В заключительных разделах нашего очерка необходимо рассмотреть Ревностная поддержка такой точки зрения объясняется стараниями любой ценой уйти от всяческих антропоморфных концепций, стараниями, столь характерными для сциентистского подхода. Именно они привели к почти полному запрету на использование понятия «цель» при обсуждении спонтанного развития общества и часто оказываются причиной ошибки, очень похожей на ту, которой позитивисты хотят избежать: зная, что не все, выглядящее целесообразным, есть продукт созидающего разума, они, тем не менее, допускают, что порядок и вообще нечто, служащее достижению полезных целей, может стать результатом действий множества людей, только если сами эти действия являются результатом сознательного замысла. И получается, что они придерживаются точки зрения, ничем по существу не отличающейся от той, бытовавшей до XVIII века, согласно которой язык и семья «изобретены», а чтобы создать государство, требуется заключение общественного договора. Композитивные теории социальных структур возникли как противовес именно таким воззрениям. Поскольку понятия обыденного языка нередко вводят в заблуждение, рассуждая о «целедостигающем» характере спонтанных социальных образований, необходимо всё время проявлять величайшую осторожность. Соблазниться и неоправданно употребить термин «цель» в духе антропоморфизма столь же рискованно, как и отрицать, что термин «цель» в данном случае обозначает нечто важное. В своём точном первоначальном значении слово «цель» действительно предполагает действующую персону и осознанную устремлённость к результату. Однако то же самое, как мы уже видели, можно сказать Пожалуй, небесполезно охарактеризовать проблему прежде всего словами выдающегося современного философа, который, хотя и заявляет в одной из своих работ во вполне позитивистской манере, что «понятие цели следует вообще исключить из научного подхода к явлениям жизни», однако признает существование «общего принципа, который часто оказывается действенным в психологии и биологии, Если очертить круг тех областей, в которых присутствует постоянное искушение описывать явления как «целесообразные» (при том, что ими не управляет сознательно какой-либо ум), сразу становится ясно, что их «задача», или «цель», которой они, так сказать, служат, — это всегда сохранение «целого», устойчивой структуры отношений, существование которой мы стали считать само собой разумеющимся раньше, чем поняли природу механизма, удерживающего части этого целого вместе. Более, чем другие подобные целостности, нам знакомы биологические организмы. Здесь понятие функции органа, являющейся важным условием сохранности целого, доказало свою огромную эвристическую ценность. Нетрудно представить себе паралич, который последовал бы, если бы сциентистские предрассудки взяли верх Хотя В социальной сфере такие спонтанные процессы, которые способствуют поддержанию определённых структурных связей между частями, кроме того особым образом связаны Самое загадочное в том, например, факте, что человек удовлетворяет свои желания благодаря существованию денег или системы цен, хотя они не были созданы ради этого и вряд ли вообще могли быть задуманы и созданы раньше, чем цивилизация доросла до уровня, без денег и цен невозможного, — самое загадочное здесь то, что, если бы человек не наткнулся на такие механизмы, у него не было бы тех возможностей, которыми он располагает теперь. Говоря о действующих в подобном случае целеустремлённых силах, мы имеем в виду те же самые обстоятельства, благодаря которым создаются устойчивые социальные структуры, воспринимаемые нами как нечто само собой разумеющееся и составляющие условие нашего существования. Спонтанно сложившиеся институты «полезны», поскольку они послужили фундаментом для дальнейшего развития человека, развития, благодаря которому человек обрёл могущество и воспользовался им. Пусть даже высказывание Адама Смита в той форме, в какую он облёк его: что человек в обществе «постоянно способствует достижению целей к которым вовсе не стремится, превратилось в постоянный источник раздражения для сциентистски настроенных умов, оно, тем не менее, говорит о центральной проблеме социальных наук. Как через сто лет после Смита сказал Карл Менгер, сделавший для разъяснения этого высказывания больше, чем То, что природе и даже факту существования такой проблемы до сих пор уделяется так