Ханс Ленк:
Размышления о современной технике.
Глава IV. Между технокатастрофами и надеждой

Катастрофы в Севезо, Бхопале, Харрисбурге, Чернобыле, Базеле и других местах продемонстрировали возможности и масштабы кризисов технического мира достаточно реалистично. Кризисные явления острой взрывной силы можно встретить сегодня везде в нашем индустриальном мире. Кризисы, порождённые человеком, определённо сменили кризисы природные. Хотя перед лицом последних люди часто оказываются и в настоящее время. Энергетический, экономический, военный, намечающийся сырьевой кризисы, проблемы безработицы, кризис, связанный с возрастающим производством средств массового уничтожения, — всё это формируется сегодня как созданные самим человеком структурные проблемы, системные проблемы, и они порождают страх, критику и основополагающие вопросы социальной акцептации этих новых феноменов. Они возникают в сплетении и во взаимодействии прогрессивной динамической «технизации» и постоянно расширяющейся и всё более рационализирующейся индустриализации. Таким образом, техника и сами техники вскоре оказались в «героях» общественно-политических критических пересудов.

Дин из философов (Маккион) утверждал: «Новые жрецы появятся из лабораторий», в особенности — из технической лаборатории разработчика, но и эти жрецы окажутся перед теми же проблемами, что переживаем мы; и они постараются уклоняться от них различными способами. Что же, нам предстоит слушать елейные речи проповеднической лжи, на сей раз может быть «технопроповедников?» Должна ли критика идеологий распространяться и на техническую интеллигенцию? Является ли во всём виновным один лишь техник или вместе со всеми? Во всяком случае, накопилось множество трагических несчастных случаев, которые каждый раз порождали и далее усиливали неприязнь к науке и технике у общественности. Например, катастрофы с самолётами, химические катастрофы, а также недавняя суперкатастрофа в Чернобыле, ведь они являются больше чем катастрофами для самих пострадавших. Они — зловещие технознаменования мрачного библейского «мене-текеля», отмеченного печатью.

Всё это стало как бы запалом для новой волны критики техники, антинаучного движения и для настроений «разочарованности» техникой. Критики техники и науки указывают на кризисное обострение риска, на то, что всё чаще появляющиеся «исключения» перестают уже быть исключениями. В становящемся всё более тесным мире, при резком росте населения в странах так называемого третьего мира и при скученности промышленных предприятий и людей в индустриально развитых странах скачкообразно растёт число пострадавших «от техники», соответственно растёт объём следствий «технизации»; и то, что первоначально рассматривалось как несчастный случай, становится теперь и воспринимается как катастрофа. Это дополнительно возбуждает страсти и естественно вызывает одностороннюю реакцию: техники, учёные вообще, слишком часто обвиняются во всех грехах, и, как я уже говорил, становятся виновниками технического «мене-текеля». В контакте какой-нибудь промышленной катастрофы легко забывается, какие позитивные, гуманные достижения, особенно в области медицинской техники, улучшили условия жизни и здоровья людей, и что всё это — звенья той же индустриализации, развития техники.

Социальная философия, связанная с традициями и инновациями в обществе, но не желающая «вдаваться» в неотложные проблемы настоящего, должна всё же изменить такую установку. Она должна внимательно анализировать структурные основы современных кризисных явлений и убедительно критиковать возможные преувеличения в публичных пересудах о кризисе техники. В связи с упомянутым риском, катастрофами, определёнными последствиями техники, и так далее — возникают и муссируются не всегда приятные для науки и техники вопросы. Наступит ли в связи с этим эффект Гетевского ученика чародея не только в прогрессе индустриализации и технизации в виде неуничтожимой зависимости, то есть их неизбежности, но также и в виде социально-философских и этических проблем в эпоху почти тотальной «делаемости» (Machbarkeif)?

Во всяком случае проблем ставится достаточно много. Философы долго и важно держались в стороне. Однако теперь и они должны принять на свой счёт все эти неотложные вопросы. И последние действительно достойны интеллектуалов! Привлекая к себе внимание, они появляются на философски «ничейной земле» — между натурфилософией и социальной философией, между этикой, теорией деятельности и теорией познания. В этот ареал включаются даже вопросы философии истории, о «конце времён» и вызовы, выдвинутые философской антропологией.

