Кристофер Лэш (Christopher Lasch; |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Кристофер Лэш (Christopher Lasch). |
Дата и место рождения: | 1 июня 1932 года. Омаха, штат Небраска, США. |
Дата и место смерти: | 14 февраля 1994 года. Питтсфорд, штат Нью-Йорк, США. |
Гражданство: | Соединённые Штаты Америки |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: |
Социальная философия История |
Область интересов: | Общество |
Основные идеи и концепции: | Нарциссическая культура. |
Текст статьи: © Т. Е. Савицкая. А. И. Симонов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Кристофер Лэш родился 1 июня 1932 года в Омахе (штат Небраска, США). Учился в Гарвардском (Harvard University) и Колумбийском (Columbia University) университетах, изучал историю, социальные и политические науки. В К. Лэш получил широкую известность прежде всего как автор концепции «нарциссической культуры», в рамках которой попытался выявить и проанализировать единую тенденцию принципиальных изменений в характере и механизмах функционирования современной западной культуры, усматривая её в приходе смену классической для Запада «культуры конкурентного индивидуализма» новой всеобъемлющей «нарциссической культуры» с присущими ей разнообразными социально-патологическими явлениями. По мнению Лэша, этиология современного нарциссизма представляет особый интерес, поскольку имеет двухаспектный характер: индивидуально-личностный (предмет психоанализа) и социокультурный (предмет критики культуры). Согласно концепции К. Лэша, нынешняя эволюция западного сознания от «экономизма» к «психологизму», сопровождающаяся кризисом традиционных ценностей, обусловливает смену типа культуры, санкционируемую изощрённой идеологией «нового патернализма», использующей риторику социального либерализма для прикрытия тотальной зависимости индивидуума от всепроникающей бюрократической власти социальных институций, государства и корпораций. Внедрение в рамках «нового патернализма» непрямых форм социального контроля с опорой не столько на принуждение и насилие, сколько на внутреннее манипулирование индивидуумом, обусловило социально-психологическую окраску новой культуры — нарциссической культуры, утверждающей не столько индивидуализм, сколько солипсизм, оправдывающий самопогружённость как подлинность и постижение. Для оправдания неусыпной квазиопеки индивидуума правящей бюрократией, фактически лишающей свободы и ответственности взрослого человека, выдвигается терапевтическая этика, замещающая утилитаристскую этику буржуазного государства XIX века. Таким образом, по Лэшу, происходит замена традиционной «буржуазной культуры, существующей сейчас только на задворках индустриального общества», «новой терапевтической культурой нарциссизма». Сущность произошедшего видоизменения он видит в том, что государственные и социальные институты под предлогом попечения о благе граждан разрушают автономию личности, способствуют более глубокому и изощрённому проникновению отчуждения внутрь человеческой психики. Превращение рядового индивидуума современного общества из гражданина в клиента, из работника в потребителя санкционируется иррационально недоступным авторитетом различных экспертов и специалистов (врачей, психиатров, социологов и прочих), настойчиво внушающих людям мысль о том, что личное самосохранение и развитие — цели, единственно достойные человеческого существования. По мнению К. Лэша, возникновение нарциссической личности как социального типа является закономерным следствием эволюции массового общества, где рост систем социального контроля (как в прямых, так и в косвенных формах) неизбежно сопровождается упразднением автономии личности, прогрессирующей инфантилизацией индивидуума. Нарциссический регресс личности в мир фантазий, страхов и грёз как опасная болезнь культуры провоцируется и в расширенном масштабе воспроизводится всем строем современной цивилизации западного типа, постепенно превратившейся в сложную взаимосвязанную систему технологий, основанных на массовом производстве, массовом потреблении, массовых коммуникациях, массовой культуре. Моральная легализация бездумного потребительства изменяет не только облик культуры, но и характер приобщения к ней индивида. Вместо свойственного новоевропейскому сознанию Гедонистически настроенный потребитель суррогатов массовой культуры безусловно представляет собой социально-патологическое явление, однако существуют и гораздо более тонкие и косвенные способы формирования искусственных потребностей масс. Они связаны, в первую очередь, с поощрением в обществе потребительских поведенческих установок, насаждением культа «человека, живущего для себя», внедрением в массы ценностей и идеалов, бывших прежде привилегией элитарной культуры: сенсуализма, представления о собственной избранности и превосходстве над толпой, эстетизма, этической беспринципности и тому подобных. Искушение обывателя индивидуалистическими ценностями псевдоэлитарной культуры отражает фактическое исчезновение различий между массовой и элитарной культурами, объединяющимися в единой, потребительски ориентированной нарциссической культуре, массовой по форме распространения и мнимо элитарной по содержанию, а также изощрённость стратегии идеологического приручения масс, превращения их в инфантильных «рабов Таким образом, смысл «нарциссизма» современной западной культуры К. Лэш усматривает в том, что в ней сложились определённые социально-психологические механизмы, которые поощряют развитие не эволюционных, а «регрессивных» возможностей человеческого сознания и психики, о чём свидетельствуют общие изменения в структуре западного общества: сдвиг акцента в экономике на потребление; развитие гигантских транснациональных корпораций, доводящих до предела принцип безличной бюрократической власти; доминирующую в обществе атмосферу анонимности, отчуждения, страха и неуверенности, отвлекающую все силы индивидуума на овладение искусством социального выживания; назойливое стимулирование разного рода субъективистских псевдонужд как престижной модели поведения их полное незамедлительное удовлетворение посредством разветвлённой системы услуг, и наряду с этим переживание очевидной эфемерности потребляемых материальных, эстетических и прочих ценностей, превращённых в товар; гипертрофированное развитие массовой культуры и медиа с их принципиальной установкой на размывание грани между действительностью и иллюзией, конструирующие и транслирующие грёзоподобную реальность, создаваемую в русле эгоистических нужд и инфантильных чаяний массы потребителей. Всё это тиражирует образ нарциссического «человека-зеркала», воспринимающего окружающий мир как проекцию самого себя. Однако на дне нарциссической грёзы самодостаточности — беспомощность и страх как невозможность осознания того, на сколь иллюзорном основании абсолютной, тотальной, анонимной зависимости она зиждется. Прорыв к «новой культуре», по К. Лэшу, невозможен без признания непреложной ценности «подлинного, взрослого, целостного Я», то есть без преодоления «нарциссизма» — будь то в форме доминирующего ныне технократического императива с его иллюзией достижения всемогущества, либо в виде псевдогуманистических иллюзий, культивируемых леворадикальными мыслителями («новыми левыми», «фрейдомарксистами», «пацифистами», «экологистами», «натуралистами», «радикальными феминистками» и так далее) в рамках многочисленных проектов, призывающих к отказу от «культурной ортодоксии», «репрессивного рационализма» и «тоталитарного технократизма» общества потребления, но в сущности направленных на искоренение в человеке собственного Я как мнимого источника всевозможных социальных зол, и тем самым демонстрирующих неспособность понять истинную природу личности с её сложной, подчас болезненной диалектикой становления. |
|
Библиография |
|
Избранные труды: |
|
|
|
Переводы на русский язык: |
|
|
|
Кристофер Лэш
Тексты |
---|
Кристофер Лэш:
Восстание элит и предательство демократии 20.10.2012 Christopher Lasch: The Revolt of the Elites: And the Betrayal of Democracy, 1994. / Кристофер Лэш: Восстание элит и предательство демократии. Перевод на русский язык: Дж. Смити, К. Голубович. — М., 2002. |