I. Базовая структура обязательстваУникальное и замечательное качество человеческой рациональности, единственное, что отличает её от рациональности обезьян, — это способность творить и действовать в соответствии с независимыми от желания основаниями. Создание таких оснований — всегда акт субъекта, принимающего на себя различные обязательства. «Классическая модель» не может объяснить ни существование, ни рациональную связывающую силу данных оснований; действительно, большинство приверженцев «классической модели» отрицают существование этих оснований. Мы видели, что долговременное благоразумие уже представляет трудность для «классической модели», потому что, согласно ей, человек может совершать рациональные поступки только при желании, которое есть здесь и сейчас. На примере датской курильщицы мы поняли, что рациональность может предлагать, что личность, не имеющая здесь и сейчас желания действовать в соответствии с долговременными благоразумными соображениями, всё равно имеет основание так действовать. «Классическая модель» не способна понять этого факта. Если принять её, то окажется, что солдат, кидающийся на боевую ручную гранату, спасая жизни своих товарищей, находится точно в такой же ситуации, с позиций рациональности, как и ребёнок, который выбирает шоколадное мороженое, а не ванильное. Солдат предпочитает смерть, ребёнок — шоколад. В обоих случаях рациональность — всего лишь вопрос повышения вероятности попадания на более высокий уровень лестницы предпочтений. И тем не менее я бы не хотел, чтобы подобные примеры героизма создавали впечатление, что создание независимых от желания оснований и действие в соответствии с ними эксцентрично или необычно. Мне представляется, что мы создаём независимые от желания основания почти всегда, когда начинаем говорить. В настоящей главе мы рассмотрим широкий спектр ситуаций, когда мы создаём основания этого рода. В первую очередь важно определить, в чём состоит проблема. Самый широкий смысл слов «хотеть» и «желать» в том, что каждый интенциональный поступок — это выражение или проявление желания совершить его. Бесспорно, когда я отправляюсь к зубному врачу, чтобы он просверлил мой зуб, я не испытываю порыва, желания, энтузиазма, стремления, Sehnsucht 47, влечения или склонности сделать это; но Утверждение, что каждое рациональное действие претворяется в жизнь, чтобы потакать желанию, выглядит несколько примитивным, и поэтому интересно наблюдать за ходом мысли последователей классической традиции, когда они испытывают трудности при объяснении мотиваций. Как же они трактуют рациональную мотивацию? Бернард Уильямс считает, что внешних оснований не может быть, что каждый рациональный поступок должен обращаться к «Я анализировал S преимущественно с точки зрения желаний, и этот термин может быть применён, формально, ко всем элементам S. Но данная терминология может заставить забыть о том, что в S могут содержаться такие элементы, как характер оценок, примеры эмоциональной реакции, личная лояльность, и различные планы, то есть всё то, что можно объединить термином обязательства субъекта» (курсив мой. — Похожее разветвление находим в характеристике «предустановок» Дэвидсона. Вот что он говорит: «Когда Мне кажется, основание видимых затруднений обоих авторов заключается в стремлении отождествить независимые от желания основания для действия, которые явно существуют, с желаниями. А добиваются они этого, предполагая, что если мы проанализируем такой набор оснований, в котором широко представлены желания, то обязательства, обязанности и так далее оказываются частью одного и того же набора желаний. Я считаю, что это стирает принципиальное различие между желаниями и независимыми от них основаниями для действия, которое я пытаюсь подчеркнуть. Зачем такое различение нужно? Безусловно, люди могут хотеть выполнить обязательства и сдержать обещания. Но это не похоже на желание съесть шоколадное мороженое. Я хочу шоколада, Здесь основание первично по отношению к желанию и является почвой для него. В случае с шоколадом желание есть основание. Вопросы, рассматриваемые в этой главе, — это существование, истоки, создание и функционирование независимых от желания оснований для действия. Мне нужно объяснить независимые от желания основания для действия, которые отвечают следующим условиям адекватности:
Всякий, кто знаком с историей западной философии, подумает, что я поставил перед собой тяжкую задачу. Я знаю критиков, которые описывают дерзость такого рода как фокусническое вытаскивание кролика из шляпы. Но я считаю, что если мы сможем забыть о «классической модели» и обо всех её традициях, то решение всех наших задач, сложное в деталях, в основной своей структуре окажется довольно простым. Тем не менее важно дать объяснение на должном уровне, поскольку уровней ответа на эти вопросы несколько. Есть некий «феноменологический» уровень, на котором мы изображаем то, какими видятся события человеку, когда он участвует в рациональном, социальном общении. Там непременно присутствует социальный, или «контактный», уровень, на котором мы обсуждаем социальные институты, используемье при создании независимых от желания оснований для действия, когда мы объясняем, как эти институты устроены и какие функции они выполняют в обществе. Я более подробно расскажу об этих уровнях позднее, а хочу начать с разговора о простейшем и наиболее базовом уровне интенциональности. Это, так сказать, — атомарный уровень, который является первичным по отношению к молекулярным уровням феноменологии и социологии. В следующих разделах я более детально рассмотрю понятия обязательства, искренности и неискренности, а также специфическую роль человеческих установлений. Но вначале необходимо разобраться в самых простых и примитивных формах человеческого обязательства. Каковы условия выполнения интенциональных явлений, участвующих в формировании обязательств? Представим, что есть говорящий и слушающий. Оба способны говорить и понимать обычную речь. Представим, что они способны высказывать заявления, просьбы, обещания и так далее. В простейших речевых актах, когда, например, говорящий Приписывание такого рода статусной функции, условий выполнения самим условиям выполнения, само по себе уже обязательство. Почему? Потому что утверждение было свободным и интенциональным актом говорящего. Он взял на себя ответственность заявить, что идёт дождь, следовательно, с этого момента он отвечает за истинность данного утверждения. Когда он интенционально накладывает условия выполнения на сами условия выполнения путём утверждения, он берёт на себя ответственность за то, чтобы эти условия были выполнены. И данное обязательство уже является независимым от желания основанием для действия. Например, говорящий сейчас создал основание, чтобы принять логические последствия его утверждения; не отрицать