Характеристики бытийного познания (Б-познания) и дефицитарного познания (Д-познания) мира 23
Б-познание |
Д-познание |
1. Объект воспринимается как единое, целое, самодостаточное, объединяющее. Либо действует космическое сознание (в понимании Р. Бёкка), когда весь космос воспринимается единой вещью, к которой принадлежит сам воспринимающий, либо же человек, предмет или часть мира воспринимаются так, будто они и есть весь мир, то есть остальной мир забывается. Мир и каждый объект воспринимаются целостно.
|
1. Объект воспринимается как часть, как нечто незавершённое, не самодостаточное, зависящее от других вещей.
|
2. На познаваемом объекте сосредоточиваются все ресурсы восприятия; имеет место поглощённость, очарованность, сфокусированное внимание; полное внимание. Тенденция к неразличению фигуры и фона. Богатство деталей; многосторонность восприятия. Объект воспринимается заботливо, полностью, интенсивно, с максимальной самоотдачей, полностью катектированно. Относительная важность теряет своё значение; все аспекты обладают одинаковой важностью.
|
2. Внимание уделяется объекту, но одновременно и всему, что имеет к нему отношение. Четкая дифференциация фигуры и фона. Объект воспринимается как включённый в отношения со всем миром, как часть мира. Объект классифицируется; воспринимается только в некоторых аспектах; имеет место избирательное внимание и избирательное невнимание к определённым его сторонам; объект воспринимается ситуативно, лишь с определённой точки зрения.
|
3. Отсутствие сравнений (в понимании Д. Ли). Восприятие объектов perse, самими собой, такими, как они есть, не в соревновании ни с чем. Объект — единственный представитель своего класса (в понимании Р. Хартмана).
|
3. Объекты располагаются на некотором континууме или в рамках некоторого ряда; по отношению к ним производятся сравнения, высказываются суждения, выносятся оценки. Объект воспринимается как представитель какого-либо класса, как пример, как образец.
|
4. Объект воспринимается безотносительно к человеку.
|
4. Объект воспринимается по отношению к человеку — выясняется, например, какую пользу он приносит, как его можно использовать, представляет ли он благо или опасность для людей и тому подобное.
|
5. Познание обогащается при повторении опыта. Воспринимается всё больше и больше. Достигается «внутриобъектное богатство».
|
5. Повторение опыта обедняет, уменьшает богатство восприятия, делает объект менее интересным и привлекательным, уменьшает его «требовательный характер». То, что становится знакомым, становится скучным.
|
6. Объект представляется не требующимся, не соответствующим какой-либо цели, не желаемым, его восприятие — немотивированным. Воспринимается как не имеющий отношения к нуждам воспринимающего. Поэтому может рассматриваться как независимый, существующий сам по себе.
|
6. Мотивированное восприятие. Объект воспринимается с точки зрения некоторой потребности, как полезный или бесполезный.
|
7. Познание центрировано на объекте. Осуществляется самозабвенно, с выходом за пределы своего Я, бескорыстно, незаинтересованно. Воспринимающий и воспринимаемое отождествляются и сливаются. Имеет место такая поглощённость объектом и включённость в его переживание, что исчезает Я воспринимающего и все переживание строится вокруг самого объекта как центрирующей или организующей точки. Воспринимающий субъект как бы самоустраняется.
|
7. Познание организуется вокруг Я как центрирующей точки, что означает проекцию Я на перцепт. Восприятие не объекта самого по себе, но объекта, смешанного с Я воспринимающего субъекта.
|
8. Объекту позволяется быть самим собой. Смирение, принятие, пассивность, отсутствие осуществления выбора, нетребовательность. Даоистичность, невмешательство в объект или перцепт Принятие всего таким, как оно есть.
|
8. Активное формирование, организация и селекция со стороны воспринимающего субъекта. Он всё меняет и реорганизует. Он работает над этим. Это должно быть более утомительно, чем Б-познание, которое скорее, всего, снимает усталость. Стремление, усилия. Воля, контроль.
