- Трансцендирование в смысле утраты самоосознания, самонаблюдения, как при подростковой деперсонализации. Это тот же вид самозабвения, как и то, что приходит при поглощённости чем-то, очарованности, сосредоточенности. Медитация или сосредоточение на чём-либо вне собственной психики может порождать самозабвение и, следовательно, утрату самоосознания и в этом конкретном смысле — трансцендирование, выход за пределы сознательного Я.
- Трансцендирование в метапсихологическом смысле преодоления своей телесности, в частности, при отождествлении с бытийными ценностями, так что они становятся внутренними по отношению к Я.
- Трансцендирование времени. Например, мне наскучила академическая церемония, в которой я участвую, и я чувствую себя несколько смешным в шляпе и мантии. Но внезапно я начинаю ощущать себя не утомленным и раздраженным человеком, находящимся в данный момент в определённом месте, а неким символом, действующим под знаком вечности. В моём воображении возникает академическая процессия, протянувшаяся из прошлого в будущее далеко-далеко, гораздо дальше, чем я могу видеть. Во главе её находится Сократ, и многие люди предшествовавших поколений участвуют в ней, а я — последователь и продолжатель всех великих академиков, профессоров и интеллектуалов. И я вижу также процессию, продолжающуюся за мной в неясную, туманную бесконечность, где места в процессии займут ещё не родившиеся пока люди, которые станут интеллектуалами, учёными и философами. И я ощущаю приятную дрожь, испытываю большую гордость, что участвую в этой процессии, горжусь своим одеянием и собой как человеком, причастным к великому делу. То есть я стал символом; я нечто вне своей телесности. Я стал не просто индивидом, но «ролью» вечного учителя, платоновской идеей учителя.
Трансцендирование времени имеет место и в другом смысле, а именно, я могу дружески общаться, очень лично и эмоционально, со Спинозой, Авраамом Линкольном, Томасом Джефферсоном, Уильямом Джеймсом, Альфредом Н. Уайтхедом и так далее, как если бы они были живы. Тем самым можно сказать, что в определённом смысле они действительно живы.
И ещё в одном смысле можно преодолеть время, а именно — трудясь ради ещё не родившихся правнуков и других потомков. Именно в этом смысле А. Уилис в романе «Искатель» (Wheelis, 1960) заставил своего героя на пороге смерти думать о том, что лучшее, что он мог сделать, было бы посадить деревья для будущих поколений.
- Трансцендирование культуры. В некотором смысле самоактуализирующийся человек, и тем более трансцендирующий себя самоактуализирующийся человек, — это универсальный человек. Он представитель человеческого рода. Его корни в определённой культуре, но он поднимается над ней; о нём можно сказать, что он в разных отношениях независим от неё и смотрит на неё с высоты, может быть, подобно дереву, корни которого в почве, а ветви простерлись ввысь и неспособны взглянуть на почву, в которую углубились корни. Я писал о сопротивлении самоактуализирующейся личности её поглощению культурой. Такая личность может исследовать свою культуру, в которой находятся её корни, отстранённым и объективным образом. Это аналогично процессу, имеющему место в психотерапии, когда человек одновременно переживает нечто и наблюдает за собственным переживанием своего рода критическим, или редакторским, или отстранённым, или удалённым взглядом; при этом он может критиковать такое переживание, одобрять или не одобрять его, устанавливать над ним контроль и, следовательно, сохранять возможность его изменения. Сознательно принятая установка по отношению к своей культуре и её частям резко отличается от бездумного и слепого, бессознательного и безраздельного отождествления с ней.
- Трансцендирование своего прошлого. Возможны две установки по отношению к своему прошлому. Одну из них можно назвать трансцендирующей. Следующий ей человек способен к бытийному познанию своего собственного прошлого. Это прошлое может быть охвачено и принято в нынешнее Я человека. Это означает полное принятие. Это означает прощение своего Я, достигнутое благодаря его пониманию. Это означает преодоление раскаяния, сожаления, вины, стыда, смущения и тому подобного.
Такая установка отличается от взгляда на прошлое как на нечто происшедшее с человеком, перед чем он был бессилен, как на набор ситуаций, где он был лишь пассивен и целиком зависел от внешних факторов.