Человек Нового времени осознавал и поныне осознает себя как «господин и хозяин» природы, как это сформулировали в своё время и требовали философы Рене Декарт и Фрэнсис Бэкон перед началом периода индустриализации. Разве мы не превратили сегодня часть Земли в искусственный, технический ландшафт, разве мы не сделали мир «техномиром?» С тех пор как присутствие человека на Луне уже стало технической реальностью, триумфом (технически-) инструментального разума и технической мощи человека, последний начал расширять своё господство над Землёй и распространять его, правда, сначала робко, на космическое пространство. Является ли всё это результатом стоящей за научным и техническим прогрессом одномерной идеологии господства? Не возомнил ли человек себя «техническим Богом?» Ведь хорошо известно, что не только большая часть Земли и не созданной человеком («первозданной») природы, но и сам человек всё больше подвергается натиску и вмешательству современной «онаученной» техники независимо от того, идёт ли речь о медицинских устройствах химической технологии, организационной технике или, в последнее время, информационной технике и технике обработки данных. Поэтому уже полтора десятилетия назад я говорил о «системно- и информационно-технологическом веке» вместо технического и технологического века и об обозначившихся достаточно определённо системно-технократических тенденциях. Уже видна опасность приближения технократического общества тотального контроля, при котором всеохватывающие системы данных и информации угрожают канализировать и контролировать жизнь. Это или затрудняет и ограничивает, или ставит под угрозу личную свободу человека.

Не является ли это тем, что предписывалось или по крайней мере настойчиво предлагалось Старшим Братом из известного романа Оруэлла «1984», но только теперь в такой несколько соблазнительной форме? Он осуществляет своё господство не только (как у Оруэлла) в условиях тоталитарной диктатуры, но и в условиях манипулируемой демократии тотального информационного общества. «Он любил Старшего Брата», — говорится же ведь в конце книги.

Декарт и Бэкон были, по-видимому, более правы в своём видении, чем сами могли предвидеть. Техника — это сила, и поскольку она покоится на знании, то знание — тоже сила, и как таковая она становится всё сильнее. Что же, перед нами закономерный финал технического могущества?

Технический человек в своём могуществе действительно стал господином над чудом, называемым знанием, мнимо неограниченным властителем над Землёй и природой, жизнью и творением, над обществом и даже над космосом. Почти всё кажется «делаемым», технически возможным, и миф о технической Machbarkeit («делаемости») и прежде всего об управляемости мира является, по-видимому, подлинным мифом западных стран. Названный «отцом» водородной бомбы, Эдуард Теллер дал этому мифу более красноречивое выражение, когда писал: «Технический человек должен применять то, что он уже уразумел… не ставя при этом себе никаких ограничений… то, что можно понять, нужно также и применять». Не следует ли из этого, что человек имеет право, обязан использовать все, изменять и изготавливать все, овладевать всем, одним словом, делать всё то, что он в состоянии технически реализовать? Это требование технической «делаемости», этот «технический императив» (термин Маркузе) должен ли стать теперь истиной последней инстанции? Если в связи с этими словами вспомнить прошлую деятельность Теллера (ведь именно он разработал главное в создании водородной бомбы), то приведённые слова окажутся откровенно циничными, если хотите циничным выражением самоубийственных устремлений человечества, им неосознаваемых. Получается какой-то абсурд: разрабатываются и усовершенствуются какие-то разрушительные средства именно для того, чтобы их никогда не использовать? Но ведь Хиросима и Нагасаки были действительностью! Остаётся ли достаточно эффективных предупредительных средств против возможного злоупотребления военной техникой?

Вместе с созданием атомной и водородной бомб физики утратили свою невиновность, они заключили фаустовский договор и познали грех, считает Роберт Оппенгеймер, также названный «отцом» атомной бомбы. Физик и техник, таким образом, как бы объединились. А не потерял ли техник свою невиновность раньше? Например, тот же техник-химик, Фриц Хабер, уже в период Первой мировой войны создавший боевые отравляющие вещества? С другой стороны, может ли техник вообще в такой ситуации считаться виновным?