сказанное; представить доказательства или оправдания сказанного; и говорить при этом искренне. Всё это — результат основополагающих правил утверждения, и говорящий применяет их, когда накладывает условия выполнения на условия выполнения. Создание обязательства, в свою очередь, формирует независимые от желания основания для действия, а само обязательство изначально вплетено в структуру речевой деятельности. Высказывая утверждение, человек представляет предложение с нисходящим направлением соответствия. Но тем самым он создаёт обязательство, обладающее восходящим направлением соответствия. Его утверждение, что идёт дождь, будет истинным или ложным в зависимости от того, идёт ли дождь. Принятое обязательство будет выполнено только при условии, что реальность такова, как было заявлено, и дождь действительно идёт. Пока мы рассматривали только утверждения, но ведь все стандартные формы речевой деятельности, имеющие целостное пропозициональное содержание, включают создание независимых от желания оснований для действия, потому что интенциональное приписывание условий выполнения обязывает говорящего в нескольких отношениях. Даже просьбы и распоряжения, хотя их пропозициональное содержание касается условий, возложенных на слушателя, а не на говорящего, возлагают на последнего груз ответственности. Если я приказываю вам покинуть комнату, я обязан дать вам возможность это сделать и позаботиться о том, чтобы вы почувствовали желание это сделать. Тогда что же скрывается под словом «обязательство?» Мы ответим на этот вопрос, если посмотрим на логическую структуру обязательства. Обязательства — это фактитивные сущности, отвечающие нашим условиям возникновения оснований для действия. У обязательства есть пропозициональное содержание и восходящее направление соответствия. Так, если у меня есть обязательство поехать в Как только мы поймём логическую структуру обязательств, нам будет легче заметить, как мы можем создавать обязательства в речевом акте. Не все обязательства появляются в результате речевых актов. Например, человек может принять обязательство следовать определённой линии поведения просто в силу твёрдого намерения, но в данный момент я рассматриваю тот класс обязательств, который создан публично и обычно предназначается для других. Мы можем создать такое обязательство для самих себя, если наложим условия выполнения на некую другую сущность. В случае утверждения мы налагаем на высказывание условия выполнения с нисходящим направлением соответствия, то есть декларируем требование истинности. Но, требуя истинности, мы также налагаем обязательства на самих себя. Утверждая Но почему такие обязательства, требования, ответственность связывают субъекта? Почему не может он, говоря рационально, просто игнорировать их? Почему они не относятся к прочим социальным конструктам? Потому что говорящий находится в особых отношениях со своими утверждениями, в том смысле, что он создал их как собственные обязательства. Он свободно и намеренно ограничил себя, приняв этот груз. Он может быть безразличным к чужим утверждениям, потому что сам не связан обязательствами. Но он не может быть индифферентным к истинности собственных слов, именно потому, что они обязывают его. Но как такое абстрактное, независимое от желания обязательство способно дать толчок к появлению вторичного желания? Как может оно служить мотивацией? Спросите себя, как основание, доказательство и даже истина сами по себе побуждают кого-либо верить в то, во что он не хочет верить? Например, многие люди не хотели верить теореме Гёделя, потому что она разрушала их исследовательские построения. Но после того, как они поняли корректность доказательства с точки зрения рациональности, у них не оставалось выбора. Признать корректность доказательства уже значит признать основание принять его, а признать основание для его принятия — значит признать основание для желания его принять. Урок, извлечённый из этого и из других примеров, которые мы рассмотрим позднее, гласит, что независимые от желания основания способны мотивировать, как и любые другие основания. Как только вы признали в Люди склонны предполагать, что вторичные желания без труда могут быть мотивированы зависимыми от желания основаниями. Но то, как зависимые от желания основания служат мотивацией, является не более и не менее запутанным вопросом, Трудность увидеть, что нет особой проблемы в том, как зависимые от желания основания могут служить мотивацией чего-либо, частично происходит из традиционного представления о том, что мотивация должна быть вопросом причинно достаточных условий. А здесь есть слабое место: мы считаем, что любое суждение о мотивации должно показывать, насколько необходимо данное действие, как человек должен совершить поступок, если у него на это есть правильные основания. Эта ошибка исходит из непонимания разрыва. Может быть, я осознаю нужду в лечении зуба, так же, как осознаю своё обязательство, и всё равно не буду действовать в соответствии с любым из оснований. Поэтому при рассмотрении мотивирующей силы независимых от желания оснований для действия мы не пытаемся показать, что они вызывают действие с помощью достаточных условий. Этого не происходит. Также этого нет Важным условием для понимания мотивации является ясность по поводу отношений между точками зрения третьего и первого лица. В представлении третьего лица в каждом обществе есть система институциональных структур и члены этого общества (каждый Институциональные структуры дают мне возможность это делать, но — и это исключительно важное обстоятельство — требования, обязательства и другие факторы мотивации, которые я таким образом создаю, берут своё начало не из института, а из намеренного и добровольного осуществления мной этих обязанностей, требований и гарантий. Вследствие этого мне, как рациональному существу, может потребоваться признать данные факторы мотивации. Это очевидно в случае обещаний и не менее справедливо, пусть и менее заметно, в случае заявлений. После того как я произнёс фразу «Я обещаю», мне уже нельзя говорить: «Да, я это сказал, но Я представил беглый обзор основных аргументов, которые будут развиты на протяжении данной главы. Пока я обсуждал их только на начальном, атомарном уровне. Мы поднимемся на верхние ступени позднее,
