами по себе произносимые слова и предложения ничего не репрезентируют и не обозначают. Эта их роль производна и атрибутируется им говорящими и слушающими. Подобное атрибутирование, считает Сёрль, возможно лишь при наличии у таких субъектов ментальных состояний, структуру и содержание которых, собственно, и отражают иллокутивные акты. К примеру, приказание, отдаваемое одним человеком другому, предполагает некое желание первого, а также его убеждённость в возможности добиться исполнения этого желания с помощью того, кому даётся директива. Учитывая определяющую роль ментальных состояний в конституировании речевых актов, Сёрль заключает, что «философия языка является ветвью философии сознания» (Searle J. R. Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind, 1983). Анализ языка, таким образом, трансформируется у Сёрля в исследование ментальности. Поскольку речевые акты, зависящие от определённых ментальных состояний, репрезентативны, логично предположить, что и сами эти состояния могут быть таковыми. И хотя Сёрль признаёт существование нерепрезентативных ментальных состояний, таких как беспричинное беспокойство, наиболее важные ментальные состояния, по его мнению, действительно имеют репрезентативную природу. Он называет их «интенциональными», то есть нацеленными на В ранних работах Сёрль признавал наличие не только сознательных, но и бессознательных убеждений и желаний, и утверждал, что они складываются в Сеть (Network) интенциональных состояний, поддерживающих друг друга. В программной работе «Открывая сознание заново» Сёрль, однако, отказался от тезиса о существовании бессознательных интенциональных состояний и обвинил З. Фрейда в навязывании философам XX века этой ошибочной теории. Все ментальные состояния, подчёркивал Сёрль, должны сопровождаться сознанием, хотя не все они осознаются в равной степени — это зависит от уровня внимания. Помимо сознания в мозге есть только нейронные процессы. Некоторые из них, не имеющие отношения к актуальным интенциональным состояниям, в прошлом были связаны с ними и при случае вновь могут вызвать их. Такие процессы соответствуют тому, что он прежде называл бессознательными интенциональными состояниями Сети. При этом Сёрль отмечал, что, независимо от трактовки Сети, интенциональные состояния не являются самодостаточными, поскольку нельзя задать однозначные условия реализации конкретных состояний таково рода ни самими этими состояниями, ни их Сетью. Иллюстрацией сказанного является вариативность буквального значения слов в речевых актах. Так, конкретное значение того или иного слова определяется контекстом. Но этот контекст нельзя в полной мере выразить другими словами в силу аналогичной семантической недостаточности последних. Это верно не только для речевых актов, но и для других интенциональных актов и состояний. Чтобы избежать опасности бесконечного регресса, Сёрль предлагает допустить существование неэксплицированного и неинтенционального Фона (Background), задающего условия реализации интенциональных состояний. В онтологическом смысле Фон, как и Сеть, представляет собой совокупность нейронных процессов в мозге. Сеть можно даже рассматривать как часть фона. Но специфически фоновые процессы обычно не связаны с интенциональными состояниями, а формируют то, что можно назвать диспозициями, «способностями» и привычками, иначе говоря, «культурными и биологическими Рассуждения Сёрля о субъективной природе социальной реальности встроены в более широкий контекст создания им унифицированной онтологической картины мира. Трудность этой задачи, по его мнению, состоит в том, что хотя «фундаментальные черты мира описываются физикой, химией и другими естественными науками» (Searle J. R. The Construction of Social Reality, 1995), в нём наличествует огромное множество фактов, которые не относятся к естественным наукам. Их надо, тем не менее, Однако Сёрль не ограничивается изложением своей позитивной доктрины. Он также отбраковывает альтернативные концепции, отвергая, в частности, дуалистический подход к решению проблемы «сознание — тело» (mind-body problem), возрождённый К. Поппером и Дж. Экклзом, так как считает его противоречащим физическому единству мира. Отрицательно он относится и к попыткам «онтологической редукции» сознания, предпринятым «элиминативными материалистами», такими как Р. Рорти и П. Фейерабенд, а также сторонниками «теории тождества» Г. Фейглом, Д. Д. Смартом и другими, пытающимися элиминировать ментальное и приравнять психические состояния к нейронным процессам. Эти философы либо предполагают, что психические состояния необходимо тождественны нейронным событиям, чему, однако, противоречит то, что они могут мыслиться раздельно, либо говорят не о сущностном, «типовом» тождестве, а только о том, что конкретные ментальные состояния тождественны конкретным нейронным событиям, хотя последние могут быть разными у разных индивидов. В этом случае, для объяснения данного обстоятельства приходится прибегать к функционалистским аргументам и говорить, что «нейрофизиологическое состояние становилось определённым ментальным состоянием благодаря своей функции» (Searle J. R. A Начиная с Аргументы Сёрля породили ответную критику со стороны оппонентов, которые выявили внутренние проблемы его теории. В частности, многие критики указывали на то, что Сёрль в своём эксперименте неправомерно отождествляет человека в комнате с субъектом понимания китайского языка, которым должна быть, по их мнению, признана вся система, состоящая из комнаты, книги правил и человека. Множество нареканий вызывало и учение Сёрля об интенциональной и ментальной каузальности. Он и впрямь не вполне чётко