Метод нужен для того, чтобы решать задачи нового класса. Вот как я попробовал бы это объяснить. Нас сейчас кормят баснями про то, что-де введём мы ЭВМ и этим упростим решение задач и уменьшим число занятых людей. Это ерунда. Введение ЭВМ увеличивает число занятых людей. Но оно со временем даст нам возможность решать задачи, которых мы ранее не решали. Когда разработали дифференциально-интегральное исчисление, то получили возможность вычислять площади, ограниченные кривыми. Но вот интересно — раньше люди имели дело с такими площадями? Имели. Решали задачи? Как-то решали. Вот стоит на базаре бочка, её измеряют палкой и говорят: тут около ста литров. И все тут. И никакое дифференциально-интегральное исчисление не было нужно. И если вы меня начнёте убеждать, что с помощью дифференциально-интегрального исчисления проще, чем с помощью этой палки, то ничего подобного. Даже при полной рафинированности этого метода. Представим, что организатор и управленец имеет дело со сложными объектами. Поскольку эти объекты захватываются им всегда в меру его «испорченности», «испорченности» его представлений, то сначала управление и руководство осуществляется поверхностно, а всё остальное, что не захватывается управлением и руководством, живёт собственной естественной жизнью. Есть граница между тем, что захвачено управлением и живёт искусственно, и тем, что живёт естественно. Когда у управленца появляются новые средства и методы, он может вычерпать ими новый слой, сделать это управление более эффективным. Потом — следующий слой. Причём, с моей точки зрения, он каждый раз управляет этим объектом, но только сначала по одному набору параметров, лежащих на поверхности, предоставляя всё остальное естественному течению дел, а потом — по большему набору параметров. Внедрение новых средств, в том числе системного анализа, даёт нам возможность управлять и организовывать конкретнее и по большему числу параметров. Внедрение новых методов всегда связано с усложнением оргуправленческой системы. Что это нам дает? Это нам даёт возможность делать то, чего мы не делали раньше, и не делать того, что мы делали до этого. С моей точки зрения, внедрение новых методов всегда производится небольшой группой энтузиастов, которым нужно Мне однажды пришлось беседовать с известным кинорежиссёром, резким в своих формулировках, и он мне выдал формулу, которой я сейчас люблю пользоваться. Он сказал так: попытка простого решения сложных проблем — это и есть то, что мы называем фашизмом. Я хотел бы это пояснить. С моей точки зрения, для сложных проблем не существует простых решений. Это для меня очень важно. Есть всегда один путь: когда сложные проблемы решаются за счёт сложных методов. Каждый раз, когда мы пытаемся решать сложные проблемы простыми методами, мы всегда становимся на путь разрушения живого целого — вот что он хотел сказать. Функции знанияЗнания — это отнюдь не обязательно орудия или инструменты. Более того, это скорее не орудия и не инструменты, а нечто принципиально более важное, более значимое. И тот, говорю я, кто рассматривает знание как орудие или инструмент работы, низводит себя как человека до придатка этих орудий. Он говорит: дайте мне молоток, гвоздь и скажите, что и куда забивать. Дайте мне автомат, и чтобы он был надёжным и простым — и я буду стрелять. Неважно, будет ли это военное орудие или производственное, но в этом случае человек рассматривает себя как работягу. А это, между прочим, хотим мы этого или нет, означает — как наёмника. Он — придаток к этому орудию, и его используют вместе с этим орудием или инструментом, они скреплены. Знание выступает как несущее определённый способ действия. Каждый такой способ действия развёртывается в две способности: в способность действовать и в способность понимать. И эти функции являются характерными для всякого знания. Знание несёт в себе определённые способы действия и человеческие способности: способность действовать и способность понимать. Подавляющее большинство действий в кооперированных организованных структурах есть действия без понимания. И когда один становится носителем цели, а другие организованы на нижележащем уровне, то эти другие не только могут, но и обязаны действовать без понимания. В этом, кстати, смысл организации. Организация есть такая форма структурирования человеческого труда, при которой — хотим мы этого или нет — право и способность ставить цели и понимать смысл деятельности отнимаются у подавляющего большинства участников труда и узурпируются, присваиваются руководителем и управляющим. Вы знаете, что когда начался Нюрнбергский процесс, то пришлось многих военных преступников оправдать, потому что каждый отвечал, что он выполнял свой долг, что он винтик этого механизма и давал присягу, что будет выполнять предписания вышестоящих начальников. Поэтому я и говорю, что в рамках организации, с одной стороны (я потом буду говорить и о другой), люди не обязаны понимать, что они делают. Они должны действовать определённым образом независимо от того, понимают они, что делают, или нет. Я различаю четыре формы воплощения знания. Я говорю: вполне возможно использование знания как инструмента, возможно и необходимо — это нормальное использование знания. Но не в этом его специфика. Знание ориентировано по отношению к человеку иначе. Знание есть то, что меняет, трансформирует, делает другим, более сильным самого человека. Знание, говорю я, должно рассматриваться не столько орудийно и