И у нас, по-видимому, нет выбора! Имеешь ли ты дело с техникой или нет, в обоих случаях тебе придётся раскаяться. Является ли это своего рода дилеммой? Оказывается, только через нанесённый себе и другим ущерб мы можем стать «умными». Человеку, как части природы, ущерб наносится лишь в последнюю очередь, если он вообще терпит ущерб. Какая человеку польза от того, что он технически «приобретает» мир, что он овладевает природой в то время, как разрушает и самого себя?» Н и один аспект техники с моральной точки зрения» не является сегодня «нейтральным», но «есть люди…, которые несут полную ответственность (примечание см. в конце главы IV) за злоупотребление техникой», а также за её применение. Это было зафиксировано в Маунт-Кармельском Заявлении о «технической и моральной ответственности» уже в 1974 году. Многие всемирно известные учёные подписали его. Однако будет ли человечество способно нести эту ответственность, сделать её эффективной?

Возникшие в этой связи трудности кажутся едва ли одолимыми. И тем не менее они должны и могут быть преодолены, если технике не придётся заниматься только тем, чтобы передвигать горы, и если человек не станет связывать свои собственные надежды лишь с техникой, по меньшей мере, рисковать ими. Ибо в этом случае конец будет ужасен. В то же время наступление века техники не должно привести к печальному итогу. Мы ещё не захвачены лавиной, мы ещё можем и должны действовать. Конечно, не может быть сомнений в том, что технический застой, если бы он наступил, также привёл бы к катастрофе: к катастрофе со снабжением, к голоду в перенаселённых регионах мира. От техники можно отречься вообще только ценою неизбежной катастрофы. Вступление человека в супертехнический век, в полосу глобального демографического взрыва не оставляет более открытой дороги «назад к природе». Как чрезмерное увлечение техникой, так и отказ от неё одинаково отпадают. Мудрость лежит в соблюдении меры, в ориентации на средний путь, в соблюдении мудрого правила cryav — «ничего сверх меры!», о чём знали ещё античные мудрецы задолго до всемирной «технической революции». Соблюдению меры, мудрому обращению с технической мощью мы должны учиться, и это необходимо упорно распространять в обществе, в его сознании. Из опыта мы знаем, что сначала побеждает техно-мегаломания, псевдоолимпийская иллюзия «всё больше, всё быстрее, все энергетически насыщеннее!»

Правда, техника — часть нашей судьбы, как позитивной, так и негативной. От неё сегодня невозможно отказаться, но и от ответственного обращения с ней — тоже. Если техника сегодня — это моральный и экзистенциальный тест, то выдержит ли человек этот экзамен? Критика и рассуждения о кризисе, впрочем, не так уж новы. Уже и раньше велась культурная критика техники. Она часто выражалась в острых противостояниях. Однако была ли эта критика всегда справедливой? Или, наоборот, несправедливой?

Она выражалась часто в полных противоположностях, в чёрно-белых тонах. Это связывает традиционную «культур-критику» с новейшей. Несколько утверждений в обоснование сказанного. Может ли техника или техник лишь обожествляться, или наоборот проклинаться как дьявольская затея, действительно ли остаётся выбор только между божественным и демоническим? Не проявляется ли демоническое нынешнего времени именно через технику (Дворжак)? Не является ли «опознавательным знаком» современной техники беспощадная и все растущая хищническая эксплуатация (Юнгер)? Должен и станет ли человек частью машины (по Ясперсу), частью аппарата (по Эллюлю) рабом машины (по Шпенглеру)? Не отчуждает ли человек — с помощью машины — себя от самого себя, тем самым уничтожая свою творческую способность (Иллич)? Не становится ли человек посредством техники «массовым человеком», «колёсиком» гигантской машины «технического государства», в совершенстве функционирующего и технически управляемого административным аппаратом, как это представлял себе Гельмут Шельски? В таком «технизированном» государстве уже не царит никто, но всё протекает оптимально, по целесообразной объективной закономерности; в нём исчезнут демократия и политика, так как хорошо смазанная государственная машина продолжает работать как бы сама собой без сопротивления и трения. Не против ли именно такого переноса технического представления на общество направлена неприязнь людей к технике, особенно у молодого поколения? Господство компьютеров в действительности является наступлением полностью технизированной бюрократии, технически высоко усовершенствованного государственно-административного управления не только на жизнь общества в целом, но и, как оказывается, на жизнь частную, на личность. Проблемы защиты информации порождают ощущение полностью развитого информационно-технологического общества, угрожающего нам технократического государства. При такой реальной угрозе, как же может не распространяться неприязнь к технике, её возможностям — как шансам, так и опасностям?

