Что может произойти, если инженер решил обратить внимание общественности на опасности, грозящие Были и другие случаи, ужасные по своим последствиям. Перед катастрофой лайнера ДК–10 над Парижем в 1974 году поступало много тревожных сообщений от инженеров, предупреждавших о ненадёжности люка грузового отсека, однако эти предупреждения были оставлены без внимания или просто замалчивались эксплуатирующей фирмой и изготовителем лайнеров этого типа (причём даже после предыдущей аварии ДК–10 над Канадой). И вот сразу после вылета дверь люка грузового отсека была вырвана всасывающей силой, самолёт потерпел аварию, и погибло 346 человек. За два года до этой катастрофы инженер-контролёр Эпплгейт направил меморандум об опасности, однако фирма просто положила его в ящик. Сам Эпплгейт своей попытки больше не повторил и ничего не предпринимал, как впрочем поступают и многие его коллеги в подобной ситуации. Совершенно очевидно, что самолёт был построен поспешно, вероятно для того, чтобы избежать конкуренции. Разберём два случая, противоположных приведённым выше. В 1932 году два американских инженера-строителя были исключены из членов Американского Объединения инженеров-строителей «по этическим соображениям»: они, как утверждалось, нарушили этический кодекс этого Объединения. Дело же заключалось в том, что они за два года до исключения выступили в печати, обратив внимание общественности на то, что при строительстве плотины недалеко от Устав Объединения американских инженерных союзов от 1984 года, определяющий направления поведения американских инженеров в их профессиональной деятельности, помимо статей об обязанности инженера быть компетентным, честным, беспристрастным, порядочным, справедливым, уважать существующие законы, и так далее, содержит и статьи, в которых говорится о личной ответственности инженера и необходимости «заботиться об общественном благополучии и обеспечивать безопасность других в своей профессиональной деятельности». В этом кодексе далее говорится: «Инженеры, которые при исполнении своих профессиональных обязанностей обнаруживают в технических устройствах возможность воздействия, могущего наносить ущерб благосостоянию общества, его безопасности в настоящем или в будущем, обязаны поставить об этом в известность своих работодателей или клиентов всеми находящимися в их распоряжении средствами и, если окажется необходимо, за этими рамками принимать и гласные, публичные меры». Ещё более чётко эти положения зафиксированы в обращении Совета инженеров по профессиональному усовершенствованию (1977), в вводной статье которого говорится: «Инженеры при выполнении своих профессиональных обязанностей превыше всего должны ставить безопасность, здоровье и благополучие общества». Именно так попытались однажды поступить три инженера в США, Хьорстванг, Бланкензи и Брудер, при сооружении и монтаже линии автоматического контроля на пригородной железнодорожной магистрали скоростного движения города В отличие от конфликтов, описанных выше, в последнем случае инженеры восприняли более серьёзно свою ответственность за общественное благо. И именно этого и требует современный этический кодекс инженера. Ясно, однако, и другое: тот, кто берёт на себя упомянутые обязательства, должен считаться Возникает вопрос, кто должен разрабатывать этические кодексы инженеров и техников, их основные положения? Обычно считается, что этими проблемами занимаются представители гуманитарных и социальных наук, однако это не совсем верно. Такие технические достижения, как атомная энергия, высадка американских астронавтов на Луну и другие, свидетельствуют скорее о необходимости междисциплинарного анализа в выработке подобных кодексов. С первого взгляда кажется, что американские инженерные объединения и союзы раньше немецких заметили, что детализированное до тонкостей распределение ответственности между различными профессиями возможно в столь же малой степени, в какой и само решение этой проблемы усилиями одних лишь представителей гуманитарных наук. Несомненно, здесь требуются усилия философии и социальных наук; мы, представители этих наук, слишком слабо и незаметно принимаем вызов, который в последнее время в «системотехнологический век» и век резкого умножения различных неблагоприятных последствий применения техники, предсказуемых последствий в будущем и побочных эффектов становится особенно острым. Слишком долго мы уединялись в фешенебельных дворцах чистого мышления. Именно столкнувшись с проблемой ответственности мы, учёные-представители общественных наук, должны пенять прежде всего на себя и, видя щепку в глазах другого, замечать и бревно в собственных. Конечно, общие положения этических кодексов инженеров, которые — с участием философов — интенсивно обсуждаются в Америке, очень важны, как, например, положение о приоритете общественного благополучия перед всеми другими обязанностями. Однако эти положения слишком «глобальны» и общи, и принимая их, мы оставляем открытыми другие вопросы, которые могут быть разъяснены только с помощью анализа понятий. Если, например, ответственность нельзя фрагментировать на части по принципу количественного «прибавления» к общему объёму, или «вычитания» из общего объёма ответственности, то она, несомненно, дифференцируема и её можно анализировать согласно тому или иному её аспекту. Есть существенная разница между двумя подходами при разработке этического кодекса, когда в одном случае мы создаём кодекс идеальных ориентирующих направлений поведения в качестве рекомендаций, или когда выработанный нами кодекс содержит нормы, которых следует обязательно придерживаться и которые нельзя нарушать. Социальные философы и социологи проводят