Такие принципы, как «вы должны говорить правду», «вы не должны лгать» или «вы должны быть последовательны в ваших утверждениях», являются внутренними по отношению к понятию утверждения. Вам не нужен какой-либо внешний моральный принцип для того, чтобы иметь существенные обязательства. Верность правде встроена в структуру интенциональности утверждения. II. Мотивация и направление соответствияПока что я представил лишь общую структуру своих соображений по поводу того, как человек может создавать обязательства и быть ими мотивированным. В данном разделе я хотел бы добавить некоторые детали. Честно говоря, мне кажется, что пока не было представлено ничего содержательного или хотя бы берущего за живое. Но я должен сказать, что моя точка зрения встречает сильный отпор. Почему? Корни сопротивления кроются в нашей специфической философской традиции, согласно которой любое такое мнение недопустимо. В соответствии все с той же традицией полагается строго разграничивать факт и ценность, «есть» и «должно быть». Традиция породила бесчисленные книги о месте ценностей в ivwpe фактов и источников нормативности в нём. В ней присутствует нездоровая одержимость так называемыми «этикой» и «моралью», и авторы редко интересуются основаниями, которыми человек руководствуется при совершении поступка, и слишком торопятся приступить к обсуждению их любимой темы — этики. Они трактуют факты как не представляющие проблемы, ценности — как требующие объяснения. Но если задуматься над предметом обсуждения с точки зрения таких биологических существ, как мы, нормативность в основном присутствует Безусловно, мир состоит из фактов, которые в большинстве своём независимы от нас, но как только мы начинаем представлять их, при любом направлении соответствия, сразу возникают нормы, и они влияют на субъекта. Всякая интенциональность обладает нормативной структурой. Если у животного есть убеждение, то оно подчиняется нормам истины, рациональности и непротиворечивости. Если у животного есть намерения, они могут исполниться или не исполниться. Если у животного есть ощущения, они тоже могут либо оправдать его ожидания, либо разочаровать его в вопросе предоставления верной информации о мире. И животное не может быть безразлично к истине, осуществлению и достоверности, потому что данные интенциональные состояния являются состояниями именно этого животного. Если у вас есть мнение, мне может быть безразлично, истинно оно или ложно, но если у меня есть мнение, то Особенность такого животного, как человек, не в нормативности, а скорее в способности создавать, используя язык, всеобщий набор обязательств. Люди обычно достигают этого с помощью публичных речевых актов, когда говорящий намеренно накладывает условия выполнения на условия выполнения. Эти речевые акты становятся возможными благодаря существованию институциальных структур, которые используются говорящим, чтобы осуществлять значимые высказывания и сообщать их смысл другим. Применяя этот аппарат, говорящий может брать на себя обязательства, налагая условия выполнения на условия выполнения. Конечно, избежать принятия обязательств нет возможности. Речевой акт «утверждение» — это обязательство следовать истине, речевой акт «обещание» — это обязательство выполнить действие в будущем. Оба эти акта состоят в том, что говорящий налагает условия выполнения на условия выполнения. Речевые акты вменяют ему второй набор условий выполнения. В случае утверждения он отвечает за истинность утверждения, в случае обещания — за осуществление обещанного действия. Как только мотивация создана, признание её предоставляет внутреннее основание для действия. Важно прояснить этот момент. Принятие любого внешнего фактора мотивации, каким бы безумным он ни казался, может обеспечить субъекта внутренним основанием для действия. Если я иррационально пришёл к убеждению, что за моим столом прячется тигр, то я признал наличие опасности, Обратимся к упомянутому ранее примеру. Я высказал утверждение о том, что идёт дождь. Когда бы Моя приверженность истине наиболее полно проявляется в тех случаях, когда я лгу. Если я на самом деле не считаю, что идёт дождь, но говорю неправду, что дождь есть, моё высказывание видится мне как ложь именно потому, что я понимаю, что оно связывает меня вопросом о его истинности, «Классическая модель» никоим образом не может объяснить такие простые факты. Она вынуждена говорить, что есть два независимых феномена: институт утверждений и внешний по отношению к нему принцип обязанности говорить правду. Какое у меня основание говорить правду, высказывая утверждение? Классический теоретик вынужден отвечать на этот вопрос: в самом по себе утверждении нет никаких оснований. Основанием могла бы быть вероятность плохих последствий лжи; мои моральные принципы, говорящие «обман — это плохо», логически не зависящие от утверждения; или моя склонность говорить правду; или ещё Но почему приверженность правде является внутренним фактором утверждения? Почему не может быть другого института, посредством которого мы высказываем утверждения, но не отвечаем за их достоверность? В чём великий смысл обязательства? Конечно, в Теперь я хочу применить некоторые из этих уроков к практическому разуму в более традиционном толковании. Во многих случаях практический разум создаёт основание сейчас для действия в будущем. Я уверен, что понять, как свободный рациональный поступок может создать основания для будущих действий, можно только при пристальном рассмотрении данного вопроса. Поэтому обратимся к примерам из повседневной жизни. Представим, что я пришёл в бар и заказал кружку пива. Представим, что я выпил его и подошло время расплатиться. Очевидно, что я планировал нести ответственность за оплату пива. Вопрос в том, должен ли я иметь основание, независимое от этого факта, скажем, желания заплатить за пиво, или другого подходящего элемента в моём наборе мотиваций, чтобы у меня имелось основание платить? Иными словами, чтобы узнать, есть ли у меня основание отдать деньги за пиво, Абсурдность «классической модели» приводит к тому, что она не может истолковать такой очевидный случай. Как в случае правдивого высказывания, сторонник «классической модели» вынужден заявить, что у меня есть основание платить за пиво, только если в моём наборе мотиваций обнаруживается сильное желание сделать это. Я могу возразить, что в данной ситуации я просто создаю себе основание заплатить за пиво, заказывая и выпивая его. Тогда каковы формальные особенности ситуации, которая позволила мне создать такое основание? Каковы условия истинности утверждения: субъект А обладает независимым от желания основанием для будущего действия X? Что именно в нём (субъекте) порождает это основание? Достаточно сказать одно: субъект А создал себе независимое от желания основание для действия X в будущем. Поэтому наш вопрос сводится к следующему: как должен человек относиться к такому созданию? Я уже ответил на этот вопрос как на логический вопрос об условиях выполнения. А теперь взглянем на него «феноменологически». Как толковал ситуацию субъект А, когда заказывал пиво? Если Формальный механизм, посредством которого я создал обязательство, точно соответствует формальному механизму, посредством которого я создал требование, высказывая утверждение. Впрочем, в данном случае я наложил условия выполнения на моё высказывание с восходящим направлением соответствия. Я