И тем не менее, при таком сопоставлении речь идёт о данных в чёрно-белых красках, о ложных, преувеличенных противоположностях, об эффективных, но вводящих в заблуждение преувеличениях. Не являются ли ложные, слишком деформированные контрасты, риторически эффектные, идеологические или вовсе демагогические экстремальные построения ложно абсолютизированным дихотомированием? Ведь крайние противоположения, собственно говоря, всегда являются ложными, если с их помощью пытаются описывать социальную действительность. Об этом необходимо сказать, несмотря на их популярность у профессиональных мыслителей по чёрно-белому образцу, философов, рассматривающих принципы, основоположения. Всякое мышление и построенное на нём утверждение по принципу «всё или ничего» не даёт реалистической картины исследуемого объекта, не указывает и не показывает никакого реального решения или выхода. Такое мышление и такие построения в рамках закрытых друг для друга крайних противоположностей всегда способствуют тотальным решениям, чаще всего с тоталитарным конечным результатом, или тем или иным «окончательным», не подлежащим обсуждению, решением. В философии техники, а также в общественном мнении при обсуждении проблем «технического мира» следовало бы избегать крайностей и преувеличений.

Как бы соблазнительны ни были крайние противопоставления, как бы сильно ни было стремление привлечь внимание общественности к той или иной неотложной проблеме, философы должны остерегаться того, чтобы абсолютизировать «крайности» или, наоборот, брать их «безусловно» в качестве исходного пункта. Для конкретной философской дискуссии о технике это означало бы следующее. Для нас, как уже говорилось, речь не может идти о том, чтобы отвергнуть технику и дальнейшее развитие связанной с ней науки и тем более отвергнуть технический прогресс; ибо, если это случится, то последствия могут быть просто бесчеловечными и противосоциальными, особенно в развивающихся странах, где само выживание в «технический век» становится всё более зависимым от желательно разумного технического обеспечения и индустриализации. Даже самые острые критики техники едва ли пожелали бы отлучить себя от многочисленных способов облегчения и обогащения жизни, которые даёт техника. За радикально иной образ жизни ратует слишком много людей, и этот новый образ жизни во многом зависит от возможностей индустриального общества.

«Ничего сверх меры!» — эта уже упомянутая истина древних подходит для обеих крайностей и обоих направлений. Полное прекращение техники и индустриализации, технического и экономического прогресса было бы таким же фатальным, как и ничем не ограниченная, всё более «самопорождающаяся» сверхтехнизация, захлестывающая сама себя технико-индустриальная динамика. Разумеется, нам крайне необходимо больше ответственности, простите за употребление слова древних, мудрости, разумной меры в обращении с техникой, окружающей средой, землёй, жизнью, природой и обществом. Больше ответственности за целое, и ещё больше ответственности по мере того, как это всё более и более оказывается в зависимости от нашей технической мощи. Сегодня сила обязывает так же, как и знание. Таящиеся в технике наряду с конструктивными и разрушительные потенции особенно увеличивают ответственность человека. Насколько уязвима наша естественная среда, природа и выживание биологических видов в ней, обнаруживается во всех проявлениях экологического кризиса, особенно в индустриально насыщенных регионах мира. Конечно, требовать, чтобы люди в своей деятельности опирались на мудрость в такой общей, «глобальной», форме, сравнительно легко. Другим, как утверждают, более реальным путём было бы разрабатывать практические решения между крайностями утопической тотальной ответственности каждого за все в этом мире (как когда-то сформулировал информатик и критик техники Жозеф Вайценбаум, а недавно — также гамбургский учёный-сенатор Майер-Абих: «каждый обязан считаться со всем») и при этом фаталистически «сидеть сложа руки».

