Основная теоретическая задача классификации состоит в распределении изучаемых объектов по группам на основании их наибольшего природного сходства и выявление их естественной упорядоченности. Главное же практическое достоинство классификации зависит от той лёгкости и надёжности, с какой она позволяет определять принадлежность того или иного объекта к одной из её классификационных групп. Самой совершенной, конечно, была бы такая классификация, которая соединила в себе оба эти качества: естественной системы и способности быстрого и надёжного диагноза. Но такой идеал, к сожалению, не всегда достижим. Понятия естественных классификаций, означающие её классификационные группы, не всегда содержат признаки, пригодные для лёгкого и удобного определения. Приходится прибегать к двойной системе: наряду с системой, которая конституирует классификационные группы, выделяют ещё систему, служащую их узнаванию. Для этого выбирают как можно меньшее число легко распознаваемых признаков, сопутствующих тем комплексам свойств, которые в классификации характеризуют её группы, и являющихся Существенно различие как в характере, так и в функциях собственно классификации и определительной системы. Классификация как система распределения по группам объектов некоторой предметной области является продуктом индуктивного обобщения результатов эмпирического исследования этих объектов. Определительная же система предполагает дедуктивную процедуру, посредством которой происходит установление местоположения в уже имеющейся классификации интересующего нас объекта. В науке исторически первые классификации обычно являлись одновременно и определительными системами. Такое смешение классификации и определительной системы отличало, например, систематики Линнея. Да и после Линнея делались попытки непременно представлять классификации в качестве определительных систем, равно как и выдавать определительные системы за классификации. Потребность их развести возникает вместе с разработкой естественных классификаций, в которых группировки осуществляются не только и не столько на легко доступных для наблюдения основаниях. В современной биологии, где классификации охватывают великое множество видов организмов, для целей определения разрабатывают ключевые системы, иногда занимающие целые тома. Их составление, связанное с отбором наиболее удобных для диагностики признаков, весьма трудоёмкое дело. Диагностические признаки могут не иметь особого биологического или филогенетического значения, однако они должны гарантировать простой и лёгкий способ правильного определения. В биологии используются ключи нескольких типов, в основном дихотомические, основанные на альтернативном выборе. Ключ строится как расположение соответствующих диагностических признаков в виде ряда альтернатив: тезы, указывающей специфический признак категории (вида, рода, трибы или семейства), и антитезы, указывающей отсутствие такового либо наличие противоположного признака. Исследователь приходит к правильному определению интересующего его экземпляра, осуществляя в точной последовательности шаг за шагом свой выбор. Что касается диагностических признаков, то это должны быть: внешние признаки, которые можно наблюдать непосредственно; признаки, в равной степени присущие всем особям таксона (независимо от возраста и пола); признаки постоянные, устойчивые, не подверженные значительной индивидуальной изменчивости. Ключ строится как строго дихотомический, в каждом его пункте должны быть не более двух альтернатив. Последние формулируются точно и недвусмысленно и так, чтобы определение могло быть произведено, как правило, по одному экземпляру. Однако употребляются определительные ключи и иного типа, чем дихотомические. Например, рисуночные, весьма удобные для определений в полевых условиях, выполняемых неспециалистами. Такое раздвоение классификации, осуществляемое ради эффективного выполнения ей обоих своих назначений — быть естественной системой со всеми связанными с этим преимуществами и вместе с тем удобной для распознавания всех её объектов, вряд ли стоит рассматривать как какую-то особую трудность, возникающую на пути построения хорошей классификации. Главное, чтобы эти две системы — собственно классификация и определительная система — были согласованы друг с другом, чтобы группы определительной системы соответствовали группам естественной классификации. Подобный дуализм, связанный с функциональной специализацией, встречается в науке ме только в случае классификации. Он может существовать и на уровне теорий. Так, например, в физике наряду с волновой теорией света продолжают использовать для решения некоторых оптических задач и более архаичную лучевую теорию. Последняя применяется при конструировании оптических приборов, использующих линзы и зеркала определённых размеров, поскольку с позиций лучевой теории света математические решения задач, связанных с таким конструированием, проще, чем с позиций волновой теории. Вообще, принцип монизма в науке, при всей его предпочтительности, всё же не следует абсолютизировать. В каждой науке приходится решать множество разнообразных задач, применяя при этом различные методы и приёмы, и классификация в этом отношении не является исключением. |
|
Примечания: |
|
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. |
|
Оглавление |
|
|
|