разницу между тремя типами норм: нормами обязательности, нормами долженствования и нормами, ограничивающими деятельность созидания (Muss-Normen, Soll-Normen, Kann-Normen). Мы не можем требовать безусловного выполнения норм долженствования, на базе которых в целом и выработаны основные принципы большинства этических кодексов; мы даже не вправе требовать, чтобы их учитывали в каждой данной ситуации. Практически работающий инженер не может на любом этапе своей работы и при выполнении своих профессиональных обязанностей постоянно иметь перед своим умственным взором безопасность, здоровье и благополучие общества как превосходящую все остальные высшую ценность. Однако инженер, разумеется, всегда должен быть готов к обсуждению этического аспекта своего профессионального поведения и его направленности и давать возможность обсуждать это и другим. Санкции могут быть этически не обязательными, однако этические суждения и оценки идеально необходимы и всегда допустимы и уместны. Здесь речь может идти о некоторой идеальной норме долженствования как внутреннем основоположении, которое, правда, должно быть реализуемо только в рамках соответствующей профессиональной деятельности. Также и об общем благе, о благополучии общества можно говорить практически лишь в той мере, в какой оно затрагивается в практической профессиональной деятельности инженера, имея в виду её предсказуемые и могущие так или иначе воздействовать на общество и среду последствия. Всякие общие положения лишаются своей ценности, если они не «привязаны» к конкретной сфере деятельности инженера. Не следует, во всяком случае, без меры преувеличивать обязанность безоговорочного подчинения любым «высоким» ценностям. Было бы лишено всякого смысла требовать от инженера исполнения указанных принципов в буквальном их смысле с непременной ориентацией на общественное благо и на голос его совести, и всё это за счёт выполнения всех предписаний, инструкций и задач. Если бы инженер действительно следовал этим призывам к совести, то результатом был бы просто хаос. Реальные связи и дисциплина были бы нарушены, организации разрушены. Повальная критика всех «начальников» стала бы общепринятой нормой, вместо того, чтобы быть единственно оставшейся инстанцией после использования всех других средств. Совершенно немыслимо, чтобы каждый инженер по собственному воображению определял, какие критерии он должен соблюдать, например, по каждой проблеме, возникающей перед ним в ходе его деятельности, подчёркивает Флормэн. «Инженер, решающий проблему, не может вносить свою собственную фантазию в каждое уравнение», продолжает он. Именно поэтому моральным долгом инженера является выполнять свои ролевые обязанности, но не вносить в решение каждой данной своей задачи слишком много общей морали. Принять на себя ролевую ответственность является моральной заповедью. Следовательно, моральная ответственность сама многоступенчата. С одной стороны, в определённой ситуации, при действии или бездействии, можно говорить о моральной ответственности по отношению к тем, кого это действие (или бездействие) непосредственно затрагивает. С другой стороны, исполнение взятых на себя обязанностей является моральным законом, из чего нетрудно заключить, что этическая ответственность актуализируется лишь условно. На этом, более высоком (то есть этическом) уровне невыполнение своих обязанностей техником уже неприемлемо также и морально, как всякое невыполнение обязанностей вообще. На более низком уровне взятие на себя специальной, не моральной по характеру ответственности не может рассматриваться как моральная ответственность. И тем не менее, в случаях конфликта было бы аморально выполнять распоряжение, которое ведёт к нарушению морального правила. Здесь не может служить оправданием и рассуждение: «если бы я этого не сделал, сделал бы Рассмотрим ещё один аспект, на который обращает внимание Лейденсон: «Если Обязанности, включённые в этические кодексы инженеров, Лейденсон пытается классифицировать по указанному только что критерию: идёт ли речь о безусловно строгих обязанностях или нет. По его мнению, «моральные законы непосредственно и безусловно требуют только предотвращения причинения зла, такого как, например, смерть, боль, ограничение (действий другого), утрата свободы, лишение удовольствия». В то же время моральные правила не требуют активного «воспрепятствования злу в только что указанных его формах или поощрения добра в таких его формах, как любовь, дружба, знание». В той мере, в какой правила этического кодекса непосредственно касаются предотвращения зла лицом действующим или недействующим (благодаря действию или отказу от действия), они являются моральными законами, а за рамками этого — они лишь рекомендуемые моральные идеалы, выполнение которых достойно признания. Итак, ясно, что все эти тонкие идеально-типические различения, как, например, между обязательными и достойными признания действиями или как между предотвращением ущерба и поощрением добра, нуждаются в концептуальном зондировании и обучении. Сознательно и верно ответственность воспринимается лишь тогда, когда известно, что она такое, когда мы в состоянии различать те или иные виды ответственности и соотносить их с определёнными, уже выработанными нами этическими знаниями и нормами. Но проходят ли инженеры школу восприятия и осознания своей ответственности (в двояком смысле этого слова, о чём говорилось выше)? Надо сказать, что и пропаганда, и обучение в этой сфере в Германии поставлены плохо. Проблемы ответственности являются таковыми лишь для участников дискуссий, до самих же инженеров (кому они собственно предназначены прежде всего) они не доходят. В отличие