Однако не может каждый быть ответственным за все. При таком, утопическом, по существу равном распределении ответственности в действительности никто и ни за что реально не был бы в ответе. Ответственность не может быть всеобъемлющей. Вместе с тем следует ли, и нужно ли её всегда и постоянно взваливать на одного единственного? Не нуждаемся ли мы, в век сетевых системных связей, особенно перед лицом уже синергетических и кумулятивных эффектов, в сложных системных взаимосвязях, в ответственности, которая не ограничивается непосредственными виновниками, а призывает к расширенной ответственности и к созданию соответствующей этики этой расширенной ответственности? Расширенные возможности действий человека и тем самым его воздействия на среду порождают и ответственность за её сохранение и за устранение мешающих этому препятствий. Значение этих, вновь возникших, видов ответственности, разумеется, возрастает пропорционально с увеличением технической мощи человека. Впрочем, возрастающая сила вмешательства человека в экологические системы в значительной мере основывается на неизмеримо возросших и предоставляемых в распоряжение техники научных знаниях. Таким образом, Сила и Знание сами порождают сегодня ответственность за их применение.

Достаточно ли, однако, простого призыва к расширенной ответственности индивида? Ханс Йонас в своей книге «Принцип ответственности» говорит о родовой ответственности человека за биосферу, жизненное пространство Земли, а также о коллективной ответственности сообществ учёных 134. Как это, однако, можно более или менее точно установить и связать с тем или иным действующим лицом, если мы желаем избежать упомянутого выше лишённого смысла принципа: «каждый ответствен за все?» Является ли человек сегодня, в условиях его чудовищно возросшей, но не всегда заранее и достаточно полно оцениваемой им технической мощи, ответственным за большее, чем он, собственно, в состоянии предвидеть и тем самым может ли сознательно нести ответственность?

Должен ли он не брать на себя ответственность за непредвиденные побочные результаты его широкомасштабных технических и научных предприятий? Какую он всё же мог нести ответственность? За то, что не знал и не знаешь, морально вряд ли можно нести ответственность. Сила нашей практической деятельности развёртывается быстрее, чем наша способность предвидения, — такова дилемма ответственности в системотехнический век, характеризующийся сетью воздействий и динамическими изменениями, которым научные знания не во всех разветвлениях в состоянии следовать достаточно быстро. Чтобы распознать новое, испытать его, мы должны рисковать, но при этом мы должны быть осмотрительны при осуществлении грандиозных экспериментов, таящих, возможно, опасности для человека и природы. Как слепой ощупывает дорогу палкой, так должны действовать и мы, решая дилемму ответственности. То обстоятельство, что научно-технические проекты большей частью являются крупными проектами, разрабатываемыми целыми сообществами проектировщиков, не делает обсуждаемую здесь задачу более лёгкой. Это всё равно, что не один, а множество слепых ощупывают палками путь; количество здесь ничего не меняет.

Ответственность за последствия при разработке сложных систем естественно не может быть возложена на одного единственного человека ни в этическом, ни в правовом отношении. Её нельзя, однако, и навесить абстрактно на весь род человеческий или на «технического человека» как на некое общее понятие. Более реально и целесообразно найти и развить некие срединные решения соответственно центральному положению о неизбежности реальной ответственности, и особенно рассмотреть возможности градуированной групповой ответственности. Нужна ли нам в сложившейся в настоящее время ситуации социально значимая, вменяемая ответственность институтов науки и техники, и не настало ли уже время для разработки норм своего рода технического и научного права?