инструментально, сколько в отношении к способностям человека. Знающий человек, говорю я, не инструмент или орудие имеет, хотя это тоже есть. Человек, имеющий знание, за счёт этого знания получает способ действия, превращающийся в его способность. И далее я разделяю способность действовать и способность понимать — это разные вещи. Теперь возникает вопрос, законный и точный: что же, по этой схеме выходит, что люди могут обладать высокой способностью к действию без способности к пониманию? Странно? Я говорю: нет, ничего странного в этом нет. Это не значит, что человек не думает, ибо и для того, чтобы осуществить действие без понимания, надо думать, поскольку надо это действие построить. Мы совершаем действия, а потом начинаем понимать их смысл, близкие и более далёкие последствия. Человек всегда включён в сложнейшую ситуацию, от которой волнами распространяются последствия его действий. Поэтому мы говорим, что последствия наших действий ждут нас впереди на нашем пути. Я утверждаю, что употребление знания как способа действия, как способности действовать и понимать задаёт противоречащие, по крайней мере иные требования к организации знания, нежели употребление знания как орудия, как инструмента. Если относительно инструмента или орудия мы можем с Мы говорим, что это знание должно быть настолько сложным, чтобы сделать ещё более сложными нас самих и поставить вровень со временем, с уровнем задач. Теперь посмотрим на историю человека. Для того чтобы замкнуть производство знаний в любой из этих функций — орудия, способности действовать, понимания, — человек должен всё время перетягивать Но и техник не конец цепи: дальше стоит учёный, который даёт ему знание, учитель, который его формирует, и философ, который всегда обслуживает учителя. Инженерный подходДальше кооперация усложняется. Появляется инженер в высоком смысле — это человек, который всё может. Инженер Смит в «Таинственном острове». У него одно кофейное зерно — он вырастил плантацию. Он всё может сделать. Он автономен, поскольку он — инженер. Он автономен, и ему не нужны те, кто создаёт средства. Он и знание, как учёный, создаст, и средства, технику — он в себе это объединяет. И мы приходим к методологу. Теперь методолог — это тот, кто автономен, собирая в себе все эти функции. Мы постоянно идём к микрокосму, и для нас актуальна проблема человеческой личности как противостоящей сложной организации. Между ними всегда идёт борьба. Ибо человек всё время решает одну проблему: винтик я в этой машине, организации, маленький частичный её придаток или я сам Выбор позиции — самоопределение. Люди постоянно поляризуются. Они поляризуют себя в силу своих установок. Один говорит: я хочу иметь простые средства, простые орудия, я буду брать то, что сделало человечество, дайте мне простые средства, я буду учиться их использовать. Другой говорит: человечество развивается, и я должен всё время бежать наперегонки с ним, взять основные знания, включиться в этот процесс сотворения нового, участвовать в развитии того, что я получил. Вот человек рождается — перед ним море всей прошлой накопленной культуры. Он может к ней отнестись. Человеку надо отнестись к этой культуре, он её всю должен взять, встать на один уровень с ней, вобрать эти знания и включиться в процесс производства новых способов действия, формирования новых человеческих способностей (он их носитель) и производства орудий и инструментов как средств. И это, говорю я, каждый раз альтернатива. И человек её для себя каждый раз решает. Тогда у него появляются две позиции относительно этих знаний. В одном случае он говорит, что они должны быть простыми и удобными в использовании. А в другом случае он говорит: я должен освоить — пусть в уплотнённой, компактной форме — весь мир культуры. Это две полярные, предельные точки зрения. И, хотим мы или нет, мы всё время должны выбирать между ними. Может быть, не самую крайнюю позицию, но между ними. Между одним краем и другим. Позиция и самоорганизацияУ нас, в нашем действии, основная проблема всегда в том, как самоорганизоваться, как начать действовать, с тем чтобы прийти к поставленной цели, к нужному результату. Итак, первая проблема — это проблема организации собственных действий. Я сделаю смелое утверждение. Ситуаций, в которых человек действует, много. Их все заранее не предскажешь и не опишешь. Поэтому организация собственных действий должна быть во многом независима от конкретных особенностей ситуации. Организация собственных действий должна быть автономной от условий ситуации, Но обобщённые подходы неудобны, поскольку они не схватывают конкретику ситуации. И я делаю важный вывод: подходы или способы (способы — более мелкие единицы, из которых подходы складываются) и человеческие способности (а они, как я рассказывал, строятся во многом на базе рефлексии нашего опыта) всегда соотносительны. Для употребления определённого подхода или способа требуются определённые способности, и наоборот. Скажем, чем конкретнее способности, тем обобщённее может быть подход. Но принцип остаётся: любому человеку с любыми способностями нужно прежде всего самоорганизоваться, определить, что ему делать и как, в том числе в необычной, неопределённой, не полностью описанной ситуации. И для этого ему нужны способы и подходы. В чём способы и подходы выражаются в первую очередь? Нередко они выражаются в принципах. Принципы как раз и фиксируют действия — как действовать. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|