|
9. Объект воспринимается как самодостаточная вещь, как нечто, оправдывающее и обосновывающее само себя, изначально представляющее интерес само по себе, имеющее внутренне присущую ему ценность.
|
9. Воспринимаемый объект — средство, орудие, не имеющее самостоятельной ценности (а имеющие лишь меновую) или заменяющее нечто другое или служащее пропуском куда-то.
|
10. Объект воспринимается вне времени и пространства. Видится вечным, вселенским. «В минуте день, во дне минута». Воспринимающий субъект дезориентирован во времени и пространстве, отключен от внешнего окружения. Перцепт не связан с окружением, внеисторичен.
|
10. Объект воспринимается во времени и пространстве, внутри истории и в физическом мире.
|
11. Характеристики Бытия воспринимаются как ценности Бытия.
|
11. Д-ценности инструментальны, то есть характеризуют полезность, желательность (или нежелательность), приемлемость для каких-либо целей. Производятся оценки, сравнения, осуществляется осуждение, одобрение или порицание того, что воспринимается.
|
12. Объект воспринимается как абсолютный (поскольку существует вне времени, пространства, поскольку отделён от своих оснований, поскольку берётся per se, поскольку остальной мир и остальная история забыты). Это совместимо с восприятием процесса и изменений, с живой организацией внутри восприятия — но лишь строго внутри него.
|
12. Объект соотносится с историей, культурой, характерологией, локальными ценностями, интересами и нуждами человека. Ощущается как преходящий. В своей реальности воспринимаемое зависит от человека: исчезнет человек, исчезнет и оно. Перемещение воспринимаемого как целого из одного синдрома в другой: то оно часть одного синдрома, то другого.
|
13. Преодоление дихотомий, противоположностей, конфликтов. Несовместимые вещи воспринимаются существующими одновременно, имеющими смысл и необходимыми, то есть как компоненты некоторого высшего единства, как принадлежащие некоторому высшему целому.
|
13. Действует аристотелева логика, то есть отдельные вещи воспринимаются разделёнными, отсеченными, существенно отличающимися друг от друга, взаимоисключающими, зачастую с антагонистичными интересами.
|
14. Объект воспринимается конкретно (и в то же время абстрактно). Одновременно воспринимаются все его составляющие. Поэтому результат восприятия невыразим (на обычным языке); если и поддаётся описанию, то лишь посредством поэзии, искусства и тому подобного, но и в таком виде доступен осмыслению только тех, кто уже имел подобный опыт. По сути эстетическое переживание (в понимании Нортропа). Ничто не предпочитается и не выбирается. Объекты воспринимаются в их сущности (это отличается от конкретного восприятия детей, примитивных взрослых или людей с повреждениями мозга тем, что совмещается со способностью к абстракции).
|
14. Восприятие — лишь абстрактное, категоризированное, схематичное, классифицирующее. Имеет место «редукция к абстрактному».
|
15. Объект идеографичен, представляе собой конкретное, уникальное явление. Его нельзя классифицировать (разве что в отношении его абстрагированных аспектов), поскольку он есть единственным представителем своего класса.
|
15. Действует номотетический подход, выявляются общие, статистические закономерности.
|
16. Увеличение динамического изоморфизма между внутренним и внешним миром. По мере восприятия человеком сущностного Бытия мира, он приближается к своему собственному Бытию, и наоборот.
|
16. Уменьшение изоморфизма.
|
17. Объект зачастую воспринимается сакральным, священным, «особенным». Он «требует» трепета, поклонения, пиетета, готовности видеть в нём чудо.
|
17. Объект «нормален», обычен, знаком, ничем особенным не выделяется, он даже «набил оскомину».
|
18. Мир и Я зачастую (но не всегда) воспринимаются забавными, потешными, комичными, веселыми, абсурдными, но при этом они и драматичны. Смех сквозь слезы, философский юмор, свойственный самоактуализирующимся людям. Мир, человек, ребёнок видятся милыми, абсурдными, обаятельными, вызывающими любовь. Происходит слияние комического и трагического, преодолевается их дихотомия.