В связи со сказанным возникает другой вопрос: релевантна ли теперь прежняя индивидуалистическая этика для оценки последствий и проявлений фаустовского западно-европейского «договора», которые возникли из реальностей современного индустриализированного общества с его наукой и техникой? Есть ли у нас достаточно оснований поставить этот вопрос и даже ответить на него отрицательно или положительно? И если это так, то значит ли это, что мы должны разрабатывать — как коллективно, так и интеллектуально, совершенно новую, отличную от индивидуалистической, социальную этику?» М ы должны создать системы, достойные доверия», — требовал ещё два десятилетия назад один американский генерал. В связи с этим, являются ли системы партнёрами в сфере доверия и ответственности? Действительно ли, как утверждал бременский педагог-информатик Хефнер, «автономно действующий, сам за себя отвечающий человек» уже давно растворился в интегрированной и насквозь структурированной организации. Ответственности вставлены теперь «в системы». Правда, Хефнер позднее всё же снова ввёл индивидуальную ответственность виновника-производителя информации и поставщика сети в общее понятие ответственности 135.

Если необходима коллективная, или сообщественная, ответственность, то она всё же должна быть где-то связана с действием «одиночки», индивида. Индивид не может нести лишь публичную, в каком-то смысле политическую ответственность за крупный технический проект. Но что же делать, если он, после крупного «несчастного случая» или катастрофы, произошедшей в какой-либо области, просто уходит в отставку? В 1983–1984-х годах, то есть ещё до Чернобыля, мне написал один физик из Юлиха, что такие суждения о сомнительном значении или оправданности отставок являются безответственными. Если бы, продолжал он, «несчастный случай» был бы чисто теоретической моделью, то тогда вопрос об ответственности, по крайней мере в Германии, лучше всего регулировался бы по закону: «fiat justitia, pereat mundus!» («да совершится правосудие, и да погибнет мир!»). Главное, мол, в том, чтобы правовой вопрос был отрегулирован наилучшим образом. Автор письма, по-видимому, вообще не понял сути вопроса.

Дело в том, что простое формальное принятие ответственности стало уже недостаточным. Здесь негативная формулировка ответственности более плодотворна в смысле её (ответственности) распределения; и при этом общая ответственность или ответственность каждого соучастника не снимается. Я работаю с американским коллегой Эрлом Маккормаком, философом и инженером, как раз над такой моделью, которая использует логико-математические, так называемые понятия теории графов и элементы иерархических аналитических процессов. Совместную ответственность в сложных системных взаимосвязях нужно модельно расчленить, но оставив положение о том, что её следует нести совместно; однако так, чтобы не исчезло её долевое распределение: «чем больше людей, тем меньше ответственности «(по крайней мере в идеале). Однако это относится больше к технической, организаторской, практической ответственности в процессе применения техники. Ведущая идея здесь заключается в следующем: каждый несёт совместную ответственность сообразно занимаемому им в стратегической шкале месту в сфере влияния и действия в силовых и знаниевых взаимосвязях системы, особенно в зависимости от того, в какой мере он может чинить препятствия системе, её сохранности, притом активно или из-за своей невнимательности, или бездействия. Соответственно распределению полномочий индивида ответственность возрастает снизу вверх (с ростом «формального централизма»). Каждый в системе является ответственным за систему в целом настолько, насколько эта система зависит от возможностей его действий и вмешательств или бездействия. Но никто не является ответственным «за все».

Совместная ответственность в этом случае будет возложена на многие плечи, но не станет размельчённой, не исчезнет совсем, и она может быть рассмотрена конкретно-практически и даже персонально, как «данная» со-ответственность. Речь здесь, конечно, идёт не о том, что вошло даже в пословицу в отношении заседания парламента или иного собрания-заседания, на которых при тайном, вполне демократическом голосовании у каждого голосовавшего возникает желание уйти от чувства более полной ответственности. Социальные психологи говорят даже о «тяге к риску», характерной для определённой группы лиц. Такие группы имеют тенденцию к слишком рискованным решениям, за которые якобы ответствен каждый в отдельности. О таком риске говорили, например, спортсмены, покорившие Эверест, или восходившие на него. Однако подобной технологической тяги к риску на основе разбавленной групповой ответственности мы не можем себе позволить ни при ядерной опасности, ни при опасности для окружающей среды. Ответственность возрастает с ростом нашей осведомлённости и способности вмешиваться и особенно с ростом самой нашей деструктивной силы, связанной с техникой и стоящей за ней или «рядом с ней» наукой и её развитием. Мы можем и как разумные существа должны трезво мыслить и рассматривать другие, зависящие от нашей (технической) мощи, существа, окружающие нас всюду; чувствовать нашу ответственность также и за их существование и судьбы. Мы могли бы даже отказаться от нашего родового морального шовинизма, который якобы позволяет нам известное «моральное» право на жизнь животных и других живых существ, забыв при этом о том, что наше особое человеческое достоинство, в отличие от других разумных существ, должно сопровождаться моральным долгом вернуть им хотя бы крупицу отнятого у них!