В некотором смысле речь идёт о том, чтобы взять на себя ответственность за своё прошлое. Это означает «стать субъектом и быть субъектом».
- Трансцендирование своего Я, эгоизма, эгоцентризма и тому подобное, когда мы отвечаем на требования внешних задач, причин, обязанностей, проявляем ответственность перед другими и перед реальным миром. Когда некто исполняет свой долг, это тоже можно увидеть с точки зрения вечности и утверждать, что здесь имеет место преодоление своего Я, своих низших потребностей. В самом деле, это в конечном счёте форма метамотивации и отождествления с тем, что «зовет» к действию. Это чувствительность к внепсихическим требованиям. А последнее в свою очередь означает разновидность даосской установки, фраза «быть в гармонии с природой» предполагает эту способность поддаваться внепсихической реальности, быть восприимчивым к ней, реагировать на неё, жить с ней, как если бы ты принадлежал к ней, а значит — быть в гармонии с ней.
- Трансцендирование как мистический опыт. Мистическое слияние, будь то с другой личностью, с целым космосом, с чем-то промежуточным. Я имею в виду здесь мистический опыт, как он классически описан религиозными мистиками в разнообразной религиозной литературе.
- Трансцендирование смерти, боли, болезни, зла и так далее, когда человек находится на достаточно высоком уровне, чтобы примириться со смертью, болью и так далее. С божественной, олимпийской точки зрения, всё это необходимо и может быть понято как необходимое. Если такая установка достигается, как это может быть, например, при бытийном познании, то горечь, надрыв, гнев, обида способны исчезнуть или хотя бы намного ослабнуть.
- (Пересекается со сказанным выше.) Трансцендирование означает принятие естественного мира, разрешение ему, в даосском духе, быть самим собой, преодоление своих низших, эгоистичных потребностей, своих эгоцентрических суждений, когда внепсихические вещи рассматриваются как опасные или безопасные, съедобные или несъедобные, полезные или бесполезные и тому подобное. В этом конечный смысл фразы «воспринимать мир объективно». В этом также один из необходимых компонентов бытийного познания, предполагающего преодоление своего Я, низших потребностей, эгоизма и так далее.
- Трансцендирование противоположности «Мы-Они». Трансцендирование подхода к межличностным отношениям как к игре с нулевой суммой. Это означает подъём на уровень синергии (как межличностной, так и синергии социальных институтов или культур).
- Трансцендирование базовых потребностей (либо путём их удовлетворения, так что они нормальным образом исчезают из поля сознания, либо благодаря способности отказаться от их удовлетворения и победить их в себе). Иначе это можно выразить словами: стать в основном метамотивированным. Данный вид трансцендирования предполагает отождествление с бытийными ценностями.
- Любовь-отождествление как вид трансцендирования. Имеется в виду альтруистическая любовь (например, к своему ребёнку, к другу), преодолевающая эгоистичное Я. Здесь возможна и более широкое отождествление со всё большим количеством людей — вплоть до отождествления со всем человечеством. Это можно также описать как всё большее расширение границ Я, вплоть до человеческого рода в целом. Это можно выразить также интрапсихически, феноменологически, как переживание того, что ты один из братьев, что ты принадлежишь к человеческому роду.
- Все примеры гомономии в смысле А. Энгьяла (Angyal, 1965) — будь то высокой или низкой.
- Сойти с карусели, на которой все кружатся. Пройти по скотобойне, не замаравшись кровью. Быть чистым, даже если вокруг грязь. Трансцендировать рекламу, то есть быть выше её, не испытывать её воздействия, не быть затронутым ей. В этом смысле человек может преодолеть все виды зависимости, рабства и тому подобное, подобно тому как В. Франкл, Б. Беттельхайм и другие смогли преодолеть даже ситуацию концлагеря. Вот ещё пример. На первой полосе одного из номеров «Нью-Йорк таймс» за 1933 год был помещён снимок бородатого старика-еврея, которого везли в тележке для мусора перед глумящейся берлинской толпой, У меня было такое впечатление, что старик испытывал к толпе сострадание, смотрел на этих людей с жалостью и, вероятно, прощал их, считая несчастными, больными и не достигшими человеческого уровня. Быть независимым от человеческой злобы, невежества, глупости или незрелости, даже когда они направлены против тебя, можно, хотя и очень трудно. Однако человек способен в такой ситуации посмотреть на неё в целом (в том числе и на себя внутри нее), как если бы он видел её объективно, отстранённо, с безличностной или надличностной высоты.