взял на себя некоторую ответственность. Это сложно увидеть, потому что я не высказывался открыто. Я сказал: «Принесите мне пива». У этой фразы восходящее направление соответствия, то есть выслушавший должен принести, мне пива. Но полное понимание ситуации, которую мы ещё рассмотрим более подробно при разговоре об обещаниях, состоит в том, что я также наложил условия выполнения на себя самого, на своё дальнейшее поведение. Они присутствуют в форме долговременного обязательства. Обязательства имеют восходящее, или от мира к обязательству, направление соответствия. Они будут удовлетворены или выполнены, только если мир, то есть поведение человека, изменится в соответствии с их содержанием. Обязательства, таким образом, являются разновидностью внешних факторов мотивации. Обычно их существование эпистемически объективно, и, несмотря на то что они создаются людьми и относятся только к нашему настроению, онтологически они субъективны. И, как мы уже неоднократно имели возможность убедиться, онтологическая субъективность не касается эпистемической. Она может просто заключаться в том, что я нахожусь во власти обязательства, хотя его создание и существование соотнесены с наблюдателем. Предпосылка свободы активного субъекта является исключительно важной в описанном случае. С точки зрения первого лица, свободно принимаясь за создание основания для себя, я уже продемонстрировал желание принять то или иное основание. Я уже определил свою волю в будущем через её свободное изъявление в настоящем. В итоге все эти вопросы должны получить тривиальные ответы. Почему это является основанием? Потому что я задумал это как основание. Почему это является основанием для меня? Потому что я свободно создал это в качестве основания для себя. Рассматривая разрыв в главах Если обратиться к вопросу о мотивации, в случаях, описанных мной, основание может быть основой для желания, а не наоборот. На общепринятом языке правомерно будет сказать: «Я хочу заплатить за пиво, потому что у меня есть обязательство заплатить за него». А связь между основанием, рациональностью и желанием формулируется так: осознание чего-либо как связывающего обязательства уже является принятием онтологии, совпадающей с онтологией внешнего фактора мотивации, то есть сущности с восходящим направлением соответствия. Признать ценность такой сущности значит признать основание для действия. А признать III. Кантово решение проблемы мотивацииКант в своей работе «Основы метафизики нравственности» рассматривал проблему, которая формально близка той, которая обсуждается здесь. Мой вопрос в том, как независимые от желания основания могут реально мотивировать действия, если каждое действие — это выражение желания выполнить это действие? Кант формулирует эту проблему так: «Как чистый разум может быть практическим?» И объясняет, что это вопрос о том, почему нас может интересовать категорический императив. Интерес — это то, благодаря чему основание становится практическим, то есть оно становится причиной, определяющей волю к действию. Мне кажется, что ответ Канта на данный вопрос неудовлетворителен. Вот что он говорит: «Чтобы хотеть того, для чего один лишь разум предписывает долженствование чувственно возбуждаемому разумному существу, — для этого требуется, конечно, способность разума возбуждать чувство удовольствия или расположения к исполнению долга, стало быть, причинность разума — определять чувственность сообразно с его принципами» 52. Итак, по мнению Канта, чистый разум должен мотивировать чувство удовольствия, и только благодаря этому чувству мы способны действовать в соответствии с требованиями чистого разума. Кант признает, что нам абсолютно непонятно, как чистый разум может когда-либо вызывать такое чувство удовольствия, потому что причинно-следственные отношения мы можем обнаружить только между объектами опыта, а чистый разум не является объектом опыта. Я считаю это слабым аргументом. Кант заявляет, что мы не можем вести себя в соответствии с независимыми от желания основаниями для действия, если только мы, так или иначе, не получим «чувства удовольствия» от процесса. Думается, что Кант не понимает направления соответствия. Мне кажется, что мы можем совершить множество поступков, в которых нет «чувства удовольствия», есть только признание реального основания для них. Я не обязан испытывать «чувства удовольствия», когда мне сверлят зуб, равно как и когда я выполняю свои обещания. Вероятно, я мог бы получить некоторое удовлетворение от того, что мне сверлят зуб, и от того, что я выполнил обещание, но логика не требует появления данного чувства для того, чтобы согласиться пойти к зубному врачу или сдержать обещание. С точки зрения, представляемой мной, признания вескости основания достаточно, чтобы мотивировать действие. Вам не понадобится никакого дополнительного приятного ощущения, желания или удовлетворения. Мотивация для того, чтобы претворить в жизнь действие, — то же, что и мотивация для соответствующего желания. Этот момент является одним из наиболее важных и для аргументации Канта, и для аргументации, представляемой в этой книге, и, конечно, для обсуждения «классической модели» в целом. Хотя Кант и нападал на «классическую модель» с разных сторон, он принял одну из худших её черт. Кант полагал, что нельзя намеренно и добровольно совершить действие здесь и сейчас, если нет «чувства удовольствия» здесь и сейчас, во время осуществления действия. Если каждый поступок совершается, собственно, для того, чтобы удовлетворить желание, и если каждый поступок сам по себе является выражением желания совершить его, то в любом действии должно содержаться некое удовлетворение желаний. Но это полная путаница, Первичное желание вылечить зуб может вызвать вторичное желание пойти к зубному врачу, и это вторичное желание, в свою очередь, может мотивировать поступок. Но удовлетворение, которое я испытываю от излечения зуба, не распространяется на сам процесс лечения; там оно и не требуется. Это как раз тот случай, когда у меня есть зависимое от желания основание хотеть чего-либо, но то, как зависимое от желания основание образует почву для вторичного желания, ничем не отличается от того, как независимое от желания основание образует почву для вторичного желания. Моё желание сдержать слово образовано от независимого от него факта, что я дал обещание и, следовательно, имей обязательство. Но мне совершенно не нужно извлекать чувство удовольствия из того, что я сдержал обещание, потому что я намеренно совершил действие по исполнению обещанного, так же как необязательно извлекать чувство удовольствия из того, что мне сверлят зуб, потому что это отвечает моему первичному желанию вылечить его. Ошибка Канта ясно высвечивает ошибку, которая лишь неявно проявляется у большинства последователей классической традиции. Если каждый поступок — выражение желания совершить его, а каждый успешный поступок удовлетворяет желание, то кажется, что единственное, что может мотивировать действие, — это удовлетворение желания, то есть чувство удовольствия. Но это заблуждение. Из того факта, что каждое действие, конечно, является выражением желания произвести его, не следует, что каждый поступок совершается с целью удовлетворить желание, и не следует, что действия могут быть мотивированы только удовлетворением желаний. IV. Обещание как особый случайВ дискуссиях на эту тему обычно уделяется много внимания обещаниям, но я хочу особо подчеркнуть, что феномен независимых от желания оснований, созданных человеком, является всеобъемлющим. Нельзя даже приступить к постижению социальной жизни, не учитывая его, а обещание всего лишь отдельный, бесспорный случай. Как бы то ни было, история дискуссий по поводу обещания показательна, «Классическая модель» не в состоянии объяснить тот факт, что обязательство не отступать от обещания является внутренним по отношению к самому акту обещания, как и требование говорить правду является внутренним по отношению к акту утверждения. Иначе говоря, обещание по определению содержит обязательство сделать Есть три общепринятых, но, Вторая ошибка, связанная с первой, — это мнение, будто, если вы дали обещание сделать Третья и, По моему мнению, худшая из ошибок — это предположение, что обязательство держать слово является обязательством prima facie 54, в отличие от прямого и категорического обязательства. Эта точка зрения была сформулирована (сэром Дэвидом Россом) 55 в попытке обойти тот факт, что обязательства часто противоречат друг другу и бывает невозможно выполнить их все. Когда обязательство А доминирует над обязательством В, говорит Росс, В есть всего лишь обязательство prima facie, а не откровенное, прямое обязательство. В других работах я подробно доказывал 56, что такое понимание искажает суть дела, и не буду повторяться. Я только скажу, что, когда В затмевается неким более важным обязательством, это не означает, что В не было обязательством решительным, безусловным, и так далее. Его нельзя обойти, если там нечего обходить. «Prima facie» — понятийный модификатор в предложении, а не предикат видов обязательства и никак не может служить приемлемым термином для обозначения феномена противоречивых обязательств, из которых одни подавляют другие. Теория «обязательств prima facie» хуже, чем ошибочная философия; она безграмотна. На мой взгляд, следующие ошибки — самые распространённые среди крупных ошибок по поводу обязательства держать слово, и все они исходят из различных истолкований «классической модели». Ошибка номер один: обязательство держать обещание диктуется благоразумием. Основание держать обещание состоит в том, что, если я не выполню обещание, мне не поверят в будущем, когда я дам другое обещание. Как известно, Юм был приверженцем этого мнения. Но обсуждаемое мнение встречает не менее известное возражение: когда никто не знает о моём обещании, я никак не нахожусь во власти обязательства выполнить его. С данной точки зрения клятва, которую дал сын у смертного ложа отца, находясь наедине с ним, не содержит никакого обязательства, так как сыну не нужно никому говорить о ней. Более того, почему мне не поверят в будущем? Только потому, что я взял на себя обязательство и не смог выполнить его. Неудача в выполнении обязательств как почва для недоверия совсем не то же, что простой факт нереализованных ожиданий. Например, Кант предпринимал свои знаменитые прогулки каждый день настолько регулярно, что соседи могли сверять по нему свои часы. Но если бы он хоть раз не сумел вовремя выйти на улицу, то не оправдал бы ожиданий, но не вызвал бы недоверия в том смысле, как это может произойти с человеком, изменившим своему слову. Когда дело касается обещания, недоверие возникает не только Ошибка номер два: обязательство выполнять обещание идёт от согласия с моральным принципом выполнять обещания. Без такого согласия у субъекта нет оснований для выполнения обещания. Исключение выполнение обещаний, продиктованное благоразумием. Ошибка здесь такого же рода, как и обнаруженная ранее, в случае приверженности истине в утверждении. «Классическая модель» пытается представить обязательство в обещании как нечто внешнее по отношению к самому акту обещания, но тогда нельзя сказать, что такое обещание, как невозможно объяснить, что такое утверждение, если человек пытается установить исключительно внешнюю связь между констатацией факта и убеждённостью субъекта в истинности его высказывания. Решающим обстоятельством здесь будет то, что отношения между обещаниями и обязательствами являются внутренними. Обещание по определению — акт принятия ответственности. Не представляется возможным растолковать, что же такое обещание, не прибегая к понятию обязательства. Как мы видели при рассмотрении утверждения, требование говорить правду лучше всего проявляется в случае, когда человек намеренно лжёт. Так Ошибка номер три (более изощрённый вариант второй ошибки): если бы обязательство действительно было внутренним качеством обещания, то обязательство держать слово должно было бы происходить из института обещания. Факт, что Этот аргумент завершает обзор «классической модели» по обсуждённому выше вопросу. Простейшим ответом на него будет следующий: обязательство держать слово не исходит из института обещания. Когда я даю обещание, данный институт является всего лишь средством, инструментом, которым я воспользовался для того, чтобы создать основание. Обязательство осуществить обещание исходит из того, что я свободно и добровольно создаю основание для себя. Свободное выражение воли может её же связать, и это логическое утверждение не имеет никакого отношения к «институтам», «нравственным позициям» или «оценочным высказываниям». Именно поэтому у раба нет иных оснований подчиняться хозяину, кроме соображений благоразумия. Он не ограничил свою волю, ведя себя свободно. Со стороны раб будет выглядеть так же, как и наёмный работник. Им даже, возможно, дают одинаковое вознаграждение. Но внутренне они совершенно не похожи. Наёмный работник создаёт собственное основание, какого не создаёт раб. Думать, что обязательство обещания берёт начало из института обещания, так же ошибочно, как думать, что обязательства, которые я беру на себя, говоря Ошибка номер четыре: на самом деле у всех этих слов — «обещание», «обязательство» и так далее — есть описательное и оценочное значения. Когда мы пользуемся этими словами в описательном смысле, мы просто констатируем факты, но не вводим никаких оснований для действия. Когда мы пользуемся ими в оценочном значении, мы не просто констатируем факты, ибо затрагиваем моральные оценки, а такие оценки не вытекают из фактов автоматически. Поэтому на практике в дискуссии прослеживается систематическая двузначность. Её можно обнаружить, сравнив описательное и оценочное значения слов. Отвечу на эту ошибку кратко: нет никакой двузначности в этих словах, как нет её в словах «собака», «кошка», «дом» или «дерево». Конечно, человек всегда может употреблять слова не V. Обобщение: социальная роль независимых от желания основанийНа протяжении всей этой главы я старался описать то, что назвал атомарной структурой создания независимых от желания оснований для действия, и мы обсудили некоторые характерные черты утверждений и обещаний, фокусируя внимание на критике философской дискуссионной традиции по поводу института обещания. Я также бегло рассмотрел «феноменологический уровень» независимых от желания оснований для действия, в соответствии с которыми человек поступает с пониманием того, что его поведение создаст для него основание осуществить Общее понимание роли оснований в практической рациональности требует рассмотрения по крайней мере следующих пяти свойств:
Рассмотрим их по порядку. Свобода:Я уже говорил о том, что рациональность и свобода дополняют друг друга. Они не тождественны, но поступки могут быть оценены как рациональные только при условии их свободы. Основание для параллели в следующем: рациональность должна быть способна различать. Рациональность возможна лишь там, где есть подлинный выбор между рядом рациональных и иррациональных вариантов действия. Если поступок полностью детерминирован, то рациональность не может его изменить. Она даже не выходит на сцену. Человек, чьи поступки целиком исходят из его убеждений и желаний ( Действуя свободно, я могу, налагая условия выполнения на условия выполнения, создать основание, которое будет активизировано мной в будущем. Неважно, захочу я или нет поступить именно так, когда придёт время. Умение связывать волю сейчас может создать основание для будущих действий только потому, что это является демонстрацией свободы. Временность:Утверждения теоретического разума не связаны с временем, однако утверждения практического разума включают ссылку на время. Фраза «Я собираюсь осуществить действие А, потому что хочу создать ситуацию В» по своей сути обращается к будущему, но утверждение «Гипотеза H подтверждается доказательством Е» по своей сути совсем не ссылается на время. Она находится вне времени, хотя, конечно, на определённых этапах может ссылаться на конкретные исторические события. Что касается животных, у них могут быть только непосредственные основания, потому что без языка нельзя упорядочить время. Личность и точка зрения первого лица:В случаях, которые будут рассмотрены ниже, важно понимать, что мы анализируем логическую структуру поведения рациональных существ, занимающихся созданием оснований для самих себя. Никакой посторонний взгляд или точка зрения третьего лица не способны объяснить процессы, во время которых свободный субъект может создать основание сейчас, а действовать по нему в будущем, вне зависимости от того, как он будет рассуждать в будущем. Язык и другие институциальные структуры:Чтобы создавать независимые от желания основания, субъект должен владеть языковыми средствами. Можно вообразить примитивные доречевые существа, накладывающие условия выполнения на условия выполнения. Но систематическое создание таких оснований и их передача другим людям требует традиционных символических методов такого рода, который характерен для человеческих языков. Более того, социальные отношения подразумевают, что мы должны уметь представлять этические отношения, участвующие в создании независимых от желания оснований для действия, и также нуждаемся в языке, чтобы упорядочивать время должным образом. Иными словами, у нас должны быть пути донесения до людей того факта, что действие в настоящем создаёт независимое от желания основание для будущего действия, и нам также требуются языковые средства для представления данных временных и этических отношений. Помимо узко языковых явлений, то есть помимо таких речевых актов, как утверждение или обещание, есть внеязыковые институциальные структуры, которые также участвуют в создании независимых от желания оснований. Так, например, только если в обществе существует институт собственности, могут существовать независимые от желания основания, касающиеся её, и только если в обществе существует институт брака, могут быть независимые от желания основания, касающиеся его. Но тем не менее нужно повторять снова и снова, что институт не является отправной точкой для основания, скорее, институт предоставляет рамки, структуру, в которых создаётся основание. Оно появляется там, где человек закрепощает свою волю с помощью свободного и добровольного действия. Рациональность:Чтобы практика создания независимых от желания оснований могла быть социально эффективной, она должна быть таковой благодаря рациональности рассматриваемых лиц. Только потому, что я — рациональное существо, я могу понять, что моё поведение в прошлом создало основания для моего поведения в настоящем. Объединение всех пяти элементов:Теперь попробуем свести воедино все приведённые соображения. Прежде всего: как мы можем организовать время? Очевидный ответ состоит в том, что мы сейчас производим действия, которые обусловят новые в будущем, которые, в свою очередь, не произошли бы, если бы мы сейчас распорядились иным образом. Именно поэтому мы используем будильники. Мы знаем, что у нас есть веское основание проснуться в шесть утра, но мы также знаем, что в шесть утра мы не сможем действовать в соответствии с этим основанием, потому что будем спать. Таким образом, заводя будильник сейчас, мы получаем возможность действовать в соответствии с этим основанием в будущем. Но предположим, что у меня нет будильника и мне нужно попросить кого-нибудь разбудить меня. Какая разница между тем, чтобы самостоятельно завести будильник на шесть утра или попросить другого человека поднять меня в шесть утра? В обоих случаях я прилагаю При более реалистичных обстоятельствах я просто получу от него обещание поднять меня. Я говорю: «Пожалуйста, разбудите меня в шесть часов утра», а он отвечает: «Хорошо». В данном контексте он дал условное обещание и создал независимое от желания основание. В третьем случае обещания вообще давать не надо. Предположим, что я совсем не доверяю данному человеку, но знаю, что он ежедневно готовит себе завтрак в шесть утра. Я просто помещаю продукты для завтрака так, что он не сможет их достать, не разбудив меня. Например, я уношу их в свою комнату и запираю дверь. Чтобы забрать их, он должен постучать ко мне в дверь и разбудить меня. Тогда получается, что в этом третьем случае тоже есть основание разбудить меня, но оно продиктовано благоразумием или независимо от желания. Он должен рассуждать: «Я голоден, я не могу позавтракать, не разбудив его, поэтому я разбужу его». Все три метода в зависимости от