Человек является ответственным существом, он является существом вменяемым, и это — одна из наиболее характерных черт, отличающих его от других существ. И только в этом качестве он является моральной личностью. Но ведь и учёный, и представитель технической науки, и инженер-практик — также люди, и потому и они являются существами разумными, несущими (способными нести) ответственность. Такое заключение внешне может показаться достаточно простым. Однако отношения между людьми, с одной стороны, и между самими людьми и природой и живой средой, с другой, устанавливаются и функционируют не так просто.

Традиционно техника и наука принимались, а часто и поныне принимаются за морально нейтральные. Вместе с тем их результаты и достижения могут применять как на добро, так и во зло человеку и обществу, и поэтому часто возникала проблема: что есть добро и что есть зло, что этично, а что неэтично. Обычно учёный или инженер рассматриваются как не несущие ответственности, вины, а их действия — вполне оправдываемы в глазах общества. Они оказываются не ответственными за свои открытия, научно-технические разработки и их применение.

Замечу, однако, что великий физик А. Эйнштейн был несколько иного мнения. Он писал в 1930-е годы своему другу, также Нобелевскому лауреату Максу фон Лауэ: «Твоё мнение о том, что человек науки в политических, то есть в человеческих делах в широком смысле не должен подавать своего голоса, я не разделяю. Ты ведь видишь на основании сложившихся в Германии отношений, куда ведёт такое самоограничение. Это означает лишь, что слепые и безответственные уступают руководству (страны) без сопротивления. Не кроется ли за этим недостаток чувства ответственности? Где бы были мы теперь, если бы люди, подобные Джордано Бруно, Спинозе, Вольтеру, Гумбольдту, думали, и действовали так же?» 136. Разве всё это не относится также к проблемам ответственности перед лицом кризиса так называемого технического мира?

Философы, без сомнения, не могут позволить себе выносить вердикты или давать указания, долженствующие быть принятыми «к руководству», о феномене техники и о проблемах технического мира; эти проблемы, однако, являются одновременно и несомненно также и широкими социально-философскими проблемами, и нам от них никуда не уйти. И они являются слишком неотложными, касаются слишком многого, не говоря уже о том, что они затрагивают всех нас без исключения, чтобы уступить их одним лишь техническим или политическим «практикам».

Разумеется, последнее слово в разрешении этой неотложной глобальной проблемы философам, по-видимому, не принадлежит (они должны учиться и уметь сохранить скромность в политических делах), однако они непременно должны подать свой голос при явной конфронтации мнений, тем более, что они испокон веков считаются «специалистами» по разработке и формулированию «общих основоположений и принципов», по масштабной постановке проблем. Практические деятели также, конечно, должны приобщиться к дискуссии, ведь ещё великий Сократ вопрошал ремесленников на рынке в Афинах. Сократическая задача (его знаменитой майевтики) является реальной также и для современной нам философии. Конечно, я не говорю о философии «вообще»: она имеет множество задач в современном мире. Однако относительно «недогматическая» философия вполне могла бы организовывать своего рода «форумы» (в разных ситуациях и регионах) для споров о проблемах техники, пытаясь в этих спорах принимать на себя профессиональную роль «поставщика вопросов» или своего рода посредника в духе майевтики Сократа. Разум и разумная мера во всём приобретают сегодня характер неотложности выживания. При этом подразумевается моральный разум, а не голая техническая рациональность.