- Трансцендирование воздействующих на личность чужих мнений, то есть отражённых оценок. Это означает самодетерминацию Я. Это означает способность быть непопулярным, когда именно так надлежит поступать, способность самому решать за себя, держаться своей линии, быть самостоятельным человеком, а не объектом манипуляции или соблазна. В экспериментах типа проведённого С. Ашем такие люди оказывают сопротивление социальному давлению, а не ведут себя конформно. Они сопротивляются тому, чтобы их относили к какой-либо рубрике, они способны быть свободными от роли, то есть преодолевать свою роль и быть личностью, а не ролью. Это включает сопротивление внушению, пропаганде, социальному давлению, бойкоту и тому подобное.
- Трансцендирование фрейдистского суперэго и переход на уровень внутренней совести, внутренней вины, заслуженного и уместного раскаяния, сожаления, стыда.
- Трансцендирование собственной слабости и зависимости. Трансцендировать свою роль ребёнка, стать как бы собственной матерью и отцом, вести себя по-родительски, а не только по-детски, быть способным проявлять силу и ответственность, а не только зависимость, преодолевать свою слабость и возвышаться до силы. Поскольку мы всегда имеем внутри себя одновременно и силу и слабость, важно в основном их соотношение. Но в конечном счёте некоторых людей по праву можно назвать в основном слабыми, относящимися к другим людям как слабые к сильным и утверждать, что используемые ими механизмы адаптации, совладания, защиты — это все защита слабости от силы. То же для зависимости и независимости. То же для безответственности и ответственности. То же имеет место для капитана судна или водителя автомобиля, с одной стороны, и для простого пассажира, с другой.
- Трансцендирование наличной ситуации. Как говорит К. Гольдштейн в своей книге «Организм» (Goldstein, 1939): «… относиться к существованию с точки зрения возможного, а не только действительного». Имеется в виду: подняться над привязкой к стимулу и существующей «здесь-и-теперь» ситуации. Впрочем, ограниченность рассмотрением конкретной ситуации, как у К. Гольдштейна, может быть преодолена. Пожалуй, лучше всего здесь будет такая формулировка: подняться в царство возможного, а не только действительного.
- Трансцендирование дихотомий (полярностей, противоположности чёрного и белого, или-или и тому подобное). Подняться от дихотомий к охватывающему их целому. Преодолеть атомизм, предпочтя ему иерархическую интеграцию. Связать, интегрировать то, что существовало отдельно. Конечным пределом есть холистическое восприятие космоса как единства. Это предельное или окончательное трансцендирование, но каждый шаг на пути к нему как таковой также представляет собой трансцендирование. Примером здесь может служить любая дихотомия, например, эгоизма и альтруизма, мужского и женского начал, родителя и ребёнка, учителя и ученика и так далее. Все эти дихотомии могут быть трансцендированы, так, чтобы преодолеть взаимоисключение и противоположность их составляющих (как в игре с нулевой суммой) и подняться к более высокой точке зрения, откуда видно, что эти как бы взаимоисключающие противоположности могут быть сведены в единство, более реалистичное, более истинное и находящееся в большем согласии с действительностью.
- Трансцендирование «дефицитарной реальности» в «бытийную реальность». (Конечно, это пересекается с любым другим видом трансцендирования. Впрочем, каждый из них пересекается с любым другим.)
- Трансцендирование своей воли (в духе изречения: «Да сбудется не моя воля, а Твоя, Господи!»). Уступить своей судьбе и слиться с ней, любить её в духе Спинозы или в даосском духе. Как бы обнять свою судьбу, любя её. Возвыситься над своей личной волей, над стремлением командовать, контролировать, над потребностью в таком контроле и тому подобное.