разъясняет, как сознательные состояния могут вызывать телесные движения и как это согласуется с существованием чисто нейрофизиологических причин последних. Сёрль говорит, что ментальная каузальность — это просто высокоуровневое описание нейронной каузальности, но не поясняет, как подобный редукционизм согласуется с тем, что низкоуровневое и высокоуровневое объяснения, по его же словам, соотнесены с разными типами существования, с объективной и субъективной онтологиями. Кроме того, он провозглашает единство сознания, «трансцендентальное единство апперцепции», фундаментальной чертой ментальной жизни, но остаётся не до конца ясным, как мозаичные нейронные процессы могут обеспечивать это единство. В этом смысле более адекватной данным современной нейронауки выглядит теория «множественных набросков» Д. Деннета, который считает, что учение Сёрля о сознании к тому же лишено позитивной исследовательской программы. Это обвинение может показаться странным, но оно имеет свои резоны. Хотя Сёрль подчёркивает, что сознание является «системным свойством» мозга, он не даёт внятных объяснений, каким образом надо изучать каузальный механизм его порождения. Разбирая в работе «Тайна сознания» труды Ф. Крика и Дж. Эдельмана, выдвинувших конкретные гипотезы о нейрофизиологических основах сознания, он замечает, что, даже если они подтвердятся, «тайна» или хотя бы «проблема» останется. Суть в том, что хотя Сёрль согласен с тем, что первоначальный ответ на вопрос о причинах сознания может быть дан в таких нейрофизиологических терминах, как «синапс», «пептид», «ионные каналы», «40 Гц» (гипотеза Фр. Крика и К. Коха), «нейронные карты» (Дж. Эдельман) и так далее, «так как они составляют реальные черты реального механизма, который мы изучаем», но он подчёркивает, что «впоследствии мы можем открыть более общие принципы, позволяющие нам абстрагироваться от биологии» (Searle J. R. The Mystery of Consciousness, 1997). Иными словами, говоря о том, что сознание каузально обусловлено мозгом, Сёрль вовсе не имеет в виду, что нейронные или иные процессы в мозге являются необходимым условием сознания. Речь идёт лишь о достаточном условии, из которого впоследствии могут быть удалены все необязательные компоненты и экстрагировано некое каузальное ядро, зная которое в принципе можно будет сконструировать сознающие небиологические объекты, если, конечно, не выяснится, что чисто биологические компоненты входят в его состав. Проблема, однако, заключается в том, что в настоящее время мы не только не можем указать это ядро, но и представить, чем оно в принципе может быть. Поэтому неудивительно, что такой подход может показаться бесперспективным, в отличие от различных проектов компьютерного моделирования сознания. Преодолеть недостатки теории сознания Сёрля и функционалистского подхода посредством радикального объединения их сильных сторон попытался Д. Чалмерс. С одной стороны, как и Сёрль, он показывает нередуцируемость субъективного опыта человека; с другой — утверждает, что все внешние проявления этого опыта могут быть эксплицированы в терминах функционалистской теории в духе Д. Деннета. Наконец, он постулирует «когерентность» субъективного и функционального уровней и допускает их общий онтологический корень в информации. Книгу Чалмерса «Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории» (Chalmers D. J. The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory, 1996), в которой изложена эта теория, обозначенная её автором как «натуралистический дуализм», многие восприняли как прорыв в изучении сознания, однако сам Сёрль объявил эту работу «нагромождением путаницы» и «коллекцией абсурдов». Следует очевидно признать, что, исходя из правдоподобных посылок и добросовестно развивая их, Чалмерс действительно пришёл к разного рода неоднозначным выводам, в частности о существовании примитивных форм сознания у компьютеров, термостатов и прочих технических устройств. Критикуя Чалмерса, Сёрль апеллировал к здравому смыслу, хотя история философии показывает, что обращение мыслителей к этому источнику не всегда свидетельствует о прочности их теоретических позиций, так как здравый смысл обычно «заряжен» некритичной метафизикой. В любом случае именно Сёрль выступает главным представителем философии здравого смысла в современных спорах о сознании. Длительное время он, правда, утверждал, что по крайней мере одна из аксиом здравого смысла (называемых им «установками по умолчанию») отвергается им, а именно существование личности как |
|
Библиография |
|
Избранные труды: |
|
|
|
Джон Роджерс Сёрль
Тексты |
---|
Джон Сёрль:
Проблема сознания 15.07.2014 Сёрль, Дж. Проблема сознания. Перевод на русский язык: А. Шухов. — М., 2003. |
Джон Сёрль:
Сознание, мозг и программы 10.12.2013 Searle J. Minds, Brains, and Programs. The Philosophy of Artificial Intelligence / Boden M (ed.) Oxford. 1990. Впервые опубликовано в журнале: «The Behavioral and Brain Sciences», 1980, № 3, pp. 417–424. Сёрль, Дж. Сознание, мозг и программы. Перевод на русский язык: А. Л. Блинов. |
Джон Сёрль:
Рациональность в действии 17.06.2013 John R. Searle. Rationality in Action. Сёрль Дж. Р. Рациональность в действии. Перевод на русский язык: А. Колодий, Е. Румянцева. — М., 2004. |
Джон Сёрль:
Сознание, мозг и наука 10.06.2013 Searle J. Minds, Brains and Science. 1984. Сёрль Дж. Р. Сознание, мозг и наука. Перевод на русский язык: А. Ф. Грязнов. — М., 1993. |
Джон Сёрль:
Политика и гуманитарное образование 06.06.2007 Сёрль, Дж. Политика и гуманитарное образование. Речь на VIII съезде NAS 16.04.1999. — Перевод с английского Григория Дашевского, журнал «Отечественные записки». — № 1, 2002. |