от Германии в США дело обстоит намного лучше. Там высшие учебные заведения включают в свои программы обучения предмет (курс) по обязательствам инженеров, где интенсивно обсуждаются и разрабатываются этические и профессиональные кодексы, созываются конгрессы по общим и актуальным проблемам инженерной этики, собираются, обобщаются, обсуждаются, анализируются отдельные («экземплярные») случаи, связанные с этическими проблемами Как известно, Союз немецких инженеров также требует «объединения всех духовных сил техники для осознания этической ответственности». В 1980 году в своём обращении: «Задачи будущего» Союз немецких инженеров констатировал: «Укрепление сознания ответственности у индивида является существенной предпосылкой для формирования компетентных носителей ответственности. Без взятия на себя индивидуальной ответственности отдельными людьми во всех сферах жизни выработка общезначимых правил немыслима, так как последние при их реализации упираются на готовность к ответственности каждого отдельного специалиста»… и так далее; задача заключается в том, говорится дальше, чтобы «прямую ответственность за качество техники и более общую этическую ответственность за последствия технического прогресса связать вместе и зафиксировать все это в этическом кодексе». Однако дальше этих общих фраз дело пока не пошло. И хотя в документе говорится, что указанную здесь задачу «крайне трудно осуществить», тем не менее это не основание для ничегонеделания. Для продвижения этой работы можно было бы, как мне кажется, использовать американский опыт: например, сбор, анализ и широкое обсуждение анонимных отдельных случаев для дальнейших практических и теоретических выводов. Для студентов, изучающих технические предметы и готовящихся стать инженерами, можно было бы включить в учебный процесс специальные семинары, на которых анализировались бы проблемы технической этики на наиболее характерных примерах. Опрос среди инженеров в машиностроении, особенно среди ведущих специалистов, показал, что крайне необходимо включение в учебные планы нетехнических дисциплин. К ним относятся прежде всего правовые и моральные вопросы. Этический кодекс инженера не может, конечно, охватить и решить все проблемы ответственности. К тому же, следовало бы избежать некоторых ошибок, допущенных американскими исследователями при формировании основных направлений этических кодексов для инженеров. Речь идёт о предметном содержании, социальной привязке и социальной интерпретации этических правил. К вопросу о предметном содержании можно сказать, что чисто профессионально-сословные заповеди следовало бы отделять от этических во избежание их смешения и злоупотребления. О социальной привязке можно сказать, что не следует надеяться на автоматизм действия этических правил, ибо этого недостаточно. Мы в этом убедились на примере немецких инженеров в созданной для них «Заповеди инженера» (1950), сформулированной в истинно патетических тонах. Такой, высокопарный по форме, общий призыв к инженерам к их практической деятельности по своей эффективности и результатам, почти не заметен. Необходимо формулировать близкие к практике, применимые к действительным условиям правила, разработать способы их практической реализации. А для достижения такого эффекта было бы целесообразно и результативно выработать конкретные способы применения, создать комиссии по их анализу и обсуждению, арбитражные суды, группы по изучению конкретных конфликтных случаев. Необходимо было бы и увязывание создания этических правил и кодексов со статусами различных объединений техников Сегодня особенно важно обязательство информирования общественности, что является нормой долженствования для каждого отдельного инженера и обязательной нормой для инженерных объединений. Общественность должна быть систематически информирована о предсказуемых последствиях или возможных побочных воздействиях применения техники. В этой области техники как раз крайне нерасторопны, и нужная информация даётся им с большим трудом. Например, не инженер, а адвокат потребителя в США поставил в открытой печати проблему безопасности автомобилей. Представитель технической науки из Конечно, нельзя и утрировать обязательность и цели создания этического кодекса. Было бы бессмысленно и вредно требовать от инженера исключительную ориентацию на всеобщее благо и совесть за счёт решения своих непосредственных профессиональных задач. Как я уже говорил, это просто привело бы к хаосу. Отмечу также, что чрезмерное морализирование также ложно и вредно, как и моральная безответственность. Нельзя сделать инженера ответственным, тем более единственно ответственным за все, особенно за политические решения и результаты применения этих решений. Но, с другой стороны, они и не могут уйти от совместной с другими ответственности за свою собственную деятельность. Для разумного, взвешенного анализа и разрешения конфликтов по вопросам ответственности между крайними к ней подходами — полной безответственностью и тотальной ответственностью — был бы очень полезен опирающийся на практику и применимый на практике этический кодекс инженера, а также формирование его сознания на основе разбора отдельных конфликтных случаев и ситуаций. Один из представителей инженерной науки Стефен Унгер, автор книги «Controlling Technology» (1982), писал: «Если мы не создадим механизмов для помощи инженерам, исходя из этических принципов, то мы можем ожидать и других катастроф подобно аварии с самолётом ДС–10, экологических катастроф, и даже худшего!» 137. Это было написано ещё до Бхопала, Чернобыля, | |
Примечания: | |
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. | |
Оглавление | |
| |