- «Трансцендировать» означает также «превзойти» в простом смысле сделать больше, чем, как ты думал, ты мог сделать, или больше, чем ты делал в прошлом, например, пробежать дистанцию быстрее, чем обычно, или стать лучшим танцором или пианистом, или лучшим плотником, или ещё кем-то.
- Трансцендирование означает также стать Божественным или богоподобным, выйти за пределы чисто человеческого. Но здесь надо быть осторожным в том смысле, чтобы не вкладывать в это утверждение какого-либо сверхчеловеческого или сверхъестественного содержания. Я подумываю об использовании слов «метачеловеческий» или «бытийно-человеческий», чтобы подчеркнуть, что достижение очень высокого уровня, Божественного или богоподобного, — это часть человеческой природы, хотя её не часто можно видеть в действии. Это потенциальная возможность, неотъемлемо присущая человеческой природе.
Подняться над разобщающим национализмом, патриотизмом или этноцентризмом в смысле «Мы и они», «они против нас» или комплекса вражды-дружбы Р. Ардри (см. его книгу «Территориальный императив» — Ardrey, 1966). Вспомним описанного Ж. Пиаже маленького женевского мальчика, который не мог вообразить себя одновременно и женевцем и швейцарцем. Он мог представить себя либо только женевцем, либо швейцарцем. Требуется больший уровень развития для овладения способностью к включению и подчинению понятий, их интеграции. Моё отождествление с национализмом, патриотизмом или с моей культурой не обязательно ослабляет более широкий и высокий патриотизм, отождествление со всем человеческим родом или с Объединёнными Нациями. По сути дела, такой высший патриотизм не только шире, но в связи с этим и здоровее, человечнее, чем строгий локализм, сопряжённый с антагонизмом или исключением чужаков. При этом я могу быть хорошим американцем и, конечно, должен быть американцем (в этой культуре я вырос, и я никогда не отброшу её и не хочу отбрасывать, ради того, чтобы стать гражданином мира). Подчеркну, что гражданин мира, который не имеет корней и не принадлежит к какому-либо месту, будучи только космополитом, — не такой хороший гражданин мира, как тот, кто вырос в семье, в определённом месте, в доме с определённым языком, в определённой культуре и потому обладает чувством принадлежности, над которым можно надстраивать более высокие уровни потребностей и метапотребностей. Быть в полной мере представителем человеческого рода не означает отречения от более низких уровней; это означает скорее их включение в иерархическую интеграцию, что предполагает, например, культурный плюрализм, удовольствие от восприятия различий, от разных ресторанов, где подают блюда разных видов, от путешествий в другие страны, от этнологического изучения других культур и тому подобное.
- Трансцендирование может означать жизнь в реальности Бытия, беседу на языке Бытия, бытийное познание. Такое познание может быть как спокойным, так и острым — типа пикового переживания. После инсайта, или большого потрясения, или масштабного мистического опыта, или озарения, или полного пробуждения, когда уходит эффект новизны, человек может успокоиться, привыкнув к хорошим или даже великим вещам, и жить как бы в небесах, быть накоротке с вечным и бесконечным. Не удивляться и не пугаться, а спокойно жить среди сущностей Платона или бытийных ценностей. По контрасту с эмоционально острым инсайтом и таким же бытийным познанием здесь можно говорить о «плато-познании». Пиковые переживания должны проходить и, как я понимаю, проходят. Однако озарение или инсайт остаётся с человеком. Он не может опять стать наивным или ничего не ведающим, каким он был ранее. Он не может «не видеть», опять стать слепым. Однако должен существовать язык, чтобы описать приспособление к свершившемуся превращению, или озарению, или жизни в раю. Для такой пробуждённой личности нормально иметь объединяющее бытийное познание, к которому она всегда по желанию может перейти. Это спокойное бытийное познание (или плато-познание) приходит под контролем личности. Она может выключить или включить его, когда пожелает. Достижение (преходящее) полной человечности, или завершённости, или окончательности — это примеры трансцендирования.
- Достижение даосской (бытийной) объективности на основе трансцендирования невовлечённой, нейтральной, беззаботной объективности наблюдателя (которая в свою очередь трансцендирует чисто эгоцентрический и незрелый недостаток объективности).