ситуации будут одинаково действенны, но я хотел бы обратить внимание на то, насколько неестественен третий случай. Если бы единственным путём получения помощи от других людей было создание такой ситуации, в которой они, независимо от нас, захотели бы сделать то, чего мы хотим от них, многие формы социальной жизни были бы невозможны. Чтобы мы могли организовывать время на социальной основе, нам необходимо вырабатывать механизмы, которые оправдают разумные ожидания по поводу поведения в будущем членов общества, включая нас самих. Если бы у нас были одни желания, как у обезьян Кёлера, нам не удавалось бы планировать время так, чтобы организовывать своё поведение и считаться с другими личностями. Чтобы организовывать своё поведение и распоряжаться им, нам нужно создать класс сущностей, аналогичных желаниям по логической структуре, но притом независимых от желания. Нам требуется, коротко говоря, класс внешних факторов мотивации, которые бы предоставляли основание для действия, то есть пропозициональное содержание с восходящим направлением соответствия, и человек как субъект действия. Такие сущности связывают рациональных существ только при том условии, что рациональные существа свободно создают их как обязывающие их самих. Обратимся теперь к роли языка и других институциальных структур. Есть много особенностей в институциальных явлениях, которые нуждаются в изучении; в другой книге я постарался дать анализ некоторых из них и не буду повторять его здесь 57. Однако есть одна особенность, существенная для настоящего разговора. Для институциальных фактов нормальное соотношение интенциональности и онтологии перевёрнуто. Обычно то, что есть, логически предшествует тому, что есть Следующий шаг — увидеть, что в процессе создания данных институциональных феноменов мы также можем создавать основания для действия. У меня есть основание для бережного хранения малоинтересных кусочков бумаги в бумажнике, потому что я знаю, что они больше, чем просто бумажки. Они имеют ценность в качестве валюты Соединённых Штатов. Я хочу сказать, что в данной институциональной структуре существуют целые наборы оснований для действий, которые не могли бы существовать без институциальной структуры. Поэтому представление типа «кажется, это так» может создать набор оснований для действия, потому что в том, что кажется сущностью ситуации (при правильной интерпретации), задействована социальная реальность. Если я возьму у кого-нибудь деньги взаймы, закажу пиво в баре, зарегистрирую брак, вступлю в клуб, то я воспользуюсь институциальными структурами, чтобы создать основания для действия, а основания существуют внутри институциальных структур. Но у нас всё ещё нет ответа на наиболее важный вопрос: как мы можем пользоваться такими структурами для создания независимых от желания оснований? У меня есть самые веские основания хотеть денег, но они зависят от желания купить некоторые вещи. Но ведь есть и обязательства, для выполнения которых требуются деньги? Долги другим людям? Обещания внести деньги в Теперь надо представить основные свойства свободы и точки зрения первого лица. Здесь вопрос состоит в том, как могу я создать основание для себя, основание, которое обязывало бы меня в будущем, даже если у меня не будет ни малейшего желания делать то, для чего я создал это основание. Мне кажется, невозможно ответить на поставленный вопрос, если смотреть с точки зрения третьего лица. Третьему лицу кажется, что некто издаёт звуки. Он говорит: «Я обещаю разбудить вас в шесть часов утра». Как может его поступок создать основание, которое ограничит его волю? Единственный путь к ответу — понаблюдать с точки зрения первого лица, что, как мне кажется, я пытаюсь делать, каковы мои намерения, когда я произвожу эти звуки. И как только мы увидим эту ситуацию глазами первого лица, мы сможем, я уверен, разгадать загадку. Когда я говорю: «Я обещаю разбудить вас в шесть часов утра», я воспринимаю себя как субъекта, свободно создающего особый тип независимого от желания основания, обязательство поднять вас в шесть утра. В этом весь смысл обещания. В Способность ограничивать свою волю сейчас создаёт основание для действия в будущем только потому, что она есть проявление моей сегодняшней свободы. Я уже отмечал отсутствие оснований у раба подчиняться рабовладельцу: у него (раба) есть, пожалуй, лишь зависимые от желания основания, хотя и рабовладелец, и раб действуют в рамках институциальных структур. Все основания, которыми оперирует раб, продиктованы благоразумием. Раб не пользовался никакой свободой, когда создавал себе основания для действия. Чтобы увидеть, как в рамках институциальной структуры субъект может создать внешние основания для действия, нелишне отметить, что внутри институциальной структуры у субъекта есть возможность свободно создавать основания. Не может быть и тени сомнения в том, что они являются основаниями для него, потому что он свободно и добровольно создал их таковыми. Я ни в коем случае не хочу сказать, что эти основания превосходят все остальные. Напротив, мы знаем, что любая ситуация в реальной жизни, скорее всего, будет изобиловать многочисленными противоречивыми основаниями — для действия или против него. Когда придёт время для поступка, субъекту всё равно придётся соотнести своё обещание с большим количеством других противоречивых оснований. Итак, мы рассмотрели четыре характеристики: время, институциальные структуры, точку зрения первого лица и свободу. Теперь я обращаюсь к пятой — рациональности. Способность действовать рационально — это широкий набор возможностей: признавать непротиворечивость, следствия, доказательства, оперировать этими — и многими другими — категориями. Особенности рациональности, которые здесь представляются значимыми, касаются способности действовать Допустим, я совершил свободное действие с целью создать для себя независимое от желания основание. Допустим, я выполнил все условия (обещая, заказывая пиво или делая VI. Резюме и заключениеВ данной главе я затронул вопрос о том, как люди могут создавать независимые от желания основания и быть мотивированными для действий в соответствии с ними. Какие факты подтверждают утверждение о том, что человек создал такое основание и оно является рациональной формой мотивации действия? Я постарался обсудить эти вопросы на трёх уровнях. Первый, нижний уровень — это уровень атомарной структуры фундаментальной интенциональности, через которую субъект может обязать себя, налагая условия выполнения на условия выполнения. Второй уровень — «феноменологический», на котором мы рассматриваем то, что представляется субъекту. Субъект рассуждает так: он берёт на себя обязательства, свободно и намеренно проявляя свою волю так, чтобы ограничить свою же волю в будущем для того, чтобы в будущем у него было основание для действия. Это основание независимо от его желания или нежелания совершить действие. Третий уровень — это уровень общества в целом: каковы социальные функции систем независимых от желания оснований для действия? Главные факты, согласующиеся с тем, что люди могут создавать независимые от желания основания и быть мотивированными для действия в соответствии с ними, таковы:
Приложение к главе 6: внутренние и внешние основанияЯ возражал против тезиса Бернарда Уильямса о том, что внешних оснований не существует, что все основания для человека неизбежно являются внутренними по отношению к его набору мотиваций. Без сомнения, здесь можно представить различные возражения, но главный для меня пункт состоит в том, что набор мотиваций у человека может включать и факты, внешние по отношению к набору мотиваций субъекта. Рациональность, например, требует, чтобы субъект признавал внешние факты как основания для действия, даже если в его наборе мотиваций ничто не располагает его здесь и сейчас смотреть на них таким образом. Я сосредоточился на двух видах фактов, которые касаются долгосрочного благоразумия и независимых от желания оснований, например принятых на себя обязательств. Заслуживает отдельного рассмотрения одна из последних особенностей доктрины интернализма. Некоторые интерпретации интернализма гласят, что внешних оснований нет, и тавтологически это верно. Я не хотел бы предстать оппонентом таких теорий. Проблема в том, что истинные тавтологические варианты легко могут быть интерпретированы как субстантивные варианты, которые ложны. (Я не говорю, что сам Уильямс повинен в этом недоразумении.) В этом приложении по возможности я коротко перечислю тавтологические варианты и сопоставлю их с субстантивными. Главный аргумент в пользу интернализма: если у субъекта нет внутренних оснований, ему не от чего оттолкнуться при рассуждении. Внешнее основание по определению является внешним по отношению к субъекту и, следовательно, не может быть использовано в качестве основания для рассуждения. Вывод из этого аргумента Тавтология А, рассуждение: чтобы рассуждать в уме в соответствии с основанием, человек должен иметь в уме основание, служащее для него мотивацией. Тавтологический текст мотивационного тезиса звучит так: Тавтология Б, мотивация: чтобы основание в уме могло стать фактором мотивации, человек должен иметь в уме основание, которое мотивирует его. Обе эти тавтологии допускают субстантивное перефразирование, которое кажется мне не тавтологическим, а ложным. Субстантивное перефразирование воплощает разногласие в отношении рациональности между интерналистами и экстерналистами. Субстантивный тезис А: чтобы какие бы то ни было факты или фактитивные единицы R могли играть роль основания для субъекта X, Я должны быть частью набора S мотиваций X или быть в нём представлены. Нетавтологический вариант или субстантивный тезис Б: все рациональные факторы мотивации являются желаниями, истолкованными в широком смысле этого слова, так, как Уильямс описывает S. Субстантивные варианты интернализма сразу сталкиваются с контрпримерами. Из тезиса А прямо следует, что факты, касающиеся независимых от желания оснований для действия субъекта, например обусловливающие его благоразумные долгосрочные интересы, равно как и его обязательства и гарантии, не могут быть основаниями для действия. Это имеет место даже в тех случаях, когда человек в курсе данных фактов, если только он не расположен совершить эти действия в рамках своего набора мотиваций. Тезис Б имеет прямое следствие, состоящее в том, что в любой момент жизни человека и для любого действия типа Ту человека нет основания совершать действие типа Т. Исключение составляют только те случаи, когда у субъекта именно тогда и там есть какое-либо желание в широком смысле этого слова произвести действие типа Т или желание встать на твёрдый путь к действию типа Т как к средству удовлетворить потребность. Мы привели ряд примеров, в которых это утверждение ложно, то есть субъект имеет основание совершить поступок, даже если эти условия не выполнены. Итак, спор между интерналистами и экстерналистами лежит в плоскости существования независимых от желания оснований для действия. Вопрос таков: существуют ли такие основания, признания которых в качестве мотивации требует от субъекта одна рациональность — независимо от того, относятся ли они к его набору мотиваций? Для интерналиста все основания для действия должны основываться на желаниях, в широком смысле этого слова. Для экстерналиста существуют некоторые основания для действия, которые могут быть почвой для желания сделать Уильямс иногда как бы подразумевает, что признание обязательства само по себе является внутренним основанием для действия. Но это заявление двусмысленно. Чтобы сказать, что А знает о своём обязательстве, нужно иметь хотя бы две различимых возможности:
Теперь сущность разногласия между интерналистами и экстерналистами выявлена: для экстерналиста в обоих случаях есть основания для действия. Безусловно, в обоих случаях присутствуют независимые от желания основания. Для интерналиста только в первом случае есть основание для действия. На взгляд экстерналиста, первый случай неправильно истолкован интерналистом. Интерналист считает, что признание веского основания в ограничивающем обязательстве эквивалентно желанию действовать. Экстерналист считает это признание почвой для возникновения желания, которое есть независимое от желания основание для действия. В таких случаях мне кажется, что сторонник интернализма может утверждать, что внешнее основание всё же будет действенным, только если у субъекта есть способность признавать его связывающим обязательством. И это приводит нас к третьему тавтологическому варианту интернализма: Тавтология С: чтобы признать внешнее основание в качестве основания субъект должен иметь внутреннюю способность признавать внешнее основание в качестве основания. Но это легко трансформируется в нетавтологический субстантивный вариант, который является ложным: Субстантивный вариант С: чтобы любое внешнее обстоятельство стало основанием для субъекта, последний должен быть внутренне расположен признать его в качестве основания. Легко спутать субстантивный вариант с тавтологическим, но они всё же различны. В тавтологическом варианте говорится: чтобы использовать свои способности, человек должен ими обладать. Субстантивный вариант объясняет, что ничто не является приемлемым основанием, если действующий субъект не расположен видеть в нём таковое; а это, как я показал, ошибочно. Частью концепции рациональности является то, что могут существовать независимые от желания основания, основания, связывающие рационального субъекта, вне зависимости от желаний и склонностей, присутствующих в его наборе мотиваций. | |
Примечания: | |
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. | |
Оглавление | |
| |