мало внимания 67, объясняется в значительной мере всеобщей путаницей и непониманием, что означает фраза: человеческие институты созданы человеком. Будучи в некотором смысле созданными человеком, а именно, являясь в полном смысле результатом человеческих действий, они однако могут не быть задуманным, преднамеренным продуктом этих действий. Правда, в этой связи следует признать не вполне подходящим сам термин «институт», поскольку он наводит на мысль о От убеждения, что быть полезным или просто иметь значение для достижения человеческих целей может единственно то, что было сознательно спроектировано, легко перейти к представлению, что, поскольку все институты были созданы человеком, то мы должны обладать и полной властью изменять их, как нам заблагорассудится. 68 Но хотя такой вывод сначала кажется самоочевидным и банальным, на деле это настоящий пример non sequitur (дословно: «не следует» — [лат.]. — Мало того, что они не возникли по чьей-либо воле, но само их существование и функционирование зависят от действий людей, которые вовсе не руководствуются желанием их сохранить. И, поскольку их поддерживают не Мы незаслуженно льстим себе, выдавая человеческую цивилизацию всецело за продукт сознающего разума или человеческого замысла либо допуская, что нам всегда подвластна сознательная переделка или сознательное сохранение всего, созданного нами без малейшего представления о том, что мы делаем. При том, что наша цивилизация — это результат накопления индивидуальных знаний, она есть следствие не сознательного — явного — соединения всех этих знаний в Досадно, что многие, признав это, делают вывод, что возникающие в связи с этим проблемы носят чисто исторический характер, и, таким образом, отодвигают от себя средство, с помощью которого могли бы опровергнуть… того мнения. Действительно, как мы уже видели, многое в старой «исторической школе» было по существу реакцией на такого рода ложный рационализм, о котором говорим и мы. Если это не удалось, так потому, что проблему объяснения этих явлений она сводила исключительно к объяснению событий, случившихся в Хотя объяснение, как части социального целого зависят друг от друга, нередко сводится к прослеживанию его генезиса, это можно — самое большее — считать «схематической историей», которую настоящий историк справедливо не согласится признать действительно историей. Оно будет говорить не о конкретных обстоятельствах индивидуального процесса, а лишь о тех шагах, которые существенны для достижения определённого результата, о процессе, который, по крайней мере в принципе, может повториться в другом месте или в иное время. Как и всякое подлинное объяснение, оно должно носить обобщённый характер: оно будет направлено на то, что именуют иногда «логикой событий», а многое, имеющее значение лишь для уникального исторического эпизода окажется, опущено, и главное место будет отведено взаимозависимости частей явления, которая совсем необязательно будет отражением их хронологического порядка. Короче говоря, это не история, а композитивная социальная теория. У этой проблемы есть один любопытный аспект, на который нечасто обращают достаточное внимание. Дело вот в чём: только с помощью индивидуалистического, или композитивного, метода мы можем придать чёткий смысл весьма уже заезженным фразам о социальных процессах или образованиях, которые в Ещё заметнее слабость, присущая коллективистским теориям становится, если обратить внимание на такой чрезвычайный парадокс: объявив, что общество в некотором смысле «больше», чем просто сумма всех индивидуумов, приверженцы этих теорий всякий раз делают своего рода интеллектуальное сальто и приходят к тезису: чтобы обеспечить согласованность в такой большой системе, её необходимо подчинить сознательному контролю, то есть, контролю со стороны того, что, в конце концов неизбежно оказывается индивидуальным умом. Так и получается, что на деле именно сторонники коллективистских теорий всё время превозносят индивидуальный разум и требуют, чтобы все силы общества были отданы под руководство единого выдающегося ума, а индивидуалисты, признавая, что возможности индивидуального разума ограничены, отстаивают свободу как условие для наиболее полного раскрытия возможностей, появляющихся у индивидуумов в процессе взаимодействия. | |
Примечания: | |
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. | |
Оглавление | |
| |