- Трансцендирование разрыва между фактами и ценностями. Слияние фактов и ценностей воедино (см. главу 8).
- Трансцендирование отрицательных сторон действительности (в том числе зла, боли, смерти и многого другого) находится в отчётах о пиковых переживаниях, когда мир принимается как благо, и человек примиряется с воспринимаемым им злом. Это включает в себя трансцендирование торможений, преград, отрицаний, отказов.
- Трансцендирование пространства. Это может быть попросту такая поглощённость чем-либо, когда человек забывает, где он находится. Но это может быть также возвышение, приводящее к отождествлению со всем человеческим родом, когда твои братья на другой стороне Земли — это как бы часть тебя самого, так что в некотором смысле ты находишься на другой стороне Земли, так же, как и на своём действительном месте. То же справедливо для приобщения к бытийным ценностям: ведь они присутствуют всюду, так что если они оказываются определяющими характеристиками чьего-то Я, то это Я также находится всюду.
- С некоторыми из рассмотренных выше смыслов пересекается трансцендирование усилий и стремлений, желаний и надежд, любых характеристик направленности и намерений. В простейшем случае это, конечно, простое удовольствие от удовлетворения желаний и исполнения надежд, от того, что ты уже находишься где-то вместо того, чтобы стремиться туда, уже достиг чего-то вместо того, чтобы приближаться к нему.
Этот вид трансцендирования имеет место также, когда испытываешь чувство, которое называют «высокой беззаботностью». Это даосское ощущение того, что ты позволяешь событиям идти своим чередом вместо того, чтобы заставлять их происходить как-то иначе, ощущение полного счастья и принятия этого состояния, когда отсутствуют стремления и желания, и ты отказываешься от вмешательства, контроля, волевых усилий. Это трансцендирование амбиций и эффективности. Это состояние обладания, когда ты не ощущаешь недостатка чего-либо. Итак, можно перейти к состоянию счастья и удовлетворённости тем, что есть. К его высокой оценке. К благодарности за него. К состоянию и ощущению удачи и успеха. К ощущению безвозмездно оказанной тебе милости. Пребывание в конечном состоянии означает трансцендирование средств в разных смыслах. Но здесь надо быть очень осторожным в формулировках.
- Особого внимания с точки зрения исследовательских целей (как и терапевтических) заслуживают особые виды трансцендирования, когда страх трансцендируется в состояние отсутствия страха или мужества (это не совсем одно и то же).
- Полезно было бы также использовать идеи Р. Бёкка, изложенные в его книге «Космическое сознание» (Висkе, 1923). Речь идёт об особом феноменологическом состоянии, когда человек каким-то образом воспринимает весь космос или, по меньшей мере, единство и интеграцию его и всего в нём, включая собственное Я. При этом он чувствует, что по праву принадлежит космосу. Он становится членом космической семьи, а не сиротой. Он входит внутрь, а не наблюдает извне. Он одновременно чувствует свою малость перед лицом обширности Вселенной и свою важность — благодаря абсолютному праву находиться в её составе. Он часть Вселенной, а не незнакомец или пришелец. Чувство принадлежности сказывается здесь очень сильно — в противовес чувству остракизма, изоляции, одиночества, отверженности, отсутствия корней и своего места. Тот, кто пережил это, сможет, видимо, постоянно испытывать чувство принадлежности, наличия своего места, пребывания там по праву и тому подобное. (Я говорю об этом типе космического сознания при бытийном познании в пиковых переживаниях по контрасту с другим типом, когда имеет место максимальное сужение поля сознания в интенсивной и полной поглощённости и очарованности одним человеком, или одной вещью, или одним событием, которое каким-то образом замещает весь мир, весь космос. Я назвал это сужающим видом пикового переживания и бытийного познания.)
- Вероятно, особо и отдельно надо выделить трансцендирование в смысле приобщения к бытийным ценностям и отождествления с ними, в результате чего личность в дальнейшем мотивируется, главным образом ими.