|
18. Более низкие (и жестокие) формы юмора или последний отсутствует вообще. Серьёзные вещи существенно отличаются от вещей забавных. Господствуют серьёзность и важность.
|
19. Объекты не взаимозаменяемы. Ничто не будет таким, как данный объект.
|
19. Все взаимозаменимо.
|
Невинное познание (как сторона Б-познания)
В невинности, то есть для невинного, всё идёт к тому, чтобы стать в равной степени вероятным, все одинаково важно, все одинаково интересно. Лучше всего это можно понять, взглянув на мир глазами ребёнка. Например, вначале понятие важности для ребёнка не имеет никакого значения. То, что привлечёт глаз, всё, что блестит или на что случайно упал взгляд, так же важно, как и всё остальное. Есть как будто лишь одно рудиментарное структурирование и дифференциация среды (одно выступает вперёд как фигура, а другое остаётся сзади как фон).
Если человек ничего не ожидает, если он ничего не предвидит и не предвосхищает, если, в определённом смысле, никакого будущего нет (как в случае ребёнка, существующего исключительно «здесь-и-теперь»), то не может быть и никаких неожиданностей, никаких разочарований. Может произойти одно, но с таким же успехом может произойти и другое. Это «идеальное ожидание», наблюдение без каких-либо требований по отношению к тому, что произойдёт. Прогнозирование отсутствует. А отсутствие предсказаний означает отсутствие беспокойства, тревоги, опасений или дурных предчувствий.
Каждый ребёнок реагирует, к примеру, на боль всем своим существом, не сдерживаясь, без какого-либо контроля. Весь организм включается в крик и протест. Отчасти это можно рассматривать как конкретную реакцию на конкретное «здесь-и-теперь» событие. Это возможно, поскольку не существует никаких ожиданий в отношении будущего, а значит, и какой-либо подготовки к будущему, никаких репетиций, никакого предвосхищения. Когда будущее неизвестно, исключена и нетерпеливость («Скорее бы…»).
Ребёнок полностью и безусловно принимает всё, что происходит. Поскольку память его незначительна и опыт скуден, слаба и тенденция переносить прошлое на настоящее или на будущее. Это приводит к тому, что ребёнок существует исключительно «здесь-и-теперь», или, можно сказать, в абсолютной невинности, без прошлого и без будущего. Все это определяет дальнейшее конкретное восприятие, Б-познание (ребёнка), а равно и возникающее время от времени Б-познание взрослого, достигшего «второй наивности».
Вышесказанное согласуется с моим пониманием творческой личности как существующей исключительно «здесь-и-теперь», живущей без прошлого и будущего. Другими словами это можно передать так: «Творческий человек — это человек невинный». Невинен тот взрослый человек, кто все ещё сохраняет способность воспринимать, мыслить или вести себя как ребёнок. Именно такая невинность достигается во «второй наивности», и её можно охарактеризовать как «вторую невинность» мудреца, сумевшего вновь обрести способность быть ребёнком.
Невинность может также рассматриваться как непосредственное восприятие Б-ценностей, наподобие того, как в сказке Андерсена ребёнок увидел, что король голый, в то время как взрослые были введены в заблуждение (очень похоже на эксперимент С. Аша — Asch, 1952).
Невинность в поведенческом плане проявляется как спонтанность при увлечённости или очарованности, то есть как отсутствие самосознания, что означает потерю или трансцендирование Я, выход за его пределы. Организующим началом поведения тогда становится очарованность интереснейшим миром, лежащим вне Я, что подразумевает «отсутствие какого-либо желания произвести впечатление на внешнего наблюдателя», непосредственность и бесхитростность, отсутствие осознания того факта, что ты выступаешь объектом наблюдения. Поведение выступает как чистый опыт, а не как средство какого-либо межличностного воздействия.
|