Кристофер Лэш. Восстание элит.
Послесловие редактора. Преданная «обещанная» демократия

We hold these truths to be self-evident, that аll men аre created equal, that they are endowed ьу their Creator with certain unalienabIe Rights, that arnong these аre Life, Liberty, and the pursuit of Happiness. That to secure these rights, Governments are Instituted arnong Меп, deriving their just powers from the consent ofthe governed.

The Declaration of Independence of the thirtееп Colonies In Congress, July 4, 1776.

Книга Кристофера Лэша (1932–1994) — о том, что, будучи сказанным, сразу же опознается как очевидное: если великая «американская мечта» о «равенстве возможностей» ещё и существует, то только как хорошо раскрученный бренд, как грёза на продажу, иллюзорная ткань которой, однако, много прочнее и надёжнее, чем реальность «самой интересной в мире империи» 1 как исторически сложившегося института осуществления, вернее — очерчивания как поддержания ожиданий обещанного осуществления, этого утопического проекта.

Через указание на залог «равенства» (людей по рождению и изначальной правомочности), представленный «истиной самоочевидной» и ставший основой учреждения самостоятельности колониальных образований британской короны на американском континенте, единожды в 1776 году была кристаллизована ситуация высвобождения правового пространства колоний, которые «являются и по праву должны быть свободными, самостоятельными штатами» («Декларация Независимости»), из-под юрисдикции метрополии.

Это единократное событие, внешне имевшее характер «государственного переворота» — проводимого посредством применения насилия пересмотра основ государственного права (соир de droit) 2, внутренне — для населения эмансипирующихся колоний — было «революцией воображения», когда «лишь возможное» — равенство — объявлялось «единственно реальным и должным».

Когда же «национальная» революция свершилась, тезис о «равенстве возможностей», во избежание неожиданностей её развития как «социальной», или «внутриполитической», (возможность чего задавалась ещё движениями «регуляторов», левеллеров и мастеровых Филадельфии предреволюционного десятилетия, а позднее в 1786–1787-х годах была недвусмысленно предъявлена размахом восстания под предводительством капитана Дэниэла Шейса 3) «был незамедлительно, однозначно и навека откорректирован «отцами — основателями» в том смысле, что «все (тогда — кроме женщин и негров) должны иметь равные возможности становиться в конечном итоге более неравными и быть ограждены от поползновений со стороны исповедующих эгалитарные взгляды» 4.

Элитистский термидор американской революции в то время осуществлялся в сравнительно мягких формах и имел в качестве своего рационального обоснования переинтерпретацию провозглашаемых Декларацией Независимости «самоочевидностей» «неотчуждаемых прав на жизнь, свободу и стремление к счастью» в либералистско-локковском духе как прав на «жизнь, свободу и собственность», принципиальнейшим из каковых объявлялось («Федералистом») последнее 5. Из какового основания выводилось экономическое определение существа американской демократии, в частности, Джоном Джеем: «Люди, владеюшие страной, и должны править в ней», — переводящее на язык соответствующего новой реальности фундаментального закона аристократический пафос бёрковских обличений Французской революции: «Вся власть, завоёванная в ходе этой революции, сконцентрируется в городах у бюргеров и финансовых воротил, которые управляют ими» — причём, естественно: «эти демократы, когда забываются, относятся к нижестоящим с величайшим презрением, в то же время притворно утверждая, что вся власть находится в их руках» 6.

Примечания

  1. «Федералист», № 21. Федералист (1994), с. 29.
  2. См. Деррида Ж. (1994).
  3. Словами возмущённого А Гамильтона, народ в 1783 году продолжал вести себя так, как если бы революция находилась в разгаре и не была уже «счастлива доведена до успешного конца». (цитируется по Согрин В. (20on), с. 56.
  4. Дж. Мэдисон в «Нэшнл газетт» от 29 марта 1792 года; цитируется по: Федералист (1994), с. 21.
  5. См. «Федералист», № 27, 37, 44, 85. Ср. также: Beard Cll. Аn Есопоmic interpretation оп the Constitution of the United States (1913); How Democratic Is the Constitution? Washington, 1980; How Capitalistic Is tlle Constitution? Ed. bу R. Goldwin & W. — Washington, 1982.
  6. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции (1992). с. 44, 52.

Библиография

  1. Американские просветители. Избранные произведения: в 2 томах. — М., 1969.
  2. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. Лондон 1992 (1790).
  3. Деррида Ж. Отобиографии. Декларации независимости. / Ad Marginem, 93. — М., 1994. с. 174–183.
  4. Согрин В. Политическая история США М. 20on.
  5. «Сделать прекрасным наш день…»: Публицистика американского романтизма/ — М., 1990.
  6. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. — М., 1994.
  7. History of Political Philosophy Ed. bу L. Strauss & J. Cropsey Chicago 1987.

Оглавление

Выходные сведенияChristopher Lasch: The Revolt of the Elites: And the Betrayal of Democracy, 1994. / Кристофер Лэш: Восстание элит и предательство демократии. Перевод на русский язык: Дж. Смити, К. Голубович. — М., 2002. // Элект­рон­ная публи­ка­ция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 20.10.2012. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/5424/5438

Новые произведения

Популярные произведения

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.