- Индивидуальные особенности можно трансцендировать в очень специфическом смысле. Наиболее высокая установка по отношению к индивидуальным особенностям состоит в том, чтобы не только знать и принимать их, но и радоваться им и, в конечном итоге, быть глубоко благодарным за них как за прекрасный пример изобретательности космоса — признавать тем самым их ценность и изумляться им. Это, конечно, высокая установка, а значит, как я полагаю, — вид трансцендирования. Но в то же время, в отличие от такого рода благодарности за индивидуальные особенности, существует другая установка, когда личность возвышается над ними в признании сущностной общности, взаимозависимости и отождествления со всеми людьми в составе человечества в том смысле, что каждый человек — твой брат или сестра, так что индивидуальные особенности и даже различия полов могут быть определённым образом трансцендированы. Таким образом, на каких-то отрезках времени человек может полностью осознавать различия между индивидами; но в других случаях он может отметать их как относительно несущественные по сравнению с универсальной человеческой природой и сходством человеческих существ.
- Определённый вид трансцендирования, интересный в теоретическом плане, — это трансцендирование человеческих пределов, несовершенств, недостатков, человеческой ограниченности. Такон трансцендирование достигается в форме переживания совершенства, причём это переживание может быть либо острым, либо более спокойным, по типу плато. В обоих случаях человек может быть чем-то священным, окончательным, Богом, совершенством, сущностью, воплощать в себе Бытие (а не только становление). Это можно выразить как трансцендирование обычной, повседневной человечности в пользу чрезвычайной человечности или, можно сказать, метачеловечности. То, о чём идёт речь, может быть актуальным феноменологическим состоянием; может быть видом познания; может также быть постигаемым философским пределом или идеалом — наподобие платоновых сущностей или идей.
В острые моменты, а в какой-то мере и в «плато-познании», человек становится совершенным или может видеть себя как совершенного. В такой момент я могу любить всех и принимать всех, прощать всех, примириться даже с задевающим меня злом. Я могу понять порядок вещей и радоваться ему, и я могу даже почувствовать какой-то субъективный эквивалент того, что присуще только богам, то есть всеведения, всемогущества, вездесущности (это значит, что в определённом смысле человек может стать в такие моменты Богом, мудрецом, святым, мистиком). Вероятно, то обстоятельство, что это все — часть человеческой природы, хотя соответствующая лишь её высшим возможностям, лучше всего передаётся словом «метачеловечность».
- Трансцендирование своего собственного кредо, своей системы ценностей или верований. Это стоило бы обсудить отдельно в связи с особой ситуацией в психологии, где «первая сила», «вторая сила» и «третья сила» рассматриваются многими как взаимоисключающие. Конечно, такой взгляд ошибочен. Гуманистическая психология скорее включает в себя их, нежели исключает. Это эпифрейдистская и эпипозитивистская наука. Две исходные точки зрения — не столько ложные или неправильные, сколько ограниченные и частичные. Их сущность очень хорошо укладывается в более обширную структуру. Конечно, их включение в такую структуру изменяет их в некоторых отношениях, корректирует их, указывает на определённые ошибки, но в то же время сохраняются их наиболее существенные, хотя и частичные, характеристики. Среди интеллектуалов может существовать комплекс вражды-дружбы, когда лояльность к Зигмунду Фрейду, или Кларку Халлу, или, скажем, к Галилею, Эйнштейну, Дарвину выступает как разновидность локального, исключающего чужаков патриотизма, как своего рода братство, куда одни допускаются, а другие — нет. То, о чём идёт речь, — это особый случай включаемости, или иерархической интеграции, или холизма, но здесь полезно выделить аспект, касающийся психологов, а также философов, естествоиспытателей и, вообще, тех интеллектуальных областей, где существует тенденция подразделения на так называемые научные школы. В связи с этим надо сказать, что к научным школам возможен как дихотомический, так и интегративный подход.
Краткий вывод. Трансцендирование относится к высшим и в максимальной степени включающим, или холистическим, уровням человеческого сознания, поведения и отношения — как к цели, а не средству — к себе, к значимым другим, к людям вообще, к другим видам, к природе и к космосу. (Здесь имеется в виду холизм в смысле иерархической интеграции. Предполагается также изоморфизм познавательного и ценностного.)
|