Паскаль называл разум «логикой сердца». Можем ли мы надеяться, что этот разум может победить в собственных интересах всех участников, всех заинтересованных, всех затронутых, включая и самих победителей? Мы должны на это надеяться и в этом направлении работать, если даже мы иногда и не замечаем, что часто одна лишь воля и желание становятся как бы отцом — родителем мысли. Получившие распространение желания также могут обретать силу, и, как сказал А. Эйнштейн, проблема нынешнего времени — не атомная бомба, проблема нынешнего времени — человеческое сердце.

Примечание:

К понятию «ответственность». Что такое ответственность? Нести ответственность значит: быть готовым или изъявить готовность при вынужденных обстоятельствах «отвечать за», отвечать кому-нибудь за что-то. Мы ответственны не только за нечто, за действие, за выполнение задачи, за обслуживание, и так далее, но также и по отношению к кому-то или перед той или иной «инстанцией». Религиозный человек, верующий в Бога, знает что он перед ним ответствен. В этике обычно говорят о совести, перед которой несут ответственность. «Совесть действительно является последней и решающей инстанцией при ответственности», считает Х. Закссе, и на этом основании он отвергает любую «коллективную ответственность» как «слишком расплывчатое понятие». «Однако личностный характер совести, — признает сам Закссе, — затрудняет интерсубъективное применение этого понятия».

Но является ли совесть действительно последней инстанцией? Не является ли она слишком индивидуальным основанием общественной и коллективной ответственности? Можно ли утверждать, что тем, кто как считается, лишён совести, и тем, которые от него пострадали (например, при поступке какого-нибудь безумца), просто не повезло? Не является ли совесть скорее медиумом, голосом, взвешивающим ответственность при её применении в качестве критерия? Не предполагает ли она уже заранее некие масштаб («измерение»), стандарт, инстанцию?

Или этой инстанцией является морально-практический разум, который поздний Кант интересным образом отождествлял с Богом? («Бог является морально-практическим разумом».) Но не является ли сам практический разум опять-таки лишь медиумом или органом, так сказать центром фиксирования, но не содержательной инстанцией? Во всех случаях мы ответственны перед разумом, и не в сопоставлении с ним. Разум, кроме того, не является органом, неким миниатюрным «устройством» в мозге, вменяющим или не вменяющим вину, а в кантовском смысле лишь регулятивной идеей (производства) идей. Так как мы уже обладаем такими идеями, мы могли бы вполне выйти за пределы формальной идеи морального разума как инстанции и делать сильный акцент на содержательных идеях как возможной инстанции, таких, например, как самоуважение, идея человечества или идея общества.

Ответственны ли мы в отношении человечества, общества или закона? В известном смысле — несомненно; однако всё это — абстрактные понятия, но не живые личностные инстанции, не партнёры, которые могли бы привлечь меня непосредственно к ответственности или к отчёту. Ответственность в отношении чего-то абстрактного остаётся лишь метафорой, хотя может быть и весьма действенной. В этом случае ответственность действительно является моральной конструкцией, партнёр же в общем — «конструктором», как бы приобретающим находящуюся вне меня функцию контроля. Социальный контроль, или контроль со стороны закона, конкретизирует ответственность, является однако уже производным по отношению к непосредственно личностной, а также общей этической ответственности. И это вполне можно было бы соотносить с идеей как инстанцией. Этическая ответственность сама не будет конкретной, она и не должна быть отнесена к голосу совести. Этическая ответственность является более, чем просто эмпирическим голосом совести. В свою очередь мы сходимся, по моему мнению, на идее моральности И. Канта, на необъяснимом, согласно Канту, факте морального, то есть по его терминологии, практического разума.

Примечания

Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания.

Оглавление

Выходные сведенияХанс Ленк: Размышления о современной технике. Перевод на русский язык: В. Г. Горохов. — М., 1996. // Элект­рон­ная публи­ка­ция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 15.03.2013. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/6037/6042

Новые произведения

Популярные произведения

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.